Технологическая карта по теме "О и Е после шипящих".5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данная технологическая карта предназначена для изучения нового материала по теме: "О и Е после шипящих". Вклчает различные методы: эвристические, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o-yo_posle_shipyashchih_v_korne_slov.doc | 343 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка (5 класс)
Тема: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова
Тип урока: урок изучения новых знаний
Методы: эвристические, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Цели урока:
- Образовательные:
- сформировать умения применять правило написания О-Е после шипящих.
- развить умение находить орфограмму;
- отработать способы действия при выборе написания О-Е в после шипящих;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
- Развивающие:
- осуществлять системно-деятельностный подход;
- развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к родному языку;
- воспитывать ценностное отношение к слову;
- развивать коммуникативные УУД:
- формировать взаимодействие учащихся в парной работе на основе уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,
Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
- ПК; интерактивная доска, презентация к уроку.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Оргмомент. 1 мин. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Садитесь, пожалуйста. Мы отправляемся в путешествие по Стране Орфографиии. | Включение в деятельность | мобилизация внимания, уважение к окружающим;(Л) планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К); саморегуляция (Р) |
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. 5 мин. | Используется презентация (см. презентация ). 1. – Выпишите слова с пропущенными буквами, объясняя орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера): Зимой корой молодых р…стений кормятся зайчата. Л…жился на поля туман. Высокие осины р…сли рядом с березами и пушистыми елями. Дом распол…гался на окраине деревни. Запишите слова по вариантам. 2. Проверка проводится с помощью следующего слайда: 1вариант: растений, ложился. 2 вариант: росли, располагался – Назовите условия выбора орфограмм. – На основе графических обозначений сформулируйте правила. 3. – Опираясь на подобранный дома материал, проведите самопроверку домашнего задания. | Записывают слова, распределяя их по вариантам. Самопроверка Отвечают на вопросы Формулируют правила Самопроверка домашней работы | Владеть приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения, (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); подведение под понятие (П); выполнение пробного учебного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции (К); учет разных мнений (К); Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.(К) |
III. Постановка проблемы (основного вопроса урока). 5мин. Физкультминутка 1 мин. | Проблемная ситуация. Определяем основной вопрос урока. (Этот материал представлен в презентации, работа проводится при закрытых учебниках.) слайд 3 При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Расчёска, шелк, щетка, желтый. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после шипящего? Проблемный вопрос появляется на слайде, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике. | Обучающиеся работают в тетрадях, после чего сверяют с доской. Работа со словами, поиск цели урока, формулирование проблемного вопроса. | Целеполагание(Р) Высказывание предположения на основе наблюдений. Формулирование проблемы урока. (П); определение основной и второстепенной ин- формации (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в ком- муникации (К); учет разных мнений, координирование в со- трудничестве разных позиций (К). |
IV. Открытие нового знания. 7 мин. |
| Графическая работа со словами Выявление особенностей правописания слов с орфограммой Предположения, вывод самостоятельная формулировка правила | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П); использование знаково-символических средств(П); подведение под понятие (П); установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л); |
V. Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений. . 10 мин.
7.
Физкультминутка (1 мин.) 1 VI.Включение нового знания в систему знаний и повторение. 10мин. | 1. К словам из 1 столбика подберите однокоренные слова из 2 столбика шёл - решето решётка - щетина щётка- решение расчёска нашедший шедший расчесать щекотка 2. Найдите слова, в которых допущены ошибки, и запишите их в тетрадь правильно а) жёлтый д) жокей б) решотка е) шорох в) чорный ж) крыжовник г) жёнглёр з) шопот 3.Вставьте буквы О или Ё ш…рох ч…лка щ…чка 1.Развитие лексического умения соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения. 1 Наездник на скачке - (жокей) 2. Цирковой актер, ловко подбрасывающий в воздухе предметы - (жонглер) 3. Опущенная на лоб и подстриженная прядь волос - (чёлка) 2в 1. Пестрая клетчатая ткань - (шотландка) 2. Плод дуба - (жёлудь) 3. Небольшая корзина - (кошёлка)
2. Задание на разграничение омофонов. На доске записаны два предложения: Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный. Вопросы и задания к ним: – Назовите два одинаково звучащих слова. – Сравните их написание. Что необычного заметили? – Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.) - Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по-разному.) Предположите, почему слова пишутся по-разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.) Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения. | Записывают и объясняют правописание гласной в корне после шипящих Письмо по памяти Проверка по образцу Самостоятельная работа с использованием знаний по лексике и комментированием своих действий Анализ примеров, рассуждение по вопросам, Формулировка вывода Запись в тетради, графическое выделение Самопроверка | нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П); использование знаково-символических средств(П); установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, вы- ведение следствий (П); самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); контроль, коррекция, оценка (Р); Включение нового знания в систему знаний (П) совершенствовать орфографические умения(П)
Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.). Строить логические рассуждения.(П) |
Рефлексия 3 мин. | Сегодня я узнал… Было трудно… Особенно интересно было… | Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы. Самопроверка | рефлексия способов и условий действия (П); контроль и оценка процесса и результатов дея- тельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха / неус- пеха в учебной деятельности (Л); выражение своих мыслей с достаточной пол- нотой и точностью (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К); |
VII. Домашнее задание. |
| Запись в дневниках | Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.(П) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Буквы о-ё после шипящих" 5 класс
Презентация к уроку русского языка в 5 классе...
Урок по русскому языку "Правописание О-Е после шипящих" 10 класс.
Систематизация знаний по данной теме....
Ь на конце существительных после шипящих 5 класс
Презентация по теме "Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СЛОВА" 5 КЛАСС...
Технологическая карта урока "Правописание мягкого знака после шипящих"
Мягкий знак после шипящих. Технолгическая карта урока....
Технологическая карта урока "Буквы И-Ы после Ц"
Урок построен на основе принципа действенного подхода к обучению, принципа сотрудничества, принципа обоснованного ответа.Проблемно-диалогическая технология способствует обеспечению актуализации предме...
Тест на тему «Правила употребления О-Ё после шипящих» (7 класс)
Тест на тему «Правила употребления О-Ё после шипящих» (7 класс)...
Урок по теме "Правописание букв о-ё после шипящих" 5 класс
Тема: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»Урок открытия нового знанияТехнология развития критического мышленияВиды работы: фронтальная, индивидуальная, работа ...