Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Цели урока:

-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;

-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;

-повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности;

-воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_7_b.docx89.87 КБ
Файл poety_o_yazyke.pptx102.84 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 21.02.13

Класс: 7Б

Тема: «Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи.

Жанр урока: урок-исследование.

Цели урока:

-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;

-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;

-повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности;

-воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Основные методы:

эвристическая беседа;

коммуникативный;

частично- поисковый.

Оборудование: тексты известных русских поэтов о языке, портреты И.А. Бунина, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, А.А. Фета, мультимедиа

Ход урока

1). Организационный момент

 ...человек чрез слово всемогущ;

 Язык всем знаниям и всей природе ключ;

 Во слове всех существ содержится картина,

 Сообществ слово всех и действиев пружина.

 Г.Р. Державин

- Сегодня мы проводим урок развития речи, урок - исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке?

- На уроке мы будем говорить о слове, о функциях языка и речи, проследим их в текстах известных русских поэтов.

2). Разминка

- Что такое слово?

-Слово – единица языка, служащая для названия отдельного понятия.

-Слово – наиболее конкретная единица языка.

-Слово – исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства, дар говорить.

-Какую роль выполняет  слово?  (номинативную)

Работа в конспекте

Составление таблицы в течение урока

СЛОВО –ЕДИНИЦА ЯЗЫКА

РОЛЬ  В ЯЗЫКЕ

  1. НОМИНАТИВНАЯ

  1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ

ЯЗЫК – ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

  1. КОММУНИКАТИВНАЯ

Язык – средство связи между людьми

  1. ИНФОРМАТИВНАЯ

Язык – средство сообщения информации

3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ

Язык – хранитель исторической памяти народа

4.ЭТНИЧЕСКАЯ

Язык для этноса (народа) – объединяющий фактор, знак национально-культурной идентичности

-В поэтической речи какую роль играет слово, помимо номинативной?

-Изобразительную.

3). Работа с текстом.

- Давайте прочитаем стихотворения И.А. Бунина и на примере текстов поработаем со словом.

  Анализ стихотворений И.А. Бунина

«В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…»

* * *

 В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,

 Над родником старинный голубец

 С лубочной почерневшею иконкой,

 А в роднике березовый корец.

 Я не люблю, о Русь, твоей несмелой

 Тысячелетней, рабской нищеты.

 Но этот крест, но этот ковшик белый...

 Смиренные, родимые черты!

 «Родник» (В глуши лесной, в глуши зелёной…)

В глуши лесной, в глуши зеленой,

 Всегда тенистой и сырой,

 В крутом овраге под горой

 Вьет из камней родник студеный:

 Кипит, играет и спешит,

 Крутясь хрустальными клубами,

 И под ветвистыми дубами

 Стеклом расплавленным бежит.

 А небеса и лес нагорный

 Глядят, задумавшись в тиши,

 Как в светлой влаге голыши

 Дрожат мозаикой узорной.

 Работа с текстом стихотворения « В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…»

  1. Прочитать стихотворения.
  2. Какие слова оказались непонятными? (работа со словарем, обращайте внимание на пометы )

Индивидуальная работа со «Словарём живого великорусского языка» В. И. Даля:

голубец – могильный памятник, срубом, с крышей, будкой, домиком; зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой; (диалектн.)

корец – корчик – ковш для черпания воды, кваса.(диалектн.)

лубочный - О картинках: печатавшийся первоначально с гравированных липовых лубков и отличавшийся крайней примитивностью исполнения (истор.).

-Как называются эти слова?

- Эти слова называются диалектными. Они употребляются жителями той или иной местности.

  1. Определите тему.(одинаковая) – о роднике
  2. Что общего, чем отличаются?
  3. Основная мысль. (разная) – о смирении  России, о ее нищете / о красоте природы

- Какие чувства испытывает лирический герой первого стихотворения? (противоречивые) А второго?

     6. Что собой представляет родник ?

4). Составление «ассоциативного дерева» (кластер ) слова родник .

- Поместим в центре поля слово родник, рядом его синонимы ключ и источник, а от них все приобретаемые в контекстах «приращения» смысла и символические значения.

http://festival.1september.ru/articles/520491/img1.gif

- Теперь давайте вернемся к тексту и посмотрим на него «другими глазами». Изменилось ли теперь ваше восприятие? Что помогло нам в этом?

-Слово!

- Вот какой силой оно обладает. Чем больше ассоциаций вызывает у вас слово, чем больше ассоциаций с другими словами и понятиями вы сможете установить, тем глубже вы постигаете текст, в котором «живёт», находится это слово. Ведь слово – очень значимая единица языка. Слово – это основа языка и речи.

5) . Вступительная беседа

-Что такое язык? Что такое речь? Как связаны между собой эти понятия? В каких случаях термины «язык» и «речь» выступают как синонимы?

-Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

-Речь – способность говорить, говорение. Эти понятия связаны между собой, они могут выступать как синонимы: одно из значений слова язык – речь, способность говорить, а одно из значений слова речь – это звучащий язык.

-Какую функцию выполняет язык в человеческом обществе?

-Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми, то есть выполняет коммуникативную функцию.

- Обратите внимание на этимологию слова коммуникация.

(Работа с этимологическим, толковым словарями).

-Слово коммуникация произошло от французского communication (< лат. communication « сообщение., передача»). Одно из значений слова коммуникация – сообщение, общение. Язык также является средством сообщения информации, поэтому язык выполняет информативную функцию.

- Да, это важнейшие функции языка, однако « работа» языка в обществе заключается не только в том, что при его помощи люди передают друг другу различные сведения.

-Известно большое количество стихотворений, прозаических произведений, различных высказываний, посвящённых русскому языку. Сегодня мы обратимся к поэтическим текстам, авторы которых размышляют о роли языка в жизни человека и общества.

6). Работа с текстом стихотворения И. А. Бунина «Слово», 1915

-Обратимся к цитате, которая стала темой сегодняшнего урока. Кому принадлежат эти слова ?

-Эти слова из стихотворения И. А. Бунина «Слово».

-Почему Бунин назвал речь «даром бессмертным»? Попытаемся найти ответ на этот вопрос в стихотворении «Слово».

(выразительное чтение  стихотворения И. А.Бунина «Слово»).

И. А. Бунин - «Слово»

        

 Молчат гробницы, мумии и кости, -

 Лишь слову жизнь дана:

 Из древней тьмы, на мировом погосте,

 Звучат лишь Письмена.

 И нет у нас иного достоянья!

 Умейте же беречь

 Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

 Наш дар бессмертный - речь.

- О чём это стихотворение?

-Стихотворение И. А. Бунина посвящено слову.

-Какие понятия противопоставляются в первой строфе? Работа со словом.

-В первой строфе противопоставляются понятия жизнь – смерть.

- Какие образы ассоциируются с понятием смерти?

-С понятием смерти ассоциируются следующие образы: гробницы, мумии, кости, древняя тьма, мировой погост, дни злобы и страданья.

- А какие образы ассоциируются с понятием жизни?

-С понятием жизни ассоциируются образы: слово, письмена, достоянье, дар бессмертный – речь.

-Какая функция языка здесь подразумевается, осмысливается автором?

- Язык является хранителем культурно-исторической памяти человечества. В стихотворении Бунин говорит о том, что всё, составлявшее материальный мир, умерло.

-Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Недаром поэт пишет слово Письмена с заглавной буквы. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре. Сберечь язык означает для И. Бунина сохранить историческую память народа.

7). Работа с текстом стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество», 1942 (шла война)

Чтение стихотворения «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах

 И что совершается ныне.

 Час мужества пробил на наших часах,

 И мужество нас не покинет.

 Не страшно под пулями мертвыми лечь,

 Не горько остаться без крова,

 И мы сохраним тебя, русская речь,

 Великое русское слово.

 Свободным и чистым тебя пронесем,

 И внукам дадим, и от плена спасем

 Навеки.

-О чём это стихотворение?

-Это стихотворение тоже о великом русском слове, о русской речи.

-Какова интонация стихотворения?

-Интонация стихотворения торжественная.

-Как автор достигает в стихотворении торжественной интонации?

-Почему А. А. Ахматова считает, что должно быть передано именно такое наследство, - разве не важнее сохранить для последующих поколений «кров», да и вообще материальные ценности? И почему язык будет спасён от плена?

-Спасти от пленения можно человека, но не слово.

-Совершенно верно, но какой необычный образ возникает в стихотворении?

-В стихотворении, с одной стороны, слово – это именно русский язык, а с другой – слово выступает своеобразным обозначением народа.

- Мы уже раньше говорили об этой функции языка, учёные-лингвисты выделяют так называемую этническую функцию языка: язык для этноса (народа) является объединяющим фактором, знаком национально-культурной идентичности.

8).Обобщение итогов наблюдений в виде таблицы « Функции языка и речи», в которой раскрывается сущность названных на уроке функций. Функции языка и речи

 Коммуникативная функция        -  Язык – средство связи между людьми

 Информативная функция        -  Язык – средство сообщения информации

 Культурно-историческая функция -         Язык – хранитель исторической памяти народа

 Этническая функция        - Язык для этноса (народа) – объединяющий фактор, знак национально-культурной идентичности

9). Самостоятельная исследовательская работа со стихотворными текстами о языке и речи, специально подготовленными учащимися к уроку

10).  Рефлексия. «Заверши тезис»

 Сегодня на уроке я узнала …

 Самым интересным для меня было …

 Для себя я возьму …

XI. Домашнее задание:  1.Написать сочинение-миниатюру  «Русские поэты о слове»

  1. Написать стихотворение о русском языке

XII. Подведение итогов урока. Выставление оценок

- Наш сегодняшний разговор о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками … Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»

А.А.Прокофьев                                                                                                      

Слава русской речи велика,

Год от году всё сильней становится.

И острей гранёного штыка

Наши поговорки и пословицы.

На её завещано беречь,

Мы ей, величавой, присягали,

Многих я хочу предостеречь,

Чтобы на неё не посягали!

А.А.Прокофьев                                                                                                      

Слава русской речи велика,

Год от году всё сильней становится.

И острей гранёного штыка

Наши поговорки и пословицы.

На её завещано беречь,

Мы ей, величавой, присягали,

Многих я хочу предостеречь,

Чтобы на неё не посягали!

Б.А. Слуцкий 

Язык расширяется снова и снова,

Никто не поставит ему предела,

Но право на слово,

Необыкновенное слово,

Имеет лишь новое,

Необыкновенное дело.

Б.А. Слуцкий 

Язык расширяется снова и снова,

Никто не поставит ему предела,

Но право на слово,

Необыкновенное слово,

Имеет лишь новое,

Необыкновенное дело.

К.Д. Бальмонта

Язык, великолепный наш язык.

 Речное и степное в нём раздолье,

 В нём клёкоты орла и волчий рык,

 Напев, и звон, и ладан богомолья.

К.Д. Бальмонта

Язык, великолепный наш язык.

 Речное и степное в нём раздолье,

 В нём клёкоты орла и волчий рык,

 Напев, и звон, и ладан богомолья.

М.Дудин 

Ты твёрд и гибок, нежен и силён,

 Ты – соловей на ветке бересклета.

 Ты – сталь и пепел, колокол и лён,

 Загадка тьмы и откровенье света.

М.Дудин 

Ты твёрд и гибок, нежен и силён,

 Ты – соловей на ветке бересклета.

 Ты – сталь и пепел, колокол и лён,

 Загадка тьмы и откровенье света.

М.Ю. Лермонтов  «Молитва»

Есть сила благодатная

 В созвучье слов живых,

 И дышит непонятная

 Святая прелесть в них.

 С души как бремя скатится,

 Сомненья далеко –

 И верится, и плачется,

 И так легко, легко…

М.Ю. Лермонтов  «Молитва»

Есть сила благодатная

 В созвучье слов живых,

 И дышит непонятная

 Святая прелесть в них.

 С души как бремя скатится,

 Сомненья далеко –

 И верится, и плачется,

 И так легко, легко…

СЛОВО –…

РОЛЬ В ЯЗЫКЕ

ЯЗЫК-…

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

3.

4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Наш дар бессмертный -речь»: русские поэты о языке и речи. ТЕМА: …человек чрез слово всемогущ; Язык всем знаниям и всей природе ключ; Во слове всех существ содержится картина, Сообществ слово всех и действиев пружина. Г.Р. Державин

Слайд 2

И.А. Бунин «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий …» В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней, рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый... Смиренные, родимые черты!

Слайд 3

И.А. Бунин «Родник» В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Вьет из камней родник студеный: Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит. А небеса и лес нагорный Глядят, задумавшись в тиши, Как в светлой влаге голыши Дрожат мозаикой узорной.

Слайд 4

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ Голубец - могильный памятник, срубом, с крышей, будкой, домиком ; зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой. Корец - корчик – ковш для черпания воды, кваса . Лубочный - о картинках: печатавшийся первоначально с гравированных липовых лубков и отличавшийся крайней примитивностью исполнения. «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даль

Слайд 5

«Этимологический словарь» Коммуникация - произошло от французского communication (< лат. communication « сообщение., передача »). Одно из значений слова коммуникация – сообщение, общение.

Слайд 6

И.А. Бунин «Слово» Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь.

Слайд 7

А. А. Ахматова «Мужество» Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки.

Слайд 8

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ: СЛОВО –ЕДИНИЦА ЯЗЫКА РОЛЬ В ЯЗЫКЕ 1.Номинативная 2. Изобразительная ЯЗЫК – ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА 1. Коммуникативная Язык – средство связи между людьми 2. Информативная Язык – средство сообщения информации 3. Культурно-историческая Язык – хранитель исторической памяти народа 4.Этническая Язык для этноса (народа) – объединяющий фактор, знак национально-культурной идентичности

Слайд 9

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СО СТИХОТВОРНЫМ ТЕКСТОМ Автор стихотворения, название. Тема стихотворения. Основная мысль стихотворения. О какой функции и роли языка говорит автор в данном тексте.

Слайд 10

РЕФЛЕКСИЯ «Заверши тезис »: Сегодня на уроке я узнала … Самым интересным для меня было … Для себя я возьму …

Слайд 11

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1.Написать сочинение-миниатюру «Русские поэты о слове ». ИЛИ 2.Написать стихотворение о русском языке.

Слайд 12

И. С. Тургенев : « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками … Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6-м классе по русскому языку «Закрепление по теме «Безударные окончания имён прилагательных»

На данном уроке закрепляются умение правильно и осознанно проверять написание родовых окончаний имён прилагательных; умение разбирать прилагательное как часть речи. А так же решаются коррекционно-разв...

Конспект урока по теме "Повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам"

Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа СПЗадачи:1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение  орфографии: правописание НЕ с ...

Конспект уроков по повторению изученного материала по русскому языку в 8 классе

Урок №1 Тема: Употребление «Ь» после шипящих. Общие сведения о простом и сложном предложенииУрок №2 Тема: Правописание гласных в корне - проверяемых и непроверяемых. Знаки препинания в предл...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока по теме: "Direct and Indirect Speech - 2" (Прямая и косвенная речь - 2)

Тема урока: Direct and Indirect Speech - 2Речевой материал урока: Vocabulary on the Topic;Главная цель урока: формирование грамматических навыков по теме «Прямая и косвенная речь: повествователь...

План-конспект урока по математике в 4 классе для учащихся с тяжелым нарушением речи. Тема: Площадь прямоугольного треугольника

Урок составлен по адаптивной программе для учащихся с тяжелым нарушением речи.  Цель: систематизация  знаний детей по решению задач на площадь. Развитие способности учащихся к решению задач ...