Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Цели урока:
-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;
-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;
-повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности;
-воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_7_b.docx | 89.87 КБ |
poety_o_yazyke.pptx | 102.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 21.02.13
Класс: 7Б
Тема: «Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи.
Жанр урока: урок-исследование.
Цели урока:
-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;
-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;
-повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности;
-воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Основные методы:
эвристическая беседа;
коммуникативный;
частично- поисковый.
Оборудование: тексты известных русских поэтов о языке, портреты И.А. Бунина, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, А.А. Фета, мультимедиа
Ход урока
1). Организационный момент
...человек чрез слово всемогущ;
Язык всем знаниям и всей природе ключ;
Во слове всех существ содержится картина,
Сообществ слово всех и действиев пружина.
Г.Р. Державин
- Сегодня мы проводим урок развития речи, урок - исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке?
- На уроке мы будем говорить о слове, о функциях языка и речи, проследим их в текстах известных русских поэтов.
2). Разминка
- Что такое слово?
-Слово – единица языка, служащая для названия отдельного понятия.
-Слово – наиболее конкретная единица языка.
-Слово – исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства, дар говорить.
-Какую роль выполняет слово? (номинативную)
Работа в конспекте
Составление таблицы в течение урока
СЛОВО –ЕДИНИЦА ЯЗЫКА | РОЛЬ В ЯЗЫКЕ | |
| ||
| ||
ЯЗЫК – ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ | ФУНКЦИИ ЯЗЫКА | |
| Язык – средство связи между людьми | |
| Язык – средство сообщения информации | |
3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ | Язык – хранитель исторической памяти народа | |
4.ЭТНИЧЕСКАЯ | Язык для этноса (народа) – объединяющий фактор, знак национально-культурной идентичности | |
-В поэтической речи какую роль играет слово, помимо номинативной?
-Изобразительную.
3). Работа с текстом.
- Давайте прочитаем стихотворения И.А. Бунина и на примере текстов поработаем со словом.
Анализ стихотворений И.А. Бунина
«В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…»
* * *
В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты!
«Родник» (В глуши лесной, в глуши зелёной…)
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Вьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.
Работа с текстом стихотворения « В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…»
- Прочитать стихотворения.
- Какие слова оказались непонятными? (работа со словарем, обращайте внимание на пометы )
Индивидуальная работа со «Словарём живого великорусского языка» В. И. Даля:
голубец – могильный памятник, срубом, с крышей, будкой, домиком; зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой; (диалектн.)
корец – корчик – ковш для черпания воды, кваса.(диалектн.)
лубочный - О картинках: печатавшийся первоначально с гравированных липовых лубков и отличавшийся крайней примитивностью исполнения (истор.).
-Как называются эти слова?
- Эти слова называются диалектными. Они употребляются жителями той или иной местности.
- Определите тему.(одинаковая) – о роднике
- Что общего, чем отличаются?
- Основная мысль. (разная) – о смирении России, о ее нищете / о красоте природы
- Какие чувства испытывает лирический герой первого стихотворения? (противоречивые) А второго?
6. Что собой представляет родник ?
4). Составление «ассоциативного дерева» (кластер ) слова родник .
- Поместим в центре поля слово родник, рядом его синонимы ключ и источник, а от них все приобретаемые в контекстах «приращения» смысла и символические значения.
- Теперь давайте вернемся к тексту и посмотрим на него «другими глазами». Изменилось ли теперь ваше восприятие? Что помогло нам в этом?
-Слово!
- Вот какой силой оно обладает. Чем больше ассоциаций вызывает у вас слово, чем больше ассоциаций с другими словами и понятиями вы сможете установить, тем глубже вы постигаете текст, в котором «живёт», находится это слово. Ведь слово – очень значимая единица языка. Слово – это основа языка и речи.
5) . Вступительная беседа
-Что такое язык? Что такое речь? Как связаны между собой эти понятия? В каких случаях термины «язык» и «речь» выступают как синонимы?
-Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
-Речь – способность говорить, говорение. Эти понятия связаны между собой, они могут выступать как синонимы: одно из значений слова язык – речь, способность говорить, а одно из значений слова речь – это звучащий язык.
-Какую функцию выполняет язык в человеческом обществе?
-Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми, то есть выполняет коммуникативную функцию.
- Обратите внимание на этимологию слова коммуникация.
(Работа с этимологическим, толковым словарями).
-Слово коммуникация произошло от французского communication (< лат. communication « сообщение., передача»). Одно из значений слова коммуникация – сообщение, общение. Язык также является средством сообщения информации, поэтому язык выполняет информативную функцию.
- Да, это важнейшие функции языка, однако « работа» языка в обществе заключается не только в том, что при его помощи люди передают друг другу различные сведения.
-Известно большое количество стихотворений, прозаических произведений, различных высказываний, посвящённых русскому языку. Сегодня мы обратимся к поэтическим текстам, авторы которых размышляют о роли языка в жизни человека и общества.
6). Работа с текстом стихотворения И. А. Бунина «Слово», 1915
-Обратимся к цитате, которая стала темой сегодняшнего урока. Кому принадлежат эти слова ?
-Эти слова из стихотворения И. А. Бунина «Слово».
-Почему Бунин назвал речь «даром бессмертным»? Попытаемся найти ответ на этот вопрос в стихотворении «Слово».
(выразительное чтение стихотворения И. А.Бунина «Слово»).
И. А. Бунин - «Слово»
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
- О чём это стихотворение?
-Стихотворение И. А. Бунина посвящено слову.
-Какие понятия противопоставляются в первой строфе? Работа со словом.
-В первой строфе противопоставляются понятия жизнь – смерть.
- Какие образы ассоциируются с понятием смерти?
-С понятием смерти ассоциируются следующие образы: гробницы, мумии, кости, древняя тьма, мировой погост, дни злобы и страданья.
- А какие образы ассоциируются с понятием жизни?
-С понятием жизни ассоциируются образы: слово, письмена, достоянье, дар бессмертный – речь.
-Какая функция языка здесь подразумевается, осмысливается автором?
- Язык является хранителем культурно-исторической памяти человечества. В стихотворении Бунин говорит о том, что всё, составлявшее материальный мир, умерло.
-Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Недаром поэт пишет слово Письмена с заглавной буквы. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре. Сберечь язык означает для И. Бунина сохранить историческую память народа.
7). Работа с текстом стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество», 1942 (шла война)
Чтение стихотворения «Мужество»
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
-О чём это стихотворение?
-Это стихотворение тоже о великом русском слове, о русской речи.
-Какова интонация стихотворения?
-Интонация стихотворения торжественная.
-Как автор достигает в стихотворении торжественной интонации?
-Почему А. А. Ахматова считает, что должно быть передано именно такое наследство, - разве не важнее сохранить для последующих поколений «кров», да и вообще материальные ценности? И почему язык будет спасён от плена?
-Спасти от пленения можно человека, но не слово.
-Совершенно верно, но какой необычный образ возникает в стихотворении?
-В стихотворении, с одной стороны, слово – это именно русский язык, а с другой – слово выступает своеобразным обозначением народа.
- Мы уже раньше говорили об этой функции языка, учёные-лингвисты выделяют так называемую этническую функцию языка: язык для этноса (народа) является объединяющим фактором, знаком национально-культурной идентичности.
8).Обобщение итогов наблюдений в виде таблицы « Функции языка и речи», в которой раскрывается сущность названных на уроке функций. Функции языка и речи
Коммуникативная функция - Язык – средство связи между людьми
Информативная функция - Язык – средство сообщения информации
Культурно-историческая функция - Язык – хранитель исторической памяти народа
Этническая функция - Язык для этноса (народа) – объединяющий фактор, знак национально-культурной идентичности
9). Самостоятельная исследовательская работа со стихотворными текстами о языке и речи, специально подготовленными учащимися к уроку
10). Рефлексия. «Заверши тезис»
Сегодня на уроке я узнала …
Самым интересным для меня было …
Для себя я возьму …
XI. Домашнее задание: 1.Написать сочинение-миниатюру «Русские поэты о слове»
- Написать стихотворение о русском языке
XII. Подведение итогов урока. Выставление оценок
- Наш сегодняшний разговор о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками … Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»
А.А.Прокофьев Слава русской речи велика, Год от году всё сильней становится. И острей гранёного штыка Наши поговорки и пословицы. На её завещано беречь, Мы ей, величавой, присягали, Многих я хочу предостеречь, Чтобы на неё не посягали! | А.А.Прокофьев Слава русской речи велика, Год от году всё сильней становится. И острей гранёного штыка Наши поговорки и пословицы. На её завещано беречь, Мы ей, величавой, присягали, Многих я хочу предостеречь, Чтобы на неё не посягали! |
Б.А. Слуцкий Язык расширяется снова и снова, Никто не поставит ему предела, Но право на слово, Необыкновенное слово, Имеет лишь новое, Необыкновенное дело. | Б.А. Слуцкий Язык расширяется снова и снова, Никто не поставит ему предела, Но право на слово, Необыкновенное слово, Имеет лишь новое, Необыкновенное дело. |
К.Д. Бальмонта Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. | К.Д. Бальмонта Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. |
М.Дудин Ты твёрд и гибок, нежен и силён, Ты – соловей на ветке бересклета. Ты – сталь и пепел, колокол и лён, Загадка тьмы и откровенье света. | М.Дудин Ты твёрд и гибок, нежен и силён, Ты – соловей на ветке бересклета. Ты – сталь и пепел, колокол и лён, Загадка тьмы и откровенье света. |
М.Ю. Лермонтов «Молитва» Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненья далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко… | М.Ю. Лермонтов «Молитва» Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненья далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко… |
СЛОВО –… | РОЛЬ В ЯЗЫКЕ | |
ЯЗЫК-… | ФУНКЦИИ ЯЗЫКА | |
3. | ||
4. | ||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И.А. Бунин «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий …» В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней, рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый... Смиренные, родимые черты!
И.А. Бунин «Родник» В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Вьет из камней родник студеный: Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит. А небеса и лес нагорный Глядят, задумавшись в тиши, Как в светлой влаге голыши Дрожат мозаикой узорной.
РАБОТА СО СЛОВАРЕМ Голубец - могильный памятник, срубом, с крышей, будкой, домиком ; зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой. Корец - корчик – ковш для черпания воды, кваса . Лубочный - о картинках: печатавшийся первоначально с гравированных липовых лубков и отличавшийся крайней примитивностью исполнения. «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даль
«Этимологический словарь» Коммуникация - произошло от французского communication (< лат. communication « сообщение., передача »). Одно из значений слова коммуникация – сообщение, общение.
И.А. Бунин «Слово» Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь.
А. А. Ахматова «Мужество» Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ: СЛОВО –ЕДИНИЦА ЯЗЫКА РОЛЬ В ЯЗЫКЕ 1.Номинативная 2. Изобразительная ЯЗЫК – ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА 1. Коммуникативная Язык – средство связи между людьми 2. Информативная Язык – средство сообщения информации 3. Культурно-историческая Язык – хранитель исторической памяти народа 4.Этническая Язык для этноса (народа) – объединяющий фактор, знак национально-культурной идентичности
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СО СТИХОТВОРНЫМ ТЕКСТОМ Автор стихотворения, название. Тема стихотворения. Основная мысль стихотворения. О какой функции и роли языка говорит автор в данном тексте.
РЕФЛЕКСИЯ «Заверши тезис »: Сегодня на уроке я узнала … Самым интересным для меня было … Для себя я возьму …
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1.Написать сочинение-миниатюру «Русские поэты о слове ». ИЛИ 2.Написать стихотворение о русском языке.
И. С. Тургенев : « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками … Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 6-м классе по русскому языку «Закрепление по теме «Безударные окончания имён прилагательных»
На данном уроке закрепляются умение правильно и осознанно проверять написание родовых окончаний имён прилагательных; умение разбирать прилагательное как часть речи. А так же решаются коррекционно-разв...
Конспект урока по теме "Повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам"
Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа СПЗадачи:1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение орфографии: правописание НЕ с ...
Конспект уроков по повторению изученного материала по русскому языку в 8 классе
Урок №1 Тема: Употребление «Ь» после шипящих. Общие сведения о простом и сложном предложенииУрок №2 Тема: Правописание гласных в корне - проверяемых и непроверяемых. Знаки препинания в предл...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Конспект урока по теме: "Direct and Indirect Speech - 2" (Прямая и косвенная речь - 2)
Тема урока: Direct and Indirect Speech - 2Речевой материал урока: Vocabulary on the Topic;Главная цель урока: формирование грамматических навыков по теме «Прямая и косвенная речь: повествователь...
План-конспект урока по математике в 4 классе для учащихся с тяжелым нарушением речи. Тема: Площадь прямоугольного треугольника
Урок составлен по адаптивной программе для учащихся с тяжелым нарушением речи. Цель: систематизация знаний детей по решению задач на площадь. Развитие способности учащихся к решению задач ...
Конспект урока по теме "Фонетические старославянизмы в русском языке"
Урок изучения нового материала...