Власть как мерило всех человеческих отношений
творческая работа учащихся по обществознанию (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
РАЙОННАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕНРЕНЦИЯ
«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Секция «Социология»
Тема:
Власть как мерило всех человеческих отношений
Выполнила ученица 6 «Б» класса
МБОУ СОШ № 93
Промышленного района г.о.Самара
Берёзова Евгения
Научный руководитель:
учитель истории и обществознания
Бочкова Юлия Михайловна
Самара, 2013
Оглавление.
- Ведение.
- Философы о власти.
- Что такое власть и для чего она нужна.
- Структура власти. Источники власти.
- Виды государственной власти.
- Что думают о власти школьники.
- Заключение.
- Список использованной литературы.
Введение.
Считается, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
Во все времена люди задумывались о том, какова природа власти. И нет такой эпохи, в которой бы не существовало своего объяснения того, что такое власть. Но во все времена люди стремились заполучить власть. Возникает вопрос: зачем людям власть и почему борьба за нее такая ожесточенная?
Люди, малыми и большими группами, или поодиночке, ведут друг с другом борьбу за власть.
Они занимаются политикой, то есть, «идут к власти», захватывают и перехватывают её, удерживают и увеличивают границы и уровень влияния. При этом они используют различные методы (средства), которые «оправдывают цель». Наличие "жертв" в процессе борьбы за власть, как в игре или на войне, является технологической нормой. Борьба за власть среди людей закономерна и они обречены её вести всю свою жизнь.
Цель работы заключается в исследовании власти как мерила всех человеческих отношений. Власть пронизывает все сферы человеческого общества, с проявлениями власти мы сталкиваемся каждый день.
Для реализации цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- Выяснить мнения философов о власти;
- Дать определение власти и выяснить, для чего она нужна;
- Определить структуру власти и выявить ее источники;
- Рассказать о видах государственной власти;
- Выяснить в ходе опроса, что думают школьники о власти.
Насколько актуальна эта тема? Я думаю, очень актуальна. Природа власти до сих пор вызывает споры. Для чего людям власть, какая она бывает, как проявляется – все это очень интересно. Попробуем это выяснить.
1.Философы о власти.
К феномену власти обращался не один десяток поколений обществоведов, историков, философов, чтобы найти ее истоки и объяснить, почему люди покорно принимали тиранию, бездарных правителей или корыстных властолюбцев. Поэтому существует множество определений и концепций власти.
Теологическая трактовка.
Мыслители древности были в основном сторонниками сверхъестественного происхождения власти, то есть теологической концепции. У древних египтян, индусов, китайцев, и других народов господствовало представление о власти как о явлении небесного происхождения. Поэтому и первые нормы права и законы они считали творчеством богов. Такие же представления отражены и в Библии.
Рационалистская трактовка.
У древнегреческих ученых Платона и Аристотеля говорится уже об общем имуществе и частной собственности. Они же впервые и ввели такие понятия как тирания, деспотия, монархия, олигархия, демократия и другие. Споры королей и папства о том, чья власть должна преобладать нередко переходили в войны, но и принесли положительное значение, так как признавалась ценность власти светской и разделение сфер церковной и государственной власти.
В XVI веке итальянский государственный деятель Макиавелли ввел в центр власти Человека и разработал «полезные правила, которыми должны были руководствоваться политические деятели.
Идеи концаXIX-началаXX.
Трактовка Аристотеля развивалась многими учеными, например, Н.Макиавелли или Жан-Жаком Руссо. Он говорил о необходимости охраны власти и предлагал создать новое общество, в котором народ является законодателем и господствует общая воля, то есть принцип большинства.
Несколько видоизмененные идеи Руссо развил К.Маркс. Он говорил о господстве классов. Его последователями были Ленин и Сталин, которые тоже внесли некоторые свои изменения.
В начале ХХ века очень популярны стали идеи Макса Вебера. Он считал, что власть в конечном счете – это согласие людей подчиняться. Если оно нарушено, то политический режим находится в изоляции. Для России таким примером стали события 3-4 октября 1993 года, когда население страны в большинстве своем не одобрило противостояние исполнительной и законодательной властей.[1]
2.Что такое власть и для чего она нужна.
Итак, что же такое власть?
Обратимся к словарю В. И. Даля, где власть определяется как «право, сила, воля над чем, свобода действий и распоряжений; начальствование, управление, начальство, начальник или начальники».
Действительно, в общем и широком смысле власть означает господство одного лица над другим или другими лицами, возможность не только действовать самому, но и диктовать, т.е. приказывать. Так, в семье можно наблюдать власть родителей над малолетними детьми. Без власти нет государства. Она выражает право общественного целого на подчинение его частей. Власть - одно из важнейших политических понятий, характеризующих государство.
Власть – это — специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей. Цели могут быть групповыми, классовыми, коллективными, личными, государственными и т.д. Власть призвана делать все для того, чтобы достичь тех целей, которые должны сохранять, но вместе с тем улучшать и изменять объект управления. Понятие власти многогранно и многоаспектно. Оно охватывает отношения, проявляющиеся как на уровне государства, так и на уровне семьи.
Власть — биосоциальное явление, задатки власти наследуются людьми от природы. Уже в животном мире существует определенная «субординация». Вожак стада обезьян имеет огромную «власть» над всеми остальными обезьянами, и они это хорошо чувствуют. Без такого вожака любое стадо может погибнуть, поскольку потеряет ориентиры и в жестоких условиях борьбы за существование не сможет адаптироваться к новым условиям жизни. Сама природа позаботилась о том, что кому-то из стада животных необходимо иметь «власть», позволяющую ему в разных ситуациях играть роль вожака. Оказавшись более сильным, вожак подчиняет себе всех остальных.
Все люди от природы имеют склонность властвовать над себе подобными. Властолюбие присуще каждому, но у одних оно проявляется сильнее, а у других слабее. Реализация властных задатков зависит исключительно от социальных условий. Например, Наполеон не стал бы императором Франции, если бы Корсика не была присоединена к Франции за три месяца до его рождения и если бы в стране не разразилась революция.
Зачем нужна власть? Представим себе ситуацию, когда классу необходимо сделать тематическую газету. У всех ребят много идей и они никак не придут к общему мнению. Тут им на помощь приходит классный руководитель, который назначает ответственного, предлагает выбрать лучшую идею голосованием. И ребята ее слушаются. Классный руководитель помог распределить обязанности, договориться, по каким правилам ребята будут делать газету. Так и в семье, в классе, в стране, в городе у людей могут быть разные взгляды, мнения, и кто-то должен принять главное решение. Люди все разные, у каждого – свои интересы, желания, свои возможности. Поэтому нужен человек, которого бы уважали, прислушивались к его мнению и который смог бы помочь.
В любом обществе существует управление совместными действиями людей, следовательно, существует и власть. Люди, которые обладают ею, влияют на других, определяют, что нужно делать, а что нельзя. Люди, которые не обладают властью, подчиняются этому влиянию. Так, уже в первобытной родовой общине наиболее важные вопросы обсуждались коллективно, а каждодневные проблемы решались советом старейшин и выбранным вождём. Принятому им решению все подчинялись. С развитием общества усложнились формы общественного управления. В современном обществе власть бывает разной: влияние родителей на детей называют семейной властью или родительской, учителя на учеников – учительской властью, влияние общего собрания дачного кооператива на отдельных дачников – коллективной властью, военачальника на солдат – военной властью. Это перечень можно продолжать и далее – есть экономическая власть, например хозяина предприятия над своими работниками, информационная власть средств массовой информации над всеми, кто ими пользуется, и т.д.[2]
Однако наиболее важным видом власти является влияние правительства государства на народ своей страны – это политическая власть. Её осуществляют государственные органы власти, которые связаны с политическими партиями, общественными группами и отдельными людьми. Государство должно учитывать желания и интересы других людей. Оно устанавливает правила поведения – законы, которые должны соблюдать все жители страны.
Таким образом, власть в любом коллективе – от семьи до государства – обеспечивает поддержание порядка, налагает ответственность за нарушение законов, защищать права и свободы граждан.
3. Структура власти. Источники власти.
Общественная власть является сложным явлением. Ее составляют, с одной стороны, субъект и объект, а с другой – источники власти и механизм управления.
Субъект – служит основным компонентом власти, направляющим и контролирующим средством. Субъектом может быть отдельный человек, организация, объединение.
Властные отношения между субъектом и объектом обуславливаются наличием ряда качеств: желанием властвовать, наличием воли к власти, получением высокого дохода и привилегированного положения в обществе. От приказа, характера содержащихся в нем требований субъекта во многом зависит отношение к нему объекта – второго важнейшего элемента власти. Субъект и объект власти могут меняться местами. Подчинение субъекту власти предполагает такие формы взаимоотношений, при которых его распоряжения исполняются с необходимостью. При этом субъект власти должен обладать соответствующими властными полномочиями, дающими ему право приказывать объекту и требовать от него выполнения приказаний.
Власть невозможна без подчинения объекта. Субъект всегда стремиться подчинить объект свой воле, не исключая средств принуждения. Готовность объекта к подчинению тоже зависит от ряда факторов: от характера требований, от ситуации, от средств воздействия, от авторитета.
Власть не тождественна авторитету. Субъект может обладать властью, но не авторитетом, хотя обладание властью не исключает наличия авторитета. Субъект приобретает авторитет постепенно и заслуживает его благодаря своей деятельности, приносящей пользу обществу, коллективу, группе, политической партии, мафии и т.д. Субъект авторитета дает советы и рекомендации, которые можно учитывать, а можно игнорировать, что недопустимо в отношении распоряжений субъекта власти. Многие выдающиеся люди (писатели, ученые, художники и т.д.), не имея никакой власти, пользуются большим авторитетом в обществе. Что касается власть имущих, они должны заработать авторитет своими делами, а не обещаниями.
Воля, сила и авторитет – не единственные источники власти.
С давних пор основой для власти выступало богатство. Тому, кто богат, гарантирован доступ в волшебный мир власти. Владельцы богатства обеспечивали людям средства к существованию, поэтому людям не потребовалось много времени, чтобы установить связь между богатством и властью.
В современном мире экономическая элита борется за власть, создавая свои партии и группы. Например, известный бизнесмен М.Прохоров выдвигал свою кандидатуру на выборах президента в 2012 году, а теперь создал свое так называемое «теневое правительство», чтобы составить оппозицию правительству Президента. Кроме того, деньги играют большую роль в проведении избирательных кампаний.
Со времен древних сообществ источником власти было и остается занимаемое положение. В России царские особы занимали трон по наследству, не ограниченному временем и законами. А вот монархи Великобритании и Скандинавии, не смотря на высокое положение, наделены очень скромными правами. То же самое можно сказать и о президентах во многих государствах, например Германии, Италии, Индии. В них власть президента соединена с властью премьер-министра. Иное положение занимают президенты США, России и Франции. Они располагают большей властью в границах Конституции, пока занимают этот пост.
Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Люди, формирующие политику, используют информацию как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание , прежде всего молодежи. При этом средства массовой информации не только распространяют правдивые сведения о деятельности власти, но и частенько манипулируют сознанием и поведением людей вопреки их воле и желаниям.
Наделенным властью субъектам нужно уметь ею пользоваться. Поэтому организация управления является еще одним источником власти.
Управлением государством люди занимались со времен его появления при всех формах власти. Мыслители прошлого верно подметили, что если правитель нарушает принципы правления страной, отбрасывает законы, любит вершить дела по своему усмотрению, то это называется хаосом.
Таким образом, для осуществления власти необходимы по меньшей мере ее субъект и объект: один дает распоряжения, другой их выполняет. Субъект приказывает объекту, а объект подчиняется, ибо неподчинение влечет за собой наказание.
4. Виды государственной власти.
Поскольку государственная власть – самая важная, давайте посмотрим, как она устроена.
В современных государствах все органы власти делятся на три большие ветви:
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ в России принадлежит Федеральному собранию. Это и есть парламент Российской Федерации.
Именно этот орган принимает законы страны. То есть избранные народом люди собираются вместе, обсуждают законопроект и после доработки принимают его. В этом случае он становится Законом. С этого момента он обязателен для всех. Все должны сверять свои действия с текстом закона.
Таким образом, вопрос, по каким нормам жить, решает законодательная власть.
ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ ВЛАСТЬ в России осуществляет Правительство Российской Федерации.
Что такое исполнительная власть?
Это наделение группы людей – министров – правом доводит принятые решения до их выполнения. Например, парламент принял закон о налогах. Правительство должно сделать все, чтобы появились необходимые службы, осуществляющие контроль за выплатой налогов, которые будут вести учет поступающих налогов, принимать меры к тем, кто налоги не платит и т.д. На это Правительство выделяет деньги.
Если парламент приял закон о реформе армии, Правительство должно организовать проведение этой реформы. Для этого оно издает различные постановления и распоряжения. И также выделяет деньги.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ заключается в наделении судов правом принимать решения о правомерности (соответствии праву) принимаемых государственными органами и лицами законов и решений.
Для этого предусмотрено существование Конституционного Суда России. Только он имеет исключительную привилегию толковать Конституцию (определять смысл конституционных положений применительно к конкретным ситуациям) и объявлять недействительными законы, а также решения парламента или Президента.
Для чего же нужна государственная власть?
Она нужна для того, чтобы влиять на всех членов общества и обеспечивать общий порядок. Люди нуждаются в организации их жизни. Ведь им нужно, чтобы кто-то защищал их от преступников, чтобы кто-то собирал налоги, чтобы из этих налогов оплачивалась работа школ, больниц, полиции, армии и т.д. Всем этим занимается государство.
Государственная власть должна обладать авторитетом у народа. Людям необходимо чувствовать, что государство у них честное и справедливое.
Государственная власть может принадлежать одному человеку или небольшой группе людей. Такая власть будет называться монархией или олигархией, или аристократией. А может принадлежать всему народу. Тогда такая власть будет называться демократией.[3]
5. Что думают школьники о власти?
Мною был проведен опрос среди учеников 6, 8, 10 классов нашей школы. Им было предложено ответить на ряд вопросов:
- Что такое власть?
- С какой властью вы чаще всего сталкиваетесь?
- Какой должна быть власть?
Были получены следующие ответы.
Из 20 учеников 6 класса на вопрос «Что такое власть?» 17 человек ответили – владение людьми, землями, государством, 3 человека ответили, что это управление.
На вопрос «С какой властью вы чаще всего сталкиваетесь?» все 20 учащихся ответили, что с родительской и учительской.
На третий вопрос «Какой должна быть власть?» 17 человек ответили – справедливой и сильной, честной, 2 человека ответили, что все должны быть равны, 1 – воздержался от ответа.
Из 19 учеников 8 класса на первый вопрос 17 ответили, что это управление, 1 – подчинение и 1 – право унижать и командовать.
На второй вопрос 18 учеников единодушно ответили, что чаще сталкиваются с властью родителей, 1 – воздержался от ответа.
На третий вопрос «Какой должна быть власть?» были получены единодушные ответы – справедливой, правильной, ответственной.
Из 25 человек 10 класса на вопрос «Что такое власть?» все 25 учеников ответили – влияние, управление.
На вопрос «С какой властью вы чаще всего сталкиваетесь?» 1 – не ответил вообще , 24 отметили власть родителей и власть классного руководителя, 3 человека помимо вышеотмеченной власти назвали еще государственную власть.
На третий вопрос «Какой должна быть власть?» были получены единодушные ответы – объективной, лояльной, справедливой, эффективной, 1 человек отметил, что против власти вообще.
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
- Ученики 8 и 10 классов имеют боле правильное понятие о том, что такое власть. Ученики 6 класса скорее всего в силу своего возраста и в силу того, что эта тема ими еще не изучалась несколько неправильно толкуют приведенное понятие.
- На вопрос о том, с какой властью сталкиваются ученики чаще всего, все опрашиваемые единодушно выделили в первую очередь власть родителей и учителей. Это вполне понятно, так как большую часть времени они проводят в школе.
- На третий вопрос тоже были получены единодушные ответы. Наиболее популярный ответ – справедливая власть, сильная, эффективная. Хотя были и нестандартные ответы в 10 классе. 1 ученик написал, что ему все равно, какая власть, главное, чтобы она была эффективной.
Таким образом, у большинства опрошенных есть четкое представление о власти, о том, какая она должна быть.
Заключение.
Ежедневно мы сталкиваемся с проявлением власти. Это власть родителей, власть руководителя, власть учителя, власть чиновника, власть полиции и т.д. Власть присутствует во всех сферах жизни общества. Можно сказать, что все человеческие отношения измеряются властью.
В данной работе мы изучили понятие «власть» со всех сторон, раскрыли ее структуру и источники, поговорили о том, как власть появилась, а также выяснили, что думают о власти школьники.
Так для чего же все-таки нужна людям власть, почему они к ней так стремятся?
Власть нужна, чтобы влиять. Мы чувствуем на себе влияние других людей, даже если они очень далеко, даже если их нет «на этом свете».
Человеческая цивилизация развивается по пути глобализации. И в ней люди взаимосвязаны друг с другом через различные коммуникации и процессы: биологические, финансовые, экономические, политические, культурные и др. Люди влияют друг на друга психически и физически, напрямую и опосредовано. Влияют друг на друга: через индивидуальные психофизические качества, через харизму, имидж и репутацию, через информацию и время (ритм), идеологию и религию, через систему правил и законов, через культуру, искусство и образование (знания)… и т.п.
Люди воздействуют (влияют) друг на друга: через продукты питания и лекарства, различные инструменты и оружия, через денежные эквиваленты и материальное благосостояние, и конечно, через других людей.
Власть нужна, чтобы владеть. Люди борются за владение жизненно важными ресурсами всю свою жизнь. Власть человека, компании, государства базируется на владении определенными ресурсами власти. Человек стремится завладеть хотя бы одним из ресурсов власти, что позволяет ему значительно увеличить уровень его влияния.
Власть нужна, чтобы реализовывать. Людям свойственно мечтать. Но все ли люди могут целенаправленно реализовать свою мечту? Для реализации мечты необходимы воля человека (властелина), владение им определенными ресурсами власти и его влияние. Чем больше масштаб мечты, тем больше власти необходимо для её реализации. Власть нужна для реализации большой мечты (проекта).
Наконец, власть нужна, чтобы быть свободным. Свобода – это отсутствие запретов, большое количество вариантов выбора и отсутствие ответственности за результаты содеянного. Власть может лишить человека свободы (тюрьма). Но также власть может и предоставить определенные полномочия (права) и определенную степень свободы. Власть увеличивает степень свободы её обладателю.
Отношение опрошенных школьников к власти, на мой взгляд, правильное. Только при таких условиях, понимая, какой должна быть власть, мы сможем сделать все возможное для того, что в нашем государстве была именно такая, «правильная» власть.
Список литературы.
1.Данилов Д.Д. Обществознание. Как устроен мир людей? 6 кл. М.: БАЛАСС, 2012.
2. Соколов Я.В., Колесов Д.В. и др. Граждановедение. 5 класс. М.: НВЦ «Гражданин», 2003 .
3. Соколов Я.В ,Прутченков А.С "Гражданин" 1998.
4. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. М.: Дрофа, 1997.
5. http:\\dic. academic. Ru
7. 1doklad.ru
8. zadavalka.ru
[1] Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. М.: Дрофа, 1997
[2] Данилов Д.Д. Обществознание. Как устроен мир людей? 6 кл. М.: БАЛАСС, 2012
[3] Соколов Я.В., Колесов Д.В. и др. Граждановедение. 5 класс. М.: НВЦ «Гражданин», 2003 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки этики человеческих отношений в школе-интернате
Те, кто провел свое детство в стенах школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют позитивного образца отношений в семье (порой, наоборот, имеют отрицател...
Программа курса этики человеческих отношений
Пояснительная записка к программе курса этики человеческих отношений в условиях школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...
Челове - мера всех вещей.
презентация к уроку в 7 классе....
Открытый классный час "Мир человеческих отношений"
Данная разработка также может использоваться по следующим темам : "что значит для меня моя семья", "мир человеческих отношений". Классный час расчитан на 20 минут....
Деловая игра "Мир человеческих отношений"
расширить этический кругозор в логике этике отношений учащихся; совершенствовать практику этического поведения учащихся в отношениях к людям, природе, окружающей действительности....
Выступление на родительском собрании «Ребенок – мера всех вещей»
Цель : помочь родителям осознать, какое счастье- воспитывать ребенка; напомнить, какое это счастье – воспитывать ребенка; напомнить, как важно проводить с ним больше времени....
Человеческие отношения - забота о других людях
Задачи:Пробудить у учащихся интерес к изучению школьных предметов: математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира.Продолжить ознакомление с правилами поведения в школе. И т.д....