Технологическая карта к уроку по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Плотникова Татьяна Григорьевна

конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского языка  в 5 классе

по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

Тип урока: закрепление изученного материала  

Цели:

Дидактическая цель урока:

- знакомство  учащихся с правописанием гласных в корнях с чередованием;

- отработка способа действия при выборе написания гласной в корне слова с чередующейся гласной с помощью алгоритма.

Планируемые результаты:

Личностные:

•        Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

•        Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

•        Формирование понятия о красоте окружающей нас природы и  необходимости бережного отношения к ней

 Предметные:

•        Уметь  распознавать изученную орфограмму и правильно писать буквы  в корнях слов с чередующейся гласной, действуя по алгоритму.

Матапредметные.

Регулятивные:

•        Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

•        Проговаривать последовательность действий на уроке.

•        Уметь работать по коллективно составленному плану.

•        Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

•        Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

•        Обогащать словарный запас.

•        Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

•        Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

   Познавательные:

•        Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

•        Развивать мыслительные процессы и память(анализ, обобщение, группировка и классификация)

Оборудование: кейс с заданием для работы в паре и группе, компьютер, мультимедийный  проектор, экран

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнём урок. Обратите, пожалуйста, внимание на слайд.

  1. На слайде - запись

изложение-излагать

вырасти-выросли

касаться-коснулся

заря-зорька

собирать-соберу

На слайде вы видите слова. Выделите в них корни и гласную в корне (устно).

Знаем ли мы, как определить написание гласной в корне? Нужно выделить корень, применить соответствующее правило, подчеркнуть гласную в корне слова.

  1. Формулирование темы урока. Целеполагание.

Так какой же  будет тема урока? (Учащиеся закрепляют тему).

Тема урока – «Правописание чередующихся гласных в корне слова».

Какова цель урока? (Закрепить знания написания гласной в корнях с чередованием).

Каковы задачи урока?

- закрепить знания о правописании гласных в корнях с чередованием;

- научиться  применять  изученные правила  на практике при выборе написания гласной в корне слова с чередующейся гласной.

  1. Работа по реализации  цели и задач.

Ребята, обратите внимание, перед вами лежит кейс, где размещены правила. Рассмотрите, пожалуйста, внимательно таблицу. (Учащиеся получают кейс, в котором  размещены правила, задания. Просматривают таблицу).

Корень

Правило

Пример

                                                               А\О

1. лож \ лаг

а, если суффикс -а- (о - перед ж, а - перед г)

положить - полагать

2. кос \ кас

а, если суффикс -а-

коснуться - касаться

3. рос \ раст (ращ)

 

о перед с, а перед ст (щ)

Исключения: отрасль, ростовщик, росток,
Ростов, Ростислав

поросль- расти, выращенный

 

4. зор \ зар

Без ударения - а.

Исключения: зоревать, зоревой

заря - зори, зарево

 5. гор \ гар

о -  без ударения, а - под ударением

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь

загореть - загар

6. клон \клан

Без ударения - о.

 склонить- кланяться, поклон

 Е \И

бер \ бир

дер \ дир

пер \ пир

тер \ тир

мер \ мир

стел \ стил

жег \ жиг

чет \ чит

блест \ блист

 

 

 

 

   И, если в слове суффикс -а-

 

 

  

соберу – собирать

сдеру - сдирать

запереть - запирать

стереть - стирать

умереть - умирать

застелить -  застилать

выжегший - выжигать

вычет - вычитать

блестеть - блистать

 

В корнях –лаг- -лож- перед буквой г пишется  а ,перед ж-буква о. (например, положить - полагать)

В корнях -кос-,-кас-  буква а пишется, если есть суффикс А. Если суффикса а нет, пишется буква о. ( Например, коснуться - касаться)

В корнях –рос-,-раст-,ращ- перед буквой щ и буквосочетанием ст пишется буква а, перед буквой с- пишется буква о. ( Например, поросль - расти, выращенный) Исключения: отрасль, ростовщик, росток, Ростов, Ростислав.

В корнях –зор—зар-  под ударением пишется буква о, без ударения пишется буква а. (Например, заря - зори, зарево).

Исключения: зоревать, зоревой.

В корнях –гар- -гор- под ударением пишется буква а, без  ударения- пишется буква о (Например, загореть - загар).

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь.

В корнях бир-бер, мир-мер, жиг-жег, тир-тер и других, буква и пишется, если в слове есть  суффикс а. Если суффикса а нет, то пишется буква е. (Например, собирать-соберу, вытирать - вытер).

Эта таблица вам поможет в работе на уроке.

Задание 1.

Обратитесь к таблице. В каких корнях написание гласной зависит от суффикса -а-? Теперь обратите внимание на слайд. Прочитайте пословицы, вставляя недостающие буквы. Объясните написание корней с чередующимися гласными.

 Соб…рай по ягодке – наб…решь кузовок.

(Кропотливый, упорный труд может привести к ожидаемому результату).

Ленивому некогда л…житься, он сидя спит.

(Ленивый человек ленив во всём, даже лечь спать он не может и спит сидя).

Ребята, а теперь помогите мне разобраться со смыслом этих пословиц. Что же означает каждая из них?

Спасибо вам, ребята, что помогли мне понять смысл этих пословиц!

Теперь перейдём к письменной части урока. Открываем тетради, записываем число, сегодня двадцать девятое апреля, классная работа, и тему «Правописание чередующихся гласных в корне слова».

Задание 2.

Сейчас мы проведём небольшое соревнование, которое называется «Кто больше?». Ваша задача придумать и записать слова с корнями –рос-,-раст-,-ращ-, у вас на это будет 3 минуты. Время пошло. Итак, время вышло. Теперь каждый из вас называет количество слов, которые написал. У кого больше слов, тот зачитывает свои варианты.

Отлично! У вас прекрасный словарный запас!

Задание 3.

Теперь вас ждёт слуховой диктант под названием «Орфографию знаю я на «пять». Я буду зачитывать слова. Ваша задача распределить слова в тетради в 2 столбика, как на слайде. 1 столбик – слова с буквой О в корне слова, 2 столбик – с буквой А. Давайте потренируемся. Слово «горит» в какой столбик запишем? А слово «загар»?

лОжится, РОстислав, загОреть, рОсток, зАря, кАсаться, кОснулся, вырАщенный, подрОсли, наклОнился, полАгать, излОжение, кАсательная, слАгаемое, рОстовщик, разгОрелся, водорОсли.

О

А

 А теперь проведём взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте по слайду, все ли слова он правильно распределил по колонкам. А теперь поставьте друг другу оценку: 5 - нет ошибок, 4  - 1-2 ошибки, 3- 3-4 ошибки, 2 - 5 и более ошибок. Верните тетради соседу, посмотрите свои оценки. Поднимите руку, у кого стоит оценка 5. Хорошо!

Задание 4.

Перейдём к лингвистический эксперименту. Открываем учебник на странице 173, упражнение 597. Перед вами текст с пропущенными буквами на тему русской природы. Вставьте карандашом в учебнике недостающие буквы.

     Есть на нашей реке глухие и укромные места. Когда продерёшься через лесные заросли и присядешь около самой воды, почувствуешь себя в отгороженном от земного пространства мире. У кромки воды растут, наклоняясь в сторону, травы. Больше всех украшает наш земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. А так как стебли этого растения никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются. И вот уже белое облако дремлет среди лесной травы.

(По В. Солоухину)

Теперь проверьте себя по опорному тексту на слайде.

Задание 5.

В завершении предлагаю пройти тест «Пятерочка».  Оцените свои знания, обведя все буквы а (у доски поочереди).

  • Предл..гать, пол..гаться, распол..гать;
  • Сл..гаемое, изл..жение, распол..жение;
  • Выр..стить, выр..щенной, прор..сти;
  • Пол..жительный, выр..сли, к..сание;
  • Прик..сновение, предпол..жить, выр..стить

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

-Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?

-Чему научились?

-Вернитесь к нашей цели и к задачам. Удалось ли нам их достичь?

-Рефлексию своих результатов работы проводят  некоторые учащиеся (по их желанию).

Спасибо за урок!

Плант урока

  1. Вступление (задание на слайде 1 + алгоритм).
  2. Формулирование темы урока. Цель. Задачи
  3. Работа с кейсом (таблица с правилами).
  4. Правило: корни, которые зависят от суффикса -а-.
  5. Устное задание 1 (пословицы).
  6. Письменное задание 2 («Кто больше?» - раст, ращ, рос).
  7. Письменное задание 3 («Орфографию знаю я на «пять» - слова в 2 столбика о/а).
  8. Задание 4 в учебнике (Лингвистический эксперимент, упр. 597 стр. 173).
  9. Задание 5 у доски (Тест «Пятёрочка» - вписать в слова букву «а» поочереди).
  10.  Подведение итогов. Рефлексия (Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали? Чему научились?)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "

урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...

Интерактивная презентация к уроку русского языка с использованием макросов по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"

презентация подготовлена к уроку русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"...

Урок по теме "Правописание чередующихся гласных в корне". 5-й класс

Урок по теме "Правописание чередующихся гласных в корне". 5-й классЦели урока:помощь в правилах написания данных орфограмм;формирование умения рассуждать при выборе чередующейся гласной.Зада...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...

Карточки по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова" (6 класс)

Карточки по русскому языку по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"...