Программа курса "Этика и психология семейной жизни"
рабочая программа по психологии (10 класс)
Программа для 10 класса "Этика и психология семейной жизни" на 2020-2021 учебный год ( учебный план, тематическое планирование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_epszh.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Этика и психология семейной жизни
10 класс
Содержание
Пояснительная записка
Учебно- тематический план
Содержание курса «Этика и психология семейной жизни»
Календарно – тематический план
Учебно-методическая литература
Пояснительная записка
Программа по предмету «Этика и психология семейной жизни» составлена на основе программы «Этика и психология семейной жизни» (Матвеева Н.Б.) Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М.Платоновой. (Москва, ГИЦ «Владос», 2010г).
Целью программы является формирование у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека.
Программа направлена на выработку у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека,
умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей,
умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь, а именно способствовать созданию крепкой и прочной семьи.
Задачи программы:
формировать представления о семье, ее роли в жизни человека;
формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;
обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;
сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;
формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.
Обучающиеся должны овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека, должны знать основные родственные связи в семье, уметь различать близких и дальних родственников, знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание собственной семьи, понимать и уметь объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак.
Программа 10 класса рассчитана на 34 часа, с учетом проведения уроков 1 раз в неделю.
2. Учебно- тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Личность, общество, семья | 3 |
2. | Особенности межличностного общения | 3 |
3. | Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций | 3 |
4. | Создание семьи | 25 |
Итого | 34 |
3. Содержание курса «Этика и психология семейной жизни»
10 класс
Семья - 9 часов
Что такое семья? Значение семьи в жизни человека. - 1час.
Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек, традиции семьи, семейные праздники). Влияние семьи на формирование личности ребенка. - 2 часа.
Родственники и родственные отношения. - 3 часа.
Правила поведения в семье, с родственниками. - 2часа.
Обобщение знаний по теме. - 1 час.
Создание семьи - 25 часа
Представления людей о семейном счастье. Чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение). – 3 часа.
Причины создания семьи. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. - 2ч.
Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение. – 4 часа.
Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак. - 3 часа.
Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак. - 3 часа.
Влюбленность и любовь, нравственность и сексуальность. Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки. - 3 часа.
Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие). Главные мотивы, необходимые для принятия этого решения. Что является основой будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств существования семьи и т.д.)? - 3 часа.
Как сообщить родителям о своем решении? Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки)? Почему родители могут быть против вашего брака? - 3 часа.
Урок обобщения знаний по теме. - 1час.
4. Календарно тематическое планирование
10 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Информационное сопровождение | Дата | ||
план | факт | ||||||
1 четверть (8 часов) | |||||||
Что такое семья? Значение семьи в жизни человека. | 1 | Комбинированный урок | Словарь:Семья, брак, супружество Тест-рисунок «Семья». Семейный Кодекс РФ | 07.09 | |||
Духовные, дружеские, материальные связи в семье. Семейные ценности. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Словарь: Традиции семьи, семейные праздники. Пословицы, поговорки о семье. | 14.09 | |||
Влияние семьи на формирование личности ребенка | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Словарь: Младенчество, детство, юношество, зрелость. Функции семьи | 21.09 | |||
Близкие и дальние родственники. | 1 | Комбинированный урок | Мини-сочинение «Моя семья» | 28.09 | |||
Родственные отношения Отношение между родителями | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Словарь: Двоюродные, племянники, невестка, теща, тесть. Уступчивость, любезность, взаимоуважение сотрудничество, сотворчество | 05.10 | |||
Отношение детей к родителям. Ролевая игра. | 1 | Урок-игра | Ролевая игра «Дочь (сын) пришел домой под утро» | 12.10 | |||
Обобщение знаний по теме «Семья». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Словарь: Взаимоуважение, сотрудничество | 19.10 | |||
Семейные ценности. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Тест | 26.10 | |||
2 четверть (8 часов) | |||||||
Представление людей о семейном счастье. Твои обязанности в семье | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Словарь: Обязанности, компромисс. | 09.11 | |||
Чего ожидают молодые люди, создавая семью. | 1 | Комбинированный урок | Тест-рисунок «Моя будущая семья» | 16.11 | |||
Причины создания семьи. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Словарь: Любовь, влечение, дружеские отношения | 23.11 | |||
Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи | 1 | Комбинированный урок | Решение драматизированных ситуаций. | 30.11 | |||
Качества человека, необходимые в семейной жизни | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Словарь: Ответственность обязанность | 07.12 | |||
Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение | 1 | Урок применения полученных знаний. | Решение различных «этических задач» (жизненные ситуации) | 14.12 | |||
Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение | 1 | Урок применения полученных знаний. | Решение различных «этических задач» (жизненные ситуации) | 21.12 | |||
Повторение и обобщение знаний по теме «Выбор спутника жизни». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тест | 28.12 | |||
3 четверть (9 часов) | |||||||
Нравственные качества важные для девушки, вступающей в брак. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Словарь: Женственность, высокая нравственность, девичья честь. | 11.01 | |||
Жизненные умения важные для девушки, вступающей в брак. | 1 | Комбинированный урок | Анкетирование «Что такое женственность?» | 18.01 | |||
Нравственные качества и жизненные умения важные для девушки, вступающей в брак. | 1 | Комбинированный урок | Работа с периодической печатью | 25.01 | |||
Нравственные качества важные для юноши, вступающего в брак. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Словарь: Мужчина, мужская честь. | 01.02 | |||
Жизненные умения важные для юноши, вступающего в брак. | 1 | Комбинированный урок | Анкетирование «Что такое мужественность?» | 08.02 | |||
Нравственные качества и жизненные умения важные для юноши, вступающего в брак. | 1 | Комбинированный урок | Работа с периодической печатью. | 15.02 | |||
Влюбленность и любовь. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Словарь: Любовь, способность любить, самообладание в любви. | 20.02 | |||
Этические правила. Взаимоотношения юноши и девушки. Ролевая игра | 1 | Урок -игра | Ролевая игра «А что не так?» | 01.03 | |||
Обобщение знаний по теме «Нравственные качества» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тест | 15.03 | |||
4 четверть (8 часов) | |||||||
Взаимоотношения юноши и девушки. | 1 | Комбинированный урок | Анализ драматизированных ситуаций, разрешение жизненных проблем. | 29.03 | |||
Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие) | 1 | Комбинированный урок | Анкетирование | 05.04 | |||
Главные мотивы, необходимые для принятия решения о вступлении в брак. Экскурсия в ЗАГС. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Словарь: Брак, брачный возраст, готовность к браку. Экскурсия в ЗАГС. | 12.04 | |||
Что является основой будущего благополучия семьи. | 1 | Урок применения полученных знаний | Жизненные ситуации с совместным обсуждением поведения героев данной ситуации. | 19.04 | |||
Как сообщить родителям о своем решении? | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Словарь: Родительское благословение, жених, невеста, помолвка. | 26.04 | |||
Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки)? | 1 | Урок-игра | Моделирование ситуаций «Знакомство с родителями (юноши, девушки)» | 17.05 | |||
Почему родители могут быть против вашего брака? Ролевая игра. | 1 | Урок -игра | Ролевая игра «Мать и дочь» | 24.05 | |||
Обобщение знаний по теме «Создание семьи» Итоговое тестирование. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тест | 31.05 |
4. Учебно - методическая литература
«Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М.Платоновой. Москва, ГИЦ Владос, 2006г.
«Этика и психология семейной жизни» И.В. Гребенщикова. Москва, «Просвещение», 1984 г.
3. Семейный Кодекс Российской Федерации.
4. «Семья и формирование личности» А.А. Бодалев, Москва «Просвещение», 1989 г.
5. «Современная семья и ее проблемы» А.Г.Харчев, М.С. Мацковский, Москва «Просвещение», 1985 г
6. Венецкая А.Б., Исакова Т.Г. Гармония общения: Методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2003
7. «Этическая грамматика или весёлый этикет» (методическое пособие для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов). – Магнитогорск: МаГУ, 2002.
Литература для обучающихся:
Егорова А.С. Этикет семейной жизни.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
Для вас, девочки!: Сборник / Сост. Т.И. Махалова. Худож. В.П. Кравчук. – Новосибирск: Дет.лит., 1993.
Один в доме. – Авторы – составители С.А. Чернова, Е.В. Мартынова, Л.Е. Марступа. – «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида составлена с ...
Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...
Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида
Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....
Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7
Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....
Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")
Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...
"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.
Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...