Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, которые помогают сделать разговор более чётким и понятным, либо же образным и извилистым, а предложения — изящными. Одними из таких словарных оборотов в предложениях русского языка, по праву считаются фразеологизмы. Это пословицы и поговорки, тщательно собранные в течение веков нашими предками. Они делают диалог между людьми более насыщенным, красивым, сходным с литературным языком. Безумно интересно находить значения тех или иных типов фразеологизмов. На изучение этого направления в русском языке можно потратить всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy.docx | 421.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари».
Цели:
- формирование предметных компетенций:
- углубить знания о фразеологизмах;
- повторить понятия «лексика», «лексикология», «группы слов по происхождению», «группы слов по употреблению»
- формирование ключевых компетентностей:
- умения учиться: активизировать познавательную деятельность;
- коммуникативной: развивать навыки работы в группе, толерантное отношение к мнению собеседников;
- информационной: развивать навыки работы с источниками информации;
- культурологической: воспитывать коммуникативно-компетентностную личность, умеющую строить свою речь в соответствии с правилами эффективного общения
Тип: урок «открытия» новых знаний, формирование умений и навыков
Решение проблемы: Какие существуют источники возникновения фразеологизмов?»
Виды деятельности:
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.
Планируемые результаты:
- Научиться различать единицы языка, определять, какую роль играют фразеологизмы в русском языке, формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами.
Планируемые результаты УУД:
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами
Ход урока.
- Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами закончим изучение темы «Лексикология».
Прежде чем объявлю тему урока, хочу задать вам несколько вопросов.
- Знаете ли вы, кто такой Илья Муромец? (Народный герой русских былин; богатырь, который защищал свою Родину от врагов).
- В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: С одного то боку зелёное, так с другого румяное. Ты умей его, девица, повёртывать…»
- Как вы понимаете смысл этого выражения?
- Какая фраза здесь ключевая? Ты умей его, девица, повёртывать…
- А как это понимать? (Т.Е. умей владеть словом, так как слово или выражение может иметь не одно значение. Значит , надо правильно употреблять слова или выражения в своей речи.
Учитель: Возьмём это высказывание эпиграфом к нашему уроку и будем учиться правильно употреблять слова в своей речи.
А для того, чтобы ближе подойти к теме нашего урока, отгадайте загадки.
1. Его вешают, приходя в уныние, его задирают зазнаваясь. (нос)
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают. (уши)
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека. (ветер)
4. Ее заваривают, затевая какое - нибудь неприятное, хлопотное дело. (каша)
5. Ее набирают в рот, когда молчат. (вода)
6. Его держат за зубами. (язык)
Что вы употребили, отвечая на загадки?
Да, действительно, это фразеологизмы.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, откройте тетради, запишите число и тему нашего сегодняшнего урока.
-Итак, перед тем как мы приступим к работе по данной теме, я предлагаю вам выполнить «инвентаризацию знаний», т. е. определить, что мы уже знаем по данной теме, спрогнозировать, на какие вопросы предстоит ответить, а в конце урока подвести итог - удалось ли найти ответы на поставленные вопросы, какое приращение знаний произошло. Для этого предлагаю заполнить вам следующую таблицу:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. |
- Ребята, посмотрите внимательно на тему нашего урока и скажите, что вы уже знаете о фразеологии?
- Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.
- А что такое фразеологизмы?
- Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. Например: сбиться с ног, обвести вокруг пальца.
- Каким членом предложения является фразеологизм?
- Фразеологизм является одним членом предложения.
- Что еще вы можете сказать о фразеологизмах? Посмотрите на подсказку на слайдах.
- Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом, например:
зарубить на носу – запомнить;
как в воду глядеть – предвидеть;
кот наплакал – мало.
- Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы, например: тертый калач – стреляный воробей (в значении «опытный человек»),
непочатый край (в значении «много») – раз-два и обчелся (в значении «мало»),
пустить петуха (в значении «поджечь») – пустить петуха (в значении «фальшиво спеть ноту»).
- Итак, молодцы, ребята. Значит, всё, что вы мне сказали, мы можем смело записать в первую колонку нашей таблицы.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы. 2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. 3. Фразеологизм является одним членом предложения. 4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом. 5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы. | 1. |
- А сейчас давайте еще раз внимательно прочитаем тему урока и спрогнозируем, на какие еще вопросы предстоит нам ответить и чему научиться на сегодняшнем уроке.
- Мы сегодня должны ответить на вопрос: «Каковы источники происхождения фразеологизмов?», научиться правильно и уместно употреблять фразеологизмы в своей речи, пользоваться фразеологическим словарем.
- Хорошо, значит, вторая колонка у нас будет выглядеть так:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы. 2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. 3. Фразеологизм является одним членом предложения. 4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом. 5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы. | 1.Каковы источники или откуда приходят фразеологизмы в нашу речь? 2. Научиться использовать фразеологизмы в своей речи. 3.Научиться пользоваться фразеологическим словарем. |
- Скажите, ребята, заполняя вторую колонку таблицы, какое действие в структуре урока мы выполнили?
- Определили цели нашего урока.
III. Открытие нового знания.
Вступительное слово учителя: Фразеологизмы – это особые обороты, которые являются одним из лучших украшений речи. Еще великий М. В. Ломоносов назвал устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословицами», предлагая включить их в словарь. Ученые поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Поэтому и родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далеких времен, в них выражен дух народа, его история, обычаи.
«Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится», - говорят в народе.
И, действительно, каждое выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.
А теперь, ребята, давайте и мы изучим происхождение фразеологизмов. Вы будете работать в группе, задания у вас будут разные. Работа в группах. 1-я группа: Прочитайте теоретический материал на странице 86. Подумайте, с какими профессиями связано возникновение следующих фразеологизмов, объясните их смысл: Играть первую скрипку. Трещать по всем швам Без сучка и задоринки. Шито белыми нитками. Сделайте вывод о возникновении фразеологизмов. Вывод: Некоторые устойчивые выражения пришли из профессиональной речи. 2-я группа: - Прочитайте теоретический материал на страницах 84-85. Что, по вашему мнению, дало жизнь следующим фразеологизмам: Блудный сын манна небесная зарыть талант в землю глас вопиющего в пустыне Фома неверующий. Сделайте вывод о возникновении фразеологизмов. Вывод:Библия – самая популярная книга человечества, многократно читаемая и повторяемая на церковных службах, на семейных чтениях. Библейские фразеологизмы часто присутствуют в нашей речи, привнося в нее высокую духовность и поучительный оттенок. 3-ая группа: - Прочитайте теоретический материал на страницах 84-85. Прочитайте предложения, определите их жанр. Откуда пришли эти фразеологизмы? За двумя зайцами погонишься Стреляный воробей За тридевять земель У разбитого корыта, Сделайте вывод о возникновении фразеологизмов. Вывод: Одним из источников фразеологизмов являются пословицы, поговорки, сказки. Эти фразеологизмы не утрачивают своей актуальности и сегодня, активно применяясь в разговорной речи и литературе. 4-я группа: Прочитайте теоретический материал на странице 85. С какими произведениями связаны такие выражения: Авгиевы конюшни ахиллесова пята гордиев узел геркулесов подвиг рог изобилия. Сделайте вывод о возникновении фразеологизмов. Вывод: Особую группу фразеологизмов составляют обороты, которые своими корнями уходят в глубину античной эпохи. Мифы Древней Греции, герои античной литературы – многие фразеологизмы нельзя понять и разгадать, не зная предысторию их появления. Источником таких фразеологизмов служит мифология. Зная причину возникновения фразеологизма, очень легко разгадать его смысл, удачно и в нужный момент вставить в речь. |
Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями. А сейчас проверьте по учебнику (стр. 84-85), какие источники фразеологизмов мы не назвали. Составление кластера. Источники фразеологизмов Что можно сказать о происхождении фразеологизмов? Делятся на две группы: исконно русские и заимствованные. Учитель: Вы хорошо поработали, значительно расширили свои теоретические знания о фразеологизмах. А теперь перейдём к практической части. 1. Лингвистическая разминка (страницы110 и 111) Знаете ли вы, что… Определите, из какой профессии пришли фразеологизмы: играть первую скрипку не жалеть красок ставить знак равенства трещать по всем швам телячий восторг, проглотить пилюлю, играть роль, привести к одному знаменателю, тяжёлая артиллерия, по щучьему велению, а воз и ныне там. 2. Какое значение имеют фразеологизмы? Море по колено – ничто не страшно. Как две капли воды – очень похожи друг на друга. Витать в облаках – мечтать. Не разлей вода – дружные ребята. Водить за нос – обманывать. Учитель: Иногда, ребята, бывает очень трудно определить значения некоторых фразеологизмов. Как вы думаете, почему? ( Не знаем истории их возникновения). - А что нам может прийти на помощь? (Словари). - Правильно, о значении и истории возникновения фразеологизмов мы можем узнать в толковых словарях. Но еще существуют словари фразеологизмов. Задание определить значение по словарю: Не в своей тарелке Кошки скребут на сердце Без сучка без задоринки Семь пятниц на неделе (Проверка выполненного задания.Обращаем внимание на пометы в словаре.) Составить предложение с данным фразеологизмом |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
IV. Комплексное применение знаний.
Например, Фразеологический словарь русского языка под ред Р.И.Яранцева, который лежит у вас на парте. Давайте поработаем с ним. Итак, предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие, окунуться в мир слов, и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникните в тайны истории слов.
Слово учителя «Как пользоваться словарём?
Задание по рядам: первому ряду найти в словаре происхождение фразеологизма «Хлопать глазами», второму – « Язык не поворачивается», третьему – «Комар носа не подточит», четвёртому- « Узнать где раки зимуют»
(Проверка выполненного задания. Обращаем внимание на пометы в словаре.)
Учитель: Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной и образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Я вам сейчас прочитаю рассказ, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов.
Кашу маслом не испортишь.
Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.
( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)
Учитель: А сейчас давайте проверим ваши знания, насколько расширился у вас словарный запас. Проведем дидактические игры:
- «Подберите фразеологизм».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1.
Задание 1. Собери фразеологизм
Как говорят О КОМ ТАК ГОВОРЯТ
СЛАЙД 2. НИ ПУХА НИ ПЕРА (ПЕРВАЯ КАРТИНКА)
СЛАЙД 3. И далее
- о том, кто часто меняет свои решения;
- о человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём – нибудь;
- о кротком и безобидном человеке;
- о болтливом человеке;
- о положении, когда опасность грозит с двух сторон
- о человеке, который совершенно лишен музыкального слуха.
- С одним из фразеологизмов придумайте и запишите предложение.
2. «Шесть загадок волшебного сундучка» (ложка, лук, тарелка, решето, дудка, мешок).
– Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (учитель поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос.
- Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это?
- С этим овощем дружит горе. Что это?
- В какой посуде чувствуют себя неловко?
- В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это?
- Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется?
- В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это?
- Через час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго (о чьём-либо медленном действии).
- Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек.
- Быть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость.
- Чудеса в решете – невероятно, необыкновенно; о чём-либо необыкновенном, странном.
- Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, а по произволу другого, во всём подчиняться кому-либо.
- Купить кота в мешке – приобрести неизвестно что.
V. Итог урока (рефлексия деятельности)
Учитель: А сейчас, ребята, настало время вернуться к нашей таблице, у нас осталась не заполнена 3-я колонка.
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Удалось решить поставленные задачи?
- Как вы это докажите? (Заполнение таблицы)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы. 2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. 3. Фразеологизм является одним членом предложения. 4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом. 5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы. | 1.Каковы источники или откуда приходят фразеологизмы в нашу речь? 2. Научиться использовать фразеологизмы в своей речи. 3.Научиться пользоваться фразеологическим словарем. | 1.Все фразеологизмы делятся на исконно русские и заимствованные. Основными источниками фразеологизмов являются пословицы, поговорки, устойчивые сочетания из русского фольклора; сказки; древнегреческая мифология; Библия и Евангелие; метафорически переосмысленные свободные словосочетания и др. 2.Составляли предложения с фразеологизмами, находили фразеологизмы в тексте, подбирали подходящие по смыслу фразеологизмы. 3.Давали лексическое толкование фразеологизмов с помощью словаря. |
Рефлексия
Продолжи предложение
- Фразеологические обороты в зависимости от происхождения делятся…. (на заимствованные и исконно русские)
- Фразеологизмы употребляются в стилях речи…
- Какова роль фразеологизмов в речи…
- Где можно применить новые знания?
Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы.
- Спасибо за урок!!! Молодцы!
VI. ДЗ:
Учитель:
Низкий средний уровень: Выполнить понравившиеся задания в буклетах по фразеологии.
Достаточный и высокий: Написать сочинение, используя фразеологизмы.
Творческое задание для всех:
Закончить оформление буклета по фразеологии, проиллюстрировать понравившиеся фразеологизмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.
Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....
Открытый урок по теме "Использование фразеологизмов в речи"
данный урок по фразеологизмам в 5 классе по уч-ку Львова...
Конспект урока русского языка на тему: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».
Обобщающий урок по теме «Русская фразеология»....
Сценарий урока по русскому языку по теме «Фразеология. Использование фразеологизмов в речи» 10 класс по ФГОС
Работа представлена по гуманитарному направлению. Сценарий урока по русскому языку по теме « Фразеология.Использование фразеологизмов в речи» является результатом проекти...
Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"
Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологичес...
«Специфика использования фразеологизмов в речи» Исследовательская работа
laquo;Специфика использования фразеологизмов в речи» Исследовательская работа...
«Специфика использования фразеологизмов в речи» Исследовательская работа
laquo;Специфика использования фразеологизмов в речи» Исследовательская работа...