Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
методическая разработка по русскому языку (6, 7 класс)

Методическая разработка к уроку в 6 классе по теме " Причастный оборот. Знаки препинанаия при причастном обороте".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastnyy_oborot_znaki_prepinaniya_pri_nem.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Причастный оборот, знаки препинания при нем.

Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:

Образовательные:

•        формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;

•        формирование практического умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами;

План урока:

1.Организационный момент. –1 минута.

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся ( устный опрос + работа по карточкам +взаимопроверка+ тестовая разминка) –3м.+ 7м.+5м.

3.Целеполагание и мотивация. Постановка проблемы –1 минуты.

4.Закрепление  материала. Работа по теме.–10 минут.

5.Применение на практике знаний и умений. –13 минут.

6.Рефлексия (подведение итогов урока). – 3 минуты.

7.Информация о домашнем задании. –1 минута.

8. Выставление отметок. – 1 минута.

I. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Знание. Язык. Слово. Книга. Это то, что человек постигает всю жизнь, независимо от возраста. Вот и мы  с вами углубляемся в особенности русской грамматики, обретаем новые знания. На предыдущих уроках мы познакомились с новым для нас явлением в русском языке: особой (как мы с вами сказали, « гибридной формой». Какой? С причастием.

II. Актуализация знаний. (3минуты)

1)Устный опрос

- Что такое причастие?

- В.И.Даль говорил о причастии: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного». Как понять это высказывание?

- Каковы признаки прилагательного у причастия?

- Каковы признаки глагола у причастия?

-Как опознаем причастия в тексте?

2.)Работа по карточкам « Узнай меня». Нужно выполнить задание в соответствии с условиями. Карточки подписать. Задание читаем внимательно! Соответствующие цифры обводим кружок!( 7 минут)


Вариант 1

Найди словосочетание:

1) прил. +сущ.

1) стареющий дуб

2) чернеющая дыра

3) поседевшие волосы

4) свежие семена

5) покинутый дом

6) желтеющий лист

2) причастие + сущ., выделить суффикс причастия

1) чёрная ночь

2) колосистая рожь

3) покрашенный пол

4) светлеющее небо

5) горячая печь

6) спелый  крыжовник

3) причастие + сущ., выделить суффикс причастия

1) жёлтым листом

2) желтеющим листом

3) тающим снегом

4) заросший пруд

5) мокрый снег

6) белый платок

4) причастие + сущ., выделить суффикс причастия

1) дремучий лес

2) дремлющий старик

3) летучий газ

4) летящий шар

5) горячее молоко

6) горящее полено

5) причастие + сущ., выделить суффикс причастия

1) седые волосы

2) седеющие пряди

3) белеющий снег

4) белый листок

5) разлинованная бумага

6) кожаная куртка

Вариант 2

Найди словосочетание:

1) прил. + сущ.

1) стоящий кран

2) засеянное поле

3) летящая птица

4) чистое небо

5) собранные грибы

6) открытое окно

2) причастие + сущ., выделить суффикс причастия

1) чёрная  пропасть

2) спелая ягода

3) лаявшая собака

4) украшенный зал

5) тёплый дождь

6) соломенная шляпка

3) причастие + сущ., выделить суффикс причастия

1) о мокром зонте

2) о мокнувшем цветке

3) тающим снегом

4) спеющая ягода

5) синеватое небо

6) белого снега

4) причастие + сущ., выделить суффикс причастия

1) горячая печь

2) горящая свеча

3) светлый день

4) светлеющий горизонт

5) тёмная комната

6) затемнённый экран

5) причастие + сущ., выделить суффикс причастия

1) текущая работа

2) текучая вода

3) колющий предмет

4) колючий ёж

5) шумный говор

6) шумящий поток

3) Взаимопроверка  по слайду, выставление оценок друг другу. На обороте карточки написать, какие трудности испытываете. В особенности те, кто болел.

2) Тестовая разминка.( 4-5минут)

1) В какой строчке все причастия с чередующейся гласной в корне:

а) растущий, закрытый, освещённый, собиравшийся, коснувшийся;

б) положенный, увиденный, прилагательное, расстелившийся,  показанный;

в) горевший, выращенный, озарённый, блистающий, плавающий?

2) В каких словах ударный гласный выделен неправильно? Исправьте и запишите, указав ударение.

ВклЮчишь, премировАть, врУ чишь, углубИть, исчЕрпать, облегчИть.

Какие причастия прошедшего времени вы можете от них образовать? Какой суффикс? Залог активный и пассивный (устно).

3) Начертите схемы словосочетаний, указав главные слова. Чем они отличаются?

1) Дерево шелестящее                       4) шелестящее  тысячами ветвей

2) Корни уходящие                            5) уходящие в глубь полей

3) Лист звенящий и танцующий 6) звенящий и танцующий  в тишине веков

III Формулировка темы урока. Постановка целей и задач.  ( 1 минута)

1)-Такое сочетание причастия с зависимыми словами называется причастным оборотом.

- Сформулируем тему урока? Причастный оборот.

 - Какие цели мы поставим? Что нам важно узнать?

Как используем причастный оборот? Каковы границы причастного оборота? Как ставить знаки препинания?

IV. Закрепление материала. Работа по теме.–10 минут.

Запишем текст стихотворения Виктор Краско  « Дума о русском языке».

Дерево, шелестящее тысячами ветвей,

Корни, уходящие в глубь полей,

Лист, звенящий и танцующий в тишине веков,

Цветок, благоухающий сотнями лепестков,

Чудо великое – русский язык.

-Какова тема? (Что такое русский язык в восприятии поэта. )

-Какие чувства у вас пробудил этот текст? (Ответ учащихся: чувства гордости, восхищения тем, как чудесен, неповторим, красив наш русский язык ).

-Что придает выразительность? Какие средства художественной выразительности использованы?

-Какова основная мысль стихотворения?

-Почему называется «Дума…», а не просто «Русский язык»? Как понимаете образы?

Задание по тексту: 1. Найдем грамматическую основу.2. Найдем причастия. Следующий этап какой?3. Определяемое слово.4.Задаем вопрос к причастию. 5.Смотрим, есть ли у причастия зависимые слова.6 Определяем границы оборота, они указаны вертикальными чертами. Объясним знаки препинания, которые знаем (тире).

Оборот выделяется запятыми (обособляется). Мы уже сталкивались с обособлением в предложениях. В каких случаях? В предложениях с обращениями.

Запишем схему обособления причастного оборота. Кто у доски?

Опр. слово , прич. оборот,

V.  Применение на практике знаний и умений. –13минут.

1) Проблемная ситуация: всегда ли причастный оборот будет обособляться?(4 минуты)

Сравните два предложения:

"Книги – маяки, возведенные в великом море времени". (Е. П. Уиппл)

Вовремя прочитанная книга - удача. Она способна изменить жизнь. Нет.

Составим схему 2.

 Инструкция:

1. Нахожу причастие.

2. Ищу для него главное слово – определяемое слово.

4. Смотрю, есть ли зависимые слова (причастный оборот).

5. Определяю место главного слова и причастного оборота

6. Причастный оборот после определяемого слова – обособляю.

7. Причастный оборот перед определяемым словом – не обособляю.

2). Прочитайте высказывание Александра Герцена о книге. Вставьте пропущенные буквы.

        Книги – духовное зав…щание одного пок…ления другому, совет ум…рающ… старца, юноше, нач…нающ… жить, приказ, передаваемый  часовым, отправляющ…ся  на отдых, часовому, заступающ…на его место.

Найти  и  подчеркнуть грамматическую основу, выделить определяемые слова и причастные обороты.

Словарная работа: что означают слова завещание, поколение, старец( в чем отличие от слова « старик»?), часовой, заступающий?

VI. Рефлексия.- 3 минуты

1).Продолжите высказывание:

Причастный оборот – это…

Причастный оборот  обособляется, если…

Причастный оборот не обособляется, если…

2) “А” – Задания были мне понятны, я легко справился.

“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

(Запишите на полях букву.) Кто написал букву А, поднимите руку.

VII. Домашнее задание по выбору: 1 минута

1.Придумать небольшое сочинение  из 10-12 предложений ( с использованием причастных оборотов) на тему по выбору:

1. Книги – маяки, возведенные в великом море времени. (Е. П. Уиппл) или

2.Вовремя прочитанная книга - удача. Она способна изменить жизнь.

VIII. Выставление оценок. 1 минута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

Проект урока русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Проект урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Презентация к уроку в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...

«Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.»

ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного обор...

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. 7 класс

Знать опознавательные признаки причастного оборотаУметь видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания  при причастном обороте".Тип урока-модульный урок открытия новых знаний....