Конспект урока по теме "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок новых знаний по теме "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastnyy_oborot._znaki_prepinaniya_pri_prichastnom_oborote.docx | 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку
учителя муниципального бюджетного образовательного учреждения
Ильинской средней общеобразовательной школы
Кузнецовой Александры Владимировна
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема урока: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»
Тип урока: урок получения новых знаний
Цели урока: - дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; - формировать умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, определять границы причастного оборота в предложении; - развивать навыки самостоятельной и групповой работы, умение грамотно аргументировать свою позицию; - воспитывать интерес к слову.
Оборудование: учебник: УМК по русскому языку «Русский язык. 7 класс» под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др.; интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | |
1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся. Цель этапа для учителя: мотивация учащихся на активную и плодотворную работу. Задачи: -создание доброжелательного психологического настроя на уроке; -стимуляция деятельности и организация внимания обучающихся. Цель этапа для учащихся: готовность и быстрое включение в деловой ритм. Задачи: позитивный и эмоциональный настрой на урок. Метод: объяснительно-иллюстративный. Предполагаемый итог этапа: готовность класса к уроку. | Включение детей в деятельность. - Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке! Желаю всем успехов и хорошего настроения! | Начало работы, самоопределение. | 2 мин |
2. Актуализация знаний Цель этапа для учителя: организовать познавательную деятельность учащихся, поготовить к усвоению нового материала. Задачи: -проверка усвоения материала учашимися при помощи тестового задания; - организация самоконтроля для установления правильности выполнения задания. Цель этапа для учащихся: показать уровень знаний по изученному материалу. Задачи: - выбрать правильный ответ на поставленный вопрос, - уметь проверять по ключу свою работу. Метод: тестирование. Предполагаемый итог этапа: -установление уровня знаний по изученному материалу; -формирование умения осуществлять самоконтроль. 3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание. Цель этапа для учителя: определить тему, цели и задачи изучения нового материала. Задачи: -подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы, цели урока; -привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы. Цель этапа для учащихся: сформулировать при помощи учителя тему и цель урока. Задачи: -проявление активности в постановке целей и задач урока; - осознанное понимание целей и задач урока. Метод: проблемно-поисковый. Предполагаемый итог этапа: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. 4.Усвоения новых знаний. Цель этапа для учителя: помочь учащимся в восприятии, осознании, первичном обобщении и систематизации новых знаний о причастном обороте и знаках препинания при нём. Задачи: -обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала, организация деятельности учащихся в процессе изучения и закрепления нового материала. Цель этапа для учащихся: получить представление о причастном обороте и условиях его обособления. Задачи: умение находить причастный оборот в предложении, выделять его на письме запятыми. Методы: проблемно-поисковый, репродуктивный. Предполагаемый итог этапа: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе полученных знаний по теме «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте». | Запишите, пожалуйста, число в своих рабочих тетрадях. Но прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, я предлагаю вам вспомнить изученное. Какую тему мы проходили на прошлом уроке? Повторение будет проходить в форме игры в крестики-нолики. Напоминаю условия: если вы согласны с утверждением, то рядом с цифрой нужной клеточки вы ставите 0, а если не согласны – Х. 1.Причастие-это знаменательная часть речи. 2. Причастие обозначает действие предмета. 3.Ярким морфемным признаком причастия являются суффиксы. 4.В предложении причастия выполняют функцию обстоятельства. 5.Качающийся мост. В данном словосочетании есть страдательное причастие. 6.Выполненная работа. В данном словосочетании есть страдательное причастие. 7. Правописание суффиксов причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола. 8. Цветок хорош. В данном предложении есть краткое причастие. 9 . Комната вымыта. В данном предложении есть краткое причастие. Время на работу закончилось, пожалуйста, отложите ручки. Как вы думаете, правильно вы выполнили тест? (Ответы нескольких учащихся.) А теперь я попрошу вас выполнить взаимопроверку. Поставьте галочку напротив правильного ответа и минус напротив неправильного. Сколько ошибок допустили? Анализ неверных вариантов ответов. 1.На слайде даны словосочетания: Поющие птицы, поющие в клетке, рисующая ученица, рисующая на доске, говорящий попугай, говорящий предложениями, признанный поэт, признанный народом. Задание: распределите словосочетания на 2 группы по схемам: «прич. + главное слово - сущ.» и «главное слово - прич. + сущ.»; запишите их в 2 столбика. -А теперь, ребята, давайте подумаем, в какой группе находятся словосочетания, над которыми мы ещё не работали? -Что между этими словосочетаниями общее? - Как мы будем называть причастие с зависимыми словами? - А как вы думаете, есть ли особенности в оформлении причастного оборота на письме? -Сформулируйте тему. Запишите её в тетрадь. - А каковы цели и задачи, исходя из темы урока?
1. - А теперь обратите внимание на предложения и схемы, вынесенные на интерактивную доску. Попробуйте самостоятельно вывести правило постановки знаков препинания при причастном обороте. Вечер, наступивший незаметно, погрузил деревню в сумрак. [Х, | ПО |, …]. Увиденный нами на празднике фокусник до сих пор будоражил воображение. [| ПО | Х …]. Объяснение учителя о графическом выделении причастных оборотов на письме. Теперь давайте познакомимся с теоретическим материалом (параграф в учебнике) и выявим сведения, необходимые для заучивания. -Итак, с новым материала мы познакомились. Что-то непонятно? Какие вопросы есть ко мне? 2.Запишите предложения. Найдите причастные обороты. Выделите их графически. Постройте схему. (1 ученик работает у доски). Предложения: 1.Лес, одевшийся в разноцветные наряды, радовал взор. 2.Одевшийся в разноцветные наряды лес радовал взор. ! Хочу вам сказать, ребята, что есть одно условие постановки запятой при причастном обороте, стоящем перед определяемым словом. Но об этом мы поговорим на следующем уроке. А сейчас разминка «Хлопаем в ладоши». 3. Работа по вариантам. Задание: выпишите 1 вариант номера предложений с причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом, 2 вариант – номера предложений с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. Можно посоветоваться с соседом по парте.
4.А сейчас послушайте сказку. В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно: Которому, Которая, Которых. Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который..., каждая мама— которая..., каждый папа — которое... Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого. И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей: - Я король, который любит. - Любящий, - поправляла она. - Я тот, который восхищается вами. - Восхищающийся, - вторила она. - Годы, которые мне остались… - Оставшиеся… - Я хочу посвятить вам. - Хорошо, - ответила принцесса, но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил или веривший, тот, который знает или знающий… Представьте, как обрадовались подданные короля! 5. - Ребята, после вмешательства принцессы Причастие язык стал ярче и выразительнее. Давайте убедимся в этом на примерах. Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты. Тучи, которые тают вдали. Лодка, которая плывет по реке. Книга, которую прочитал школьник. Земля, которую освещает солнце. Дома, которые стоят по краю дороги. Небо, которое грозно потемнело. - Не забыли поставить запятые при причастном обороте? 6. А теперь работа в группах. Вставьте в этот текст причастные обороты так, чтобы получилась картина лунной ночи. Чей текст будет наиболее эмоциональным и выразительным, те и победили! Летняя ночь, …, окутала усталую землю темнотой и …покоем. Мы сидели на …крыльце дачного домика и искали …первую звезду. Запах белой сирени, …, опьянял, а диск полной луны рождал …мечты. | Слушают и выполняют работу (тест) Самостоятельно выполняют проверку по ключу: 1.Да. 2.Нет. 3.Да 4. Нет. 5.Нет. 6.Да. 7.Да. 8.Нет.9.Да. Распределяют словосочетания и осуществляют проверку. 2 ученика работают у доски. Правильный ответ: 1 группа: поющие птицы, рисующая ученица, говорящий попугай, признанный поэт 2 группа: поющие в клетке, рисующая на доске, говорящий предложениями, признанный народом. Думают, рассуждают, высказывают предположения, что это вторая группа словосочетаний. У причастий есть зависимые слова. Причастный оборот. Да. Формулируют и записывают: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте» Отвечают: научиться находить в предложениях причастные обороты, знать правила постановки знаков препинания при них. Учащиеся пытаются самостоятельно вывести правило: если причастный оборот находится после определяемого слова, то на письме выделяется запятыми, а если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятыми не выделяется. Знакомятся с теоретическим материалом, данным в учебнике, отмечают материал для заучивания.
Записывают предложения, ищут в них причастные обороты, выделяют графически, составляют схемы. Дети хлопают, когда слышат причастие.
Выписывают номера предложений. 1вариант: 1,3,5,7,9 2 вариант: 2, 4,6,8,10
Слушают сказку.
Летняя ночь, наступившая почти мгновенно, окутала усталую землю темнотой и безмятежно дышащим покоем. Мы сидели на покосившемся от старости крыльце дачного домика и искали уже засветившуюся первую звезду. Запах белой сирени, недавно распустившейся под нашим окном, опьянял, а диск полной луны рождал объединявшие нас мечты. Эпитет - это красочное определение предмета. Слушают стихотворение. | 5 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 2 мин 5 мин 7 мин |
5.Подведение итогов. Рефлексия. Выставление отметок. Домашнее задание. Цель этапа для учителя: дать анализ и оценку успешности достижения целей и задач урока, определить перспективу дальнейшей работы, сообщить о домашнем задании. Задачи: -соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом; - оценка работы класса и отдельных учащихся; - формирование у учащихся навыков самоанализа; - проведение инструктажа по выполнению домашнего задания. Цель этапа для учащихся: учиться сопоставлять оценку своей деятельности на уроке с оценкой учителя. Задачи: - осмысление своей деятельности на уроке; -понимание содержания и способов выполнения домашнего задания. Методы: репродуктивный. Предполагаемый итог этапа: обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников. | - Итак, какие знания вы уносите с урока? - Остались ли у вас вопросы по данной теме? - Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему? - Что было трудным? Выставление отметок. Домашнее задание, ребята, разное по уровню сложности. На отметку «5»: составить 6 предложений с разной позицией причастного оборота по отношению к главному слову. На отметку «4»: упражнение 188. Индивидуальное задание: составить текст небольшой проверочной работы по данной теме. | Отвечают на вопросы. | 3 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....
Проект урока русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Проект урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Презентация к уроку в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...
«Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.»
ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного обор...
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
Методическая разработка к уроку в 6 классе по теме " Причастный оборот. Знаки препинанаия при причастном обороте"....
Технологическая карта урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Уро на тему причастный оборот....
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".Тип урока-модульный урок открытия новых знаний....