Технологическая карта к уроку по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»
Тип урока: закрепление изученного материала
Цели:
Дидактическая цель урока:
- знакомство учащихся с правописанием гласных в корнях с чередованием;
- отработка способа действия при выборе написания гласной в корне слова с чередующейся гласной с помощью алгоритма.
Планируемые результаты:
Личностные:
• Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
• Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
• Формирование понятия о красоте окружающей нас природы и необходимости бережного отношения к ней
Предметные:
• Уметь распознавать изученную орфограмму и правильно писать буквы в корнях слов с чередующейся гласной, действуя по алгоритму.
Матапредметные.
Регулятивные:
• Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Уметь работать по коллективно составленному плану.
• Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
• Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
• Обогащать словарный запас.
• Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
• Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
• Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Развивать мыслительные процессы и память(анализ, обобщение, группировка и классификация)
Оборудование: кейс с заданием для работы в паре и группе, компьютер, мультимедийный проектор, экран
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнём урок. Обратите, пожалуйста, внимание на слайд.
- На слайде - запись
изложение-излагать
вырасти-выросли
касаться-коснулся
заря-зорька
собирать-соберу
На слайде вы видите слова. Выделите в них корни и гласную в корне (устно).
Знаем ли мы, как определить написание гласной в корне? Нужно выделить корень, применить соответствующее правило, подчеркнуть гласную в корне слова.
- Формулирование темы урока. Целеполагание.
Так какой же будет тема урока? (Учащиеся закрепляют тему).
Тема урока – «Правописание чередующихся гласных в корне слова».
Какова цель урока? (Закрепить знания написания гласной в корнях с чередованием).
Каковы задачи урока?
- закрепить знания о правописании гласных в корнях с чередованием;
- научиться применять изученные правила на практике при выборе написания гласной в корне слова с чередующейся гласной.
- Работа по реализации цели и задач.
Ребята, обратите внимание, перед вами лежит кейс, где размещены правила. Рассмотрите, пожалуйста, внимательно таблицу. (Учащиеся получают кейс, в котором размещены правила, задания. Просматривают таблицу).
Корень | Правило | Пример |
А\О | ||
1. лож \ лаг | а, если суффикс -а- (о - перед ж, а - перед г) | положить - полагать |
2. кос \ кас | а, если суффикс -а- | коснуться - касаться |
3. рос \ раст (ращ)
| о перед с, а перед ст (щ) Исключения: отрасль, ростовщик, росток, | поросль- расти, выращенный
|
4. зор \ зар | Без ударения - а. Исключения: зоревать, зоревой | заря - зори, зарево |
5. гор \ гар | о - без ударения, а - под ударением Исключения: выгарки, изгарь, пригарь | загореть - загар |
6. клон \клан | Без ударения - о. | склонить- кланяться, поклон |
Е \И | ||
бер \ бир дер \ дир пер \ пир тер \ тир мер \ мир стел \ стил жег \ жиг чет \ чит блест \ блист |
И, если в слове суффикс -а-
| соберу – собирать сдеру - сдирать запереть - запирать стереть - стирать умереть - умирать застелить - застилать выжегший - выжигать вычет - вычитать блестеть - блистать |
В корнях –лаг- -лож- перед буквой г пишется а ,перед ж-буква о. (например, положить - полагать)
В корнях -кос-,-кас- буква а пишется, если есть суффикс А. Если суффикса а нет, пишется буква о. ( Например, коснуться - касаться)
В корнях –рос-,-раст-,ращ- перед буквой щ и буквосочетанием ст пишется буква а, перед буквой с- пишется буква о. ( Например, поросль - расти, выращенный) Исключения: отрасль, ростовщик, росток, Ростов, Ростислав.
В корнях –зор—зар- под ударением пишется буква о, без ударения пишется буква а. (Например, заря - зори, зарево).
Исключения: зоревать, зоревой.
В корнях –гар- -гор- под ударением пишется буква а, без ударения- пишется буква о (Например, загореть - загар).
Исключения: выгарки, изгарь, пригарь.
В корнях бир-бер, мир-мер, жиг-жег, тир-тер и других, буква и пишется, если в слове есть суффикс а. Если суффикса а нет, то пишется буква е. (Например, собирать-соберу, вытирать - вытер).
Эта таблица вам поможет в работе на уроке.
Задание 1.
Обратитесь к таблице. В каких корнях написание гласной зависит от суффикса -а-? Теперь обратите внимание на слайд. Прочитайте пословицы, вставляя недостающие буквы. Объясните написание корней с чередующимися гласными.
Соб…рай по ягодке – наб…решь кузовок.
(Кропотливый, упорный труд может привести к ожидаемому результату).
Ленивому некогда л…житься, он сидя спит.
(Ленивый человек ленив во всём, даже лечь спать он не может и спит сидя).
Ребята, а теперь помогите мне разобраться со смыслом этих пословиц. Что же означает каждая из них?
Спасибо вам, ребята, что помогли мне понять смысл этих пословиц!
Теперь перейдём к письменной части урока. Открываем тетради, записываем число, сегодня двадцать девятое апреля, классная работа, и тему «Правописание чередующихся гласных в корне слова».
Задание 2.
Сейчас мы проведём небольшое соревнование, которое называется «Кто больше?». Ваша задача придумать и записать слова с корнями –рос-,-раст-,-ращ-, у вас на это будет 3 минуты. Время пошло. Итак, время вышло. Теперь каждый из вас называет количество слов, которые написал. У кого больше слов, тот зачитывает свои варианты.
Отлично! У вас прекрасный словарный запас!
Задание 3.
Теперь вас ждёт слуховой диктант под названием «Орфографию знаю я на «пять». Я буду зачитывать слова. Ваша задача распределить слова в тетради в 2 столбика, как на слайде. 1 столбик – слова с буквой О в корне слова, 2 столбик – с буквой А. Давайте потренируемся. Слово «горит» в какой столбик запишем? А слово «загар»?
лОжится, РОстислав, загОреть, рОсток, зАря, кАсаться, кОснулся, вырАщенный, подрОсли, наклОнился, полАгать, излОжение, кАсательная, слАгаемое, рОстовщик, разгОрелся, водорОсли.
О | А |
А теперь проведём взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте по слайду, все ли слова он правильно распределил по колонкам. А теперь поставьте друг другу оценку: 5 - нет ошибок, 4 - 1-2 ошибки, 3- 3-4 ошибки, 2 - 5 и более ошибок. Верните тетради соседу, посмотрите свои оценки. Поднимите руку, у кого стоит оценка 5. Хорошо!
Задание 4.
Перейдём к лингвистический эксперименту. Открываем учебник на странице 173, упражнение 597. Перед вами текст с пропущенными буквами на тему русской природы. Вставьте карандашом в учебнике недостающие буквы.
Есть на нашей реке глухие и укромные места. Когда продерёшься через лесные заросли и присядешь около самой воды, почувствуешь себя в отгороженном от земного пространства мире. У кромки воды растут, наклоняясь в сторону, травы. Больше всех украшает наш земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. А так как стебли этого растения никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются. И вот уже белое облако дремлет среди лесной травы.
(По В. Солоухину)
Теперь проверьте себя по опорному тексту на слайде.
Задание 5.
В завершении предлагаю пройти тест «Пятерочка». Оцените свои знания, обведя все буквы а (у доски поочереди).
- Предл..гать, пол..гаться, распол..гать;
- Сл..гаемое, изл..жение, распол..жение;
- Выр..стить, выр..щенной, прор..сти;
- Пол..жительный, выр..сли, к..сание;
- Прик..сновение, предпол..жить, выр..стить
- Подведение итогов. Рефлексия.
-Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?
-Чему научились?
-Вернитесь к нашей цели и к задачам. Удалось ли нам их достичь?
-Рефлексию своих результатов работы проводят некоторые учащиеся (по их желанию).
Спасибо за урок!
Плант урока
- Вступление (задание на слайде 1 + алгоритм).
- Формулирование темы урока. Цель. Задачи
- Работа с кейсом (таблица с правилами).
- Правило: корни, которые зависят от суффикса -а-.
- Устное задание 1 (пословицы).
- Письменное задание 2 («Кто больше?» - раст, ращ, рос).
- Письменное задание 3 («Орфографию знаю я на «пять» - слова в 2 столбика о/а).
- Задание 4 в учебнике (Лингвистический эксперимент, упр. 597 стр. 173).
- Задание 5 у доски (Тест «Пятёрочка» - вписать в слова букву «а» поочереди).
- Подведение итогов. Рефлексия (Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали? Чему научились?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-388346-1390391590.jpg)
План-конспект урока на тему: Правописание чередующихся гласных А - О ,Е – И в корнях слов.
урок - обобщение в 6 классе,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-237936-1365346087.jpg)
Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс
Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия для усвоения учебного материала, развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "
урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...
Интерактивная презентация к уроку русского языка с использованием макросов по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"
презентация подготовлена к уроку русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"...
Урок по теме "Правописание чередующихся гласных в корне". 5-й класс
Урок по теме "Правописание чередующихся гласных в корне". 5-й классЦели урока:помощь в правилах написания данных орфограмм;формирование умения рассуждать при выборе чередующейся гласной.Зада...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/10/picture-1186409-1573403324.jpg)
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...
Карточки по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова" (6 класс)
Карточки по русскому языку по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"...