технологическая карта к уроку «Правописание ы-и после ц»
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
технологическая карта к уроку «Правописание ы-и после ц»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Правописание ы-и после ц»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц
ТИП УРОКА:
- Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБУЧАЮЩИЕ:
- познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц;
- научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц;
- сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
- совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- воспитание любви к русскому языку;
- воспитание сознательной дисциплины;
- формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- образовательные: выявление условий написания ы или и после ц в разных частях слова; совершенствование орфографических умений.
- развивающие: осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления; развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных); развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие умения применять новые знания.
- воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать мнение других; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Планируемые результаты:
- Предметные: знать условия написания гласных ы-и после ц; различать части слов; уметь конструировать с заданными словами; развивать орфографическую зоркость.
- Метапредметные: формирование универсальных учебных действий.
- Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции, выполняют операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют собственные знания.
- Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы.
- Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют необходимые действия, операции; осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления.
- Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, желают совершенствовать имеющиеся навыки. Формируют ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- учебник русского языка для 5 классов под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос;
- компьютеры, презентация слайдов;
- листы с заданиями для загадок;
Этап урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация учебной деятельности учащихся | Создание доброжелательной атмосферы. Выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности, позитивный настрой. | -Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Всё ли вы приготовили для урока: учебник, тетрадь, ручки? Все ли готовы к уроку? Ребята, прочитайте эпиграф. Как вы понимаете его смысл? «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». (человек не может знать все в жизни в силу ограниченных возможностей мозга. Это нормально, не нужно стыдиться. Самое важное - учиться, узнавать новое, не лениться, интересоваться знаниями. Когда человек не учится, то останавливается в развитии и становится невеждой. И это стыдно). | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, подготавливают учебные принадлежности. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. Коммуникативные: умение слушать; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Познавательные: умение строить речевое высказывание. Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие | Систематизация полученных ранее знаний | Словарный диктант. Бессонная, росток, безразличный, прилагать, растение, безбрежный, приложить, излагать, выращивать, растение. Без ошибок - «5», 1 ош – «4», 2-3 ош – «3», более 3 ош – «2». Произнесите вслух слова и определите, какой звук вы слышите после твёрдого ц. Улиц... Ц...рк Ц...плёнок Акац...я Дайте характеристику звуку Ц. (согласный, всегда твёрдый, всегда глухой). | Учащиеся записывают слова, вспоминают правило, оценивают свою деятельность. | Личностные: формирование потребности в самовыражении и самореализации, положительное отношение к учению. Познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках; умение строить речевое высказывание. Регулятивные: адекватная оценка других и себя. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3. Выявление места и причины затруднения. 4.Исследование | Организация анализа возникшей ситуации и выявление места и причины затруднения. Постановка целей учебной деятельности | Посмотрите, как пишутся эти слова. Почему же в некоторых словах после ц пишется ы, а в некоторых – и? Почему мы затруднились с ответом на вопрос? ( не знаем, когда после ц пишется и, а когда – ы). - Значит, какова тема нашего урока? Какую цель поставим перед собой? Каков наш дальнейший план работы? - Предлагаю провести исследование по материалу таблицы упр. 438 -Анализируем таблицу упр. 438 | Учащиеся отвечают, почему у них возникли затруднения. Ученики определяют тему и цель урока, намечают план работы. Проводят исследование по упр. 438 | Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки и самопринятия. Коммуникативные: построение понятных для партнёров высказываний. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи Познавательные: установление причинно-следственных связей. |
5.Реализация построенного проекта. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. | Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда пишется и, продолжим наши наблюдения и составим опорную таблицу-схему. Алгоритм применения правила Итак, подытожим, в каких случаях после ц пишется и, и в каких – ы? . Я предлагаю вам ещё короткий стишок на новую орфограмму. В существительных на –ЦИЯ Мы всегда напишем –ИЯ. И под корнем, посмотри, Тоже пишем букву И. А в концовке –ЦЫН,_ЦЫЙ, -ЦЫ Пишем только букву Ы! | Ученики анализируют материал и выдвигают свои гипотезы. Работают с учебником. Анализируют материал. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), умение выражать свои мысли, построение монологического высказывания. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, различение способа и результата действия. Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 6.Предупредительный распределительный смысловой диктант. ( Узнать слово по лексическому значению и записать в два столбика.) | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 5.Самостоятельная работа по учебнику- по упр.439-устно . 6.Предупредительный распределительный смысловой диктант. ( Узнать слово по лексическому значению и записать в два столбика.) 1) Детёныш курицы (цыплёнок). 2) Знак для обозначения числа на письме (цифра). 3) Одноглазое мифологическое существо (циклоп). 4) Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль). 5) Человек, наблюдающий за порядком на улице (милиционер). 6) Встать на кончики пальцев (на цыпочки). 7) Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы). | Ученики по одному выходят к доске, самостоятельно работают в тетрадях, производят самоконтроль. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: формирование мотивов достижения цели. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, учёт правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: структурирование знаний, |
7. Физкультминутка | Предупреждение переутомления | Устали? Игра-задание Предлагаю вам поиграть: если в слове пишется и – поднимите руки вверх, если пишется ы – вытяните руки по сторонам. Цинга, куцый, овцы, акация, цыплята, циркуль, секция, цыган, панцирь, цирк, у ящерицы, цикл. | Выполняют телодвижения. | |
8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. | 8. Ребята, к нам пришло письмо от Незнайки. Вот что он пишет? Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе. Незнайка Экспедиция – путешествие, поездка группы лиц, отряда с какой-нибудь специальной целью, со специальным заданием. Научная экспедиция. Экспедиция на Северный полюс. Коллекция – систематизированное собрание каких-либо однородных предметов. Коллекция марок. Цикады – прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот. Цикорий - травянистое растение с нежно-голубыми цветами. Корень этого растения высушивают, обжаривают, измельчают — и таким образом получают из него растворимый порошок. Этот порошок и становится основой напитка под названием «цикорий». | Ученики самостоятельно работают в тетрадях. Выставляют баллы в лист самооценки после проверки по эталону. | Личностные: развитие самооценки личности, Познавательные: обогащение речи, поиск и выделение необходимой информации |
9. Включение в систему знаний и повторение. | Повторение и закрепление ранее изученного. | Задание. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Составьте с любым словосочетанием предложение и произведите синтаксический разбор. Произведите морфемный разбор слова «морские». Морские границ…, сестриц…н платок, редакц…я газеты, большая ц...стерна, новый ц…ркуль, певчие птиц… , ц...рковой артист, узкие улиц..., напиток из ц...кория, конституц...я страны, научная экспедиц...я. | Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, осознание усвоенного и того, что еще подлежит усвоению. Познавательные: структурирование знаний. Личностные: положительное отношение к учению. | |
10. Рефлексия | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний, самооценка учащимися своей учебной деятельности. | Ребята, достигли ли мы цели урока? Все ли было понятно? Что не поняли? Понравился ли вам урок? Домашнее задание. Задание на выбор:
| Регулятивные: соотносить цель с достигнутым результатом, адекватно оценивать уровень достижений и возникшие трудности, волевая саморегуляция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, постановка вопроса, умение слушать и вступать в диалог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Правописание мягкого знака после шипящих"
Мягкий знак после шипящих. Технолгическая карта урока....

Технологическая карта по теме "О и Е после шипящих".5 класс.
Данная технологическая карта предназначена для изучения нового материала по теме: "О и Е после шипящих". Вклчает различные методы: эвристические, наглядно – практические, проблем...

Технологическая карта открытого урока по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных» в 8а классе
Техологичесая карта открытого урока по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных" в 8а классе. Целью данного урока является обобшщение и сстематизация знаний о правописании п...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку «Правописание –З и –С на конце приставок»
Проводился открытый урок в 5 классе по теме: " Правописание -З и -С на конце приставок"...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание Ы-И после Ц". 5 класс
Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание Ы-И после Ц". Данная тема изучается в 5 классе. К технологической карте прилагаются самоанализ урока, приложения (листы ...