Технологическая карта интегрированного урока: русский язык, история
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Технологическая картаинтегрированно урока по теме "Язык до Киева доведет". Уделяется внимание фразеологическим оборотам и жизни древних греков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_i_istorii.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок: русский язык, история
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя | Кряжева Л.Н., Кряжев С.В. | ||||
Класс 6 | Дата 19.12.2019 | № урока по КТП | |||
Тема урока | «ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЁТ». | ||||
Тип урока | Комбинированный | ||||
Форма урока | Интегрированный | ||||
Цели урока | |||||
Личностная | Метапредметные | Предметные | |||
Понимание роли обучения в развитии человека. Способность к взаимооценке учебной деятельности на основе критериев успешности. | Научиться определять цели своего обучения. Строить рассуждения по заданной теме. Аргументированно выражать свое мнение. | Отработать навыки работы с текстом. Поощрять творческую активность и умение выражать авторскую позицию по теме. | |||
Задачи | |||||
Учителя | Ученика | ||||
1.Образовательные: создать условия для формирования навыков работы с текстом, умение выделять главное в тексте. 2. Развивающие: способствовать развитию устной речи учащихся, мыслительной деятельности. 3. Воспитательные: - содействовать воспитанию духовно – нравственной личности. | 1.Образовательные: научиться находить нужную информацию в тексте; объяснять значение фразеологизмов. 2.Развивающие: научиться грамотно, четко и точно выражать свои мысли, делать необходимые выводы; развивать свою речь 3.Воспитательные: содействовать воспитанию толерантности
| ||||
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке | |||||
Личностные: | Познавательные: | Коммуникативные: | Регулятивные: | ||
уметь оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности; оказывать помощь; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих. | ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; преобразовывать информацию из одной формы в другую. | уметь строить монологические высказывания, формулировать свою точку зрения; проявлять активность при решении коммуникативных задач, делать выводы. | уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели; оценивать правильность выполнения действий; уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно, в паре, в группе; оценивать свои достижения на уроке. | ||
Основные понятия | Фразеологизм, миф | ||||
Межпредметные связи | География | ||||
Ресурсы: основные, дополнительные | Тексты, презентация, карточки | ||||
Технология | Проблемное обучение, ИКТ, игровая технология | ||||
Методы | Метод оценивания: взаимооценка, работа с текстом, анализ эпизодов | ||||
Формы организации познавательной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Вводный этап Орг.момент | Учитель русского языка: Добрый день! Мы рады приветствовать вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, и пусть хорошее настроение не покидает вас. Но где-то нет С.В. Придется его позвать. (Зовет другого учителя) Учитель истории: Что Вы кричите во всю Ивановскую? Учитель русского языка: Вы что заблудились в трёх соснах? Урок уже идет. Учитель истории: Школу знаю как свои пять пальцев, но что-то растерялся. | Доброжелательный настрой на урок: внутренняя готовность детей на деловой ритм | |
2.Мотивационный этап | Познавательные УУД: активное слушание учителя. Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. | Учитель русского языка: Пока С.В. собирается с мыслями отгадайте, пожалуйста, загадку: Активизирует деятельность учащихся. - Он может быть острым, злым, ядовитым. Его держат за зубами. Он может довести до Киева. - О чём идет речь? - Какую фразу вам напоминают слова ЯЗЫК, КИЕВ? | Выслушивают вопросы учителя, формулируют ответ: - Речь идёт о языке. Высказывают свои предположения. Язык до Киева доведет |
3 этап Целеполагание | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке. | Учитель русского языка: Тема урока: Язык до Киева доведет Учитель истории: А кто знает, как и когда появилось это выражение?
Учитель русского языка: Фраза Язык до Киева доведет - это пословица, поговорка или фразеологизм? Каково значение этого фразеологизма? Учитель истории: Ребята, есть ли связь между фразеологией русского языка и Древней Грецией? Учитель русского языка: Значит, какова цель нашего урока? | Определяют тему урока Ответы учеников: -Это выражение появилось во времена киевской Руси, когда именно Киев был столицей Руси. Историк Ключевский писал, что везде всякий укажет вам туда дорогу, потому что по всем дорогам идут люди в Киев. – Это и средневековая западная поговорка: Все дороги ведут в Рим". - Фразеологизм. Первоначально фразеологизм "Язык до Киева доведёт" имел иное значение: "до кия доведёт", т.е. до палки, до побоев. Много будешь болтать лишнего – побьют. А потом фонетические изменения, искажения и стал "Киев". Определяют цель урока: Определить, есть ли связь между фразеологией русского языка и Древней Грецией |
4 этап Получение новых знаний | Коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли Познавательные УУД: Извлечение нужной информации. | Учитель истории: Окунёмся в атмосферу Древней Греции и вспомним страницы славной истории, чтобы понять настоящее. Что вы знаете о Древней Греции? Древние греки были удивительно талантливым народом, у которого есть чему поучиться даже сейчас. В те времена Греция состояла из многих мелких государств. Каждый раз, когда приходилось решать какой-нибудь важный государственный вопрос, горожане собирались на площади, обсуждали его, спорили, а потом голосовали. Они были хорошими «спорщиками». По преданию, в то время сложилось утверждение: «В споре рождается истина!» Греки отличались трудолюбием и смелостью. Среди них были отличные строители, мореплаватели, купцы и художники. Они внесли большой вклад в развитие культуры и науки Учитель русского языка: Путешествуя по Древней Греции, мы отправились ещё в одно увлекательное путешествие по стране, которая называется Фразеология – это удивительная страна, в которой много загадочного и интересного. Её жители нисколько не отличаются от нас с вами. Правда, они говорят загадками. Послушайте диалог жителей этой страны. Учитель русского языка: Какие фразеологические обороты встретились в споре ребят? (покажу, где раки зимуют, из кожи вон лезет, живёте, как кошка с собакой, голову намылил, баклуши бить, горячие головы) | Работа в группах – отвечает один из группы
Сценка. Ребята изображают ссору. 1 ученик: - Я тебе покажу, где раки зимуют! 2 ученик : - Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет! К ним подходит дежурный, делает замечание: -Да успокойтесь вы, учитесь в одном классе, а живёте, как кошка с собакой. На месте учителя я бы давно вам уже голову намылил. 1 ученик: -Зачем нам головы мылить, я вчера свою мыл. -2 ученик: - Да он говорит совсем о другом: значит, нас надо отругать. 1 ученик: - Такой умный!? 2 ученик: - Я, в отличие от тебя, на уроках делом занимаюсь, а не баклуши бью… Дежурный: -УСПОКОЙТЕСЬ вы, горячие головы! |
Молодцы! Что же такое фразеологизмы? А как появились фразеологизмы в нашем языке, какая у них история? Учитель истории Особое место среди памятников культуры Древней Греции занимают мифы, много слов, выражений, взяты из мифов. Об этом говорится в книге А.Куна «Легенды и мифы Древней Источником многих фразеологизмов служит как раз история и мифология. Греции У нас гостья из прошлого | Работа в группах: (ведут записи в тетради) Задание 1 Соберите фразеологизмы: Водить, заткнуть, намылить, носить, обвести, попасть // голову, в переплёт, воду решетом, вокруг пальца, за пояс, за нос. Объяснить их смысл. Задание 2 Закончить предложения фразеологизмами-сравнениями:
Девушка Афин: Я жительница города Афин. По воле богов, меня и еще шестерых не знающих брака девушек и семерых юношей отправили к чудовищу на остров Крит. С нами вызвался ехать наш царевич Тесей. Дочь Миноса, Ариадна, дала ему острый меч и клубок ниток. Вот он. С помощью его мы нашли выход из лабиринта и были спасены! - Какое выражение взято из этого мифа? Каково его значение? (Нить Ариадны) Работа с мифом «Ахиллесова пята» | ||
Личностные УУД: умение применять полученные знания | Работа с тестом Взаимопроверка | ||
5 этап Итог | Личностные УУД: способность к взаимооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Учитель литературы и учитель истории направляют работу Какова была цель урока? Справились мы с ней? | Выставляют оценки в парах Есть ли связь между фразеологией русского языка и Древней Грецией. Часть фразеологизмов пришла из Др.Гр. |
6 этап Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению | По русскому языку и по истории: Составить кроссворд | Запись д/з | |
7этап Рефлексия | Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с полнотой и точностью | Учитель истории: - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа: На уроке я узнал … На уроке я научился … Мне было интересно…
| Оценивают свою деятельность на уроке |
8 этап Вывод | Учитель литературы: Мы не били с вами баклуши, А смело засучили рукава, Надеюсь, многое узнали. С наступающим всех. Ура!!! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".
Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы, информатики в 7 классе по теме «Деепричастный оборот или нужны ли деепричастия в поэзии?»
Данный урок является уроком закрепления знаний о деепричастном обороте. Учащиеся на протяжении всего уроказакрепляют умения находить деепричастия, графически обозначать деепричастный оборот, стр...
Технологическая карта интегрированного урока русский язык и математики
Тема: повторение имени числительного и действия с отрицательными и положительными числами.Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычн...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и информатики в 8 классе.
Это урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме " Виды сказуемых" Данный урок разработан с использованием ЭОР, с применением приёмов сингапурской технологии, что делает урок прив...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе«Осень – время стихов»Тема: «Обособленные члены. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Ошибки в пост...
Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».
Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"...