Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Рожкова Марина Юрьевна

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интерес к изучению данных предметов. Интегрированный урок способствует переносу знаний, умений и навыков из русского языка в математику и из математики в русский язык. Использование в работе интегрированных уроков способствует воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.  Предлагаемый нами урок может быть использован как обобщающий и закрепляющий по любому разделу математики. Урок является универсальным, так как позволяет повторить любой материал несколько раз в год и выпуск журналов может стать традиционным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _tehnologicheskaya_karta.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме

«Имя числительное. Дроби».

Ф.И.О.     Рожкова Марина Юрьевна (учитель русского языка и литературы), Григорьева Ольга Олеговна (учитель математики),

Предмет:  математика и русский язык

Класс:  6 класс

Тип урока: повторительно-обобщающий

Аннотация

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интерес к изучению данных предметов. Интегрированный урок способствует переносу знаний, умений и навыков из русского языка в математику и из математики в русский язык. Использование в работе интегрированных уроков способствует воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.  Предлагаемый нами урок может быть использован как обобщающий и закрепляющий по любому разделу математики. Урок является универсальным, так как позволяет повторить любой материал несколько раз в год и выпуск журналов может стать традиционным.

Тема

Имя числительное. Дроби.

Цель урока

Обобщение и систематизация знаний о дробных числительных.

Задачи

Образовательные: обобщить и систематизировать сведения о дробных числительных.

Развивающие: развить грамотную математическую речь.

Воспитательные: воспитать культуру поведения при работе в коллективе.

УУД

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с членами творческого коллектива.

Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить  нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Планируемые результаты

Предметные (русский язык):

знать понятие числительное, разряды числительных

уметь склонять числительные


Предметные (математика):

знать понятие число

уметь производить любые действия с дробями


Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

Основные понятия

Дробные числительные, дроби

Межпредметные связи

Русский язык. Математика.

Формы урока

фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)


Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Подготовка учащихся к уроку.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Организует и уточняет тематические рамки.

1. Деление класса на творческие коллективы для создания моделей журналов физико-математического профиля.

2.  Распределение ролей внутри творческих коллективов.

 

Планирование  структуры научного журнала (русский язык) и определение его наполняемости по определённым разделам (математика): научная статья; математические задания,  кроссворд, создание математической задачи с элементами юмора и т.д.

Личностные: профессиональное и жизненное самоопределение и построение планов работы в определённом качестве внутри творческого коллектива.

Регулятивные: постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителями-предметниками и с членами творческого коллектива.

II. Формулирование темы урока,  постановка цели (3 мин.)


Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.


Учитель: Ребята, журналы, созданием которых мы сегодня займёмся, имеют математический профиль. Математика изучает число. Но с числами вы знакомитесь не только на этих уроках, но и на уроках русского языка. Скажите, о какой части речи мы вспоминаем, если говорим о числе? (числительное). Какие разряды числительных вы знаете? (целые, дробные, собирательные). Написание и употребление в речи каких числительных вызывает у вас затруднение? (дробные). Именно дробным числам мы и предлагаем посвятить наши выпуски журналов.

1. Распределение предоставленной им информации по возможности использования в ранее определённых  разделах  журналов.

2. Определение названий математических журналов.

3. Создание проекта обложки.

 Обеспечение последовательности и связности изложения материала по определённым разделам, выбирая языковые и эстетические средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность представления информации по заданной тематике  «Дроби» (русский язык + математика).

Познавательные: осознание языковых, графических особенностей предоставленной информации и трудностей её восприятия.

Регулятивные: извлечение определённой информации из различных источников (тексты, графики, уравнения, математические задачи и т.п.).

Коммуникативные: организация процесса распределения материала в зависимости от общей задачи, поставленной перед творческим коллективом, и объединение профессиональных навыков каждого его члена.

III. Обобщение изученного материала (10 мин.)


Цели: выявление обучающимися знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).

Создаёт эмоциональный настрой. Выдвигает проблему. Формулирует задание. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

1. Создание научной статьи на тему «Дроби и их использование в повседневной жизни».

2. Создание раздела с математическими заданиями «Мозговой штурм». Из предложенных заданий выбрать наиболее интересные и разместить на страничке с ответами (прописью), с решением и с иллюстрациями.

3. Составление кроссворда, используя основные математические и языковые термины.

4. Создание юмористическо-математических задач.

1. Выделение из предложенного материала главного, использование приёмов редактирования текстов, демонстрация знаний, умений и навыков по созданию научных статей (русский язык).

2. Умение выполнять действия с дробями (математика).

3. Умение склонять дробные числительные, соблюдая грамматические и речевые нормы (русский язык).

3. Закрепление знаний по темам «Имя числительное», «Дроби» (математика + русский язык).

4. Осмысление математических терминов и умение грамотно формулировать их лексическое значение (математика + русский язык).

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, а также с точностью и с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные: умение работать с разными по уровню заданиями, составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы, при этом ориентируясь в предоставленном материале.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий.

IV.  Повторение и обобщение (15 мин.)


Цели: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Защита созданных проектов.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Представление творческими коллективами созданных моделей журналов.

1. Овладение навыками доказательства и отстаивания личных  проектов в соответствии с этикой речевого взаимодействия (русский язык).

2. Демонстрация знаний по теме «Дроби» (математика).

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывание, формулировать собственное мнение и позицию.

Коммуникативные: умение управления аудиторией; тактичное реагирование на речевые погрешности в высказываниях членов других коллективов.

Регулятивные: умение анализировать собственную работу и мотивировать выбор пути решения задач.

V.  Подведение итогов (12 мин.)


Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Осуществляют взаимопроверку и самооценку на основании предоставленных учителями критериев.

Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль. Организует взаимопроверку и коллективную проверку.

Оценить и высказать свою позицию по представленным проектам, дать оценку собственному проекту, аргументируя свою точку зрения.

Овладение навыками устной речи с использованием математической терминологии, продемонстрировав при этом многообразие грамматических форм и лексического богатство русского языка (русский язык + математика).

Регулятивные: контроль выделения и осознания того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; определение качества и уровня усвоения полученного  на данном уроке материала.

Личностные: профессиональное и жизненное самоопределение.

VI.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)


Цели: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось, почему).

Подводит итоги деятельности учащихся по обобщению знаний при совмещении двух предметов (математики и русского языка). Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке.

Даёт комментарий к домашнему заданию.



Учитель: Заспорили два школьных приятеля . Какой предмет важнее? Математика или русский язык? «Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука», - утверждал один из них. «А без языка мы не сможем понимать друг друга. Так что русский язык главнее математики», - отвечал другой.

Ребята, а вы как считаете?(высказывания обучающихся).


Учитель: математика и русский язык как учебные предметы различны. Аргументы обоих спорящих справедливы. Математика и русский язык составляют целостную систему окружающей нас действительности.

Как помогли вам сегодня на уроке знания русского языка и математики при создании и представлении моделей своих журналов (высказывания учащихся).

Какой вывод вы можете сделать на основе этого?

(Без грамматики не выучишь и математики)

 Оценить работу коллектива как в целом, так и индивидуально каждого из его членов, представив это в виде визуального отображения.

Осознание того, какие знания, полученные на уроках русского языка и математики, они использовали при создании проектов.

Личностные: умение производить самооценку на основе критерия успешности деятельности.

Познавательные: установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения потребностей, мотивов и жизненных интересов; осмысление необходимости изученной темы в реальной жизни.

Коммуникативные: умение оценивать результаты своей  и чужой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы, информатики в 7 классе по теме «Деепричастный оборот или нужны ли деепричастия в поэзии?»

Данный урок является уроком закрепления знаний  о деепричастном обороте. Учащиеся на протяжении всего уроказакрепляют умения находить деепричастия, графически обозначать деепричастный оборот, стр...

Технологическая карта интегрированного урока русский язык и математики

Тема: повторение имени числительного и действия с отрицательными и положительными числами.Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычн...

Технологическая карта интегрированного урока: русский язык, история

Технологическая картаинтегрированно урока по теме "Язык до Киева доведет".  Уделяется внимание фразеологическим оборотам и жизни древних греков...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и информатики в 8 классе.

Это урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме " Виды сказуемых" Данный урок разработан с использованием ЭОР, с применением приёмов сингапурской технологии, что делает урок прив...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе«Осень – время стихов»Тема: «Обособленные члены. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Ошибки в пост...

Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"

Технологическая карта  интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"...