Конспект урока по русскому языку "Роль прилагательных в речи" 6 класс
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме

Шарова Любовь Николаевна

Урок русского языка с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Роль прилагательных в речи84 КБ

Предварительный просмотр:

Т е м а: Использование прилагательных в речи и художественном тексте.

(урок с использованием ИКТ по теме «Из старины пришедшие ремесла…»)

Цели и задачи:

  1. Формировать умение видеть образную, эмоциональную функцию прилагательных в художественном тексте, развивать умения использовать эпитеты в письменной речи.
  2. Вспомнить правописание безударных окончаний прилагательных.
  3. Воспитывать чувства патриотизма и любви к родине, способствовать воспитанию эстетического восприятия окружающего мира и пробуждению у шестиклассников интереса к народного творчества.

Тип урока:

  • урок развития речи учащихся с применением ИКТ.

Оборудование: компьютеры, программа-тренажёр по русскому языку «Фраза», мультимедийный проектор, раздаточный материал, музыкальные композиции в исполнении квартета «Скиф», презентация «Из старины пришедшие ремесла…»

План урока: 

  1. Оргмомент.
  2. Постановка цели и задач урока.
  1. Вступительное слово учителя.
  2. Презентация «Из старины пришедшие ремёсла…».
  1. Повторение изученного ранее о прилагательном.
  1. Определение прилагательного.
  2. Повторение орфограммы «Правописание окончаний имён прилагательных» прилагательного.  
  • 1 группа – правописание окончаний прилагательных (работа с программой-тренажёром «Фраза»).
  • 2 группа – работа со стихотворением «Гжель».  
  1. Функции прилагательных в речи и художественном тексте.
  • Работа с текстом стихотворения «Гжель».

Физминутка.

  • Творческое задание.
  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание с инструкцией.
  3. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок русского языка: необычен он уже тем, что проходит в кабинете информатики. Я хочу пожелать нам плодотворной работы и уверенности. У нас всё получится.

  1. Постановка цели и задач урока.

Учитель:

Запишите, пожалуйста, в рабочий лист урока число и тему.

Седьмое декабря.

Классная работа.

Использование прилагательных в речи и художественном тексте.

Я Российский лубок вам в стихах нарисую,
В нем цветов разноцветье, в нём беда и любовь.
Вам лубок из цветов от души подарю я,
Чтобы вместе Россию мы увидели вновь.

В этом странном лубке есть и радость, и слезы,
В нём матрешки веселье, Ваньки-встаньки черты.
Хохломы в нём и гжели наши русские грёзы,
В нём истоки, Россия, твоей красоты.

                     Показ презентации «Из старины пришедшие ремёсла…» 

В стихотворении и презентации встретилось новое для вас слово –  ЛУБОК.

Обратите внимание!

Лубок (слово записано на доске) – липовая доска,

 на которой гравировалась(вырезалась) картина для

 печатания, а также простая и доходчивая, обычно

 с поясняющей надписью картина такого изготовления.  

Учитель:

Запишите это слово, подберите к нему прилагательные. Зачитайте.

Ученик:

Красивый, русский, резной, цветной, необычный.

  1. Повторение изученного ранее о прилагательном.
  1. Определение прилагательного.

Учитель:

Мы видели, как народные умельцы искусно подбирают оттенки цвета, создавая произведения. Подобно художнику, поэт подбирает слова.

Цель нашего урока – научиться определять роль прилагательных в тексте, использовать их в создаваемых текстах, повторить правописание окончаний прилагательных.

Для реализации целей урока я предлагаю следующий план:

  1. Повторение изученного ранее о прилагательном.
  1. Определение прилагательного.
  2. «Правописание окончаний имён прилагательных».

  1. Функции прилагательных в речи и художественном тексте.
  • ?
  • ?
  • ?
  1. Практическая работа.

На экране высвечивается предложение:

Испокон веку славились русские люди как искусные мастера.

Учитель:

Найдите в предложении прилагательные.

Ученик:

Русские, искусные.

Учитель:

Какая часть речи называется прилагательным?

Ученик:

Прилагательным называется самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы…………………………………………………..

Учитель:

Каждый поэт и писатель – искусный мастер слова, его произведения поражают точностью и образностью. Но язык мастера должен быть не только красивым, но и грамотным.

  1. Вспомним правописание окончаний прилагательных.

На экране появляется модель определения окончаний прилагательных:

                                   Мастеров (как               ? ) искусн

Х

Существительное (как

их

?) прилагательное с

их (ых)

Учитель:

………………………, прокомментируй запись.

Ученик:

Чтобы правильно написать окончание прилагательного, надо от определяемого существительного задать вопрос. Какое окончание в вопросе, такое окончание будет у прилагательного.

Учитель:

Для повторения орфограммы предлагаю два вида работы: 1 группа (3 и 4 варианты) отрабатывает правописание окончаний прилагательных на компьютере, по окончании работы заполняете оценочный лист – он лежит у вас на столе; ……………….., после выполнения работы собери оценочные листы и сдай мне.

2 группа работает с текстом стихотворения «Гжель» - текст стихотворения у вас на столе.

…………………, ты работаешь на компьютере.

Ребята самостоятельно вставляют окончания прилагательных в стихотворение «Гжель».

Гжель

Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, син…   речка.
В этой негромк…   российск…  природе
Слышится эхо любим…     мелодий.
И светлее вода родниковая,
И дыхание ветра свежей –
Расцветает гжель васильков…  ,
Незабудков…   гжель.
Рядом с осинками в син…   рябинках,
Син…   гроздья на син…   рябинках,
Син…   зори и син…   птицы
С этой красой ничто не сравнится.
Звонк…    волнами кружатся краски,
Чтобы блистали анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.

Учитель:

……………, спасибо, ты хорошо справился с заданием. Твоя оценка - ……….

Ребята, проверьте свою работу. Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руку. Кто допустил ошибки, надо быть немного внимательнее.

Учитель:

За работу на компьютере ……….….. получают оценку «5», ………… – «4».

Учитель:

Вернёмся к стихотворению «Гжель».

……………….., прочитай его выразительно.

Ученик читает стихотворение.

Гжель

Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая  рощица, синяя  речка.
В этой негромкой   российской  природе
Слышится эхо любимых мелодий.
И светлее вода родниковая,
И дыхание ветра свежей –
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая  гжель.
Рядом с осинками в синих рябинках,
Синие гроздья на синих рябинках,
Синие зори и синие птицы.
С этой красой ничто не сравнится.
Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блистали анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.

  1. Функции прилагательных в речи и художественном тексте. 
  1. Работа с текстом стихотворения «Гжель».

Учитель:

А теперь обратите внимание на другой вариант этого стихотворения.

Гжель

Есть в Подмосковье такое местечко:
рощица, речка.
В этой природе
Слышится эхо мелодий.
И вода ,
И дыхание ветра –
Расцветает гжель,
гжель.
Рядом с осинками в рябинках,
гроздья на рябинках,
зори и птицы.
С этой красой ничто не сравнится.
волнами кружатся краски,
Чтобы блистали анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.

Учитель:

Что изменилось в тексте?

Ученик:

В тексте нет прилагательных. Он стал скучным и неярким.

Учитель:

Правильно, и мы переходим к следующему этапу – определение функций прилагательных в речи и художественном тексте.

Учитель:

Гжель

Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая  рощица, синяя  речка.
В этой негромкой  
российской  природе
Слышится эхо
любимых мелодий.
И светлее
вода родниковая,
И дыхание ветра свежей –
Расцветает
гжель васильковая,
Незабудковая  гжель.
Рядом с осинками в синих рябинках,
Синие гроздья на синих рябинках,
Синие зори и синие птицы.
С этой красой ничто не сравнится.
Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блистали анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.

  1. Выделяют нужный предмет из многих одинаковых.
  2. Передают красоту, яркость, разнообразие окружающих предметов, делают речь выразительнее и точнее.
  3. Выражают личностное отношение.

Ребята, обратите внимание на словосочетания, выделенные красным цветом. Вот похожие словосочетания резиновый мяч, жёлтый карандаш. Что выделяют прилагательные в данных словосочетаниях?

Ученик:

Выделяют нужный предмет из ряда одинаковых.

Учитель:

Прочитайте выделенные синим цветом словосочетания. Подобные словосочетания: хрустальная вода, негромкая природа. Какова роль прилагательных в этих словосочетаниях, что они передают?

Ученик:

Передают красоту, образность предметов.

Учитель:

А что помогает передать, выразить прилагательное в «зелёном» словосочетании?

Ученик:

Отношение к названному предмету.

Учитель: 

Ребята, 2 функция (Передача красоты, яркости, разнообразия окружающих предметов) особая.

Как называется художественно-изобразительное средство, в основе которого эта функция?

Ученик:

Эпитет.

Учитель:

Письменно подберите эпитеты (красочные, образные определения) к слову ЛЕС. Прочитайте свои примеры.

Ученик:

Сказочный, волшебный, тихий, молчаливый.

ФИЗМИНУТКА

Учитель:

Мы сегодня много работали с ПК, поэтому снимем напряжение глаз.

  • Сосредоточьте взгляд на игрушке, поднимите глаза вверх, теперь посмотрели на игрушку, опустили глаза вниз. Повторите самостоятельно несколько раз.
  • Выполним следующее упражнение. Нашли макушку, по часовой стрелке обвели глазами всю игрушку.
  • И последнее упражнение: часто-часто поморгали, вы можете даже испытывать боль. Закрыли глаза на несколько секунд.

  1. Творческое задание.

Внимание!

Учитель: 

Мы рассмотрели функции прилагательных и теперь переходим к следующему этапу урока – практической работе. Для выполнения заданий разобьёмся на две группы:

Ученики первого ряда – мастера-умельцы. Их задача – создать эскиз изделия народного промысла, используя раздаточный материал (лежит у учащихся на столах). По окончании работы – свои эскизы вывешиваете на доску.

Учитель демонстрирует раздаточный материл.

Учащиеся второго ряда – мастера слова. Их задача – описать изделие народного промысла, используя прилагательные, включив в свой текст по возможности эпитеты. Внимательно прочитайте задание, свой ответ стройте строго по плану. (Работу выполняем в парах.)

        Ребята пять-шесть минут работают в парах, мастера-умельцы результаты своей работы вывешивают на доску.

Учитель:

Народные умельцы справились со своей задачей, посмотрите на результаты их труда.

Слово писателям. Первый рассказ о подносе из Жостово. Читаем текст.

Ученик:

Перед нами поднос, бортики которого украшены …………………….. узором. В центре подноса -  ……………………  букет. Несколько самых крупных …………………… и ……………………… цветов, изображённых на ………………………… фоне, окружены россыпью «анютиных глазок» и ………………… незабудок. Цветы связаны между собой ……………………. стебельками, ………………. веточками и листочками. Это типичный орнамент жостовского подноса.

Ученик читает выразительно текст, называет прилагательные, которые были вставлены, определяет их функцию.

Учитель:

У другой группы есть дополнения?

Учитель:

Русская матрёшка может быть разной. Читаем текст о ней.

Ученик:

………………. шелковый платок,
………………. сарафан в цветок,
Упирается рука
В …………………… бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша …………………матрешка.

Ученик отвечает по предложенному плану.

 

Учитель:

Давайте послушаем рассказ о гжели.

Ученик:

Что только не делают в Гжели: …………………….чашечки, кувшины, кружки, ………………………….. формы вазы, ………………………….. сервизы, ………………….. фигурки людей и животных. Но только два цвета - …………………………. и ………………………. – в распоряжении мастериц, которые вручную расписывают изделия. Благодаря их таланту и любви к своему делу чашки и чайники цветут ………………….. цветами.

Ученик читает выразительно текст, отвечает на вопросы плана.

Учитель:

Есть добавления?

Учитель:

Ребята, творчество оценить невозможно, но мне хочется отметить, что вы все отлично справились с заданием.

Учитель:

Давайте посмотрим ещё раз на эскизы чашки, созданные вашими одноклассниками. А вот (появляется слайд с изображением сервиза) сервиз, расписанный народными умельцами. Вы заметили, что рисунок на посуде из Гжели синий. Подберите и запишите в рабочий лист урока к слову «СИНИЙ» синонимы.

Ученик:

Небесный, лазурный, васильковый.

Учитель:

А вот какие синонимы к данному прилагательному даются в «Словаре синонимов русского языка» З.Е.Александровой:

  • васильковый, сапфировый, сапфирный;
  • светлый: голубой, небесный, небесно-голубой, бирюзовый, лазурный, лазоревый (устар.)

Составьте одно – два предложения, используя синонимы к слову «синий». Запишите их в рабочий лист урока. Прочитайте.

2 – 3 ученика читают свои предложения.

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Учитель:

Вспомним цели, которые были поставлены в начале урока:

  • научиться определять роль прилагательных в тексте,
  • использовать их в создаваемых текстах,
  • повторить правописание окончаний прилагательных.

Мы реализовали все цели?

Ученик:

Да.

Учитель:

Хорошо. Тогда назовите ещё раз функции прилагательных в речи и художественном тексте.

Ученик:

  1. Выделяют нужный предмет из многих одинаковых.
  2. Передают красоту, яркость, разнообразие окружающих предметов, делают речь выразительнее и точнее.
  3. Выражают отношение к предметам.

Учитель: 

Рассматривая функции прилагательных, мы говорили о произведениях народного творчества. Но я надеюсь, что от вашего внимания не ускользнула и ещё одна важная мысль урока: изделия мастеров-умельцев передают красоту души народа.  

Учитель: 

Посмотрите в рабочий лист урока и запишите тему домашнего сочинения-миниатюры с    « Из старины пришедшие ремёсла…».

Учитель:

Ребята, урок подходит к концу, мне хочется сказать вам большое спасибо за работу.

На прощание я предлагаю создать всем вместе эскиз жостовского подноса. У каждого из вас остались от урока свои, особые ощущения, передайте их цветами, они у вас лежат на парте. Каждый  цвет обозначает ощущение или настроение, переданных с помощью прилагательных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"

Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....

конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)

Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи:  1. сформировать общее поня...

Конспекты уроков по русскому языку в 7, 8 классах

Разработки уроков с применением  технологии проблемного обучения и ЭОР...

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений"

Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме. Задачи урока: • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употр...

Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе

Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе...

Конспект урока по русскому языку в 8-м классе "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Данный материал содержит конспект урока в 8-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида по русскому языка по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное" и презентации к у...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"

Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания  учащихся о...