Технологическая карта интегрированного урока: русский язык, история
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Кряжева Любовь Николаевна

Технологическая картаинтегрированно урока по теме "Язык до Киева доведет".  Уделяется внимание фразеологическим оборотам и жизни древних греков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_i_istorii.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок: русский язык, история

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя

 Кряжева Л.Н., Кряжев С.В.

Класс   6

Дата  19.12.2019

№ урока по КТП

Тема урока

«ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЁТ».

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Интегрированный

Цели урока

Личностная

Метапредметные

Предметные

Понимание роли обучения в развитии человека.

Способность к взаимооценке учебной деятельности на основе критериев успешности.

Научиться  определять цели своего обучения.

Строить рассуждения  по заданной теме.

Аргументированно выражать свое мнение.

Отработать навыки работы с текстом.

Поощрять творческую активность и умение выражать авторскую позицию по  теме.

Задачи

Учителя

Ученика

1.Образовательные:                                                                                               создать условия для формирования навыков  работы с текстом, умение выделять главное в тексте.                                                                                                 2. Развивающие:                                                                                             

способствовать развитию  устной  речи учащихся, мыслительной деятельности.

3. Воспитательные:                                                                              - содействовать воспитанию духовно – нравственной личности.

1.Образовательные: научиться находить нужную информацию в тексте; объяснять значение фразеологизмов.

2.Развивающие: научиться грамотно, четко и точно выражать свои мысли, делать  необходимые выводы; развивать свою речь

3.Воспитательные: содействовать воспитанию толерантности

 

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке

Личностные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

уметь оценивать себя  на основе критерия успешности учебной деятельности;

 оказывать помощь;

анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих.

ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.        

уметь строить монологические высказывания, формулировать свою точку  зрения;

проявлять активность при решении коммуникативных задач, делать выводы.

уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели; оценивать правильность выполнения действий; уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно, в паре, в группе;                                         оценивать свои достижения на уроке.

Основные понятия

Фразеологизм, миф

Межпредметные связи

География

Ресурсы: основные, дополнительные

Тексты,   презентация, карточки

Технология

Проблемное обучение, ИКТ, игровая технология

Методы

Метод оценивания: взаимооценка, работа с текстом, анализ эпизодов

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вводный этап

Орг.момент

Учитель русского языка:                                                                          Добрый день!

Мы рады приветствовать вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, и пусть хорошее настроение не покидает вас.

Но где-то нет С.В. Придется его позвать. (Зовет другого учителя)

Учитель истории: Что Вы кричите во всю Ивановскую?

Учитель русского языка:                                                                          Вы что заблудились в трёх соснах? Урок уже идет.

Учитель истории: Школу знаю как свои пять пальцев, но что-то растерялся.

Доброжелательный настрой на урок:

внутренняя готовность детей на деловой ритм

2.Мотивационный этап

Познавательные УУД:

активное слушание учителя.

Регулятивные УУД:

развитие мотивов учебной деятельности.

Учитель русского языка:                                                                          Пока С.В. собирается с мыслями

отгадайте, пожалуйста, загадку:

Активизирует деятельность учащихся.

- Он может быть острым, злым, ядовитым. Его держат за зубами. Он может довести до Киева.

- О чём идет речь?

- Какую фразу вам напоминают слова ЯЗЫК, КИЕВ?

Выслушивают вопросы учителя, формулируют ответ:

- Речь идёт о языке.

Высказывают свои предположения.

Язык до Киева доведет

3 этап

Целеполагание

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке.

Учитель русского языка:                                                                          Тема урока: Язык до Киева доведет

Учитель истории: А кто знает, как и  когда появилось это выражение?

                                                                                 

Учитель русского языка:  Фраза    Язык до Киева доведет     - это пословица, поговорка или фразеологизм?

Каково значение этого фразеологизма?    

           Учитель истории: Ребята, есть ли связь между фразеологией русского языка и Древней Грецией?

Учитель русского языка:  Значит, какова цель нашего урока?

Определяют тему урока

Ответы учеников:                                                               -Это выражение появилось во времена киевской Руси, когда именно Киев был столицей Руси. Историк Ключевский писал, что везде всякий укажет вам туда дорогу, потому что по всем дорогам идут люди в Киев.                                                                                            – Это и средневековая западная поговорка: Все дороги ведут в Рим".

- Фразеологизм. Первоначально фразеологизм "Язык до Киева доведёт" имел иное значение: "до кия доведёт", т.е. до палки, до побоев. Много будешь болтать лишнего – побьют. А потом фонетические изменения, искажения и стал "Киев".

Определяют цель урока: Определить, есть ли связь между фразеологией русского языка и Древней Грецией

4 этап

Получение  новых знаний

Коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли

Познавательные УУД:         Извлечение нужной информации.

Учитель истории:

Окунёмся в атмосферу Древней Греции и вспомним страницы славной истории, чтобы понять настоящее.

Что вы знаете о Древней Греции?

Древние греки были удивительно талантливым народом, у которого есть чему поучиться даже сейчас. В те времена Греция состояла из многих мелких государств. Каждый раз, когда приходилось решать какой-нибудь важный государственный вопрос, горожане собирались на площади, обсуждали его, спорили, а потом голосовали. Они были хорошими «спорщиками». По преданию, в то время сложилось утверждение: «В споре рождается истина!» Греки отличались трудолюбием и смелостью. Среди них были отличные строители, мореплаватели, купцы и художники. Они внесли большой вклад в развитие культуры и науки

Учитель русского языка: 

Путешествуя по Древней Греции, мы отправились  ещё в одно увлекательное путешествие по стране, которая называется Фразеология – это удивительная страна, в которой много загадочного и интересного. Её жители нисколько не отличаются от нас с вами. Правда, они говорят загадками. Послушайте диалог жителей этой страны.

Учитель русского языка: 

Какие фразеологические обороты встретились в споре ребят?

(покажу, где раки зимуют, из кожи вон лезет, живёте, как кошка с собакой, голову намылил, баклуши бить,  горячие головы)

Работа в группах – отвечает один из группы

  1. Месторасположение Древней Греции
  2. Занятия древних греков
  3. Боги Древней Греции

Сценка. Ребята изображают ссору.

1 ученик:

- Я тебе покажу, где раки зимуют!

2 ученик :                                                                       - Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет!

К ним подходит дежурный, делает замечание:

-Да успокойтесь вы, учитесь в одном классе, а живёте, как кошка с собакой. На месте учителя я бы давно вам уже голову намылил.

1 ученик:

-Зачем нам головы мылить, я вчера свою мыл.

-2 ученик:

- Да он говорит совсем о другом: значит, нас надо отругать.

1 ученик:

- Такой умный!?

2 ученик:

- Я, в отличие от тебя, на уроках делом занимаюсь, а не баклуши бью…

Дежурный:

-УСПОКОЙТЕСЬ вы, горячие головы!

Молодцы! Что же такое фразеологизмы?

А как появились фразеологизмы в нашем языке, какая у них история?

Учитель истории

Особое место среди памятников культуры Древней Греции занимают мифы, много слов, выражений, взяты из мифов. Об этом говорится в  книге А.Куна «Легенды и мифы Древней Источником многих фразеологизмов служит как раз история и мифология. Греции

У нас гостья из прошлого

Работа в группах: (ведут записи в тетради)                                                       Задание 1 

Соберите фразеологизмы: Водить,  заткнуть, намылить, носить, обвести, попасть // голову, в переплёт, воду решетом, вокруг пальца, за пояс, за нос. Объяснить их смысл.

Задание 2 

Закончить предложения фразеологизмами-сравнениями:

  1. Новые дома растут в посёлке как (грибы после дождя)
  2. Город он знает как (свои 5 пальцев)
  3. Похожи они с братом как (две капли воды)

Девушка Афин: Я жительница города Афин. По воле богов, меня и еще шестерых не знающих брака девушек и семерых юношей отправили к чудовищу на остров Крит. С нами вызвался ехать наш царевич Тесей. Дочь Миноса, Ариадна, дала ему острый меч и клубок ниток. Вот он. С помощью его мы нашли выход из лабиринта и были спасены!

- Какое выражение взято из этого мифа? Каково его значение? (Нить Ариадны)

Работа с мифом «Ахиллесова пята»

Личностные УУД: умение применять полученные знания

Работа с тестом

Взаимопроверка

5 этап

Итог

Личностные УУД: способность к взаимооценке  на основе критерия успешности учебной деятельности.

Учитель литературы и

учитель истории направляют работу

Какова была цель урока?

Справились мы с ней?

Выставляют оценки в парах

Есть ли связь между фразеологией русского языка и Древней Грецией. Часть фразеологизмов пришла из Др.Гр.

6 этап                        Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению

По русскому языку  и по  истории:  

Составить кроссворд

Запись д/з

7этап

Рефлексия

Коммуникативные УУД:                  выражение своих мыслей с полнотой и точностью

Учитель истории:                                                          - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа:

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Мне было интересно…

        

Оценивают свою деятельность на уроке

8 этап

Вывод

Учитель литературы:                                                            Мы не били с вами баклуши,                                                      А смело засучили рукава,

Надеюсь, многое узнали.

С наступающим всех. Ура!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы, информатики в 7 классе по теме «Деепричастный оборот или нужны ли деепричастия в поэзии?»

Данный урок является уроком закрепления знаний  о деепричастном обороте. Учащиеся на протяжении всего уроказакрепляют умения находить деепричастия, графически обозначать деепричастный оборот, стр...

Технологическая карта интегрированного урока русский язык и математики

Тема: повторение имени числительного и действия с отрицательными и положительными числами.Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычн...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и информатики в 8 классе.

Это урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме " Виды сказуемых" Данный урок разработан с использованием ЭОР, с применением приёмов сингапурской технологии, что делает урок прив...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе«Осень – время стихов»Тема: «Обособленные члены. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Ошибки в пост...

Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"

Технологическая карта  интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"...