Главные вкладки
Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Рабочая программа по русскому языку разработана для обучающихся с умтсвенной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiya_yazyk_fgos_6_klass.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение
«Школа-интернат № 92»
Принята на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла (протокол от 27.08.2021г. № 3) | Утверждена приказом директора ГКОУ «Школа-интернат № 92» от 30.08.2021г. № 140- ОД |
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
(предметная область «Язык и речевая практика»)
для 6 класса (вариант I)
на 2021-2022 учебный год
Составил: учитель
Федотова Татьяна Александровна
Нижний Новгород
2021
Содержание рабочей программы
№ п/п | Название раздела | № стр. |
1 | Пояснительная записка: - общая характеристика учебного предмета…………………. - специфика программы……………………………………….. - описание места учебного предмета в учебном плане…….. | 3-4 5 6 |
2 | Планируемые результаты освоения курса - личностные и предметные результаты освоения учебного предмета ……………………………………………………….. | 6-7 |
3 | Содержание учебного предмета: - наименование разделов и тем учебного предмета………… - учебно-тематический план………………………………….. | 8-10 10 |
4 | Система оценки планируемых результатов освоения программы учебного предмета: - оценка достижения предметных результатов ……………… - формы организации учебного процесса ……………………. - формы контроля знаний, умений и навыков………………. | 11-12 13 13-16 |
5 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности……………... | 17 |
6 | Приложения (№1, №2) - календарно-тематическое планирование…………….......... - контрольно-измерительные материалы……………………. |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Язык и речевая практика») для 6 класса (вариант I) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГКОУ «Школа-интернат № 92» (далее – АООП), утвержденной приказом директора от 26.03.2021г. № 47-ОД.
Обучение русскому языку в 6 классе имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи обучающихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развёрнуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестаёт быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой практики.
Цель изучения русского языка – развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
- развитие положительных качеств и свойств личности.
Общая характеристика учебного предмета
В системе образования обучающихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место. Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа по русскому языку в 6 классе имеет коммуникативную направленность. Основным направлением работы является развитие речи обучающихся как средства общения и коррекции их мыслительной деятельности.
Данный вектор работы влияет на структуру и содержательную часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не только запоминание грамматической теории и орфографических правил («как называется», «как изменяется»), но и умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме в речевой практике.
Программа по русскому языку в 6 классе включает следующие разделы: «Повторение. Звуки и буквы. Текст», «Предложение. Текст», «Состав слова. Текст», «Части речи. Текст», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».
Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем.
Уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка.
На уроках связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного времени.
Специфика программы
Специфической особенностью программы для обучающихся с умственной отсталостью является включение в содержание пропедевтического периода, направленного на подготовку школьников к усвоению конкретного учебного материала. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого развития детей с недостатками интеллектуального развития в процессе овладения предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Программа по учебному предмету "Русский язык" рассчитана на обучающихся 6 классов и предполагает индивидуальный и дифференцированный подход к каждой группе обучающихся. По уровню усвоения программного материала обучающиеся делятся на три группы:
Обучающиеся I группы: в ходе обучения эти дети испытывают небольшие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи выполнить задание не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Объяснения своих действий недостаточно точны.
Ко II группе относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно логической, наглядной и предметно-практической). Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже. Несмотря на трудности усвоения материала, обучающиеся в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Деятельность обучающихся этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале.
К III группе относятся обучающиеся, которые овладевает учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в ведении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваивают чисто механически, быстро забывают. Они усваивает значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть АООП и реализуется в урочной деятельности. В соответствии с Учебным планом ГКОУ "Школа-интернат № 92" на 2021-2022 учебный год - продолжительность курса "Русский язык" в 6 классе 34 учебные недели по 5 часов в неделю.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Русский язык» для обучающихся 6 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках русского языка формируются следующие личностные результаты:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
1) формирование интереса к изучению русского языка;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Изучение предмета «Русский язык» в 6 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;
- уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;
- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
- оказывать помощь сверстникам и взрослым;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с предложением;
- использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.
Основное содержание учебного предмета
Повторение. Звуки и буквы. Текст.
Гласные и согласные. Их различение. Безударные гласные в словах. Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах. Сомнительные гласные и согласные в словах. Текст. Части текста. Красная строка. Непроверяемые гласные и согласные в словах. Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме. Контрольные вопросы и задания. Деловое письмо. Адрес.
Предложение. Текст.
Деление текста на предложения. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом. Распространение предложений с помощью рисунков. Распространение предложений с помощь. Вопросов. Однородные члены предложения. Предложение. Закрепление знаний по теме. Контрольные вопросы и задания. Деловое письмо. Поздравление.
Состав слова. Текст.
Корень и однокоренные слова. Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой связи между словами с помощью окончания. Приставка как часть слова. Суффикс как часть слова. Разбор слов по составу.
Правописание безударных гласных в корне. Написание гласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. Проверка безударных гласных в корне.
Правописание звонких и глухих согласных в корне. Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Контрольные вопросы и задания. Изложение зрительно воспринимаемого текста.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Различение приставки и предлога. Наблюдение за правописанием гласных в приставках. Правописание безударных гласных в корне и приставке. Текст. Деление текста на части по данному плану. Наблюдение за правописанием согласных в приставках. Правописание приставок на согласную. Разделительный твёрдый знак в словах с приставками. Различение написания слов с разделительным твёрдым знаком и без него. Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Деловое письмо. Записка.
Части речи. Текст. Существительное, прилагательное, глагол. Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении.
Имя существительное. Значение существительных в речи. Существительные, обозначающие явления природы. Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. Существительные, противоположные по значению.
Род и число существительных. Различение существительных по родам. Изменение существительных по числам.
Правописание имён собственных. Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. Кавычки в именах собственных. Различение написаний существительных собственных и нарицательных. Имя существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
Изменение существительных по падежам. Понятие о склонении. Определение падежей существительных по вопросам. Именительный падеж – кто? что? Родительный падеж – кого? чего? Дательный падеж – кому? чему? Винительный падеж – кого? что? Творительный падеж – кем? чем? Предложный падеж – о ком? о чём? Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами. Понятие о начальной форме. Постановка существительных в начальную форму. Изменение существительных по падежам. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Деловое письмо: письмо. Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям.
Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. Описание явлений природы с помощью прилагательных. Описание человека, животных с помощью прилагательных. Прилагательные, противоположные по значению.
Изменение прилагательных по родам. Изменение прилагательных по родам. Окончания прилагательных мужского рода. Окончания прилагательных женского рода. Окончания прилагательных среднего рода. Определение родовых окончаний прилагательных. Изменение прилагательных по числам. Род и число прилагательных. Закрепление знаний.
Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Понятие о склонении прилагательных. Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах. Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода. Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. Творительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода. Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Деловое письмо. Объявление.
Глагол. Значение глагола в речи. Глаголы, противоположные по значению. Различение существительных, прилагательных и глаголов.
Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов. Прошедшее время глаголов. Будущее время глаголов. Различение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам. Единственное и множественное число глаголов настоящего времени. Единственное и множественное число глаголов будущего времени. Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени. Текст. Связь частей в тексте. Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Коллективный рассказ на основе распространения данного текста.
Предложение. Текст. Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.
Однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения без союзов. Однородные члены предложения с союзом и. Однородные члены предложения без союзов и с союзом и.
Обращение. Знакомство с обращением. Место обращения в предложении. Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
Повторение. Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Деловое письмо. Объявление.
Словарные слова, изучаемые в 6 классе
Апельсин, богатство, горизонт, директор, женщина, интересный, календарь, командир, комбайн, компас, конфета, мужчина, океан, пожалуйста, прекрасный, природа, растение, сейчас, солдат, соревнование, сосед, телеграмма, теперь, хозяин, шоссе (25 слов).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические (диктант, работа над ошибками, изложение, деловое письмо, письменный пересказ) | |||
1. | Повторение | 34 | 27 | |
1.1. | Звуки и буквы. Текст. | 10 | 7 | 1 – диктант 1 – работа над ошибками 1 – деловое письмо |
1.2. | Предложение. Текст. | 24 | 20 | 1 – диктант 1 – работа над ошибками 2 – деловое письмо |
2. | Состав слова. Текст. | 33 | 25 | 2 – диктант 2 – работа над ошибками 2 – деловое письмо 2 - изложение |
3. | Части речи. Текст. | 2 | 2 | |
4. | Имя существительное | 34 | 26 | 2 – диктант 2 – работа над ошибками 2 – деловое письмо 2 - коллективное сочинение |
5. | Имя прилагательное. | 29 | 23 | 2 – диктант 2 – работа над ошибками 2 – деловое письмо |
6. | Глагол. | 18 | 14 | 1 – диктант 1 – работа над ошибками 2 - коллективный рассказ |
7. | Предложение. Текст. | 10 | 7 | 1 – диктант 1 – работа над ошибками 1 – деловое письмо |
8. | Повторение. | 10 | 6 | 1 – диктант 1 – работа над ошибками 2 – деловое письмо |
Итого: | 170 | 130 | 40 |
Система оценки планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Оценка достижения предметных результатов
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основные требования к умениям обучающихся:
Минимальный уровень:
- списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
- писать под диктовку текст, с предварительным разбором изученных орфограмм;
- участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
- подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
- проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
- учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Достаточный уровень:
- списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40 –45 слов);
- участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
- коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
- подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
- различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
- находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В 6 классе используется система оценок по 3-х бальной шкале.
Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на следующие категории:
- соответствие/несоответствие науке и практике (полнота и надежность);
- прочность усвоения знаний (удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные);
- самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия/отсутствия помощи и её видов:
а) задание выполнено полностью самостоятельно;
б) выполнено по словесной инструкции;
в) выполнено с опорой на образец;
г) задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«очень хорошо, отлично» - оценка «5» | обучающийся верно выполняет свыше 65% заданий |
«хорошо» - оценка «4» | обучающийся верно выполняет от 51% до 65% заданий |
«удовлетворительно» - оценка «3» | если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий |
Оценки «2», «1» в текущей, промежуточной аттестации не выставляются, так как такие баллы неприемлемы в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
В преподавание предмета используются следующие методы обучения:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);
- наглядные методы (демонстрация, ТСО, таблицы, иллюстрации);
- практические методы (работа с книгой, учебником, наблюдение, игра, упражнение, программированное обучение, проблемное обучение);
- объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);
- репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
- метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и показывает путь её решения);
- частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
- исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Типы уроков:
- изучение нового материала;
- формирование и закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний;
- проверка и оценка знаний;
- комбинированный урок.
- нестандартные уроки (урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия).
Формы и средства контроля
знаний, умений и навыков обучающихся
Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников:
1-й уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала
2-й уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок);
3-й уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов; он доступен обучающимся с более выраженными или осложнёнными интеллектуальными нарушениями.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Уровень | Основные требования к умениям обучающихся |
1 уровень | Обучающиеся должны уметь: - писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (50-60 слов); - подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова; - определять части речи; - составлять простые сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию; - составлять план к текстам повествовательного характера с чётко выраженными структурными частями; - писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации; - оформлять деловые бумаги с опорой на образец. |
2 уровень | - писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами; - пользоваться школьным орфографическим словарём; - решать орфографические задачи, опираясь на схему; - называть и различать части речи; - принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста; - оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя). |
3 уровень | - знать буквы, обозначать звуки буквами; - списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова; - записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря; - участвовать в подборе слов к предметным картинкам; - находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце); - участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту; - записывать по памяти своё имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес. |
Формы контроля и учета достижений обучающихся:
Текущая оценка знаний, умений и навыков обучающихся позволяет постоянно следить за успешностью обучения, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных обучающихся, принимать меры к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость.
В конце изучения каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.)
Основные виды контрольных работ – контрольные диктанты:
- по окончании изучения темы (тематический контроль),
- по окончании четверти (текущий контроль),
- в конце учебного года (промежуточный контроль).
В дополнении к контрольным диктантам обучающимся предлагается выполнить грамматическое задание типа:
- разобрать по частям речи слова одного из предложений текста;
- сделать грамматический разбор одной из частей речи;
- обозначить главные и второстепенные члены предложения;
- начертить схему предложения;
- подчеркнуть однородные члены предложения, опираясь на данную схему однородных членов;
- разобрать слова по составу, применив к ним данные схемы;
- подчеркнуть однокоренные слова, выделив общий корень и др.
Объём выполняемой работы и количество орфограмм в ней соответствует требованиям программы 6 класса – 50-60 слов.
Для обучающихся, работающих по первому уровню усвоения знаний, предлагается дополнительный речевой материал в текстах диктантов. В это время остальные ученики могут проверить свою работу или просто отдохнуть.
Обучающиеся, работающие по третьему уровню усвоения знаний, получают для работы карточку с сокращённым текстом диктанта и выполняют работу как контрольное списывание. До выполнения письменного задания и после него данная группа учеников обязательно участвует в беседе и в обсуждении проделанной работы.
Оцениваются контрольные работы следующим образом:
Оценка «5» - аккуратно выполненная работа без ошибок, допускается одно исправление.
Оценка «4» - аккуратно выполненная работа с двумя ошибками и одним исправлением.
Оценка «3» - три-четыре ошибки, помарки, исправления.
Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков обучающихся по письму является устный опрос. При оценке ответа обучающегося учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа.
За устные ответы:
- Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;
- Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, допускает ошибки в речи, при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя;
- Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений темы, излагает материал неполно, непоследовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно привести примеры, нуждается в постоянной помощи учителя.
Обучающие работы (различные виды упражнений, в том числе творческие сочинения и изложения) оцениваются с учетом правильности, полноты и последовательности передачи содержания. Для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 45 слов.
При проверке изложения или сочинения выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы:
- Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки;
- Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки;
- Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
№ | Тип пособия | Автор | Наименование | Издательство, год |
1 | Учебник | Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова | Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы | Москва, «Просвещение», 2019 |
2 | Рабочая тетрадь | Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова, Я.В. Коршунова | Русский язык. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы | Москва, «Просвещение», 2019 |
3 | Рабочая тетрадь № 1 | Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, | Русский язык. Состав слова. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы | Москва, «Просвещение», 2019 |
4 | Рабочая тетрадь № 2 | Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, | Русский язык. Имя существительное. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы | Москва, «Просвещение», 2019 |
5 | Рабочая тетрадь № 3 | Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, | Русский язык. Имя прилагательное. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы | Москва, «Просвещение», 2019 |
6 | Рабочая тетрадь № 4 | Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, | Русский язык. Глагол. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы | Москва, «Просвещение», 2018 |
7 | Учебное пособие | М.И. Шишкова | Чтение. Методические рекомендации. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы | Москва, «Просвещение», 2017 |
На уроках используются ТСО: компьютер, учебный мультимедийный комплекс, дидактический материал, наглядные пособия, интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....