Проект урока русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Степанина Ольга Евгеньевна

Проект урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Сергеевская средняя школа»-

«Сумароковская основная школа»

Большеболдинского района  Нижегородской области

Проект

урока по русскому языку в 7 классе

 «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»

    Учитель: русского языка и литературы Степанина О.Е.

Тема: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Цель: Знакомство обучающихся с понятием «причастный оборот»;  

анализ синтаксических связей между определяемым словом и причастным оборотом; формирование навыков самоконтроля, рефлексии.

Задачи:

Образовательная: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову;

формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;

рассмотреть условия обособления причастного оборота.

Развивающая: развитие умения логично излагать свои мысли;

развитие умения грамотно аргументировать, доказывать;

развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету;

нести ответственность за результаты учебного труда;

формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Форма урока: комплексный урок с использованием ИКТ. (презентация)

Методы и приемы: постановка проблемного вопроса; работа в группах; упражнения на развитие избирательной памяти;  развивающая технология – развитие  творчества.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся устанавливать связь причастного оборота с определяемым словом, находить границы причастного оборота, уметь выделять запятыми причастный оборот, объяснять языковые явления, анализировать и исправлять свои ошибки.

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель. Ребята! Сегодня нам на уроке предстоит выполнить большой объем работы. Поэтому работаем быстро, дружно и активно.  Мы продолжим знакомство с самостоятельной частью речи - причастием.   Итак, успешной вам работы! (слайд №1)

Тема нашего урока: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

2. Постановка цели (слайд №2)

Учитель. Ребята! Посмотрите на слайд. Данные опорные слова помогут нам определить цель и задачи нашего урока.

Осмыслить

Усвоить

Научиться

Вывод:

Осмыслить, что такое причастный оборот; как употребляются предложения с причастным оборотом в речи.

Усвоить, как выделяется на письме  причастный оборот.

Научиться находить и выделять причастный оборот.  

Учитель:  (слайд №3)

Кто-то из выдающихся людей сказал, что УСПЕХ В РАБОТЕ - ЭТО ГОСТЬ, НЕ ЛЮБЯЩИЙ ПОСЕЩАТЬ ЛЕНИВЫХ. Как вы  понимаете это высказывание?

Вывод:

Афоризм говорит о том, что успешными людьми могут быть только ТРУДОЛЮБИВЫЕ. Этот афоризм будет эпиграфом нашего урока.

3. Теоретическая пятиминутка.

-Найдите причастие в эпиграфе к нашему уроку. (не любящий)

-Назовите грамматический признак причастия (обозначает проявляющийся во времени признак  предмета по действию, отвечает на вопросы  КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? )

- Какими признаками прилагательного обладают причастия? ( РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ.)

- Какими признаками глагола обладают причастия? (бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени)

-Назовите синтаксические признаки (в предложении бывают определениями,  реже -  сказуемыми)

4. Словарно-орфографическая работа (слайд № 4)

Исчезнуть в потемневш…м небе; ветер, ярос…но треплющ...й палатку; в

растущ..м по дороге кустарнике; под намокш...ми дерев…ями; с…лдат,

рассказывающ…й о сражении; прощаемся с угасающ...м летним днем;

под раскрывш…мся параш…том; постепенно затухающ… пламя

- Выделить окончания  причастий

- Обмен тетрадями, взаимопроверка (слайд № 5)

5. Объяснение нового материала.

Осознание главной проблемы (слайд № 6)

1. Постановка проблемного вопроса

- Может ли причастие быть главным словом?

2. Самоопределение к деятельности 

    - Среди данных словосочетаний  нужно найти и выписать такие, в которых главным словом будет являться причастие

3. Чтение теоретических сведений с.37 (правило)

4. Работа с памяткой (слайд № 7,8)     

6. Проработка способов достижения результатов

  1. Задание на слайде. (слайд № 9)

- Запишите предложения, найдите в них  причастный оборот, поставьте знаки препинания, укажите графически причастные обороты.

 (1 ученик у доски)

Туристы, утомленные  путем, шли молча.

Я видал детей. играющих на площадке.

Пруд, заросший камышом, был живописен.

Мерцающие в небе звезды отражались на поверхности реки

  1. Закрепление изученного теоретического материала (слайд № 11)

Причастный оборот – это…

Причастный оборот в предложении может стоять…

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то…

Если причастный оборот стоит до определяемого слова, то…

  1. Самостоятельная работа
  1. Упражнение 86, страница 39
  2. Диагностика усвоения

Проверка выполнения упражнения 86

7. Физкультминутка (слайд №12)

9. Применение знаний в новой ситуации

 1.  Работа с памятками (слайд № 13)

- Введение нового понятия  обособленное определение

 2. Задание на слайдах (слайд № 14-17)

Закрепление понятия обособленное определение

  3.  Работа в группах (слайд № 18)

- Осложнить предложение обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Записать полученные предложения. Выполнить  синтаксический разбор.

1 группа

Широкая тропинка бежала к ручью.

2 группа

Листья шуршали под ногами.

! Обратить внимание на то, что все слова, которые составляют причастный оборот-это единый член предложения (определение)

12. Подведение итогов. Рефлексия (слайд № 19,20)

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что называется причастным оборотом?  

- Где может стоять причастный оборот по отношению к главному слову?  

- Когда выделяется причастный оборот запятыми?  

- При каком условии причастный оборот не выделяется запятыми?  

-Что называется обособленным определением?

13. Домашнее задание (слайд № 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Презентация к уроку в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...

«Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.»

ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного обор...

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Методическая разработка к уроку в 6 классе по теме " Причастный оборот. Знаки препинанаия при причастном обороте"....

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. 7 класс

Знать опознавательные признаки причастного оборотаУметь видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания  при причастном обороте".Тип урока-модульный урок открытия новых знаний....