Программа курса "Этика и психология семейной жизни"
рабочая программа по психологии (10 класс)

Соловьева Надежда Александровна

Программа для 10 класса "Этика и психология семейной жизни" на 2020-2021 учебный год ( учебный план, тематическое планирование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_epszh.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Этика и психология семейной жизни

10 класс

Содержание

Пояснительная записка

Учебно- тематический план

Содержание курса «Этика и психология семейной жизни»

 Календарно – тематический план

Учебно-методическая литература

Пояснительная записка

Программа по предмету «Этика и психология семейной жизни» составлена на основе программы «Этика и психология семейной жизни» (Матвеева Н.Б.) Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М.Платоновой. (Москва, ГИЦ «Владос»,  2010г).

Целью программы является формирование у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека.

Программа направлена на выработку у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека,

умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей,

 умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь, а именно способствовать созданию крепкой и прочной семьи.

Задачи программы:

формировать представления о семье, ее роли в жизни человека;

формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;

обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;

сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;

формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.

        Обучающиеся  должны овладеть понятием «семья», понимать ее  значение в жизни человека, должны знать основные родственные связи в семье, уметь различать близких и дальних родственников, знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как  создание  собственной семьи, понимать и уметь объяснять,  какие условия необходимы для вступления в брак.

Программа 10 класса рассчитана на 34 часа, с учетом проведения уроков 1 раз в неделю.

2. Учебно- тематический план

Название раздела

Количество часов

1.

Личность, общество, семья

3

2.

Особенности межличностного общения

3

3.

Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций

3

4.

Создание семьи

25

Итого

34

3. Содержание курса «Этика и психология семейной жизни»

10 класс

Семья - 9 часов

Что такое семья? Значение семьи в жизни человека. - 1час.

Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек, традиции семьи, семейные праздники). Влияние семьи на формирование личности ребенка. - 2 часа.

Родственники и родственные отношения. - 3 часа.

Правила поведения в семье, с родственниками. - 2часа.

Обобщение знаний по теме. - 1 час.

Создание семьи - 25 часа

Представления людей о семейном счастье. Чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение). – 3 часа.

Причины создания семьи. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. - 2ч.

Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение. – 4 часа.

Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак. - 3 часа.

Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак. - 3 часа.

Влюбленность и любовь, нравственность и сексуальность. Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки. - 3 часа.

Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие). Главные мотивы, необходимые для принятия этого решения. Что является основой будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств существования семьи и т.д.)? - 3 часа.

Как сообщить родителям о своем решении? Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки)? Почему родители могут быть против вашего брака? - 3 часа.

Урок обобщения знаний по теме. - 1час.

4. Календарно тематическое планирование

10 класс

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Информационное сопровождение

Дата

план

факт

1 четверть (8 часов)

Что такое семья? Значение семьи в жизни человека.

1

Комбинированный

урок

Словарь:Семья, брак, супружество 

Тест-рисунок «Семья».

Семейный Кодекс РФ

07.09

Духовные, дружеские, материальные связи в семье.

Семейные ценности.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Словарь: Традиции семьи, семейные праздники.

Пословицы, поговорки о семье.

14.09

Влияние семьи на формирование личности ребенка

1

Урок ознакомления с новым материалом

Словарь: Младенчество, детство, юношество, зрелость. Функции семьи

21.09

Близкие и дальние родственники.

1

Комбинированный

урок

Мини-сочинение «Моя семья»

28.09

Родственные отношения

Отношение между родителями

1

Урок ознакомления с новым материалом

Словарь: Двоюродные, племянники, невестка, теща, тесть. Уступчивость, любезность, взаимоуважение

сотрудничество, сотворчество

05.10

Отношение детей к родителям.

Ролевая игра.

1

Урок-игра

Ролевая игра «Дочь (сын) пришел домой под утро»

12.10

Обобщение знаний по теме «Семья».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Словарь: Взаимоуважение, сотрудничество

19.10

Семейные ценности.

1

Урок  проверки и коррекции знаний

Тест

26.10

2 четверть (8 часов)

Представление людей о семейном счастье.

Твои обязанности в семье

1

Урок ознакомления с новым материалом

Словарь: Обязанности, компромисс.

09.11

Чего ожидают молодые люди, создавая семью.

1

Комбинированный урок

Тест-рисунок «Моя будущая семья»

16.11

Причины создания семьи.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Словарь: Любовь, влечение, дружеские отношения

23.11

Нравственная, материальная и

физиологическая

готовность человека к созданию семьи

1

Комбинированный урок

Решение драматизированных ситуаций.

30.11

Качества человека, необходимые в семейной жизни

1

Урок ознакомления с новым материалом

Словарь: Ответственность

обязанность

07.12

Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение

1

Урок применения полученных знаний.

Решение различных «этических задач»

(жизненные ситуации)

14.12

Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение

1

Урок применения полученных знаний.

Решение различных «этических задач»

(жизненные ситуации)

21.12

Повторение и обобщение знаний по теме «Выбор спутника жизни».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тест

28.12

3 четверть (9 часов)

Нравственные качества важные для девушки, вступающей в брак.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Словарь: Женственность, высокая нравственность, девичья честь.

11.01

Жизненные умения важные для девушки, вступающей в брак.

1

Комбинированный урок

Анкетирование «Что такое женственность?»

18.01

Нравственные качества и жизненные умения  важные для девушки, вступающей в брак.

1

Комбинированный урок

Работа с периодической печатью

25.01

Нравственные качества важные для юноши, вступающего в брак.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Словарь: Мужчина, мужская честь.

01.02

Жизненные умения важные для юноши, вступающего в брак.

1

Комбинированный урок

Анкетирование «Что такое мужественность?»

08.02

Нравственные качества и жизненные умения  важные для юноши, вступающего в брак.

1

Комбинированный урок

Работа с периодической печатью.

15.02

Влюбленность и любовь.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Словарь: Любовь, способность любить, самообладание в любви.

20.02

Этические правила. Взаимоотношения юноши и девушки.

Ролевая игра

1

Урок -игра

Ролевая игра «А что не так?»

01.03

Обобщение знаний по теме «Нравственные качества»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тест

15.03

4 четверть (8 часов)

Взаимоотношения юноши и девушки.

1

Комбинированный урок

Анализ драматизированных ситуаций, разрешение жизненных проблем.

29.03

Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие)

1

Комбинированный урок

Анкетирование

05.04

Главные мотивы, необходимые для принятия решения о вступлении в брак.

Экскурсия  в ЗАГС.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Словарь: Брак, брачный возраст, готовность к браку.

Экскурсия в  ЗАГС.

12.04

Что является основой будущего благополучия семьи.

1

Урок применения полученных знаний

Жизненные ситуации с совместным обсуждением поведения героев данной ситуации.

19.04

Как сообщить родителям о своем решении?

1

Урок ознакомления с новым материалом

Словарь: Родительское благословение,

жених, невеста, помолвка.

26.04

Как следует вести себя  в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки)?

1

Урок-игра

Моделирование ситуаций «Знакомство с родителями (юноши, девушки)»

17.05

Почему родители могут быть против вашего брака?

Ролевая игра.

1

Урок -игра

Ролевая игра «Мать и дочь»

24.05

Обобщение знаний по теме «Создание семьи»

Итоговое тестирование.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тест

31.05

4. Учебно - методическая литература

«Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М.Платоновой. Москва, ГИЦ Владос,  2006г.       

«Этика и психология семейной жизни» И.В. Гребенщикова. Москва, «Просвещение», 1984 г.

3. Семейный Кодекс Российской Федерации.

4. «Семья и формирование личности» А.А. Бодалев, Москва «Просвещение», 1989 г.

5. «Современная семья и ее проблемы» А.Г.Харчев, М.С. Мацковский, Москва «Просвещение», 1985 г

6. Венецкая А.Б., Исакова Т.Г. Гармония общения: Методическое пособие. –  Магнитогорск: МаГУ, 2003

7. «Этическая грамматика или весёлый этикет» (методическое пособие для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов). – Магнитогорск: МаГУ, 2002.

Литература для обучающихся:    

 Егорова А.С. Этикет семейной жизни.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

Для вас, девочки!: Сборник / Сост. Т.И. Махалова. Худож. В.П. Кравчук. – Новосибирск: Дет.лит., 1993.

Один в доме. – Авторы – составители С.А. Чернова, Е.В. Мартынова, Л.Е. Марступа. – «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"

Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  составлена с ...

Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида

Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...

Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида

Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....

Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7

Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....

Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...

"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.

Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...

Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа   Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...