Конспект урока по русскому языку "Роль прилагательных в речи" 6 класс
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Т е м а: Использование прилагательных в речи и художественном тексте.
(урок с использованием ИКТ по теме «Из старины пришедшие ремесла…»)
Цели и задачи:
- Формировать умение видеть образную, эмоциональную функцию прилагательных в художественном тексте, развивать умения использовать эпитеты в письменной речи.
- Вспомнить правописание безударных окончаний прилагательных.
- Воспитывать чувства патриотизма и любви к родине, способствовать воспитанию эстетического восприятия окружающего мира и пробуждению у шестиклассников интереса к народного творчества.
Тип урока:
- урок развития речи учащихся с применением ИКТ.
Оборудование: компьютеры, программа-тренажёр по русскому языку «Фраза», мультимедийный проектор, раздаточный материал, музыкальные композиции в исполнении квартета «Скиф», презентация «Из старины пришедшие ремесла…»
План урока:
- Оргмомент.
- Постановка цели и задач урока.
- Вступительное слово учителя.
- Презентация «Из старины пришедшие ремёсла…».
- Повторение изученного ранее о прилагательном.
- Определение прилагательного.
- Повторение орфограммы «Правописание окончаний имён прилагательных» прилагательного.
- 1 группа – правописание окончаний прилагательных (работа с программой-тренажёром «Фраза»).
- 2 группа – работа со стихотворением «Гжель».
- Функции прилагательных в речи и художественном тексте.
- Работа с текстом стихотворения «Гжель».
Физминутка.
- Творческое задание.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание с инструкцией.
- Рефлексия.
Ход урока:
- Оргмомент.
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок русского языка: необычен он уже тем, что проходит в кабинете информатики. Я хочу пожелать нам плодотворной работы и уверенности. У нас всё получится.
- Постановка цели и задач урока.
Учитель:
Запишите, пожалуйста, в рабочий лист урока число и тему.
Седьмое декабря.
Классная работа.
Использование прилагательных в речи и художественном тексте.
Я Российский лубок вам в стихах нарисую,
В нем цветов разноцветье, в нём беда и любовь.
Вам лубок из цветов от души подарю я,
Чтобы вместе Россию мы увидели вновь.
В этом странном лубке есть и радость, и слезы,
В нём матрешки веселье, Ваньки-встаньки черты.
Хохломы в нём и гжели наши русские грёзы,
В нём истоки, Россия, твоей красоты.
Показ презентации «Из старины пришедшие ремёсла…»
В стихотворении и презентации встретилось новое для вас слово – ЛУБОК.
Обратите внимание!
Лубок (слово записано на доске) – липовая доска,
на которой гравировалась(вырезалась) картина для
печатания, а также простая и доходчивая, обычно
с поясняющей надписью картина такого изготовления.
Учитель:
Запишите это слово, подберите к нему прилагательные. Зачитайте.
Ученик:
Красивый, русский, резной, цветной, необычный.
- Повторение изученного ранее о прилагательном.
- Определение прилагательного.
Учитель:
Мы видели, как народные умельцы искусно подбирают оттенки цвета, создавая произведения. Подобно художнику, поэт подбирает слова.
Цель нашего урока – научиться определять роль прилагательных в тексте, использовать их в создаваемых текстах, повторить правописание окончаний прилагательных.
Для реализации целей урока я предлагаю следующий план:
- Повторение изученного ранее о прилагательном.
- Определение прилагательного.
- «Правописание окончаний имён прилагательных».
- Функции прилагательных в речи и художественном тексте.
- ?
- ?
- ?
- Практическая работа.
На экране высвечивается предложение:
Испокон веку славились русские люди как искусные мастера.
Учитель:
Найдите в предложении прилагательные.
Ученик:
Русские, искусные.
Учитель:
Какая часть речи называется прилагательным?
Ученик:
Прилагательным называется самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы…………………………………………………..
Учитель:
Каждый поэт и писатель – искусный мастер слова, его произведения поражают точностью и образностью. Но язык мастера должен быть не только красивым, но и грамотным.
- Вспомним правописание окончаний прилагательных.
На экране появляется модель определения окончаний прилагательных:
Мастеров (как ? ) искусн
Х
Существительное (как | их | ?) прилагательное с | их (ых) |
Учитель:
………………………, прокомментируй запись.
Ученик:
Чтобы правильно написать окончание прилагательного, надо от определяемого существительного задать вопрос. Какое окончание в вопросе, такое окончание будет у прилагательного.
Учитель:
Для повторения орфограммы предлагаю два вида работы: 1 группа (3 и 4 варианты) отрабатывает правописание окончаний прилагательных на компьютере, по окончании работы заполняете оценочный лист – он лежит у вас на столе; ……………….., после выполнения работы собери оценочные листы и сдай мне.
2 группа работает с текстом стихотворения «Гжель» - текст стихотворения у вас на столе.
…………………, ты работаешь на компьютере.
Ребята самостоятельно вставляют окончания прилагательных в стихотворение «Гжель».
Гжель
Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, син… речка.
В этой негромк… российск… природе
Слышится эхо любим… мелодий.
И светлее вода родниковая,
И дыхание ветра свежей –
Расцветает гжель васильков… ,
Незабудков… гжель.
Рядом с осинками в син… рябинках,
Син… гроздья на син… рябинках,
Син… зори и син… птицы
С этой красой ничто не сравнится.
Звонк… волнами кружатся краски,
Чтобы блистали анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.
Учитель:
……………, спасибо, ты хорошо справился с заданием. Твоя оценка - ……….
Ребята, проверьте свою работу. Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руку. Кто допустил ошибки, надо быть немного внимательнее.
Учитель:
За работу на компьютере ……….….. получают оценку «5», ………… – «4».
Учитель:
Вернёмся к стихотворению «Гжель».
……………….., прочитай его выразительно.
Ученик читает стихотворение.
Гжель
Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо любимых мелодий.
И светлее вода родниковая,
И дыхание ветра свежей –
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.
Рядом с осинками в синих рябинках,
Синие гроздья на синих рябинках,
Синие зори и синие птицы.
С этой красой ничто не сравнится.
Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блистали анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.
- Функции прилагательных в речи и художественном тексте.
- Работа с текстом стихотворения «Гжель».
Учитель:
А теперь обратите внимание на другой вариант этого стихотворения.
Гжель
Есть в Подмосковье такое местечко:
рощица, речка.
В этой природе
Слышится эхо мелодий.
И вода ,
И дыхание ветра –
Расцветает гжель,
гжель.
Рядом с осинками в рябинках,
гроздья на рябинках,
зори и птицы.
С этой красой ничто не сравнится.
волнами кружатся краски,
Чтобы блистали анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.
Учитель:
Что изменилось в тексте?
Ученик:
В тексте нет прилагательных. Он стал скучным и неярким.
Учитель:
Правильно, и мы переходим к следующему этапу – определение функций прилагательных в речи и художественном тексте.
Учитель:
Гжель Есть в Подмосковье такое местечко: |
|
Ребята, обратите внимание на словосочетания, выделенные красным цветом. Вот похожие словосочетания резиновый мяч, жёлтый карандаш. Что выделяют прилагательные в данных словосочетаниях?
Ученик:
Выделяют нужный предмет из ряда одинаковых.
Учитель:
Прочитайте выделенные синим цветом словосочетания. Подобные словосочетания: хрустальная вода, негромкая природа. Какова роль прилагательных в этих словосочетаниях, что они передают?
Ученик:
Передают красоту, образность предметов.
Учитель:
А что помогает передать, выразить прилагательное в «зелёном» словосочетании?
Ученик:
Отношение к названному предмету.
Учитель:
Ребята, 2 функция (Передача красоты, яркости, разнообразия окружающих предметов) особая.
Как называется художественно-изобразительное средство, в основе которого эта функция?
Ученик:
Эпитет.
Учитель:
Письменно подберите эпитеты (красочные, образные определения) к слову ЛЕС. Прочитайте свои примеры.
Ученик:
Сказочный, волшебный, тихий, молчаливый.
ФИЗМИНУТКА
Учитель:
Мы сегодня много работали с ПК, поэтому снимем напряжение глаз.
- Сосредоточьте взгляд на игрушке, поднимите глаза вверх, теперь посмотрели на игрушку, опустили глаза вниз. Повторите самостоятельно несколько раз.
- Выполним следующее упражнение. Нашли макушку, по часовой стрелке обвели глазами всю игрушку.
- И последнее упражнение: часто-часто поморгали, вы можете даже испытывать боль. Закрыли глаза на несколько секунд.
- Творческое задание.
Внимание!
Учитель:
Мы рассмотрели функции прилагательных и теперь переходим к следующему этапу урока – практической работе. Для выполнения заданий разобьёмся на две группы:
Ученики первого ряда – мастера-умельцы. Их задача – создать эскиз изделия народного промысла, используя раздаточный материал (лежит у учащихся на столах). По окончании работы – свои эскизы вывешиваете на доску.
Учитель демонстрирует раздаточный материл.
Учащиеся второго ряда – мастера слова. Их задача – описать изделие народного промысла, используя прилагательные, включив в свой текст по возможности эпитеты. Внимательно прочитайте задание, свой ответ стройте строго по плану. (Работу выполняем в парах.)
Ребята пять-шесть минут работают в парах, мастера-умельцы результаты своей работы вывешивают на доску.
Учитель:
Народные умельцы справились со своей задачей, посмотрите на результаты их труда.
Слово писателям. Первый рассказ о подносе из Жостово. Читаем текст.
Ученик:
Перед нами поднос, бортики которого украшены …………………….. узором. В центре подноса - …………………… букет. Несколько самых крупных …………………… и ……………………… цветов, изображённых на ………………………… фоне, окружены россыпью «анютиных глазок» и ………………… незабудок. Цветы связаны между собой ……………………. стебельками, ………………. веточками и листочками. Это типичный орнамент жостовского подноса.
Ученик читает выразительно текст, называет прилагательные, которые были вставлены, определяет их функцию.
Учитель:
У другой группы есть дополнения?
Учитель:
Русская матрёшка может быть разной. Читаем текст о ней.
Ученик:
………………. шелковый платок,
………………. сарафан в цветок,
Упирается рука
В …………………… бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша …………………матрешка.
Ученик отвечает по предложенному плану.
Учитель:
Давайте послушаем рассказ о гжели.
Ученик:
Что только не делают в Гжели: …………………….чашечки, кувшины, кружки, ………………………….. формы вазы, ………………………….. сервизы, ………………….. фигурки людей и животных. Но только два цвета - …………………………. и ………………………. – в распоряжении мастериц, которые вручную расписывают изделия. Благодаря их таланту и любви к своему делу чашки и чайники цветут ………………….. цветами.
Ученик читает выразительно текст, отвечает на вопросы плана.
Учитель:
Есть добавления?
Учитель:
Ребята, творчество оценить невозможно, но мне хочется отметить, что вы все отлично справились с заданием.
Учитель:
Давайте посмотрим ещё раз на эскизы чашки, созданные вашими одноклассниками. А вот (появляется слайд с изображением сервиза) сервиз, расписанный народными умельцами. Вы заметили, что рисунок на посуде из Гжели синий. Подберите и запишите в рабочий лист урока к слову «СИНИЙ» синонимы.
Ученик:
Небесный, лазурный, васильковый.
Учитель:
А вот какие синонимы к данному прилагательному даются в «Словаре синонимов русского языка» З.Е.Александровой:
- васильковый, сапфировый, сапфирный;
- светлый: голубой, небесный, небесно-голубой, бирюзовый, лазурный, лазоревый (устар.)
Составьте одно – два предложения, используя синонимы к слову «синий». Запишите их в рабочий лист урока. Прочитайте.
2 – 3 ученика читают свои предложения.
- Подведение итогов. Домашнее задание.
Учитель:
Вспомним цели, которые были поставлены в начале урока:
- научиться определять роль прилагательных в тексте,
- использовать их в создаваемых текстах,
- повторить правописание окончаний прилагательных.
Мы реализовали все цели?
Ученик:
Да.
Учитель:
Хорошо. Тогда назовите ещё раз функции прилагательных в речи и художественном тексте.
Ученик:
- Выделяют нужный предмет из многих одинаковых.
- Передают красоту, яркость, разнообразие окружающих предметов, делают речь выразительнее и точнее.
- Выражают отношение к предметам.
Учитель:
Рассматривая функции прилагательных, мы говорили о произведениях народного творчества. Но я надеюсь, что от вашего внимания не ускользнула и ещё одна важная мысль урока: изделия мастеров-умельцев передают красоту души народа.
Учитель:
Посмотрите в рабочий лист урока и запишите тему домашнего сочинения-миниатюры с « Из старины пришедшие ремёсла…».
Учитель:
Ребята, урок подходит к концу, мне хочется сказать вам большое спасибо за работу.
На прощание я предлагаю создать всем вместе эскиз жостовского подноса. У каждого из вас остались от урока свои, особые ощущения, передайте их цветами, они у вас лежат на парте. Каждый цвет обозначает ощущение или настроение, переданных с помощью прилагательных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"
Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....
конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)
Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи: 1. сформировать общее поня...
Конспекты уроков по русскому языку в 7, 8 классах
Разработки уроков с применением технологии проблемного обучения и ЭОР...
Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений"
Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме. Задачи урока: • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употр...
Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе
Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе...
Конспект урока по русскому языку в 8-м классе "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Данный материал содержит конспект урока в 8-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида по русскому языка по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное" и презентации к у...
Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"
Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания учащихся о...