Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, которые помогают сделать разговор более чётким и понятным, либо же образным и извилистым, а предложения — изящными. Одними из таких словарных оборотов в предложениях русского языка, по праву считаются фразеологизмы. Это пословицы и поговорки, тщательно собранные в течение веков нашими предками. Они делают диалог между людьми более насыщенным, красивым, сходным с литературным языком. Безумно интересно находить значения тех или иных типов фразеологизмов. На изучение этого направления в русском языке можно потратить всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.docx421.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари».

Цели:

  • формирование предметных компетенций:
  • углубить знания о фразеологизмах;
  • повторить понятия «лексика», «лексикология», «группы слов по происхождению», «группы слов по употреблению»
  • формирование ключевых компетентностей:
  • умения учиться: активизировать познавательную деятельность;
  • коммуникативной: развивать навыки работы в группе, толерантное отношение к мнению собеседников;
  • информационной: развивать навыки работы с источниками информации;
  • культурологической: воспитывать коммуникативно-компетентностную личность, умеющую строить свою речь в соответствии с правилами эффективного общения

Тип: урок «открытия» новых знаний, формирование умений и навыков

Решение проблемы: Какие существуют источники возникновения фразеологизмов?»

Виды деятельности:

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Планируемые результаты:

  • Научиться различать единицы языка, определять, какую роль играют фразеологизмы в русском языке, формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами.

Планируемые результаты УУД:

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами

Ход урока.

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами закончим изучение темы «Лексикология».

Прежде чем объявлю тему урока, хочу задать вам несколько вопросов.

  • Знаете ли вы, кто такой Илья Муромец? (Народный герой русских былин; богатырь, который защищал свою Родину от врагов).
  • В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: С одного то боку зелёное, так с другого румяное. Ты умей его, девица, повёртывать…»
  • Как вы понимаете смысл этого выражения?
  • Какая фраза здесь ключевая? Ты умей его, девица, повёртывать…
  • А как это понимать? (Т.Е. умей владеть словом, так как слово или выражение может иметь не одно значение. Значит , надо правильно употреблять слова или выражения в своей речи.

Учитель: Возьмём это высказывание эпиграфом к нашему уроку и будем учиться правильно употреблять слова в своей речи.

А для того, чтобы ближе подойти к теме нашего урока, отгадайте загадки.

1. Его вешают, приходя в уныние, его задирают зазнаваясь.   (нос)

2. Не цветы, а вянут;     не ладоши, а ими хлопают.   (уши)

3. Он в голове у легкомысленного,  несерьезного человека.        (ветер)

4. Ее заваривают, затевая какое - нибудь неприятное, хлопотное дело.  (каша)

5. Ее набирают в рот, когда молчат.        (вода)

6. Его держат за зубами.    (язык)

Что вы употребили, отвечая на загадки?

Да, действительно, это фразеологизмы.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, откройте тетради, запишите число и тему нашего сегодняшнего урока.

-Итак, перед тем как мы приступим к работе по данной теме, я предлагаю вам выполнить «инвентаризацию знаний», т. е. определить, что мы уже знаем по данной теме, спрогнозировать, на какие вопросы предстоит ответить, а в конце урока подвести итог - удалось ли найти ответы на поставленные вопросы, какое приращение знаний произошло. Для этого предлагаю заполнить вам следующую таблицу:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.

- Ребята, посмотрите внимательно на тему нашего урока и скажите, что вы уже знаете о фразеологии?

- Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

- А что такое фразеологизмы?

- Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. Например: сбиться с ног, обвести вокруг пальца.

- Каким членом предложения является фразеологизм?

- Фразеологизм является одним членом предложения.

- Что еще вы можете сказать о фразеологизмах? Посмотрите на подсказку на слайдах.

- Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом, например:

зарубить на носу – запомнить;

как в воду глядеть – предвидеть;

кот наплакал – мало.

- Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы, например: тертый калач – стреляный воробей (в значении «опытный человек»),

непочатый край (в значении «много») – раз-два и обчелся (в значении «мало»),

пустить петуха (в значении «поджечь») – пустить петуха (в значении «фальшиво спеть ноту»).

- Итак, молодцы, ребята. Значит, всё, что вы мне сказали, мы можем смело записать в первую колонку нашей таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

3. Фразеологизм является одним членом предложения.

4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом.

5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы.

1.

- А сейчас давайте еще раз внимательно прочитаем тему урока и спрогнозируем, на какие еще вопросы предстоит нам ответить и чему научиться на сегодняшнем уроке.

- Мы сегодня должны ответить на вопрос: «Каковы источники происхождения фразеологизмов?», научиться правильно и уместно употреблять фразеологизмы в своей речи, пользоваться фразеологическим словарем.

- Хорошо, значит, вторая колонка у нас будет выглядеть так:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

3. Фразеологизм является одним членом предложения.

4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом.

5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы.

1.Каковы источники или откуда приходят фразеологизмы в нашу речь?

2. Научиться использовать фразеологизмы в своей речи.

3.Научиться пользоваться фразеологическим словарем.

- Скажите, ребята, заполняя вторую колонку таблицы, какое действие в структуре урока мы выполнили?

- Определили цели нашего урока.

III. Открытие нового знания.

Вступительное слово учителя: Фразеологизмы – это особые обороты, которые являются одним из лучших украшений речи. Еще великий М. В. Ломоносов назвал устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословицами», предлагая включить их в словарь. Ученые поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Поэтому и родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далеких времен, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

«Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится», - говорят в народе.

И, действительно, каждое выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.

А теперь, ребята, давайте и мы изучим происхождение фразеологизмов. Вы будете работать в группе,  задания у вас будут разные.

Работа в группах.

1-я группа:

Прочитайте теоретический материал на странице 86.

Подумайте, с какими профессиями связано возникновение следующих фразеологизмов, объясните их смысл:

Играть первую скрипку.

Трещать по всем швам

Без сучка и задоринки.

Шито белыми нитками.

Сделайте вывод о возникновении фразеологизмов.

Вывод: Некоторые устойчивые выражения пришли из профессиональной речи.

2-я группа:

- Прочитайте теоретический материал на страницах 84-85.

Что, по вашему мнению, дало жизнь следующим фразеологизмам:

Блудный сын

манна небесная

зарыть талант в землю

глас вопиющего в пустыне

Фома неверующий.

Сделайте вывод о возникновении фразеологизмов.

Вывод:Библия – самая популярная книга человечества, многократно читаемая и повторяемая на церковных службах, на семейных чтениях.  Библейские фразеологизмы часто присутствуют в нашей речи, привнося в нее высокую духовность и поучительный оттенок.

3-ая группа:

- Прочитайте теоретический материал на страницах 84-85.

Прочитайте предложения, определите их жанр. Откуда пришли эти фразеологизмы?

За двумя зайцами погонишься

Стреляный воробей

За тридевять земель

У разбитого корыта,

Сделайте вывод о возникновении фразеологизмов.

Вывод: Одним из источников фразеологизмов являются пословицы, поговорки, сказки. Эти фразеологизмы не утрачивают своей актуальности и сегодня, активно применяясь в разговорной речи и литературе.

4-я группа:

Прочитайте теоретический материал на странице 85.

С какими произведениями связаны такие выражения:

Авгиевы конюшни

ахиллесова пята

гордиев узел

геркулесов подвиг

рог изобилия.

Сделайте вывод о возникновении фразеологизмов.

Вывод: Особую группу фразеологизмов составляют обороты, которые своими корнями уходят в глубину античной эпохи. Мифы Древней Греции, герои античной литературы – многие фразеологизмы нельзя понять и разгадать, не зная предысторию их появления. Источником таких фразеологизмов служит мифология. Зная причину возникновения фразеологизма, очень легко разгадать его смысл, удачно и в нужный момент вставить в речь.

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями.

А сейчас проверьте по  учебнику  (стр. 84-85), какие источники фразеологизмов мы не назвали.

Составление кластера.

                           Источники фразеологизмов

Что можно сказать о происхождении фразеологизмов?

Делятся на две группы: исконно русские и заимствованные.

Учитель: Вы хорошо поработали, значительно расширили свои теоретические знания о фразеологизмах. А теперь перейдём к практической части.

1. Лингвистическая разминка (страницы110 и 111) Знаете ли вы, что…

Определите, из какой профессии пришли фразеологизмы:

играть первую скрипку

не жалеть красок

ставить знак равенства

трещать по всем швам

телячий восторг,

 проглотить пилюлю,

играть роль,

привести к одному знаменателю,

тяжёлая артиллерия,

по щучьему велению,

а воз и ныне там.

2.  Какое значение имеют фразеологизмы?

Море по колено – ничто не страшно.

Как две капли воды – очень похожи друг на друга.

Витать в облаках – мечтать.

Не разлей вода – дружные ребята.

Водить за нос – обманывать.

Учитель: Иногда, ребята, бывает очень трудно определить значения некоторых фразеологизмов. Как вы думаете, почему? ( Не знаем истории их возникновения).

- А что нам может прийти на помощь? (Словари).

- Правильно, о значении и истории возникновения фразеологизмов мы можем узнать в толковых словарях. Но еще существуют словари  фразеологизмов.

Задание определить значение по словарю:

Не в своей тарелке

Кошки скребут на сердце  

Без сучка без задоринки  

Семь пятниц на неделе

(Проверка выполненного задания.Обращаем внимание на пометы в словаре.)

 Составить предложение с данным фразеологизмом

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IV. Комплексное применение знаний.

Например, Фразеологический словарь русского языка под ред Р.И.Яранцева, который лежит у вас на парте. Давайте поработаем с ним. Итак, предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие, окунуться в мир слов, и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникните в тайны истории слов.

Слово учителя «Как пользоваться словарём?

Задание по рядам: первому ряду найти в словаре происхождение фразеологизма «Хлопать глазами», второму – « Язык не поворачивается», третьему – «Комар носа не подточит», четвёртому- « Узнать где раки зимуют»

(Проверка выполненного задания. Обращаем внимание на пометы в словаре.)

Учитель: Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной и образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Я вам сейчас прочитаю рассказ, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов.

Кашу маслом не испортишь.

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.

 ( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)

Учитель: А сейчас давайте проверим ваши знания, насколько расширился у вас словарный запас. Проведем дидактические игры:

  1. «Подберите фразеологизм».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1.

Задание 1. Собери фразеологизм

Как говорят О КОМ ТАК ГОВОРЯТ

СЛАЙД 2. НИ ПУХА НИ ПЕРА (ПЕРВАЯ КАРТИНКА)

СЛАЙД 3. И далее

  • о том, кто часто меняет свои решения;
  • о человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём – нибудь;
  • о кротком и безобидном человеке;
  • о болтливом человеке;
  • о положении, когда опасность грозит с двух сторон
  • о человеке, который совершенно лишен музыкального слуха.

- С одним из фразеологизмов придумайте и запишите предложение.

2. «Шесть загадок волшебного сундучка» (ложка, лук, тарелка, решето, дудка, мешок).

– Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (учитель поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос.

  • Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это?
  • С этим овощем дружит горе. Что это?
  • В какой посуде чувствуют себя неловко?
  • В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это?
  • Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется?
  • В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это?
  • Через час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго (о чьём-либо медленном действии).
  • Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек.
  • Быть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость.
  • Чудеса в решете – невероятно, необыкновенно; о чём-либо необыкновенном, странном.
  • Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, а по произволу другого, во всём подчиняться кому-либо.
  • Купить кота в мешке – приобрести неизвестно что.

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Учитель: А сейчас, ребята, настало время вернуться к нашей таблице, у нас осталась не заполнена 3-я колонка.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Удалось решить поставленные задачи?

- Как вы это докажите? (Заполнение таблицы)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

3. Фразеологизм является одним членом предложения.

4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом.

5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы.

1.Каковы источники или откуда приходят фразеологизмы в нашу речь?

2. Научиться использовать фразеологизмы в своей речи.

3.Научиться пользоваться фразеологическим словарем.

1.Все фразеологизмы делятся на исконно русские и заимствованные. Основными

источниками фразеологизмов являются пословицы, поговорки, устойчивые сочетания из русского фольклора; сказки; древнегреческая мифология;

Библия и Евангелие; метафорически переосмысленные свободные словосочетания и др.

2.Составляли предложения с фразеологизмами, находили фразеологизмы в тексте, подбирали подходящие по смыслу фразеологизмы.

3.Давали лексическое толкование фразеологизмов с помощью словаря.

Рефлексия

Продолжи предложение

  1. Фразеологические обороты в зависимости от происхождения делятся…. (на заимствованные и исконно русские)
  2. Фразеологизмы употребляются в стилях речи…
  3. Какова роль фразеологизмов в речи…
  4. Где можно применить новые знания?

Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы.

- Спасибо за урок!!! Молодцы!

VI. ДЗ:

Учитель:

Низкий средний уровень: Выполнить понравившиеся задания в буклетах по фразеологии.

Достаточный и высокий: Написать сочинение, используя фразеологизмы.

Творческое задание для всех:

Закончить оформление буклета по фразеологии, проиллюстрировать понравившиеся фразеологизмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Открытый урок по теме "Использование фразеологизмов в речи"

данный урок по фразеологизмам в 5 классе по уч-ку Львова...

Сценарий урока по русскому языку по теме «Фразеология. Использование фразеологизмов в речи» 10 класс по ФГОС

Работа представлена по гуманитарному направлению. Сценарий урока по  русскому языку  по теме « Фразеология.Использование фразеологизмов в речи» является результатом  проекти...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...

«Специфика использования фразеологизмов в речи» Исследовательская работа

laquo;Специфика использования фразеологизмов в речи» Исследовательская работа...

«Специфика использования фразеологизмов в речи» Исследовательская работа

laquo;Специфика использования фразеологизмов в речи» Исследовательская работа...