Фразеологизмы, их роль в речи
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему

Фразеологизмы, их роль в речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фразеологизмы, их роль в речи104.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологизмы, их роль в речи.

Слайд 2

Задание 1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Говоря о богатстве языка, 1) в аудитории началась дискуссия. 2) у меня возник интерес к этой проблеме. 3) требуются конкретные примеры. 4) мы имели в виду главным образом его словарный запас .

Слайд 3

Задание 2 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) лягте (на пол) 2) их работа 3) горячие супы 4) шестистами учениками

Слайд 4

Задание 3 Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, незаметный» 1) волк в овечьей шкуре 2) тише воды, ниже травы 3) вольная птица 4) заячья душа

Слайд 5

Задание 4 В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами? 1) два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны 2) душа уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку 3) выжимать соки, драть шкуру, тянуть жилы 4) прощупывать почву, закидывать удочки, пустить пробный шар

Слайд 6

Задание 5 Какая пара фразеологизмов не является антонимами? 1) капля в море, хоть пруд пруди 2) воспрянуть духом, повесить голову 3) за тридевять земель, рукой подать 4) бить баклуши, лодыря гонять

Слайд 7

Задание 6 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) по..кладка, о..бойный, на..строчный 2) пр и встать, пр и клеить, пр и школьный 3) отб .. рает , орнам … нт , прогр .. ммировать 4) бар.. ерный , с..язвить, обез .. яна

Слайд 8

Задание 7 Определить тип подчинительной связи в словосочетании. Заснувший ребенок – согласование Выглядеть по-новому – примыкание Поделиться с другом – управление

Слайд 9

Задание 8 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Седой старик (1) в годы войны (2) которому (3) было (4) только девятнадцать лет (5) рассказывал подробности этого сражения. 1) 2,4,5 2) 1,5 3) 1,2,4,5 4) 1,3

Слайд 10

Правила работы в группах 1. Критикуй идеи, но не человека. 2. Поощряй участие каждого в обсуждении 3. Выслушивай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним. 4. Стремись понять точку зрения других в дискуссии. 5. Сначала объяви вопросы, потом их разбирай. 6. Ищи рациональное в высказываниях других.

Слайд 11

Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов Любое слово можно заменить другими словами. В их составе НЕЛЬЗЯ заменять слова по своему желанию. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность. Слова ТЕРЯЮТ свою смысловую самостоятельность Создаются в процессе речи, не требуют запоминания. Не создаются в процессе речи, а используются готовыми, требуют запоминания.

Слайд 12

Ошибки в употреблении фразеологизмов 1. Искажение смысла На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню. 2 . Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых) Идти в одну ногу со временем, успехи желают много лучшего ( пропущ . оставляют) 3 . Смешение двух фразеологизмов У них всё было шито-крыто белыми нитками 4.Искажение лексического состава (замена слов) Не мудрствуя долго (надо "... лукаво")

Слайд 13

Нейтральные - употребляются во всех стилях речи (время от времени, от мала до велика) Книжные - употребляются в книжных стилях (зондировать почву, камень преткновения) Разговорные - в устной форме (глаз радует, сквозь зубы) Просторечные - сниженные, грубые (дурить голову, клёвое дело)

Слайд 14

Определить автора крылатого выражения 1) Принцесса на горошине. 2) Мертвые души. 3) Рожденный ползать – летать не может. 4 ) А судьи кто? 5 ) С чувством, с толком, с расстановкой. 6) Счастливые часов не наблюдают . 7) У сильного всегда бессильный виноват . 8) Герой нашего времени. 9) Любви все возрасты покорны. 10 ) Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь . 11) Не хочу учиться, а хочу жениться . 12) Нет повести печальнее на свете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи»

Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является более детальное рассмотрение жизни слова и фразеологизмов в языке, их влияние на функционирование  предложени...

План-конспект урока по теме "Фразеологизмы в языке, тексте, речи", 10 класс

План-конспект урока по теме "Фразеологизмы в языке, тексте, речи" содержит презентацию, аудиозапись. Урок готовит учащихся к выполнению тестовых заданий к части "А" и "В" ЕГЭ....

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы и их роль в речи"

Урок повторения с использованием сингапурских структур...

Презентация к уроку русского языка "Фразеологизмы и их роль в речи"

Презентация "Фразеолгизмы и их роль в речи" к уроку в 10 классе...

Мастер-класс"Фразеологизмы и их роль в речи".

Мастер-класс о фразеологизмах и роли их в речи....

Программа факультатива по русскому языку для учащихся 6-7 классов «Фразеологизмы в языке и речи»

Общая цель факультативного курса «Фразеологизмы в языке и речи» – углублённое изучение русского языка, привитие живого интереса к изучаемой науке....

Рецензия на программу факультатива по русскому языку для учащихся 6-7 классов «Фразеологизмы в языке и речи»

Программа факультативного курса «Фразеологизмы в языке и речи» относится к предметно-ориентированному виду программ,  должна позволить ученикам повысить уровень лингвистической культуры, системат...