Технологическая карта урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Уро на тему причастный оборот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе

Учитель: Горелова Валерия Владиславовна, учитель русского языка и литературы

ОУ: МОУ «СОШ №44 имени Героя России Н.В. Исаева»

Тема урока: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Класс: 7

УМК: Русский язык. 7 класс. В 2-х частях - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др.

Используемая методическая литература: Русский язык. 7 класс. В 2-х частях - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др., https://nsportal.ru/user/1098390/page/uchebno-metodicheskiy-kompleks-t-a-ladyzhenskaya [электронный источник], https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/prichastie-i-prichastnyy-oborot [электронный источник], https://multiurok.ru/files/uprazhnieniia-po-tiemie-prichastiie-7klass.html[электронный источник].

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, наглядный материал, карточки с заданиями.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цели урока:  Содержательная цель: создание условий для формирования общего представления о причастном обороте и расстановке знаков препинания при нем

Деятелъностная цель: формирование УУД (самостоятельной работы с учебником, наглядным материалом выявлять главное – существенное, классифицировать, систематизировать, анализировать)

Задачи урока:

     Обучающие:

- ознакомить с признаками причастного оборота;

- сформировать умение видеть причастный оборот в предложении;

- ознакомить с правилом расстановки знаков препинания при причастном обороте

     Развивающие:

- продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;

- продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.

     Воспитательные:

       - формировать эстетический вкус к слову;

- содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать понятие «причастный оборот» ; уметь определять границы причастного оборота в предложении.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.

Личностные: понимание определяющей роли  языка родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения знаний.

Межпредметная связь: литература

Этапы урока

Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока

Цель этапа

Деятельность учителя: содержание работы

Деятельность обучающихся:

Какие УУД формируются на каждом этапе

Мотивация к учебной деятельности

Создать мотивацию к включению в учебную деятельность на уроке посредством побуждения интереса детей к теме урока

Вступительное слово учителя, приветствие. (слайд 1)

Учащиеся приветствуют учителя.

Познавательные: осознают учебно-воспитательную задачу.

Коммуникативные: настраиваются на совместную работу с учителем

Актуализация знаний

 Актуализация  учебного содержания, необходимого для изучения нового материала

Игра Да/Нет (слайд2)

Учитель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Да/Нет». Я буду читать утверждения про причастие, если оно верно, вы пишите в тетради «Да», если неверно «Нет».

1.Правда  ли, что причастие отвечает на вопросы: какой, какая, какие? (да)

2.Верно ли, что причастие образовано от существительного? (Нет)

3. Правда ли, что причастие зависит от существительного? (Да)

4.Верно ли, что в предложении причастие может быть сказуемым? (Да)

5. Причастие – это часть речи, которая обозначает постоянный признак предмета? (Нет)

6. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида? (да)

7. Верно ли, что причастия во множественном числе изменяются по родам и падежам? (Нет)

2.(слайд3) Выполнение задания на повторение темы «Причастие».

Орфографическая дуэль.

Учитель: Теперь давайте устроим с Вами орфографическую дуэль. Два человека выходят к доске. Один заполняет колонку прилагательное + существительное, второй причастие + существительное. Одна ошибка – «ранен», две – «убит». На место «убитого» выходит следующий « дуэлянт».

Нежный взгляд, серая мыш(?), разрезанный пирог, вымытые полы, чистый пол, танцующие дети, пр..смешная история, пропавший щеноч..к, ар..стованный пр..ступник, кожа..ая куртка, сломанный стул, зашитая дырка, городской парк, звери..ые следы, поющие птицы, (ярко)красные розы.

(прилагательное + существительное: Нежный взгляд, серая мышь, чистый пол, танцующие дети, кожаная куртка, городской парк, звериные следы, ярко-красные розы.

Причастие + существительное: Разрезанный пирог, вымытые полы, пресмешная история, пропавший щеночек, арестованный преступник, сломанный стул, зашитая дырка, поющие птицы.)

1.Записывают в тетрадях  Да/Нет.

Несколько человек зачитывают свои ответы.

2. Два человека выходят к доске. Один заполняет колонку прил+сущ, второй прич+сущ. Одна ошибка – «ранен», две – «убит». На место «убитого» выходит следующий « дуэлянт».

Личностные: имеют мотивацию к познавательной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: понимают учебную задачу.

Коммуникативные: проверяют самостоятельно выполнение работы, взаимодействуют друг с другом

Создание проблемной ситуации

Осуществить выход на учебную задачу

1. (слайд 4)Учитель: 3 января 2022 года был Юбилей у известного писателя - Джона Толкина. Давайте познакомимся с интересными фактами из жизни писателя, и на их примерах разберём нашу тему урока.

Выводит на слайд предложение: «У Джона Толкина есть всего два произведения ставших полноценными историями «Властелин Колец» и «Хоббит»».

Просит разбить предложения на словосочетания – найти слово, от которого зависит причастие, найти слово, которое зависит от причастия. Учитель: Есть ли в этом предложении причастие? Ребята, давайте попробуем с Вами найти слово, от которого причастие зависит. А теперь посмотрите и скажите, если зависимые слова у причастия

2. Учитель: Итак, если в предложении есть причастия с зависимыми словами, то мы называем это ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.

 (Слайд 5)

3. Подводит к формулировке темы урока

4.  Дает определение причастного оборота. Учитель: Причастный оборот— это причастие с зависимыми от него словами. В предложении причастный оборот является определением. Слово, от которого зависит причастие, называется определяемым.

Запишите, что же такое причастный оборот.

1. Находят причастие (ставших)

Находят главное слово (произведения), от которого зависит причастие, ставят вопрос (какие?).

Находят слова, зависящие от причастия (полноценными историями), ставят к нему вопрос.

2. Записывают тему урока

3. Записывают определение.

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: отвечают на вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

«Открытие» новых знаний

Получение нового знания в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя

1. (Слайд 6) Ставит цели и задачи урока:
Цель:  создание условий для формирования общего представления о причастном обороте и расстановке знаков препинания при нем

Задачи: - ознакомить с признаками причастного оборота;
- сформировать умение видеть причастный оборот в предложении;
- ознакомить с правилом расстановки знаков препинания при причастном обороте

2. Просит детей закрепить работу упражнением 88. Вызывает учащихся к доске

3. (Слайд7)Дает правило расстановки знаков препинания при причастном обороте:
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он ВЫДЕЛЯЕТСЯ запятой или двумя запятыми, в случае, когда стоит в середине предложения. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятыми чаще всего не выделяется. 

4. (Слайд 8)
Закрепляет знание предложением Учитель: Вернемся к нашему предложению. Давайте попробуем расставить знаки препинания в нем.

 «У Джона Толкина есть всего два произведения, ставших полноценными историями, «Властелин Колец» и «Хоббит»».

Учитель: Можно ли в предложении изменить место причастного оборота? Что зависит от места причастного оборота по отношению к определяемому слову? Причастный оборот находится перед определяемым словом или после? Стоит в середине предложения или в конце?

1. Выполняют задание в тетрадях и у доски.

2. Читают правило расстановки знаков препинания при причастном обороте.

3.Пробуют самостоятельно, опираясь на правило, расставить знаки препинания в предложении.

Отвечают на вопросы: Можно ли в предложении изменить место причастного оборота? (да).Что зависит от места причастного оборота по отношению к определяемому слову?(расстановка знаков препинания). Причастный оборот находится перед определяемым словом или после? (после). Стоит в середине предложения или в конце? (в середине).

Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации; 
структурирование знаний

осознанное и произвольное; построение речевого высказывания

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

уметь работать в группе;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам;

Регулятивные:

познавательная инициатива

Разгрузочная деятельность

(Слайд 9)Чтение сказки о причастном обороте.

Учитель: Давайте Вы немного отдохнете и послушаете сказку о причастном обороте. Слушайте меня внимательно. На слове «крепость» Вы должны встать со своих мест. При слове причастный оборот – сесть.

Жило-было в далеком царстве Русский язык маленькое Причастие. У него было два хозяина, которые его постоянно обижали, звали их Существительное и Местоимение. Однажды решили заступиться за бедное Причастие зависимые слова и запятые. Чтобы защититься, они построили крепость из двух палок и волнистой линии, которая называется причастным оборотом. При угрозе Причастию, крепость выпускает двух сильных бойцов — запятые. Если Существительное спереди, то запятые встают на защиту, если сзади — нет необходимости. Но вот Местоимение опаснее — защита причастному обороту нужна всегда. Чтобы правильно выстроить крепость, нужно от причастия задать вопрос, тогда и найдутся зависимые слова!

Учитель: подскажите, какое исключение из правила Вы услышали в этой сказке? (Если причастный оборот зависит от местоимения, запятые ставятся всегда) . Верно, но подробнее это мы изучим только в восьмом классе.

1.На слове «крепость»  встают со своих мест. При слове причастный оборот – садятся

2. Говорят об исключении. (Если причастный оборот зависит от местоимения, запятые ставятся всегда) .

Личностные: установка на здоровый образ жизнь

Закрепление, обобщение материала.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Учитель: теперь Вам нужно по парам выполнить задание в карточках.

Раздает карточки (Приложение 1)

Выполняют парное задание в карточке

Познавательные: 
анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Коммуникативные:
умение работать в парах.
Регулятивные:
анализировать и оценивать результаты своей деятельности;
осуществлять самоконтроль.

Рефлексивно-оценочный

Оценить результаты собственной деятельности

Дает ребятам выполнить интерактивное задание из презентации (Слайд 10,11,12)

Выполняют интерактивное задание

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические выступления.

Подведение итогов, выставление оценок

Оценка деятельности за урок

Проговаривает оценки за урок

Внимательно слушают свои оценки

Домашнее задание

(Слайд 13) параграф 14 читать, учить определение причастного оборота. Упражнение 89

Записывают в дневники домашнее задание

Приложение 1

ФИ, класс________________________________

Расставьте запятые. Выделите причастный оборот. Обозначьте определяемое слово.

1. «Властелин колец», известнейшая книга двадцатого века.

2. Толкин, писавший роман двенадцать лет, был против деления книги на несколько частей.

3. Роман Толкиена - пропущенная через опыт войны книга

4. Мальчик, ставший первым читателем «Властелина Кольца», был сыном Джона Толкина

ФИ, класс________________________________

Расставьте запятые. Выделите причастный оборот. Обозначьте определяемое слово.

1. «Властелин колец», известнейшая книга двадцатого века.

2. Толкин, писавший роман двенадцать лет, был против деления книги на несколько частей.

3. Роман Толкиена - пропущенная через опыт войны книга

4. Мальчик, ставший первым читателем «Властелина Кольца», был сыном Джона Толкина

ФИ, класс________________________________

Расставьте запятые. Выделите причастный оборот. Обозначьте определяемое слово.

1. «Властелин колец», известнейшая книга двадцатого века.

2. Толкин, писавший роман двенадцать лет, был против деления книги на несколько частей.

3. Роман Толкиена - пропущенная через опыт войны книга

4. Мальчик, ставший первым читателем «Властелина Кольца», был сыном Джона Толкина

ФИ, класс________________________________

Расставьте запятые. Выделите причастный оборот. Обозначьте определяемое слово.

1. «Властелин колец», известнейшая книга двадцатого века.

2. Толкин, писавший роман двенадцать лет, был против деления книги на несколько частей.

3. Роман Толкиена - пропущенная через опыт войны книга

4. Мальчик, ставший первым читателем «Властелина Кольца», был сыном Джона Толкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

Проект урока русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Проект урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Презентация к уроку в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...

«Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.»

ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного обор...

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Методическая разработка к уроку в 6 классе по теме " Причастный оборот. Знаки препинанаия при причастном обороте"....

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания  при причастном обороте".Тип урока-модульный урок открытия новых знаний....

Конспект урока по теме "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок новых знаний по теме "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"....