Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7
рабочая программа на тему
Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_etika_i_psikhologiya_semeynoy_zhizni.docx | 37.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптивная программа
курса «Этика и психология семейной жизни»
для учащихся 8-9 классов
специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7
педагога-психолога
Сологуб Марины Геннадьевны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основным смыслом учебно-воспитательного процесса является обучение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др. Научить подростка с нарушением интеллекта производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности - одна из основных задач адаптивной программы "Этика и психология семейной жизни".
Предлагаемый учебный курс является по своему содержанию интегрированным. В него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить систему нравственно-этических понятий, осуществить комплексный подход к формированию осознания и личности в целом.
В процессе работы по данной программе предстоит решить следующие задачи:
- знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего "Я"
- на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением
- системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях
- формировать представления о семье, ее роли в жизни человека
- формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.
- обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье
- формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни
- сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание.
Введение названного предмета в учебный план школы способствует развитию навыков социальной адаптации, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся.
Данная адаптивная программа составлена на основе рекомендованных для работы психологов программ:
- Алиева М.А, Гришанович Т.В., Лобанова л.в., Травникова Н.Г. Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. Под редакцией Е.Г. Трошихиной Тренинг развития жизненных целей С-Пб., 2001
- Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Тесты, опросники, ролевые игры. М.»Просвещение» 1991
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе. М. Генезис 2007
- Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с нем.: В 4-х томах М. Генезис 1998-1999
Вопросы, затрагивающие программой, помогают ребенку осознать свой внутренний мир, знакомя с законами нравственности, формируют нравственные понятия. Осознания этих вопросов помогают найти опору в жизни, понять ее смысл и смысл своего существования, правильно ориентироваться в жизни, не бояться настоящего, готовиться к будущему.
Учитывая наличие классов со сложной структурой дефекта тематика занятий изменяется с учетом особенностей данной категории обучающихся. Основной целью работы является воспитание у детей навыков поведения в обществе, формирование элементарных навыков взаимодействия со сверстниками, взрослыми, позитивного отношения к деятельности, частичная коррекция эмоционально- личностной и познавательной сферы.
Содержательная часть занятия варьируется в зависимости от уровня развития познавательной и эмоционально-личностной сферы участников группы. В процессе занятия важно установление эмоционального контакта, создание у каждого обучающегося чувства принадлежности к группе, раскрытие возможностей каждого, закрепление положительных эмоций.
Программа способствует разрешению существующих проблем, развитию культурных взаимоотношений, учит разрешению межличностных, групповых и семейных конфликтов, способствует развитию положительных нравственных качеств личности, и качеств, значимых для будущей семейной жизни.
Занятия проводятся в форме: объяснения материала, рассказа учителя, беседы, диалога "учитель - учащийся", дискуссии, а также элементы проблемных методов обучения, драматизации, сюжетно-ролевые игры, решение различных "этических задач"(жизненные ситуации), проведение тестовых занятий для выяснения индивидуальных особенностей и проблем учащихся. Полученный материал используется для осуществления индивидуального подхода и последующей коррекционной работы с учащимися.
Структура занятия.
Каждое занятие условно разделяется на три части.
Вводная часть расширена, поскольку необходимо объяснить правила, уделить внимание мотивации участников и рассказать, в чем будет заключаться работа. Первое занятие имеет решающее значение для выработки групповых норм, мотивирования и включения детей в работу, а также определения дальнейшего направления движения.
Основная часть посвящена теме занятия, заключенной в определенный блок, и проводится в соответствии с программой. В зависимости от задач урока могут использоваться различные формы организации учебной деятельности и методические приемы, используются такие формы, методы, как беседы, рисование, создание коллажей, прослушивание песен, притч, историй, стихов и т. д. в соответствии с темой. Ученики могут обратиться к своим жизненным ситуациям и к тому, что происходит в группе. Все происходящее в группе, становится групповым опытом, который может быть осознан и интегрирован отдельными участниками и группой в целом. Для этого упражнения, работы, истории и т. д. обсуждаются и анализируются учащимися.
Примеры из жизни обсуждаются в группе. При обсуждении учащиеся приводят свои размышления по этому поводу, то есть проводится анализ содержания истории, затрагиваемых в ней тем. Для более глубокого анализа историю можно разыграть по ролям, нарисовать. Притча может открывать какую-либо тему, обращая участников к предмету занятия, какая-то история может оттенять определенную сторону обсуждаемого качества или свойства, способа общения. Притча может быть использована и для интеграции полученной информации, завершая тему. Историю легче принять, чем прямые слова, в ответ на нее не возникает сильного сопротивления.
Рисунки и коллажи выполняются в индивидуальной или групповой форме. Могут быть совместные рисунки в парах или тройках или в двух командах. Свои работы учащиеся представляют группе, о рисунках могут рассказывать сами авторы или зрители. Таким образом, опыт каждого становится доступен всем участникам группы.
Специальные мероприятия по завершению занятия имеют целью символическое окончание занятия, отреагирование накопившихся, но не выраженных чувств, настрой на обычные дела. Периодически необходимо предлагать детям подвести итоги и оценить свой опыт, полученный в результате занятий. Завершение может подводить итог работы вербально, но может быть и чисто игровым. Упражнения не занимают много времени, дают возможность посмеяться, отреагировать не проявленные эмоции, помогают внутренне закончить занятие. Кроме того, такое "обрамление" позволяет более выпукло воспринимать основную часть.
Соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, учащиеся 9 классов, продолжают изучение тем, включенных в программу для 8 класса. Программа построена по тому же принципу: опора на имеющиеся знания и умения и навыки, формирование на их базе новых, расширяя и углубляя изучаемые ранее темы.
Программа рассчитана на два года обучения, занятия проводятся один раз в неделю. Распределение тем и часов по конкретной теме может варьироваться педагогом в зависимости от степени готовности учащихся к восприятию предлагаемого материала. Педагог вправе сокращать предлагаемый материал или, наоборот, добавлять новые темы.
Учебно-тематический план
8 классы
№ | Наименование темы | часы |
1 | Вводное занятие | 1 |
I | Целостная картина своей личности | |
1 | Кто "Я"? Какой "Я"? | 2 |
2 | Психология индивидуальности. Что мы можем | 2 |
3 | "Я" и "мы". Дружба и этикет | 2 |
4 | Искусство общения и взаимопонимания. Способы и виды общения. | |
Выработка навыка бесконфликтного выхода из проблемной ситуации | 3 | |
5 | Обобщающее занятие по разделу | 1 |
II | Личность и семья | |
1 | Женственность. Мужественность. | 1 |
2 | О дружбе, влюбленности , любви … и культуре поведения влюбленных | 1 |
3 | Брак и семья в истории человечества | 1 |
4 | Спутник жизни. Формирование качеств значимых в семейной жизни | 2 |
5 | Как построить свою семью | 1 |
6 | Планирование семьи | 1 |
7 | Обобщающее занятие по разделу | 1 |
III | Структура семьи | |
1 | Социальная сущность семьи | 1 |
2 | Функции семьи | 1 |
3 | Структура семьи (хозяин, хозяйка…) | 2 |
4 | Организация семейного хозяйства. Распределение хозяйственных обязанностей в семье. Организация совместного труда | 2 |
5 | Обобщающее занятие по разделу | 1 |
IV | Взаимоотношения в семье | |
1 | Семейная азбука начинается с "мы" | 2 |
2 | Секреты счастливых семей | 1 |
3 | Какими должны быть родители | 1 |
4 | Вредные привычки, отрицательно влияющие на быт семьи | 1 |
5 | Семейные конфликты. Причины. Их предупреждение | 2 |
6 | Обобщающее занятие по разделу | 1 |
Учебно-тематический план для учащихся со сложной структурой дефекта
8 “В” класс
№ | Наименование темы | часы |
1 | Вводное занятие | 1 |
I | Целостная картина своей личности | |
1 | Кто "Я"? | 2 |
2 | Какой “Я”? | 2 |
3 | "Я" в своих глазах и в глазах других людей | 2 |
4 | Эффективные приемы общения | 3 |
5 | Обобщающее занятие по разделу | 1 |
II | Личность и семья | |
1 | Женственность. Мужественность. | 2 |
2 | Мотивы наших поступков | 2 |
3 | Культура поведения влюбленных | 1 |
4 | Формирование качеств значимых в семейной жизни | 2 |
5 | Как построить свою семью | 1 |
6 | Повседневная жизнь семьи | 2 |
7 | Функции семьи | 1 |
8 | Структура семьи (хозяин, хозяйка…) | 2 |
9 | Организация семейного хозяйства. Распределение хозяйственных обязанностей в семье. Организация совместного труда | 3 |
III | Взаимоотношения в семье | |
1 | Семейная азбука начинается с "мы" | 2 |
2 | Секреты счастливых семей | 1 |
3 | Какими должны быть родители | 1 |
4 | Вредные привычки, отрицательно влияющие на быт семьи | 1 |
5 | Семейные конфликты. Причины. Их предупреждение | 2 |
Учебно-тематический план
9 классы
№ | Наименование темы | часы | |
1 | Вводное занятие | 1 | |
I | Блок социальной активности | ||
1 | Социальная самоидентификация | 1 | |
Роли и социальные институты | 1 | ||
3 | Формирование социальных навыков: | ||
- "задавания вопроса" | 1 | ||
- "начало беседы" | 1 | ||
- "принятие критики" | 1 | ||
- "как сказать "нет" | 1 | ||
- "просьба о помощи" | 1 | ||
- "отстаивание своего мнения" | 1 | ||
II | Семейный блок | ||
1 | Понятие семьи. Науки, изучающие отдельные стороны семейной жизни | 1 | |
2 | Осознание и принятие своего семейного опыта | 1 | |
3 | Женственность. Мужественность. Поло-ролевая идентификация | 1 | |
4 | Выбор партнера. Качества будущего избранника | 1 | |
5 | О дружбе, влюбленности, любви… и культуре поведения влюбленных | 1 | |
6 | Спутник жизни: кто? На сколько? А если его нет? | 1 | |
7 | Семья, взаимоотношения в ней. Представления о своей будущей семье | 1 | |
8 | Любовь и семья: закон и обычаи | 1 | |
9 | Особые семьи | 1 | |
III | Взаимоотношения в семье | ||
1 | Семейная азбука начинается с "мы" | 1 | |
2 | Семья - коллектив родственников | 1 | |
3 | Влияние личностных качеств на взаимоотношения в семье | 1 | |
4 | О законах совместимости | 1 | |
5 | Вредные привычки, отрицательно влияющие на быт семьи | 1 | |
6 | Дом славен трудом | 1 | |
7 | Роль женщины в сохранении домашнего очага | 1 | |
8 | Роль отца в семье | 1 | |
9 | Организация семейного хозяйства. Распределение хозяйственных обязанностей в семье. Проведение семейного досуга | 3 | |
IV | Государство и семья | ||
1 | Брак. Права и обязанности супругов | 1 | |
2 | Правовое регулирование семейных отношений | 1 | |
3 | Семейные конфликты. Их предупреждение. Правила решения конфликтов | 1 | |
4 | Расторжение брака | 1 | |
Обобщающее занятие за год | 1 |
Учебно-тематический план для учащихся со сложной структурой дефекта
9 “В”класс
№ | Наименование темы | часы | |
1 | Вводное занятие | 1 | |
I | Блок социальной активности | ||
1 | Какие роли мы выполняем | 2 | |
2 | Формирование социальных навыков: | ||
- "как задать вопрос" | 1 | ||
- "как начать беседу" | 1 | ||
- "принятие критики" | 1 | ||
- "как сказать "нет" | 2 | ||
- "как попросить о помощи" | 1 | ||
- "отстаивание своего мнения" | 1 | ||
II | Семейный блок | ||
1 | Понятие семьи (или что такое семья?) | 1 | |
2 | Женственность. Мужественность. Поло-ролевая идентификация | 1 | |
3 | Выбор партнера. Качества будущего избранника | 2 | |
4 | О дружбе, влюбленности, любви… и культуре поведения влюбленных | 2 | |
5 | Представления о своей будущей семье | 2 | |
6 | Какие бывают семьи | 1 | |
7 | Семья - коллектив родственников | 1 | |
8 | Вредные привычки, отрицательно влияющие на быт семьи | 1 | |
9 | Роль женщины в сохранении домашнего очага | 1 | |
10 | Роль отца в семье | 1 | |
11 12 13 | Организация семейного хозяйства. Распределение хозяйственных обязанностей в семье. Проведение семейного досуга | 1 1 1 | |
IV | Государство и семья | ||
1 | Брак. Права и обязанности супругов | 2 | |
2 | Правовое регулирование семейных отношений | 2 | |
3 | Семейные конфликты. Их предупреждение. | 1 | |
4 | Правила решения конфликтов | 2 | |
Обобщающее занятие за год | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Разумихина Г.П. Мир семьи. Книга для учащихся старших классов по курсу “Этика и психология семейной жизни”. М., 1986.
2. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ.ред. и встпл. ст. Л.П.Петровской. – 2-е изд. – М., Прогресс., 1993. – 368 с.
3. Смит М. Тренинг уверенности в себе: Пер. с анг. – Спб., ИК “Комплект”, 1998 – 244 с.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1. – М., Генезис, 1998. – 160 с., ил.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 2. – М., Генезис, 1998. – 160 с., ил.
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 3. – М., Генезис, 1999. – 160 с., ил.
7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 4. – М., Генезис, 1999. – 160 с., ил.
8. Пришвин М. М. Глаза земли, М., 1957.
9. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
10. Психология личности. Тексты. М., 1982.
11. Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
12. Алиева М.А, Гришанович Т.В., Лобанова л.в., Травникова Н.Г. Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. Под редакцией Е.Г. Трошихиной Тренинг развития жизненных целей С-Пб., 2001
13. Ковалев С.В. Психология современной семьи. Книга для учителя М. «Просвещение»1988
14. Ковалев С.В. подготовка старшеклассников к семейной жизни. Тесты, опросники, ролевые игры. Книга для учителя М. «Просвещение» 1991
15. Псавко Б.Р. Старожицкий П.Я. Воспитывать семьянина М. «Знание» 1984
16. Афанасьева Т.М. Семья М. «Просвещение»
17. Сборник статей Культура семейных отношений. М. «Знание» 1985
18. Шуман С.Г. Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики» 1992
19. Соколов Я.В. Прутченков А.С. Современная Семья М. 1996
20. Мушинский В.О. Азбука гражданина Учебник для основной школы М. 1996
21. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни Сост. Гребенщиков И.В. Ковинько П.В. М «просвещение» 1986
22. Каган В.Е. Подготовка девушки к супружеству М. «Советский спорт» 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных у...
Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.Основными принципами построения програ...
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...
внеклассное мероприятие "Югра - моя малая Родина" для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
обзорная информация о Югре современной и о легендарном прошлом Югры. Презентация создана чуть позже, но ее содержание соответствует конспекту ( можно изменить даты Юбилея). В познавательной и до...
Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.
Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...
Методика использования трудовой деятельности учащихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида в качестве конкретной основы для развития их речи.
Основные методики использования трудовой деятельности учащихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида в качестве конкретной основы для развития их речи....