Конспект урока в 11 классе "Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Пунктуационные правила"
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Удалова Татьяна Геннадьевна

     Изучение фразеологии в школе является неотъемлемой чпстью работы по культуре речи и имеет практическую значимость; нужно обучать школьников правильно выбирать языковае средства при построении собственных высказываний. Работа с фразеологизмами способствует развитию речи, формированию абстрактного мышления учащихся. Понимание фразеологизмов при чтении художественной литературы, при просмотре фильмов, употребление их в устной и письменной речи показывает уровень владения родным языком.

   Изучению фразеологии как самостоятельного раздела науки о языке в школьном курсе отводится крайне ограниченное время, после шестого класса к устойчивым сочетаниям, как правило, обращаются редко и бессистемно. Урок направлен на: 

1) развивие навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

2) формирование навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умении отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

3) отработку пунктуационных умений;

4)    развивие творческих способностей и образного мышления школьников;

5)    обогащание словарного запаса школьников;

6)    воспитание любви к родному языку, его красоте и многозначности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11-м классе по теме "Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Пунктуационные правила"

  • Удалова Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

Конспект урока

Тема: Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Пунктуационные правила.

Урок комплексного применения знаний. Урок-практикум.

Класс 11.

Цели урока:

Образовательный аспект:

- систематизировать и углубить знания по фразеологии как науке о языке, знать понятие фразеологизмов как устойчивых неделимых словосочетаний, употребляемых в переносном значении;

- рассматривать фразеологизмы как средства языковой выразительности, позволяющие усиливать наглядность и образность текста, создавать нужную стилистическую тональность.

Развивающий аспект:

- уметь отличать фразеологические сочетания от свободных словосочетаний;

- давать толкование фразеологическим оборотам;

- использовать фразеологические словосочетания при составлении собственного высказывания;

- определять роль фразеологизмов в предложении и речи;

- формировать умения различать фразеологизмы по структуре, определять их синтаксическую роль;

- употреблять фразеологизмы в речи с целью её обогащения.

Воспитательный аспект: формирование устойчивого интереса к образной системе русского языка, мотивирование на серьёзную подготовку к экзаменам.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Используемые технологии: проблемный метод, анализ, создание собственного речевого высказывания

Оборудование: мультимедиа проектор, мультимедийная доска, ноутбук, раздаточный материал, презентация.

Задачи урока:

1) развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

2) формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

3) отработать пунктуационные умения;

4) развивать творческие способности и образное мышление школьников;

5) обогащать словарный запас школьников;

6) воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

#1054;ргмомент.

Добрый день, ребята!

(Создание психологического настроя)

Начать наш урок я хочу с притчи.

Один молодой человек пришел к своему учителю и сказал:

- Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь», но радости в моей жизни нет.

Мудрец положил перед юношей книгу, ручку, свечу и попросил:

- Назови, что ты выбираешь из них.

- Книгу,- ответил юноша.

-Тогда произнеси это пять раз.

- Я выбираю книгу, я выбираю книгу…- послушно повторил юноша пять раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец,- повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…?

Давайте подумаем и ответим, что же надо сделать молодому человеку, чтобы книга стала его? (Надо просто протянуть руку и взять книгу).

Для плодотворной работы на уроке вам также надо «взять» накопленные знания и применить эти знания на практике.

#1040;ктуализация знаний. (Слайд 2.)

Фёдор Михайлович Достоевский говорил: « Язык – важнейшее средство общения друг с другом. Это оружие мысли и культуры». Наша речь, наш язык является отражением мира человека. Существует мнение, что достаточно послушать как говорит человек, о чём он говорит, и можно составить мнение о нём, в котором отразится мнение о собеседнике в целом, о его культуре, интеллекте, воспитанности. Для того, чтобы о нас сложилось положительное мнение, чтобы нас понимали, надо постоянно расширять свой словарный запас. На уроке мы с вами попробуем себя в роли исследователей и вспомним об интересных словосочетаниях, которые делают нашу речь яркой, образной, эмоциональной. Вначале я предлагаю поучаствовать в «Мозговом штурме». Вам надо разгадать кроссворд. Правильно ответив на вопросы кроссворда, мы узнаем тему урока.

(Слайд 3) КРОССВОРД «Фразеология» (учащимся раздаются карточки с кроссвордом)

1.

п

р

о

Ф

е

с

с

и

о

н

а

л

и

з

м

2.

с

л

о

в

а

Р

ь

3.

п

А

р

о

н

и

М

4.

и

с

т

о

р

и

З

м

ы

5.

л

Е

к

с

и

к

а

6.

о

м

О

н

и

м

ы

7.

д

и

а

Л

е

к

т

и

з

м

ы

8.

с

и

н

О

н

и

м

ы

9.

н

е

о

л

о

Г

и

з

м

ы

10.

а

н

т

о

н

И

м

ы

11.

п

р

Я

м

о

е

По горизонтали:

1. Слово, характерное для людей определённой сферы деятельности - профессионализм.

2. Книга или любой другой источник, информация в котором упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике - словарь.

3. Однокоренные слова, сходные по написанию и звучанию, но различные по значению - пароним.

#1053;азвания, существовавшие когда-то, но исчезнувших предметов – историзмы.

5. Словарный состав языка, совокупность слов (точнее, лексем) того или иного языка, части языка – лексика.

6. Слова, близкие или одинаковые по смыслу – омонимы.

7. Слово, характерное для людей определённой местности - диалектизм.

8, Слова, различные по звучанию, но близкие по значению –синонимы.

9. Слова или словосочетания, недавно появившееся в языке - неологизмы.

10. Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения – антонимы.

11. Основное значение слова – прямое.

По вертикали:

1. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые и неделимые словосочетания, цельные по своему значению - фразеология.

Да, на сегодняшнем занятии мы должны постараться вспомнить всё, что мы знаем о фразеологизмах, потому что в заданиях ЕГЭ встречаются вопросы по фразеологизмам.

(Слайд 4) Для начала вспомним, что такое фразеологизмы?

Фразеологизмы (фразеологические обороты) – это несвободные целостные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом вид

Фразеология – одно из самых ярких и действенных выразительных средств языка. Роль фразеологизмов в русском языке велика.

Попробуем понять, почему мы используем в нашей речи устойчивые выражения. Обратите внимание на слайд. (Слайд 5)

Замените выделенные выражения фразеологизмами из рамки, при необходимости изменяя форму слов. Сравните исходные и изменённые предложения и сделайте вывод о том, почему мы используем в речи фразеологизмы.

Ломиться в открытую дверь; манна небесная; земля обетованная; на пушечный выстрел подпускать; общий язык

1) Прошлый год у родителей был очень насыщенный, и неделя новогоднего отдыха стала для них просто чем – то нужным и долгожданным. 2) Доказывать, что абсолютных истин не существует, - значило бы настойчиво утверждать то, что всем хорошо известно. 3) Без подготовки человеку нельзя позволять иметь дело с подводным плаванием. 4) Я вижу, что вы с моим папой уже нашли полное взаимопонимание. 5) Стоя у беснующейся реки, туристы смотрели на песчаную косу противоположного берега, которая казалась им теперь местом, куда они сильно стремились, мечтали попасть.

(Слайд 6) Вывод: использование в речи фразеологизмов даёт больше информации, они обогащают и украшают нашу речь, помогают точнее высказывать свои мысли и позволяют лучше понимать собеседника. Фразеологизмы своей ёмкостью и точностью заменяют целое предложение.

Давайте проведём небольшое исследование, выполнив упражнения, которое поможет нам вспомнить признаки фразеологизмов.

(Слайд 7) Замените слова подходящими по смыслу фразеологизмами.

Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.

(Слайд 8) Задание. Какие примеры являются фразеологизмами, а какие свободными словосочетаниями? Докажите, составив с каждым выражением предложение или короткий текст.

Плыть по течению, рассыпать крупу, рассыпаться мелким бесом, кануть в лету, махнуть рукой, быть правой рукой, нечист на руку, умывать руки, вымыть руки, развязать кому-то руки, не подать руки, намылить шею, держать камень за пазухой, злые языки, злые взгляды.

(Слайд 9) Задание. В составе каких фразеологизмов встречаются следующие слова?

Альфа, закадычный, рожон, фимиам, олух, филькина, впросак, фиаско, краеугольный, гордиев, олух, гомерический, рубикон, мякина, велосипед, легион, баклуши, рыльце, прах, типун.

(Слайд 10) Определите в следующих предложениях синтаксическую функцию фразеологизмов.

1,Отец любил мальчишку без памяти. #1045;му было тяжело, но он не опускал голову. З.И не пытайтесь обмануть меня, стреляного воробья! #1053;ашлись кое-кто неробкого десятка, которые не теряли присутствия духа. #1053;е часто встречаются люди семи пядей во лбу. #1041;абушка была мастером на все руки. 7 .Он поднялся сегодня ни свет ни заря.

Итак, какой вывод мы можем сделать?

(Слайд 11)

Признаки фразеологизмов

Определение понятия

воспроизводимость

Не создаётся в процессе речи, а извлекается из «памяти» в готовом виде

устойчивость

Имеет устойчивый состав, обычно состоит из одних и тех же слов

Целостность значения

Не сумма значений отдельных компонентов, а общее значение для всего выражения

Расчленённое значение

Включает несколько слов

Фразеологизмы, как и все языковые единицы, обладают рядом отличительных особенностей и характеристик. Давайте обратимся к таблице и определим, какими бывают фразеологизмы по своей структуре.

Структурная классификация фразеологизмов

Типы фразеологизмов

Модель

Пример

Фразеологизмы, построенные по модели словоформы с предлогом

Предлог + существительное

На носу

Фразеологизмы, построенные по модели сочинительного словосочетания

Существительное + союз И +существительное

В пух и прах, между небом и землёй

Фразеологизмы, построенные по модели подчинительного словосочетания

Глагол + наречие;

глагол + существительное;

существительное + прилагательное и др.

Плюнуть негде, висеть на волоске, мокрая курица

Фразеологизмы, построенные по модели предложения

Существительное + глагол + (распространитель глагола) и др.

Сердце замирает, душа в пятки ушла

Давайте потренируемся в определении модели построения фразеологизма.

(Слайд 12) Определите значением фразеологизмов и модели, по которым они построены.

Без памяти, брать под своё крыло, в два счёта (принимать) в штыки, вкривь и вкось, волк в овечьей шкуре, вылетать из гнезда, дневать и ночевать, душа нараспашку, душа не лежит, заколдованный круг, запретный плод, мозолить глаза, кровь с молоком, кто во что горазд. Между небом и землёй, не в бровь, а в глаз, ни рыба ни мясо, плыть по течению, хуже горькой редьки, шарашкина контора, язык онемел.

(Слайд 13) А мы продолжаем наше исследование. Какие из этих выражений являются фразеологизмами, а какие – нет?

Голубям на смех, и след простыл, зубы заговаривать, сухая курица, мертвым сном, точка зрения, точить вилку, следить за каждой копейкой, тянуть кота за язык, указать на дверь, знать цену, вертеться на языке, заплатить той же монетой.

На основе ваших исследований заполните таблицу. Затем мы проверим полученные результаты.

(Слайд 14)

Признаки свободных словосочетаний

Признаки фразеологизмов

(Слайд 15)

1. Любое из слов можно заменить другими словами

1. В их составе нельзя заменить одно слово другим

2. Каждое слово сохраняют смысловую самостоятельность

2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность

3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания

3. Используются в готовом виде, запоминаются

(Слайд 16) Вывод: Фразеологизмы представляют собой неделимое словосочетание. Данную особенность необходимо учитывать при синтаксическом разборе предложения, в котором присутствует устойчивое словосочетание, т. к. фразеологизм будет выполнять функцию одного члена предложения.

А теперь постараемся дать ответ на вопрос: ставятся ли знаки препинания во фразеологизмах и в предложениях, где встречаются устойчивые выражения.

(Слайд 17) Найдите фразеологизмы.

Что ты смотришь на меня разинув рот? Петя выпучив глаза смотрел на доску. Коля сломя голову побежал во двор. Весь день она просидела сложа руки. Повесив нос Сережа ушел со двора. Скрепя сердце я помирился с товарищем. Этот фильм мы смотрели затаив дыхание.

Чем выражены фразеологизмы? Какой вывод мы можем сделать, исходя из приведённых примеров.

(Слайд 18) Вывод: фразеологизмы, выраженные деепричастием, запятыми не выделяются.

(Слайд 19) Сравните два предложения с точки зрения пунктуации.

Гул на шоссе не затихал ни днём, ни ночью.

Наш автомобиль съехал на обочину и не подвигался ни взад ни вперёд.

(Слайд 20) Вывод: если повторяющиеся союзы при однородных членах находятся во фразеологическом выражении, запятой они не разделяются.

ЗАПОМНИ! И холод и голод, и смех и грех, и туда и сюда, и стар и млад, и день и ночь;

Ни конца ни края, ни свет ни заря, ни жив ни мёртв, ни тот ни другой, ни то ни сё, ни взад ни вперёд, ни днём ни ночью, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять

( Слайд 21) После многих тщетных усилий удержать его, видя, что он решил уехать во что бы то ни стало, она вознамерилась помочь ему всем, чем могла.
А уж жить с тобой здесь или ещё где бы то ни было вовсе не собираюсь. Вдруг откуда ни возьмись появляется машина дорожной полиции и начинает гнаться за мужиком. Коллективная ответственность означает отсутствие вообще какой бы то ни было ответственности. Для молодых людей ни в коем случае не может быть несущественным то, в какой среде начинается их дружба. Но это счастливое обстоятельство ни в коем случае не дискредитирует моей книги. Тем не менее Сергей пошёл провожать её до остановки.Сергей едва ли не первым в школе начал учить китайский язык. Сергей проснулся чуть ли не четыре утра. Вряд ли не пойдём мы в музей. Я отнюдь не рада встрече с вами. Приобрела Вера на рынке вовсе не подделку. Таня нисколько не жалела о совершённой сделке.
(Слайд 22) Вывод: после однородных членов во фразеологизмах, в повторяющихся союзах с устойчивыми выражениями запятая не ставится.

Слайд (23) Найдите в предложениях сравнительные обороты. Какие из них являются фразеологизмами? Определите их значение. Объясните знаки препинания.

1. Всем было очень весело, и юнга чувствовал себя как рыба в воде. 2. Грач по нивам ходит важно, словно сельский агроном. 3 Глаза у волчицы светились, как два огонька. 4 Глянул я на Фомича, а у него полбороды как корова языком слизала. 5 Партизаны, словно иголка в стогу сена, затерялись в лесу, но каждую ночь они давали о себе знать.

(Слайд 24) Вывод: Сравнительные обороты с союзом КАК следует отличать от других конструкций, которые на письме не выделяются запятыми. Сюда следует относить и фразеологические обороты со словом КАК.

Давайте обобщим.

(Слайд 25) Запомните! При фразеологизмах знаки препинания НЕ ставятся!

При употреблении в речи фразеологизмов важно научиться правильно и уместно их употребления. Давайте рассмотрим, какие ошибки в использовании фразеологизмов чаще всего допускают ваши сверстники.

(Слайд 26) Ошибки в употреблении фразеологизмов

1. Немотивированное введение дополнительного компонента:

оставивших после себя огромные следы-оставивших след

2. Немотивированная замена одного компонента другим:

Как только фашисты не пытались посадить Соколова на колени, он не сдавался

3. Немотивированное изменение формы числа, падежа и т.д

Проблема угрызения совестью поднимается и в этом тексте.

4. Немотивированное изменение порядка слов:

Это были отчаявшиеся и сбившиеся солдаты с толку- сбиться с толку

5. Изменение значения фразеологизма или несоответствие фразеологизма контексту.

Метать бисер на людей вместо перед свиньями метать бисер;

6. Использование свободного сочетания, омонимичного фразеологизму, в контексте, не позволяющем точно определить, в какой функции использовано это сочетание.

Память не забыта вместо врезаться в память (прочно закрепляться; надолго запоминаться).

7. Незнание точного смысла устойчивого выражения и возможности его употребления

Автор пытается вынуть энергию тех лет из строк и хоть частичку отдать нам, чтобы человек каждой косточкой своего тела почувствовал волю тех людей и взял часть себе.

8. Смешение, двух оборотов (по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски).

Сегодня на уроке мы повторили то, что знали о фразеологизмах. Давайте подытожим и ответим на вопросы:

1. Что такое фразеологизм?

2. Чем отличается свободное словосочетание от несвободного?

3. Можно ли при синтаксическом разборе разбивать фразеологизм на члены предложения?

4. Какие правила пунктуации действуют в рамках фразеологического оборота?

5. Для чего в нашей речи нужны фразеологизмы?

Домашнее задание вы получаете на карточках.

Приложение 1

КРОССВОРД «Фразеология»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Приложение 2

Карточка с домашним заданием.

Задание: Найдите фразеологизмы, подчеркните их как члены предложения, определите их значение. В случае затруднения обратитесь к фразеологическому словарю. Объясните расстановку знаков препинания в предложениях с фразеологизмами.

1. А Таня как ни в чём не бывало сидела на уроках. Она вела себя так, словно разговоры о пожаре её вовсе не касались. И её спокойствие подливало масла в огонь. 2. «Я больше не приду в школу. Я работаю». – «Не валяй дурака». 3. Но всё дело в том, что за годы войны он, хитрец, научился читать мои мысли, знал мой характер. 4. Я вдруг забыла, зачем я здесь, чего я сломя голову прибежала сюда из театра. 5. Володька не падал духом. Эка беда, что папы нет дома! Важно, что папа есть. 6. «Ты только ничего не говори командиру, – попросил Зимородок. – На лошади я никуда не успею. А ты меня в два счёта добросишь». 7. Если бы в один прекрасный день все бывшие солдаты надели свои выгоревшие гимнастёрки и забинтовали свои старые раны грязными, ржавыми бинтами, тогда бы вы все кое – что увидели и кое – что поняли….8. «Не вешай нос, дочка! – доверительно сказал он.. – Ты ещё станцуешь!» 9. Дрессировщица всё ещё держала Таню за руку. Потом она оглядела свою помощницу и сказала: «А ты девка что надо! Из тебя выйдет человек», Да здравствуют рыжие неудачливые люди! Которые суют нос куда их не просят и готовы подставить себя под удар, когда надо защитить слабое существо, которые до последнего бьются с несправедливостью. Их вечно заносит в сторону. И когда занесёт, они уже не могут остановиться и ударяются. Но они не отступают и не хнычут. Они переносят гонение подлецов и не складывают оружия. 10 «Так никакого солнечного дня не было! Заруби это себе на носу.». – Он нахмурился, и я уже подумал, что сейчас он захлопнет окно и уйдёт. 11. «Страшная это была гонка, – вдруг сказал он. – Даже когда вспоминаю – мороз по коже проходит». (Из произведений Ю. Яковлева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизмы, их роль в речи

Фразеологизмы, их роль в речи...

План-конспект урока физической культуры по теме: "Баскетбол. Теоретические сведения. Правила игры. Персональные замечания, права и обязанности капитаны команды"

Цель урока: Теоретические сведения: Правила игры. Персональные замечания, права и обязанности капитана командыЗадачи урока:1.Повторить технтку  броска в кольцо2.  Ведение мяча, передвигаясь ...

Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"

Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...

Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"

Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...