«Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие: - знать, что такое причастие и причастный оборот;
- уметь отличать причастия от прилагательного, уметь правильно образовывать причастия;
- выработать умения видеть определяемое слово, причастие и зависимые от него слова;
- находить причастные обороты в тексте и выделять их знаками препинания.
Развивающие: - развивать умение работать в группе, развитие творческой активности учащихся и познавательного интереса.
Воспитательные: - воспитывать чувство коллективизма, ответственности, толерантность и дружбу между учениками.
Методы ведения урока: тренировочные упражнения, творческие задания группам, самостоятельная работа с тестами.
Оборудование урока: учебники, тетради, индивидуальные тесты, музыкальное сопровождение.
Вид урока: обобщение знаний.
Форма урока: урок-практикум.
Эпиграф к уроку
ПРИЧАСТИЕ - это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.
(В. Даль)
№ п/п | Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП | Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется |
1. | Проблемная ситуация | Этап 1. Актуализация знаний. Работа с эпиграфом урока, комментарии учащихся. |
2. | Театрализация | Этап 2. Игровая технология. В театральной форме ведется представление о причастии как теме урока. |
3. | Личностно-ориентированная технология | Этап 3.Умение ориентироваться в изученном материала и строить логически правильный ответ с учетом индивидуальных способностей. |
4. | Тестирование | Этап 4.Вариативность тестовых заданий, целенаправленная и экономная форма регулярного индивидуального контроля знаний. |
5. | Подвижная пауза | Этап 5.Здоровьесберегающие технологии. |
6. | Ситуация успеха. | Этап 6.Подведение итогов урока. |
Ход урока
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
(П. Чесноков)
I. Урок начинаю с того, что зачитываю загадку и спрашиваю: «О чем эта загадка?» (О причастии)
Обращаю внимание учащихся на эпиграф, записанный на доске. Как понять смысл этого высказывания? Что значит «причастный»?
(Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь).
Далее сообщаю тему и цель урока.
II.Учащиеся подготовили сценки по ролям. Выходит ученик с табличкой на груди «ПРИЧАСТИЕ» и с цветными шариками, он сообщает все, что знает о причастии:
ПРИЧАСТИЕ - это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Причастия бывают действительные и страдательные, совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Причастия обычно изменяются по родам, числам и падежам. В предложении причастие обычно является определением.
Потом ученица приводит примеры с шариками, сообщает признаки шариков по форме (круглый, продолговатый, маленький, большой), по цвету (красный, зеленый) –это прилагательные.
Затем определяет признаки по действию, для этого подбрасывает шарик, дети следят за полетом шарика и от глагола «летит» образовывают причастие «летящий»; от глагола «опускается» - причастие «опускающийся». Затем прокалывает шарик, шарик лопается и дети от глагола «лопнул» образовывают причастие «лопнувший». Последний шарик ученица выбрасывает в окно, и ученики от глагола «улетел» образовывают причастие «улетевший».
Затем прикрепляется магнитиком на доску табличка «ПРИЧАСТИЕ».
Выходят две ученицы в роли действительного и страдательного причастия с соответствующими табличками на груди.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ: «Я - действительное причастие. Я всегда действую само, поэтому и называюсь действительным. Я могу действовать в настоящем и прошедшем времени, изменяться по родам, числам и падежам».
СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ: «А я всеми униженное, всеми обиженное, никем не привеченное, почти не замеченное - бедное Страдательное причастие. Я - объект, на который действовали и действуют со стороны.
И главное - никакого просвета, никаких надежд. Даже будущего времени у нашего брата, ПРИЧАСТИЯ, не бывает! А как прикажите жить без будущего?»
Ученицы прикрепляют таблички к доске и садятся по своим местам.
Далее спрашиваю: В каком времени могут употребляться действительные и страдательные причастия? (В настоящем и прошедшем).
Прикрепляю к доске заранее подготовленные таблички: ДПНВ, ДППВ, СПНВ, СППВ. Прошу класс расшифровать эти заглавные буквы. Учащиеся расшифровывают (Действительные причастия настоящего времени, действительные причастия прошедшего времени и т.д.).
Спрашиваю: С каким новым словом мы познакомились, когда учились зашифровывать слова начальными буквами? Как это называется в грамматике
Ответ: АББРЕВИАТУРА.
III. Далее продолжаю работать с учащимися, спрашиваю: Как образуются действительные причастия настоящего времени? При помощи каких суффиксов?
(-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-).
При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени? (-вш-, -ш-).
При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени? (-ем-, -ом-, -им-).
При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени? (-нн-, -енн-, -ённ-, -т-).
Учащиеся по желанию выходят к доске, находят заранее подготовленные таблички с суффиксами причастий и прикрепляют их магнитиками к доске под соответствующие действительные или страдательные причастия.
Затем приводят примеры. Предлагают им найти заранее подготовленные таблички с примерами и прикрепить под соответствующее причастие. В результате на доске появляется большая таблица образования причастий.
Таблица образования причастий
Открываю доску, внутри которой заранее записаны задания с разными видами работ. К доске одновременно выходят по 2-3 ученика и работают по принципу работы с тестом. Класс тоже работает, все записывают по вариантам в тетради задания.
I . Задание. Какие из данных слов являются причастием?
(отметить волнистой линией).
I вариант II вариант
- белый платок 1. белеющий платок
- горящие поленья 2. горячая сковорода
- шумный поток 3. торопливая походка
4. шумевший поток 4. торопившийся на урок
I I. Задание. В каком случае у причастия должен быть суффикс - СЯ?
Мальчик, собирающ... грибы Человек, интересующ... меня
Мальчик.собирающ... в школу Человек, интересующ... мною
- Задание. Указать словосочетание «прил. + сущ.»
- зимняя дорога 1. растаявший лед
- зимующие птицы 2).замолкшие голоса
- замерзшая река 3. голубенький кувшин
- раскрытая книга 4. запертая дверь
- Задание. Указать словосочетание «прич. + сущ.»
- бушующее море 1. летящий самолет
- сидящие на дереве 2. спускающийся к берегу
- зеркальная поверхность 3. удивительный дом
- выполнивший задание 4. удивляющийся всему
V. Задание. Определить действительные и страдательные причастия.
- играющий ребенок 1. закрывший книгу
- посаженное дерево 2. забытое правило
- открывающий книгу 3. горящий костер
- открытая книга 4. посланное письмо
VI. Задание. В данных предложениях произвести синтаксический разбор.
1 ) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
( Обращаю внимание на порядок слов - инверсия).
2 ) Люблю дымок опаленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез.
( Обращаю внимание на наличие главных членов предложения - односоставное).
V II. Задание. Определить причастный оборот.
1 ) Бурное море, освещенное неяркими лучами солнца, бешено мчит свои волны на берег.
2 ) Человек, успешно преодолевший свою лень, может многого добиться.
V III. Задание. Объяснить постановку знаков препинания в первом предложении и отсутствие их во втором.
1 ) Листва, сорванная с деревьев, закружилась в воздухе.
2 ) Сорванная с деревьев листва закружилась в воздухе.
Пока учащиеся работают у доски, задаю вопрос классу:
Когда и для чего употребляются причастия? (Употребляются в художественной литературе для более образного и красочного описания явлений, предметов и т.д.).
А теперь послушаем, что нам скажут ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО и ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.
Выходят две ученицы с соответствующими табличками: «Определяемое слово» и «Причастный оборот».
ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО: «Я - определяемое слово. От меня задается вопрос к причастию. Я люблю стоять перед причастием, но не всегда это получается».
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ: «А я люблю, чтобы у меня были зависимые слова, и тогда я буду называться причастным оборотом. Если в предложении я буду стоять позади определяемого слова, то меня должны выделять особой интонацией в устной речи, а в письменной - запятыми. Другими словами, меня должны обособлять. В предложении я являюсь определением, и меня подчеркивают волнистой линией».
Учитель:
- А теперь посмотрим, как поработали наши ребята у доски. Правильно они сделали разбор предложений или допустили ошибки?
Отвечающие у доски определяют предложения по наличию главных членов: односоставные или двусоставные, по цели высказывания – повествовательные, по наличию второстепенных членов предложения - распространенные.
Подчеркивают главные и второстепенные члены предложения, определяют, чем выражены определения в этих предложениях, есть ли в них причастные обороты, называют их, выделяют запятыми.
Подведение итогов по теме «ПРИЧАСТИЕ» с помощью вопросов и заданий
- На письменном столе лежали фразы, вырезанные аккуратно из разных газет.
- Статья была аккуратно вырезана.
Каким членом предложения является полное причастие?
Каким членом предложения является краткое причастие?
Ответ: полные причастия относятся к существительному, являются определением.
Изменяются по родам, числам и падежам.
Краткие причастия являются сказуемыми. Изменяются по числам, а в ед. числе по родам.
Вопрос: Сколько -н- пишется в полных и кратких причастиях?
Ответ: В полных причастиях пишется -нн-, если у причастия есть приставка или зависимое слово.
В кратких причастиях пишется -н-.
Учитель:
- Благодарю всех за урок.
Домашнее задание: (повторить).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prich_oborot_otkrytyy_urok.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
урок русского языка в 7 классе
ТЕМА УРОКА: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.»
ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие: - знать, что такое причастие и причастный оборот;
- уметь отличать причастия от прилагательного, уметь правильно образовывать причастия;
- выработать умения видеть определяемое слово, причастие и зависимые от него слова;
- находить причастные обороты в тексте и выделять их знаками препинания.
Развивающие: - развивать умение работать в группе, развитие творческой активности учащихся и познавательного интереса.
Воспитательные: - воспитывать чувство коллективизма, ответственности, толерантность и дружбу между учениками.
Методы ведения урока: тренировочные упражнения, творческие задания группам, самостоятельная работа с тестами.
Оборудование урока: учебники, тетради, индивидуальные тесты, музыкальное сопровождение.
Вид урока: обобщение знаний.
Форма урока: урок-практикум.
Эпиграф к уроку
ПРИЧАСТИЕ - это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.
(В. Даль)
Ход урока
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
(П. Чесноков)
I. Урок начинаю с того, что зачитываю загадку и спрашиваю: «О чем эта загадка?» (О причастии)
Обращаю внимание учащихся на эпиграф, записанный на доске. Как понять смысл этого высказывания? Что значит «причастный»?
(Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь).
Далее сообщаю тему и цель урока.
II.Учащиеся подготовили сценки по ролям. Выходит ученик с табличкой на груди «ПРИЧАСТИЕ» и с цветными шариками, он сообщает все, что знает о причастии:
ПРИЧАСТИЕ - это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Причастия бывают действительные и страдательные, совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Причастия обычно изменяются по родам, числам и падежам. В предложении причастие обычно является определением.
Потом ученица приводит примеры с шариками, сообщает признаки шариков по форме (круглый, продолговатый, маленький, большой), по цвету (красный, зеленый) –это прилагательные.
Затем определяет признаки по действию, для этого подбрасывает шарик, дети следят за полетом шарика и от глагола «летит» образовывают причастие «летящий»; от глагола «опускается» - причастие «опускающийся». Затем прокалывает шарик, шарик лопается и дети от глагола «лопнул» образовывают причастие «лопнувший». Последний шарик ученица выбрасывает в окно, и ученики от глагола «улетел» образовывают причастие «улетевший».
Затем прикрепляется магнитиком на доску табличка «ПРИЧАСТИЕ».
Выходят две ученицы в роли действительного и страдательного причастия с соответствующими табличками на груди.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ: «Я - действительное причастие. Я всегда действую само, поэтому и называюсь действительным. Я могу действовать в настоящем и прошедшем времени, изменяться по родам, числам и падежам».
СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ: «А я всеми униженное, всеми обиженное, никем не привеченное, почти не замеченное - бедное Страдательное причастие. Я - объект, на который действовали и действуют со стороны.
И главное - никакого просвета, никаких надежд. Даже будущего времени у нашего брата, ПРИЧАСТИЯ, не бывает! А как прикажите жить без будущего?»
Ученицы прикрепляют таблички к доске и садятся по своим местам.
Далее спрашиваю: В каком времени могут употребляться действительные и страдательные причастия? (В настоящем и прошедшем).
Прикрепляю к доске заранее подготовленные таблички: ДПНВ, ДППВ, СПНВ, СППВ. Прошу класс расшифровать эти заглавные буквы. Учащиеся расшифровывают (Действительные причастия настоящего времени, действительные причастия прошедшего времени и т.д.).
Спрашиваю: С каким новым словом мы познакомились, когда учились зашифровывать слова начальными буквами? Как это называется в грамматике
Ответ: АББРЕВИАТУРА.
III. Далее продолжаю работать с учащимися, спрашиваю: Как образуются действительные причастия настоящего времени? При помощи каких суффиксов?
(-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-).
При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени? (-вш-, -ш-).
При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени? (-ем-, -ом-, -им-).
При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени? (-нн-, -енн-, -ённ-, -т-).
Учащиеся по желанию выходят к доске, находят заранее подготовленные таблички с суффиксами причастий и прикрепляют их магнитиками к доске под соответствующие действительные или страдательные причастия.
Затем приводят примеры. Предлагают им найти заранее подготовленные таблички с примерами и прикрепить под соответствующее причастие. В результате на доске появляется большая таблица образования причастий.
Таблица образования причастий
Открываю доску, внутри которой заранее записаны задания с разными видами работ. К доске одновременно выходят по 2-3 ученика и работают по принципу работы с тестом. Класс тоже работает, все записывают по вариантам в тетради задания.
I . Задание. Какие из данных слов являются причастием?
(отметить волнистой линией).
I вариант II вариант
- белый платок 1. белеющий платок
- горящие поленья 2. горячая сковорода
- шумный поток 3. торопливая походка
4. шумевший поток 4. торопившийся на урок
I I. Задание. В каком случае у причастия должен быть суффикс - СЯ?
Мальчик, собирающ... грибы Человек, интересующ... меня
Мальчик.собирающ... в школу Человек, интересующ... мною
- Задание. Указать словосочетание «прил. + сущ.»
- зимняя дорога 1. растаявший лед
- зимующие птицы 2).замолкшие голоса
- замерзшая река 3. голубенький кувшин
- раскрытая книга 4. запертая дверь
- Задание. Указать словосочетание «прич. + сущ.»
- бушующее море 1. летящий самолет
- сидящие на дереве 2. спускающийся к берегу
- зеркальная поверхность 3. удивительный дом
- выполнивший задание 4. удивляющийся всему
V. Задание. Определить действительные и страдательные причастия.
- играющий ребенок 1. закрывший книгу
- посаженное дерево 2. забытое правило
- открывающий книгу 3. горящий костер
- открытая книга 4. посланное письмо
VI. Задание. В данных предложениях произвести синтаксический разбор.
1 ) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
( Обращаю внимание на порядок слов - инверсия).
2 ) Люблю дымок опаленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез.
( Обращаю внимание на наличие главных членов предложения - односоставное).
V II. Задание. Определить причастный оборот.
1 ) Бурное море, освещенное неяркими лучами солнца, бешено мчит свои волны на берег.
2 ) Человек, успешно преодолевший свою лень, может многого добиться.
V III. Задание. Объяснить постановку знаков препинания в первом предложении и отсутствие их во втором.
1 ) Листва, сорванная с деревьев, закружилась в воздухе.
2 ) Сорванная с деревьев листва закружилась в воздухе.
Пока учащиеся работают у доски, задаю вопрос классу:
Когда и для чего употребляются причастия? (Употребляются в художественной литературе для более образного и красочного описания явлений, предметов и т.д.).
А теперь послушаем, что нам скажут ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО и ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.
Выходят две ученицы с соответствующими табличками: «Определяемое слово» и «Причастный оборот».
ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО: «Я - определяемое слово. От меня задается вопрос к причастию. Я люблю стоять перед причастием, но не всегда это получается».
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ: «А я люблю, чтобы у меня были зависимые слова, и тогда я буду называться причастным оборотом. Если в предложении я буду стоять позади определяемого слова, то меня должны выделять особой интонацией в устной речи, а в письменной - запятыми. Другими словами, меня должны обособлять. В предложении я являюсь определением, и меня подчеркивают волнистой линией».
Учитель:
- А теперь посмотрим, как поработали наши ребята у доски. Правильно они сделали разбор предложений или допустили ошибки?
Отвечающие у доски определяют предложения по наличию главных членов: односоставные или двусоставные, по цели высказывания – повествовательные, по наличию второстепенных членов предложения - распространенные.
Подчеркивают главные и второстепенные члены предложения, определяют, чем выражены определения в этих предложениях, есть ли в них причастные обороты, называют их, выделяют запятыми.
Подведение итогов по теме «ПРИЧАСТИЕ» с помощью вопросов и заданий
- На письменном столе лежали фразы, вырезанные аккуратно из разных газет.
- Статья была аккуратно вырезана.
Каким членом предложения является полное причастие?
Каким членом предложения является краткое причастие?
Ответ: полные причастия относятся к существительному, являются определением.
Изменяются по родам, числам и падежам.
Краткие причастия являются сказуемыми. Изменяются по числам, а в ед. числе по родам.
Вопрос: Сколько -н- пишется в полных и кратких причастиях?
Ответ: В полных причастиях пишется -нн-, если у причастия есть приставка или зависимое слово.
В кратких причастиях пишется -н-.
Учитель:
- Благодарю всех за урок.
Домашнее задание: (повторить).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....
Проект урока русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Проект урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Презентация к уроку в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
Методическая разработка к уроку в 6 классе по теме " Причастный оборот. Знаки препинанаия при причастном обороте"....
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. 7 класс
Знать опознавательные признаки причастного оборотаУметь видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом...
Технологическая карта урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Уро на тему причастный оборот....
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".Тип урока-модульный урок открытия новых знаний....