Конспект урока по теме "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Кузнецова Александра Владимировна

Урок новых знаний по теме "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку

учителя муниципального бюджетного образовательного учреждения

Ильинской средней общеобразовательной школы

Кузнецовой Александры Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»

Тип урока: урок получения новых знаний

Цели урока:                                                                                                                                                                                                    - дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову;                                                                                           - формировать умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, определять границы причастного оборота в предложении;                                                                                                                                                                                                   - развивать навыки самостоятельной и групповой работы, умение грамотно аргументировать свою позицию;                                                          - воспитывать интерес к слову.

Оборудование: учебник: УМК по русскому языку «Русский язык. 7 класс» под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др.; интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся.

Цель этапа для учителя:

мотивация учащихся на активную и плодотворную работу.

Задачи:

-создание доброжелательного психологического настроя на уроке;

-стимуляция деятельности и организация внимания обучающихся.

Цель этапа для учащихся:

готовность и быстрое включение в деловой ритм.

Задачи:

позитивный и эмоциональный настрой на урок.

Метод:

объяснительно-иллюстративный.

Предполагаемый итог этапа:

готовность класса к уроку.

Включение детей в деятельность.

 - Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке! Желаю всем успехов и хорошего настроения!

Начало работы, самоопределение.

2  мин

2. Актуализация знаний

Цель этапа для учителя: 

организовать познавательную деятельность учащихся, поготовить к усвоению нового материала.

Задачи:

-проверка усвоения материала  учашимися при помощи тестового задания;

- организация самоконтроля для установления правильности выполнения задания.

Цель этапа для учащихся:

показать уровень знаний по изученному материалу.

Задачи:

- выбрать правильный ответ на поставленный вопрос,

- уметь проверять по ключу свою работу.

Метод:

тестирование.

Предполагаемый итог этапа:

-установление уровня знаний  по изученному материалу;

-формирование умения осуществлять самоконтроль.

3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.

Цель этапа для учителя: 

определить тему, цели и задачи изучения нового материала.

Задачи:

-подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы, цели урока;

-привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы.

Цель этапа для учащихся:

сформулировать при помощи учителя тему и  цель урока.

Задачи:

-проявление активности в постановке целей и задач урока;

- осознанное понимание целей и задач урока.

Метод:

проблемно-поисковый.

Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к  активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4.Усвоения новых знаний.

Цель этапа для учителя: 

помочь учащимся в восприятии, осознании, первичном обобщении и систематизации новых знаний о причастном обороте и знаках препинания при нём.

Задачи:

-обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала, организация деятельности учащихся в процессе изучения и закрепления нового материала.

Цель этапа для учащихся:

получить представление о причастном обороте и условиях его обособления.

Задачи:

умение находить причастный оборот в предложении, выделять его на письме запятыми.

Методы:

проблемно-поисковый, репродуктивный.

Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к  активной учебно-познавательной деятельности на основе полученных знаний по теме «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте».

Запишите, пожалуйста,  число  в своих рабочих тетрадях. Но прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, я предлагаю вам вспомнить изученное. Какую тему мы проходили на прошлом уроке? Повторение будет проходить в форме игры в крестики-нолики. Напоминаю условия: если вы согласны с утверждением, то рядом с цифрой нужной клеточки вы ставите 0, а если не согласны – Х.  

1.Причастие-это знаменательная часть речи.

2. Причастие обозначает действие  предмета.

3.Ярким морфемным признаком причастия являются суффиксы.

4.В предложении причастия выполняют функцию обстоятельства.

5.Качающийся мост. В данном словосочетании есть страдательное причастие.

6.Выполненная работа. В данном словосочетании есть страдательное причастие.

7. Правописание суффиксов причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола.

8. Цветок хорош. В данном предложении есть краткое причастие.

9 . Комната вымыта. В данном предложении есть краткое причастие.

Время на работу закончилось, пожалуйста, отложите ручки. Как вы думаете, правильно вы выполнили тест? (Ответы нескольких учащихся.)

А теперь я попрошу вас выполнить взаимопроверку. Поставьте галочку напротив правильного ответа и минус напротив неправильного. Сколько ошибок допустили? Анализ неверных вариантов ответов.

1.На слайде даны словосочетания:                          

Поющие птицы, поющие в клетке, рисующая ученица, рисующая на доске, говорящий попугай, говорящий предложениями, признанный поэт, признанный народом.

Задание: распределите словосочетания на 2 группы по схемам:    «прич. + главное слово - сущ.» и «главное слово - прич. + сущ.»; запишите их в 2 столбика.

-А теперь, ребята, давайте подумаем, в какой группе находятся словосочетания, над которыми мы ещё не работали?

-Что между этими словосочетаниями общее?

- Как мы будем называть причастие с зависимыми словами?

- А как вы думаете, есть ли особенности в оформлении причастного оборота на письме?

-Сформулируйте  тему. Запишите её в тетрадь.

                                                                                                                  - А каковы цели и задачи, исходя из темы урока?            

                                                                                                             

                                                                                                              1. - А теперь обратите внимание на предложения и схемы, вынесенные на интерактивную доску. Попробуйте самостоятельно вывести правило постановки знаков препинания при причастном обороте.

Вечер, наступивший незаметно, погрузил деревню в сумрак.

[Х, | ПО |, …].

Увиденный нами на празднике фокусник до сих пор будоражил воображение.

[| ПО | Х …].

Объяснение учителя о графическом выделении причастных оборотов на письме.

Теперь давайте познакомимся с теоретическим материалом (параграф в учебнике) и выявим сведения, необходимые для заучивания.  

-Итак, с новым материала мы познакомились. Что-то непонятно? Какие вопросы есть ко мне?

  2.Запишите предложения. Найдите причастные обороты. Выделите их графически. Постройте схему. (1 ученик работает у доски).                                                       Предложения:

1.Лес, одевшийся в разноцветные наряды, радовал взор.

2.Одевшийся в разноцветные наряды лес радовал взор.

! Хочу вам сказать, ребята, что есть одно условие постановки запятой при причастном обороте, стоящем перед определяемым словом. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

А сейчас разминка «Хлопаем в ладоши».

3.  Работа по вариантам. Задание: выпишите  1 вариант номера предложений с причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом, 2 вариант – номера предложений с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. Можно посоветоваться  с соседом по парте.

  1. Приклеенная наскоро листовка оторвалась из-за ветра.

  1. Мальчик, высмеянный одноклассниками, возвращался домой один.

  1. Я стала записывать в дневник события близившегося к концу дня.

  1. Солнце, нежно пригревающее нас, сверкало лучами.

  1. За проверенное учителем упражнения получил тройку.

  1. Картина, висевшая на стене, неожиданно упала.

  1. Напуганный шагами туристов, стараясь быстрее скрыться из виду, лис кинулся в чащу.

  1. Ученики, прибывшие на олимпиаду из соседней школы, заняли свои места.

  1. Я хожу в расположенную рядом с нашим домом школу.

  1. Шум тихо трепещущей листвы наполнял все пространство.

4.А сейчас послушайте сказку.

В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно: Которому, Которая, Которых.  Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который..., каждая мама— которая..., каждый папа — которое...                                                                Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.                                                               И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей:                                                                                                         - Я король, который любит.                                                                    - Любящий, - поправляла она.                                                           - Я тот, который восхищается вами.                                                - Восхищающийся, - вторила она.                                                      - Годы, которые мне остались…                                                               - Оставшиеся…                                                                                    - Я хочу посвятить вам.                                                                   - Хорошо, - ответила принцесса, но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил  или веривший, тот, который знает или знающий…                  Представьте, как обрадовались подданные короля!

5.     - Ребята, после вмешательства принцессы Причастие язык стал ярче и выразительнее. Давайте убедимся в этом на примерах. Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты.

     Тучи, которые тают вдали.

Лодка, которая плывет по реке.

Книга, которую прочитал школьник.

Земля, которую освещает солнце.

Дома, которые стоят по краю дороги.

Небо, которое грозно потемнело.

- Не забыли поставить запятые при причастном обороте?

6. А теперь работа в группах. Вставьте в этот текст причастные обороты так, чтобы получилась картина лунной ночи. Чей текст будет  наиболее эмоциональным и выразительным, те и победили!

Летняя ночь, , окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали …первую звезду. Запах белой сирени, …, опьянял, а диск полной луны рождал мечты.

                                         
 Посмотрите, каким ярким и выразительным становится текст  при употреблении причастий и причастных оборотов. Они очень часто выступают в роли эпитетов. – А что такое эпитет?                                                                                  И сейчас мы послушаем стихотворение, посвященное причастному обороту (опережающее задание).

Слушают и выполняют работу (тест)

Самостоятельно выполняют проверку по ключу: 1.Да. 2.Нет. 3.Да 4. Нет. 5.Нет. 6.Да. 7.Да. 8.Нет.9.Да.  

Распределяют словосочетания и осуществляют проверку. 2 ученика  работают у доски.

Правильный ответ:

1 группа: поющие птицы, рисующая ученица, говорящий попугай, признанный поэт

2 группа: поющие в клетке, рисующая на доске, говорящий предложениями, признанный народом.

Думают, рассуждают, высказывают предположения, что это вторая группа словосочетаний.

У  причастий есть зависимые слова.

Причастный оборот.

Да.

Формулируют и  записывают: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»

                                                              Отвечают: научиться находить в предложениях причастные обороты, знать правила постановки знаков препинания при них.

Учащиеся пытаются самостоятельно вывести правило: если причастный оборот находится после определяемого слова, то на письме выделяется запятыми, а если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятыми не выделяется.

Знакомятся с теоретическим материалом, данным в учебнике, отмечают материал для заучивания.

                                                                                             

Записывают предложения, ищут в них причастные обороты, выделяют графически, составляют схемы.

Дети хлопают, когда слышат причастие.

                                                                 

                                                                     

Выписывают номера предложений.    

1вариант: 1,3,5,7,9

2 вариант: 2, 4,6,8,10    

 

                                                     Слушают сказку.

                                                                     

Летняя ночь, наступившая почти мгновенно, окутала усталую землю темнотой и безмятежно дышащим покоем. Мы сидели на покосившемся от старости крыльце дачного домика и искали уже засветившуюся первую звезду. Запах белой сирени, недавно распустившейся под нашим окном, опьянял, а диск полной луны рождал объединявшие нас мечты.

Эпитет - это красочное определение предмета.

Слушают стихотворение.

5 мин

4 мин

4 мин

4 мин

4 мин

2 мин

5 мин

7 мин

5.Подведение итогов. Рефлексия. Выставление отметок. Домашнее задание.  Цель этапа для учителя: 

дать анализ и  оценку успешности достижения  целей и задач  урока, определить перспективу дальнейшей работы, сообщить о домашнем задании.

Задачи:

-соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом;

- оценка работы класса и отдельных учащихся;

- формирование у учащихся навыков самоанализа;

- проведение инструктажа по выполнению домашнего задания.

Цель этапа для учащихся:

учиться сопоставлять оценку своей деятельности на уроке с оценкой учителя.

Задачи:

 - осмысление своей деятельности на уроке;

-понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.

Методы:

репродуктивный.

Предполагаемый итог этапа:

обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников.

- Итак, какие знания вы уносите с урока?

- Остались ли у вас вопросы по данной теме?

- Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?

- Что было трудным?

Выставление отметок.

Домашнее задание, ребята, разное по уровню сложности.

На отметку «5»: составить 6 предложений с разной позицией причастного оборота по отношению к главному слову.

На отметку «4»: упражнение 188.

Индивидуальное задание: составить текст небольшой проверочной работы по данной теме.

Отвечают на вопросы.

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

Проект урока русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Проект урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Презентация к уроку в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...

«Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.»

ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного обор...

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Методическая разработка к уроку в 6 классе по теме " Причастный оборот. Знаки препинанаия при причастном обороте"....

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания  при причастном обороте".Тип урока-модульный урок открытия новых знаний....