Рабочая программа факультативного курса «Этика и психология семейных отношений» (10 класс)
рабочая программа по психологии (10 класс)
Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_i_psihologiya_semeynyh_otnosheniy_10_kl_2023-2024_17_ch.docx | 821.69 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Этика и психология семейных отношений»
(социальное, духовно-нравственное направление)
10 абв классы
(среднее общее образование)
Количество часов: 17
Программа составлена на основе
методических рекомендаций по проведению элективного курса «Этика и психология семейной жизни» ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». Авторы: Башмакова Е.А., Кирсанова В.Г., Ашихмина О.А., Коваленко Е.М.
Составители: Подоксенова И.В.,
Жутикова Л.С., педагоги-психологи
МБОУ гимназии г. Советский
2023 – 2024 г.
1. Пояснительная записка
В последнее время наше государство уделяет особое внимание вопросам поддержки семьи и защиты детства. Проблемы семьи и детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Воспитание семейных ценностей и компетентного родительства стали основными национальными приоритетами России. В связи с этим насущной необходимостью является широкое просвещение юношества и молодежи в вопросах создания семьи, установления гармоничных, прочных супружеских отношений, компетентного воспитания детей, разрешения противоречий между супругами, предупреждения разводов.
Рабочая программа курса «Этика и психология семейной жизни» в 10 классе составлена на основе методических рекомендаций по проведению факультативного курса «Этика и психология семейной жизни» ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». Авторы: Башмакова Е.А., Кирсанова В.Г., Ашихмина О.А., Коваленко Е.М.
Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.
Целью программы является создание нравственной и психологической основы подготовки к браку.
Основные задачи курса:
- раскрыть значение семьи в жизни человека, сформировать у обучающихся представление о семье как необходимом условии жизненного благополучия и личностной самореализации,
- познакомить обучающихся со структурой семьи, ее функциями, динамикой развития,
- раскрыть этические и психологические основы создания гармоничной семьи, благополучных взаимоотношений между супругами, родителями и детьми,
- воспитывать высоконравственные межличностные отношения,
- дать представление о компетентном родительстве, обязанностях родителей по воспитанию детей,
- познакомить обучающихся с закономерностями развития семейных отношений, способами профилактики и разрешения внутрисемейных конфликтов,
- познакомить обучающихся с вопросами опеки и усыновления, дать представление об условиях осуществления опеки и усыновления в Российской Федерации,
- повысить юридическую компетенцию в области семейного законодательства.
Воспитательный потенциал курса реализуется через:
- осознание важности семьи в жизни человека и ее влияния на формирование личности ребенка;
- расширение представлений об институте семьи и брака, в том числе в области семейного законодательства;
- воспитание высоконравственных межличностных отношений в семье;
- воспитание ценностей толерантной личности;
- расширение арсенала способов профилактики и разрешения внутрисемейных конфликтов.
Место курса в базисном учебном плане: 17 часов в год (один раз в неделю) продолжительностью 40 минут.
2. Содержание учебного курса
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Формы работы |
Значение семьи в жизни человека. Семья и общество. | Семейная система и жизненный цикл семьи. Семья в современном обществе. | 2 | Слушание объяснений учителя. |
Психологические аспекты семейных отношений. | Сущность брака и семьи. Особенности современной семьи, ее структура и динамика. Основные ценности семьи. Функции семьи. Стили семейного воспитания. Причины негармоничного воспитания. | 6 | Слушание объяснений учителя, работа в группах, практическое задание, проигрывание и анализ конкретных ситуаций. |
Взаимоотношения между супругами. Профилактика и разрешение конфликтов в семье | Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат. Семейные мифы. Развод и его последствия. Профилактика супружеских конфликтов. Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми. Правовое регулирование семейных отношений. Профилактика нарушений семейных отношений. | 7 | Слушание объяснений учителя, работа в группах, практическое задание, проигрывание и анализ конкретных ситуаций, интеллектуальная игра. |
Опека и усыновление. | Социальное родительство. | 1 | Слушание объяснений учителя. |
Рефлексия. | «Модель моей будущей семейной жизни». | 1 | Практическое занятие. Рефлексия. |
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа к курсу «Этика и психология семейной жизни» обеспечивает достижение учащимися 10 класса определенных личностных, предметных и метапредметных результатов по развитию социальной компетентности и формированию психологической культуры.
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
- Осознавать свою жизненную позицию;
- Уметь устанавливать близкие отношения с другими людьми;
- Уметь выстраивать партнерские отношения с взрослыми, в семье;
- Анализировать изучаемый материал;
Ученик имеет возможность научиться:
- реализовать уверенное поведение;
- уметь планировать свое будущее,
Личностные результаты:
Ученик научится:
- приобретать знания и навыки, необходимые в дальнейшей жизни;
- понимать значимость твердых моральных устоев и норм поведения по отношению к окружающим людям;
- уважать семью как личную и общественную ценность;
- воспринимать семью как социальный институт;
- коммуникативным навыкам и конструктивному общению в социуме;
- использовать эмоционально-нравственные качества во взаимоотношениях с окружающими;
- регулировать свои эмоциональные состояния;
- брать личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Ученик имеет возможность научиться:
- осознавать личностное самоопределение;
- выделять личностные ценности создания семьи;
- знать основы гражданской идентичности личности.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- понимать важность создания семьи;
- осознавать значимость семейного счастья;
- приобретать знания о типах и функциях семьи;
- понимать причины супружеских конфликтов и разводов,
- осознавать ценность человеческой жизни.
Ученик имеет возможность научиться:
- выработка нравственной готовности к созданию семьи;
- техникам безопасности домашних ссор.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Раздел 1. Значение семьи в жизни человека. Семья и общество (2 часа) | |||
1.1 | Семейная система и жизненный цикл семьи. | 1 | |
1.2. | Семья в современном обществе. | 1 | |
Раздел 2. Психологические аспекты семейных отношений (6 часов) | |||
2.1 | Сущность брака и семьи. | 1 | |
2.2 | Особенности современной семьи, ее структура и динамика. | 1 | |
2.3 | Основные ценности семьи. | 1 | |
2.4 | Функции семьи. | 1 | |
2.5 | Стили семейного воспитания. | 1 | |
2.6 | Причины негармоничного воспитания. | 1 | |
Раздел 3. Взаимоотношения между супругами. Профилактика и разрешение конфликтов в семье (7 часов) | |||
3.1 | Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат. | 1 | |
3.2 | Семейные мифы. | 1 | |
3.3 | Развод и его последствия. | 1 | |
3.4 | Профилактика супружеских конфликтов. | 1 | |
3.5 | Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми. | 1 | |
3.6 | Правовое регулирование семейных отношений. | 1 | |
3.7 | Профилактика нарушений семейных отношений. | 1 | |
Раздел 4. Опека и усыновление (1 час) | |||
4.1 | Социальное родительство. | 1 | |
Раздел 5. Рефлексия (1 час) | |||
5.1 | «Модель моей будущей семейной жизни». | 1 |
5. Поурочное планирование курса внеурочной деятельности
«Этика и психология семейных отношений»
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата/неделя по плану | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1. | Семейная система и жизненный цикл семьи. | 1 | 1 неделя | |
2. | Семья в современном обществе. | 2 | 2 неделя | |
3. | Сущность брака и семьи. | 3 | 3 неделя | |
4. | Особенности современной семьи, ее структура и динамика. | 4 | 4 неделя | |
5. | Основные ценности семьи. | 5 | 5 неделя | |
6. | Функции семьи. | 6 | 6 неделя | |
7. | Стили семейного воспитания. | 7 | 7 неделя | |
8. | Причины негармоничного воспитания. | 8 | 8 неделя | |
9. | Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат. | 9 | 9 неделя | |
10. | Семейные мифы. | 10 | 10 неделя | |
11. | Развод и его последствия. | 11 | 11 неделя | |
12. | Профилактика супружеских конфликтов. | 12 | 12 неделя | |
13. | Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми. | 13 | 13 неделя | |
14. | Правовое регулирование семейных отношений. | 14 | 14 неделя | |
15. | Профилактика нарушений семейных отношений. | 15 | 15 неделя | |
16. | Социальное родительство. | 16 | 16 неделя | |
17. | «Модель моей будущей семейной жизни». | 17 | 17 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида составлена с ...
Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...
Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни" для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)
Программой предусмотрено изучение содержания курса «Этика и психология семейной жизни» в течение трех лет (10-12 классы). В связи с тем, что в школе 11-летнее образование, все содержание м...
Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни" направлена на формирование у подростка с нарушением интеллекта адекватных представлений о семье и ее значении в жизни человека....
Рабочая программа учебного предмета "Этика и психология семейной жизни" для обучающихся легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10-11 классов
Данная рабочая программа составлена на основании: - Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г.№1089.-За...
Рабочая программа факультативного курса "Этика и психология семейных отношений" 10 класс (социальное, духовно-нравственное направление)
Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей...