Программа курса этики человеческих отношений
рабочая программа (9 класс) по теме
Пояснительная записка к программе курса этики человеческих отношений в условиях школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_etiki.doc | 59.5 КБ |
rol_urokov_etiki_v_shkole-internate.ppt | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса этики человеческих отношений для воспитанников школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Проблема. Актуальность.
Роль семьи для человека велика. В семье закладываются ценностные ориентации, установки, направленные на самореализацию личности в обществе. Основные морально-этические ценности формируются в семье. Те, кто провел свое детство в стенах школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют позитивного образца отношений в семье (порой, наоборот, имеют отрицательный). По наблюдениям специалистов причины неудач в общении, характерные для большинства выпускников, обусловлены специфическими особенностями их личности:
- отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно отстраненное отношение к ним, неумение общаться;
- неразвитые культура чувств и социальный интеллект, недостатки полоролевого развития;
- у многих воспитанников слабо развито чувство ответственности за свои поступки, за благополучие тех, кто связал с ними свою жизнь;
- эгоизм, потребительское отношение к близким, неумение заботиться о них;
- низкая самооценка, неуверенность в себе.
Это приводит к тому, что выпускники школы-интерната испытывают большие трудности во взрослой жизни, неумение строить отношения в семье и обществе. Поэтому подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни является очень серьезной и сложной проблемой, актуальность которой не снижается.
Цели обучения этике человеческих отношений. Цели обучения этике человеческих отношений в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Складываются две стороны назначения этического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира этическим методом.
Детей нужно учить этике и нравственности так же, как наукам, музыке, искусству. И это обучение требует постоянного внимания и совершенствования.
Без базовой нравственно-этической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе-интернате этика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин: литературы, истории, обществознания, биологии, химии и др.
Ведущую роль играет формирование алгоритмического мышления, воспитание умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе проигрывания ситуаций – основной учебной деятельности на уроках этики – развивается творческая и прикладная стороны мышления. Использование на уроках этики дополнительную литературу, афоризмы известных людей мира, пословицы и поговорки дает возможность развивать у учащихся точную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие средства.
Роль нравственно-этической подготовки в общем образовании воспитанника ставит следующие цели обучения этике человеческих отношений в школе-интернате:
- овладение конкретными нравственно-этическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования, для социализации воспитанников школы-интерната;
- интеллектуальное развитие воспитанников, формирование качеств мышления, характерных для нравственно-этической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
- Формирование представлений о законах этики, об этике как методе познания действительности:
- Формирование представлений об этике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости этики для общественного прогресса.
Организация учебно-воспитательного процесса. Образовательные и воспитательные задачи обучения этике человеческих отношений должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики этики как учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания.
Формирование нравственно-этической культуры воспитанника – довольно широкое и емкое понятие, оно включает, прежде всего, обучение ребенка жить в гармонии с самим собой, с миром, чтобы, принимая то или иное решение, он мог поступить так, чтобы в последствии не пожалеть об этом.
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения. Необходимо реализовать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование технических средств обучения, компьютерных технологий. Помимо традиционных желательно использование методов обучения в группе Методы обучения в группе – это кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование, «мальчишники» и «девишники», упражнения-энергизаторы (физминутки).
Критерием успешной работы учителя должно служить качество нравственно-этической подготовки воспитанников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-либо метода, приема, формы и средства обучения.
Необходимо ориентировать учебный процесс на рациональное сочетание устных и письменных видов работы. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей деятельности, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.
Структура курса этики человеческих отношений. В курсе этики человеческих отношений 5 – 11 классов с учетом возрастных особенностей воспитанников и сложившихся традиций выделяются две ступени обучения: основная школа (5-9 классы) и старшая школа (10-11 классы). В основной школе изучается предмет «этика человеческих отношений», в старшей школе – «Этика и психология семейной жизни».
Целью изучения курса этики человеческих отношений в 5-7 классах систематическое развитие понятия этики.
Целью изучения курса этики человеческих отношений в 5 классе является знакомство и систематическое развитие понятия этики, культуры речи, выработка умений продуктивно общаться, формирование умений подчиняться требованиям и правилам, ориентироваться на социальные нормы. Знакомятся с понятиями ПАВ – психоактивное вещество, причинами употребления ПАВ, учатся соблюдать безопасность и сопротивляться давлению.
В ходе изучения курса воспитанники развивают навыки общения, познают, как не мешать окружающим людям, учатся преодолевать негативные черты характера: страх, боязнь.
Целью изучения курса этики человеческих отношений в 6 классе является систематизация этических знаний.
Воспитанники познают, как быть принятыми окружающими людьми. В ходе изучения курса воспитанники учатся преодолевать негативные черты характера: обман, вранье, ложь, развивают положительные качества личности: честность и правдивость, бескорыстность, благодарность. Продолжается индивидуальная работа по самовоспитанию.
Целью изучения курса этики человеческих отношений в 7 классе является расширение понятия ответственность, развитие стремления к самовоспитанию.
Воспитанники должны прожить, прочувствовать, познать зависимость его личностных «хочу» от «надо» и наоборот. В ходе изучения курса воспитанники учатся преодолевать негативные черты характера: зависть, гордыня, вспыльчивость, надменность, прививать положительные качества: воля, деликатность, внимание.
Курсу присущи системообразующий и обобщающий характер изложений, направленный на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в 5-6 классах.
Целью изучения курса этики человеческих отношений в 8 классе является расширение знаний о себе и человеке в целом, развитие эмоциональной сферы воспитанников, снижение половой агрессивности.
У воспитанников прививается чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей. Раскрываются понятия достоинство, женственность, мужество, великодушие. В ходе изучения курса воспитанники учатся преодолевать негативные черты характера: злобность, жестокость, злословие.
Целью изучения курса этики человеческих отношений в 9 классе является формирование понятия смысла и цели жизни человека, представления о сексуальных отношениях, гигиене и безопасности, навыков взаимоотношений между девушкой и юношей, понимание своей роли в обществе.
Воспитанники познают противоречия личных интересов с общественными. В ходе изучения курса воспитанники учатся преодолевать негативные черты характера: лицемерие, угодничество, приспособленчество.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5-7 класс
Человек среди людей
Средства общения. Внимание к людям. Умение слушать собеседника. Воображение. Уважение к людям. Сочувствие. Настроение. Учимся вежливости. Слова приветствия, прощания, извинения, просьбы. Скрытая просьба. Благодарность.
Этика и этикет. Поведение за столом. В гостях. В театре. Внутренняя и внешняя воспитанность. Уважение. Дерзость. Дисциплина. Бескорыстность. Благотворительность. Честность и правдивость. Благодарность. Доброта. Доброе отношение к людям. Манеры поведения. Условия эффективного общения.
Доброта и доброжелательность. Деликатность. Варварство. Вспыльчивость. Вульгарность. Зависть. Жестокосердие. Нахальство.
Самовоспитание
Поведение на улице, в транспорте. Азбука юного пешехода. Учимся вежеству.
Непримиримость к грубости. Равнодушие. Турнир вежливых и внимательных..
Познай себя. Характер. Внимание, память, мышление. Воля и волевые качества личности. Судьба.
Ответственность
Ответственность. Есть ли границы у ответственности. Ответственность за свои поступки. Самовоспитание.
Полезные и вредные привычки
Полезные и вредные привычки.
ПАВ. Почему люди употребляют ПАВ? Соблюдай безопасность. Давление.. Ингалянты.
Тревожность. Как преодолеть тревожность? Знакомство. Алкоголь. Курение. Наркотики. Марихуана. Наркомания. Манипулирование. Как отличить манипулирование от давления?
Самооценка. Стеснительность. Мифы и правда о ПАВ.
Здоровье
Мое здоровье. Кто в ответе за мое здоровье? Перед кем я несу ответственность за свое здоровье? За кого я несу ответственность? Вперед к здоровью!
8-9 классы
Роскошь человеческого общения
Здравствуй, человек! Мы живем, чтобы оставить след. Роскошь человеческого общения. Жить с достоинством. Что это значит? Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
Забота. Благодарность. Великодушие. Бесчувственность. Злословие. Совесть. Нужна ли она.
Познай себя. Как мы общаемся. Строить отношения. Совесть. Добро и зло.
Умей познать другого.
Дружба и любовь
Человек. Личность. Смысл жизни человека. Счастье жить. Дружба и любовь. Умеем ли мы дружить? Настоящая дружба.
Достоинство. Мужество. Рыцарство. Женственность. Девичья гордость и мужское достоинство.
В чем смысл любви? Любовь и влюбленность. Любви все возрасты покорны. Делать подарок любимым. Любовь – величайшая ценность.
Ответственность
Свобода и ответственность Преступление и наказание. Законы и правила.
Ответственность и безответственность. Полезны ли полезные привычки. Умей познать другого.
Свобода и ответственность. Есть ли у нас рабство? Преступление и наказание. Законы и правила.
Есть ли у нас выбор? Ценностные ориентации. Как получить то, что хочешь?
Вредные и полезные привычки
Подросток и алкоголь. Алкоголь, никотин: в чем опасность? Осторожно, наркомания!
Проблемы курения, алкоголизма, наркомании. Можно ли прожить без алкоголя?
Здоровье
В здоровом теле здоровый дух. Ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих. Путь к здоровью.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Те, кто провел свое детство в стенах школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют позитивного образца отношений в семье (порой, наоборот, имеют отрицательный). Роль семьи
Причины неудач в общении отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно отстраненное отношение к ним, неумение общаться; неразвитые культура чувств и социальный интеллект, недостатки полоролевого развития; у многих воспитанников слабо развито чувство ответственности за свои поступки, за благополучие тех, кто связал с ними свою жизнь; эгоизм, потребительское отношение к близким, неумение заботиться о них; низкая самооценка, неуверенность в себе
Цели обучения этике человеческих отношений в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Назначение этического образования практическая духовная
литература право этика обществознание биология химия
Цели обучения этике овладение конкретными нравственно-этическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования, для социализации воспитанников школы-интерната; интеллектуальное развитие воспитанников, формирование качеств мышления, характерных для нравственно-этической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе; Формирование представлений о законах этики, об этике как методе познания действительности; Формирование представлений об этике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости этики для общественного прогресса.
Цели программы Овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями , а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения для социализации воспитанников школы-интерната
Формирование нравственно-этической культуры воспитанника – довольно широкое и ёмкое понятие, оно включает, прежде всего, обучение ребенка жить в гармонии с самим собой, с миром, чтобы, принимая то или иное решение, он мог поступить так, чтобы в последствии не пожалеть об этом.
Задачи курса Предоставление объективной, соответствующей возрасту информации об этике человеческих отношений, способствование увеличению знаний воспитанников путем обсуждения проблем, связанных с общением. Формирование у воспитанников мотивационной сферы этического поведения. Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению воспитанников понять окружающих и анализировать свои отношения с ними. Учить воспитанников эффективно общаться, делать здоровый выбор и принимать ответственные решения. Воспитывать стремление к самовоспитанию.
Структура курса этики человеческих отношений 5 класс - развивают навыки общения, познают, как не мешать окружающим людям, учатся преодолевать негативные черты характера: страх, боязнь 6 класс - учатся преодолевать негативные черты характера: обман, вранье, ложь, развивают положительные качества личности: честность и правдивость, бескорыстность, благодарность. 7 класс - учатся преодолевать негативные черты характера: зависть, гордыня, вспыльчивость, надменность, прививать положительные качества: воля, деликатность, внимание. 8 класс - учатся преодолевать негативные черты характера: злобность, жестокость, злословие. 9 класс - учатся преодолевать негативные черты характера: лицемерие, угодничество, приспособленчество.
Содержание курса 5-7 класс Человек среди людей Само- воспитание Ответ- ственность Полезные и вредные привычки Здоровье
Содержание курса 8-9 классы Роскошь человеческого общения Дружба и любовь Ответствен- ность Вредные и полезные привычки Здоровье
Человек среди людей (5-7 классы) Средства общения. Внимание к людям. Умение слушать собеседника. Воображение. Уважение к людям. Сочувствие. Настроение. Учимся вежливости. Слова приветствия, прощания, извинения, просьбы. Скрытая просьба. Благодарность. Этика и этикет. Поведение за столом. В гостях. В театре. Внутренняя и внешняя воспитанность. Уважение. Дерзость. Дисциплина. Бескорыстность. Благотворительность. Честность и правдивость. Благодарность. Доброта. Доброе отношение к людям. Манеры поведения. Условия эффективного общения. Доброта и доброжелательность. Деликатность. Варварство. Вспыльчивость. Вульгарность. Зависть. Жестокосердие. Нахальство.
Роскошь человеческого общения (8-9 классы) Здравствуй, человек! Мы живем, чтобы оставить след. Роскошь человеческого общения. Жить с достоинством. Что это значит? Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. Забота. Благодарность. Великодушие. Бесчувственность. Злословие. Совесть. Нужна ли она. Познай себя. Как мы общаемся. Строить отношения. Совесть. Добро и зло. Умей познать другого.
Самовоспитание (5-7 классы) Поведение на улице, в транспорте. Азбука юного пешехода. Учимся вежеству. Непримиримость к грубости. Равнодушие. Турнир вежливых и внимательных.. Познай себя. Характер. Внимание, память, мышление. Воля и волевые качества личности. Судьба.
Дружба и любовь (8-9 классы) Человек. Личность. Смысл жизни человека. Счастье жить. Дружба и любовь. Умеем ли мы дружить? Настоящая дружба. Достоинство. Мужество. Рыцарство. Женственность. Девичья гордость и мужское достоинство. В чем смысл любви? Любовь и влюбленность. Любви все возрасты покорны. Делать подарок любимым. Любовь – величайшая ценность.
Ответственность (5-7 классы) Ответственность. Есть ли границы у ответственности. Ответственность за свои поступки. Самовоспитание.
Ответственность (8-9 классы) Свобода и ответственность. Преступление и наказание. Законы и правила. Ответственность и безответственность. Полезны ли полезные привычки. Умей познать другого. Свобода и ответственность. Есть ли у нас рабство? Преступление и наказание. Законы и правила. Есть ли у нас выбор? Ценностные ориентации. Как получить то, что хочешь?
Полезные и вредные привычки (5-7 классы) Полезные и вредные привычки. ПАВ. Почему люди употребляют ПАВ? Соблюдай безопасность. Давление.. Ингалянты. Тревожность. Как преодолеть тревожность? Знакомство. Алкоголь. Курение. Наркотики. Марихуана. Наркомания. Манипулирование. Как отличить манипулирование от давления? Самооценка. Стеснительность. Мифы и правда о ПАВ.
Вредные и полезные привычки (8-9 классы) Подросток и алкоголь. Алкоголь, никотин: в чем опасность? Осторожно, наркомания! Проблемы курения, алкоголизма, наркомании. Можно ли прожить без алкоголя?
Здоровье (5-7 классы) Мое здоровье. Кто в ответе за мое здоровье? Перед кем я несу ответственность за свое здоровье? За кого я несу ответственность? Вперед к здоровью!
Здоровье (8-9 классы) В здоровом теле здоровый дух. Ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих. Путь к здоровью.
Методы достижения поставленных целей и задач
Комбинация традиционных и групповых методов обучения Лекции Аудио-визуальные средства Наглядные пособия Обсуждение в группах Ролевые игры, сценки Выступление в роли обучающего
Мозговой штурм Групповая дискуссия Ролевое моделирование Проблемное обучение (научное творчество,практическое творчество, художественное творчество) Активные методы обучения Игровые технологии Групповые технологии (КТД)
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения этике человеческих отношений и в воспитательной работе в условиях школы-интерната просто необходимо. В связи с тем, что специальных учебников по этике нет, при изучении курса учащиеся учатся пользоваться разными источниками информации: литературой, интернетом, средствами массовой информации, анализировать, выбирать нужное, сравнивать и делать выводы.
В каждом классе каждый воспитанник (можно группа) должен выбрать тему для исследования, ознакомиться с информационными источниками по этой теме, выполнить творческую работу, оформить ее в форме реферата, презентации и выступить с ней перед классом на уроке этики. Такой подход предполагает овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях.
Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить ее результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий: ИКТ ; проблемных, исследовательских образовательных технологий; развивающих образовательных технологий.
На уроках этики, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению этих проблем, обеспечивается оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов.
ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ: 5 класс Просить или не просить? Курить или не курить? Можно ли создать самому свое настроение? Пословицы и поговорки о курении.
6 класс Внутренняя и внешняя воспитанность. Как я могу совершить благотворительность? Хорошо ли быть равнодушным? Есть ли границы у ответственности? Манипулирование. Хорошо или плохо? Кто в ответе за мое здоровье? Пословицы и поговорки о пьянстве.
7 класс Характер – от рождения или от воспитания? Человек может все?! Стеснительность: хорошо или плохо? Мифы об алкоголе. Мифы о наркотиках. Перед кем и за кого я несу ответственность? К чему приводит лень?
8 класс Жить с достоинством. Что это значит? Могу ли я быть волшебником? Кто заботится о тебе, и о ком заботишься ты? Ответственность и безответственность. Полезны ли полезные привычки? Как правильно общаться? Я выбираю жизнь! (О вреде алкоголя, курения, наркотиков) Умеем ли мы дружить? Любовь или влюбленность?
9 класс Как мы общаемся? Совесть. Нужна ли она? Законы и правила. Если их не соблюдать… Зачем нужны добрые дела? В чем смысл жизни человека? В чем смысл любви? Почему уходит любовь? Рыцари – это современно? Какова она – современная девушка? Человек свободного общества. Свободен ли я? Есть ли у нас рабство? Ценностные ориентации подростков. Как я могу получить то, что хочу.? Можно ли прожить без алкоголя? Я выбираю жизнь! (О вреде алкоголя, курения, наркотиков)
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Активное обучение помогает перейти от программных форм и методов обучения к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. Активные методы на уроках этики: мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование, проигрывание ситуаций, коллективная творческая деятельность и др., игры в форме телепередачи «Что, где, когда?», «Окна», «Звездный час» и т.п.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИГРЫ НА УРОКАХ ЭТИКИ: «Маски», «Жесты», «Иностранец», «Художник», «Глухой телефон», «Сочиняем сказку», «Я садовником родился», «Если бы я был волшебником», «Цветопись настроения», «Жмурки», «На улице» и др.
ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Алгоритм группового обучения: Установить правила и обучить им. Назначить каждому свою роль. Распределить задания и каждому указать время его выполнения. Дать классу ответный комментарий.
Все перечисленные технологии применяются при обучении воспитанников этике в комплексе, они взаимосвязаны между собой. Программа курса этики человеческих отношений дает широкие возможности для использования современных образовательных технологий и предполагает их обязательное применение.
Проблемы использования методов обучения Дети могут начать обсуждать недетские проблемы. В этом случае неоценима роль учителя в создании положительной психологической атмосферы на уроках, без которой применение эффективных методов обучения этике невозможно. Разные ответы групп на один и тот же вопрос. Учитель должен в этом случае констатировать факт наличия разных мнений (ответов) на один и тот же вопрос, поблагодарить каждую группу за ответ, никогда не критиковать никакие ответы, сказать, что все ответы отражают разные стороны сложной реальности, что каждая группа права по-своему.
Ожидаемые результаты Нравственно-этическое образование внесет вклад в формирование общей культуры воспитанника школы-интерната. Изучение этики способствует этическому воспитанию, пониманию красоты и изящества в природе и жизни. Овладев конкретными нравственно-этическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования, воспитанники школы-интерната легче адаптируются в обществе после окончания школы. Полученные знания , а также здоровые установки и навыки ответственного поведения будут играть существенную роль для социализации воспитанников школы-интерната.
Программа курса по этике человеческих отношений в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуальна на сегодняшний день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки этики человеческих отношений в школе-интернате
Те, кто провел свое детство в стенах школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют позитивного образца отношений в семье (порой, наоборот, имеют отрицател...
Власть как мерило всех человеческих отношений
творческая работа ученицы...
Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7
Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....
Развивающая программа "Мой дом" по формированию культуры человеческих отношений, для детей 7-14 лет.
В течение трех лет работаю по проблеме "формирования культуры человеческих отношений" в условиях детского дома, программа совершенствовалась изходя из потребностей воспитанников. В 2018 году...
Программа курса "Этика и психология семейной жизни"
Программа для 10 класса "Этика и психология семейной жизни" на 2020-2021 учебный год ( учебный план, тематическое планирование)...
Рабочая программа факультативного курса «Этика и психология семейных отношений» (10 класс)
Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей...
Рабочая программа факультативного курса "Этика и психология семейных отношений" 10 класс (социальное, духовно-нравственное направление)
Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей...