Рабочая программа факультативного курса «Этика и психология семейных отношений» (10 класс)
рабочая программа по психологии (10 класс)

Подоксенова Ирина Владимировна

Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Этика и психология семейных отношений»

(социальное, духовно-нравственное направление)

10 абв классы

(среднее общее образование)

Количество часов: 17

Программа составлена на основе

методических рекомендаций по проведению элективного курса «Этика и психология семейной жизни» ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». Авторы: Башмакова Е.А., Кирсанова В.Г., Ашихмина О.А., Коваленко Е.М.

Составители: Подоксенова И.В.,

Жутикова Л.С., педагоги-психологи
МБОУ гимназии г. Советский

2023 – 2024 г.

1. Пояснительная записка

В последнее время наше государство уделяет особое внимание вопросам поддержки семьи и защиты детства. Проблемы семьи и детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Воспитание семейных ценностей и компетентного родительства стали основными национальными приоритетами России. В связи с этим насущной необходимостью является широкое просвещение юношества и молодежи в вопросах создания семьи, установления гармоничных, прочных супружеских отношений, компетентного воспитания детей, разрешения противоречий между супругами, предупреждения разводов.

Рабочая  программа курса «Этика и психология семейной жизни» в 10 классе составлена на основе методических рекомендаций по проведению факультативного курса «Этика и психология семейной жизни» ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». Авторы: Башмакова Е.А., Кирсанова В.Г., Ашихмина О.А., Коваленко Е.М.

Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.

Целью программы является создание нравственной и психологической основы подготовки к браку.

Основные задачи курса:

  • раскрыть значение семьи в жизни человека, сформировать у обучающихся представление о семье как необходимом условии жизненного благополучия и личностной самореализации,
  • познакомить обучающихся со структурой семьи, ее функциями, динамикой развития,
  • раскрыть этические и психологические основы создания гармоничной семьи, благополучных взаимоотношений между супругами, родителями и детьми,
  • воспитывать высоконравственные межличностные отношения,
  • дать представление о компетентном родительстве, обязанностях родителей по воспитанию детей,
  • познакомить обучающихся с закономерностями развития семейных отношений, способами профилактики и разрешения внутрисемейных конфликтов,
  • познакомить обучающихся с вопросами опеки и усыновления, дать представление об условиях осуществления опеки и усыновления в Российской Федерации,
  • повысить юридическую компетенцию в области семейного законодательства.

        Воспитательный потенциал курса реализуется через:

- осознание важности семьи в жизни человека и ее влияния на формирование личности ребенка;

- расширение представлений об институте семьи и брака, в том числе в области семейного законодательства;

- воспитание высоконравственных межличностных отношений в семье;

- воспитание ценностей толерантной личности;

- расширение арсенала способов профилактики и разрешения внутрисемейных конфликтов.

Место курса в базисном учебном плане: 17 часов в год (один раз в неделю) продолжительностью 40 минут.

2. Содержание учебного курса

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

Формы работы

Значение семьи в жизни человека. Семья и общество.

Семейная система и жизненный цикл семьи. Семья в современном обществе.

2

Слушание объяснений учителя.

Психологические аспекты семейных отношений.

Сущность брака и семьи.

Особенности современной семьи, ее структура и динамика.

Основные ценности семьи.

Функции семьи.

Стили семейного воспитания.

Причины негармоничного воспитания.

6

Слушание объяснений учителя, работа в группах, практическое задание,

проигрывание и анализ конкретных ситуаций.

Взаимоотношения между супругами. Профилактика и разрешение конфликтов в семье

Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат. Семейные мифы.

Развод и его последствия.

Профилактика супружеских конфликтов.

Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми.

Правовое регулирование семейных отношений.

Профилактика нарушений семейных отношений.

7

Слушание объяснений учителя, работа в группах, практическое задание,

проигрывание и анализ конкретных ситуаций, интеллектуальная игра.

Опека и усыновление.

Социальное родительство.

1

Слушание объяснений учителя.

Рефлексия.

«Модель моей будущей семейной жизни».

1

Практическое занятие. Рефлексия.

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа к курсу «Этика и психология семейной жизни» обеспечивает достижение учащимися 10 класса определенных личностных, предметных и метапредметных результатов по развитию социальной компетентности и формированию психологической культуры.

Метапредметные результаты:

Ученик научится:

  • Осознавать свою жизненную позицию;
  • Уметь устанавливать близкие отношения с другими людьми;
  • Уметь выстраивать партнерские отношения с взрослыми, в семье;
  • Анализировать  изучаемый материал;

 Ученик имеет возможность научиться:

  • реализовать уверенное поведение;
  • уметь планировать свое будущее,

Личностные результаты:

Ученик научится:

  • приобретать знания и навыки, необходимые в дальнейшей жизни;
  • понимать значимость твердых моральных устоев и норм поведения по отношению к окружающим людям;
  • уважать семью как личную и общественную ценность;
  • воспринимать семью как социальный институт;
  • коммуникативным навыкам и конструктивному общению в социуме;
  • использовать эмоционально-нравственные качества во взаимоотношениях с окружающими;
  • регулировать свои эмоциональные состояния;
  • брать личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 Ученик имеет возможность научиться:

  • осознавать личностное самоопределение;
  • выделять личностные ценности создания семьи;
  • знать основы гражданской идентичности личности.

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • понимать важность создания семьи;
  • осознавать значимость семейного счастья;
  • приобретать знания  о типах  и функциях семьи;
  • понимать причины супружеских конфликтов и разводов,
  • осознавать ценность человеческой жизни.

Ученик имеет возможность научиться:

  • выработка нравственной готовности к созданию семьи;
  • техникам безопасности домашних ссор.

4. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Значение семьи в жизни человека. Семья и общество (2 часа)

1.1

Семейная система и жизненный цикл семьи.

1

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

1.2.

Семья в современном обществе.

1

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

Раздел 2. Психологические аспекты семейных отношений (6 часов)

2.1

Сущность брака и семьи.

1

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

2.2

Особенности современной семьи, ее структура и динамика.

1

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

2.3

Основные ценности семьи.

1

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

2.4

Функции семьи.

1

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

2.5

Стили семейного воспитания.

1

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

2.6

Причины негармоничного воспитания.

1

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

Раздел 3. Взаимоотношения между супругами. Профилактика и разрешение конфликтов в семье (7 часов)

3.1

Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат.

1

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

3.2

Семейные мифы.

1

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

3.3

Развод и его последствия.

1

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

3.4

Профилактика супружеских конфликтов.

1

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

3.5

Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми.

1

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

3.6

Правовое регулирование семейных отношений.

1

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

3.7

Профилактика нарушений семейных отношений.

1

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

Раздел 4. Опека и усыновление (1 час)

4.1

Социальное родительство.

1

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

Раздел 5. Рефлексия (1 час)

5.1

«Модель моей будущей семейной жизни».

1

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

5. Поурочное планирование курса внеурочной деятельности

«Этика и психология семейных отношений»

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата/неделя по плану

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.

Семейная система и жизненный цикл семьи.

1

1 неделя

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

2.

Семья в современном обществе.

2

2 неделя

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

3.

Сущность брака и семьи.

3

3 неделя

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

4.

Особенности современной семьи, ее структура и динамика.

4

4 неделя

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

5.

Основные ценности семьи.

5

5 неделя

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

6.

Функции семьи.

6

6 неделя

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

7.

Стили семейного воспитания.

7

7 неделя

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

8.

Причины негармоничного воспитания.

8

8 неделя

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

9.

Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат.

9

9 неделя

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

10.

Семейные мифы.

10

10 неделя

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

11.

Развод и его последствия.

11

11 неделя

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

12.

Профилактика супружеских конфликтов.

12

12 неделя

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

13.

Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми.

13

13 неделя

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

14.

Правовое регулирование семейных отношений.

14

14 неделя

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

15.

Профилактика нарушений семейных отношений.

15

15 неделя

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

16.

Социальное родительство.

16

16 неделя

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 

17.

«Модель моей будущей семейной жизни».

17

17 неделя

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/04/azbuka-semeynoy-zhizni-programma-dlya-molodyozhi-po-etike-i 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"

Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  составлена с ...

Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида

Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...

Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни" для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)

Программой предусмотрено изучение содержания курса «Этика и психология семейной жизни» в течение трех лет (10-12 классы). В связи с тем, что в школе 11-летнее образование, все содержание м...

Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"

Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни" направлена на формирование у подростка с нарушением интеллекта адекватных представлений о семье и ее значении в жизни человека....

Рабочая программа учебного предмета "Этика и психология семейной жизни" для обучающихся легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10-11 классов

Данная  рабочая программа составлена на основании: - Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования  России от 5.03.2004г.№1089.-За...

Рабочая программа факультативного курса "Этика и психология семейных отношений" 10 класс (социальное, духовно-нравственное направление)

Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей...