Технологическая карта интегрированного урока русского языка и английского
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Светлана Сергеевна Курилова

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Педагог : Курилова Светлана Сергеевна, Скукина Елена Александровна

Предмет: русский язык, английский язык

Тип урока: усвоение новых знаний,

Тема урока: Предложение

Разновидность урока: метапредметный

Уровень подготовленности класса: средний

Средства обучения: слово учителя, карточки, записи на доске,

Класс: 5

УМК: Русский язык. «Английский с удовольствием» (Enjoy English) М.З. Биболетова,  О.А.Денисенко, Н.Н. Трубанёва  - «Российский учебник»,   Дрофа, Москва,  2020 г., 6-е издание, стереотипное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Педагог : Курилова Светлана Сергеевна, Скукина Елена Александровна

Предмет: русский язык, английский язык

Тип урока: усвоение новых знаний,

Тема урока: Предложение

Разновидность урока: метапредметный

Уровень подготовленности класса: средний

Средства обучения: слово учителя, карточки, записи на доске,

Класс: 5

УМК: Русский язык. «Английский с удовольствием» (Enjoy English) М.З. Биболетова,  О.А.Денисенко, Н.Н. Трубанёва  - «Российский учебник»,   Дрофа, Москва,  2020 г., 6-е издание, стереотипное.

Тема

Предложение. Типы предложений по цели высказывания.

Цель  и задачи

Лингвистическая: знать основные признаки предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения). Усвоение понятия «опознавательный признак» для определения границ предложения и постановки знаков завершения (интонация конца).

Языковая: знать знаки завершения, использовать различные знаки завершения на письме; находить грамматическую основу предложения; находить грамматическую основу, состоящую из одного главного члена (подлежащего или сказуемого); соотносить указанные предложения с определенными схемами.

 Коммуникативная: уметь по интонации конца определять границы предложения, понимать роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего.

1

Предметные умения

УУД

  1.  Знать основные признаки предложения.
  2. Различать предложения по цели высказывания.
  3. Различать предложения по интонации.
  4. Уметь отличить односоставное предложение от двусоставного.
  5. Составить сложное и простое предложение.

Личностные:  уметь выбирать оптимальные

формы во взаимоотношениях с одноклассниками.

Коммуникативные:   формировать умения слушать и составлять собственное предложениес опорой на схему.

Познавательные:  уметь осознанно строить речевое высказывание, формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников.

Регулятивные:  моделировать ситуации поведения в классе.

Основные понятия

Повествовательное предложение

Побудительное предложение

Вопросительное предложение

Восклицательное предложение

Невосклицательное предложение

Двусоставное предложение

Односоставное предложение

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Английский язык

Фонетическая и речевая разминка

Работа со схемами-опорами.

Фронтальный опрос.

Парная работа

Индивидуальная  работа

Групповая работа

-Учебник

-Рабочие тетради

-Книга для учителя

-Схемы-опоры

-Доска

-Нетбуки

Этапы работы

                                                                  Содержание этапа

1.

Организационный этап учебного занятия

Время

Используемые ресурсы

  1. Орг-момент (настрой на урок)

1 минута

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель – настроить на общение  на английском языке.

Приветствую учащихся:  - Добрый день , ребята. Надеюсь, что он по-настоящему добрый для вас.  Несмотря на то, что за окном глубокая осень, хочется чего-то  позитивного, тёплого, поднимающего настроение. Я пришла сегодня не одна, а с учителем английского языка – Еленой Александровной. Мы проведем не совсем обычный урок, на котором попытаемся сопоставить в чем сходство и в чем различие предложений в русском языке и английском.

Цель -

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка  класса  к  работе.

Коммуникативные:   слушать, отвечать на вопросы .

  1. Словарный диктант

2  минуты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель: развитие орфографической зоркости у учащихся. 

Метод: беседа, самостоятельная работа, фронтальный опрос

Приём: слово учителя, этимологический анализ

Средство: слово учителя и ученика, записи на доске

Словарный диктант.

1. Бегом, звезда, китовый, лосиный, насолить, переломить, разговаривать, раздевалка, смягчение, увядать.

– Какую орфограмму вы заметили во всех словах? (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.)

Цель - повторить безударную гласную в корне, проверяемую ударением.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, записывают под диктовку на листочках

  Регулятивные:  осуществлять самоконтроль правильности правописания.

Личностные: формировать этические  чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного и написанного.

2.

Этап целеполагания

Время

Используемые  ресурсы

        Целеполагание    и мотивация

2 минуты

Карточки  на доске, учебник

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель- поставить познавательную задачу.

Используя вопросы, подвожу учащихся к цели урока.

Перекрестный опрос: какие предложения вы знаете по цели высказывания?

Какие предложения вы знаете по интонации?

По наличию главных членов предложений?

Может ли быть в русском языке предложение только с одним главным членом?

А важно на каком месте в русском языке стоит подлежащее или сказуемое?

А теперь давайте определим тему нашего урока, исходя из наших рассуждений.

Посмотрите на доску: дышало осенью,уж, день становился короче, реже уж, сбистало солнышко, день (Ответ:мы видим слова и словосочетания, смысл не понятен).

Учитель: А есть ли смысл в этих предложениях? Что нужно сделать, чтобы появился смысл?(Ответ:нужно соединить слова и словосочетания, чтобы появился смысл).

Учитель: давайте попробуем вместе:получились строчки из стихотворения А.С. Пушкина

А теперь давайте определим тему нашего урока

А как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке, что узнаем нового, что повторим?

Цель – сформулировать задачу урока. Познакомиться с основными понятиями. Посмотреть в чем отличие строения предложения в русском и английском языке.

Отвечая на наводящие вопросы, сами делают выводы о цели урока .    

Познавательные: принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи.

Регулятивные:  уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Личностные:  мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная).  

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы.

3.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном  действии

(Этап повторения изученного материала)

Время

Используемые ресурсы

    Опрос по ранее изученному материалу

7 минут

учебник, карточки на доске, карточки с цифрами от 1 до 10, кукла

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель - развивать умения и навыки устной речи, проверить уровень усвоения ранее изученного материала.

1.Фронтальный опрос

У детей на нетбуках представлена табличка

лес

Утренний лес

Утренний лес окутал туман

туман

Густой туман

солнце

Лучи солнца

Лучи солнца пробивались сквозь туман

медведица

Осторожная медведица

прогулка

Вышла на прогулку

Осторожная медведица вышла на прогулку

  1. Что вы видите в первой колонке
  2. Во второй
  3. В третьей?

(дети отвечают , что это слова, словосочетания и предложения)

  1. Чем же предложение отличается от словосочетания?

Ответ(предложение представляет слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение)

8.Мотивация.

Похвала со стороны учителя и одноклассников.

Цель – повторить пройденный материал.

,

Познавательные: осуществлять актуализацию полученных знаний

Коммуникативные: формировать умение строить монологическое высказывание.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать речь для регуляции своего действия. 

Личностные: формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности.

4.

Открытие нового знания

(Этап изучения нового учебного материала )

Время

Используемые ресурсы

6 минут

Учебник, кукла, доска, карточка с изображением медведя, аудиозапись, ноутбук.

Деятельность учителя

УУД

 Цель 

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Метод: беседа, проблемное изложение изучаемого материала

Приём: слово учителя, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная  работа

Средство: слово учителя и ученика, карточки, записи на доске.

1. Беседа о предложении. 

– Подумайте можно ли составить из этих слов предложение? (Нет.) 

– Почему?

– Вспомните, как связываются слова в словосочетании? (По смыслу и грамматически.) А в предложении? (По смыслу и грамматически.)

2. Знакомство с материалами учебника, с. 56–57, пунктограмма № 1.

– Для чего служат предложения? (Предложения служат для того, чтобы сообщать, спрашивать, выражать просьбу, совет, приказание.)

Рассмотрение основных признаков предложения. 

Главные члены предложения – это грамматическая основа предложения. Слова, к которым вопрос поставить нельзя, членами предложения не являются. (По дороге – существительное с предлогом. Предлог не является членом предложения, т. к. к нему невозможно задать вопрос.)

Упражнение в выделении грамматической основы предложения. (Устно.)

1. Наступила поздняя осень. 2. Стоит ненастная погода. 3. Вчера подул резкий ветер. 4. Кружатся в воздухе, летят разноцветные листья. 5. Я люблю наблюдать листопад. 6. Вот на дорожке лежат красные листья осинки, бурые листья ольхи. 7. Улетают последние перелетные птицы. (Г. Скребицкий.)

Цель -

Отвечают на вопросы учителя.

Распределяют предложениия по цели высказывания, объясняют принцип распределения, выделяют грамматическую основу, записывают предложения.

Познавательные: осуществлять актуализацию  ЛЕ, основываясь на учебную ситуацию и личный опыт.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Коммуникативные: слушать учителя и друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений и поддержания учебно–деловой беседы.

Личностные: формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях

5.

Этап закрепления учебного материала

Время

Используемые ресурсы

6 минут

План ответа, аудиозапись, ноутбук, учебник

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель -  

Цель: зафиксировать преодоление затруднения

Метод: беседа, анализ, обобщение,

Приём: слово учителя, индивидуальная, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Средство: слово учителя и ученика, текст учебника.

Запись предложений под диктовку; выделение грамматических основ записанных предложений.

– Пронаблюдайте! Из скольких главных членов предложения может состоять его грамматическая основа?

VI. Выполнение упражнения 134 самостоятельно. Проверка.

С о о б щ е н и е   у ч и т е л я.

– Если в предложении одна грамматическая основа, это предложение будет называться  простым.

Цель -

Внимательно слушают, записывают предложения под диктовку, выделяют грамматическую основу записанных предложений.

Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществляют самоконтроль.

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания.

Регулятивные: осуществлять  самоконтроль и анализировать допущенные ошибки.

Личностные: формировать  этические чувства, прежде всего-доброжелательность.

6.

Этап  формирования навыков чтения и письма

Время

Используемые ресурсы

  1. Развитие фонематического слуха, навыков чтения

( освоение правил чтения буквы Ii  и правильного произношения гласного звука [i:]), [ai])

10 минут

Карточки с буквами, звуками. Алфавит. Рабочие тетради

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель –

Цель – 

Познавательные:

  1. Развитие навыков письма

 

   Деятельность обучающихся

                          УУД

.

 

7.

Итоговый этап учебного занятия

                   Время

                                      Используемые ресурсы

3 минуты

Учебник, рабочая тетрадь, дневник, звёздочки

Домашнее задание, выставление оценок

Деятельность учителя

  Деятельность обучающихся

                     УУД

Цель – развитие навыков письма во время выполнения письменного домашнего задания.

  Объясняю что ученики должны сделать в процессе домашнего задания.

Домашнее задание: выписать из текстов литературных произведений 6–8 предложений и выделить грамматическую основу.

Цель – осмыслить и записать домашнее задание.

Записывают домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понимают.

Дети подают дневники на оценку.

Познавательные: осуществлять анализ информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

8.

Рефлексия

Время

Используемые ресурсы

3 минуты

Деятельность учителя

         Деятельность обучающихся

                         УУД

Цель - подведение итогов изученного материала урока, установить соответствие полученного результата поставленной цели.

оценить результаты собственной деятельности

Метод: беседа

Приём: постановки вопроса

Средство: слово ученика и учителя

Организует беседу по формулированию вывода по уроку: о достижении учебных задач.  Предлагает выбрать и продемонстрировать смайлик, соответствующий настроению.

.

Цель - осуществить констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы.

Познавательные: оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: выделять и формулировать, осуществлять пошаговый контроль по результату.

Личностные: формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение знаний для человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы, информатики в 7 классе по теме «Деепричастный оборот или нужны ли деепричастия в поэзии?»

Данный урок является уроком закрепления знаний  о деепричастном обороте. Учащиеся на протяжении всего уроказакрепляют умения находить деепричастия, графически обозначать деепричастный оборот, стр...

Технологическая карта интегрированного урока русский язык и математики

Тема: повторение имени числительного и действия с отрицательными и положительными числами.Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычн...

Технологическая карта интегрированного урока: русский язык, история

Технологическая картаинтегрированно урока по теме "Язык до Киева доведет".  Уделяется внимание фразеологическим оборотам и жизни древних греков...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и информатики в 8 классе.

Это урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме " Виды сказуемых" Данный урок разработан с использованием ЭОР, с применением приёмов сингапурской технологии, что делает урок прив...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе«Осень – время стихов»Тема: «Обособленные члены. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Ошибки в пост...

Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....