Выступление на методическом объединении учителей
статья по русскому языку (9 класс)
Доклад на тему "Стратегии смыслового чтения при подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 267.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ММО учителей русского языка и литературы Фазловой Н.И.
Стратегии смыслового чтения при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ
Актуальность проблемы смыслового чтения очень высока. Чтение – это базовый компонент образования. Обучение разным аспектам чтения является общемировой проблемой, решение которой начинается в школе.
Внимание к смысловому чтению зафиксировано в Федеральных государственных стандартах, где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, и как общеучебное умение.
Необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, читал много, умел работать с информацией. Ни для кого не секрет, что часто дети, читая тексты, воспринимают их неточно и подчас неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и пропускают в произведении всё, что их затрудняет. Таким образом, трудности понимания детьми текста выходят на первый план.
В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умение читать относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа над текстом по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются все УУД:
- работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
- работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
- работа с текстом: оценка информации.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Это чтение, которое подразумевает вникание в смысл текста, извлечение главных мыслей и максимально рациональное и эффективное использование информации.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Можно выделить следующие умения в рамках смыслового чтения:
- осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Учащимся на ОГЭ, ЕГЭ, ВПР необходимо продемонстрировать умения работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном. Для многих учеников работа с текстом, написание сочинения является довольно сложным заданием, не всегда и не всем удается справиться с ним.
Как помочь ученику овладеть навыками «смыслового чтения»?
Можно использовать различные приемы:
Или использовать различные стратегии:
Стратегии смыслового чтения — разные комбинации приёмов, которые используют ученики для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Типы стратегий и приемов смыслового чтения (по Н. Сметанниковой)
Стратегии предтекстовой деятельности.
Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.
Цель – развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста.
Задача – выработать мотивацию к прочтению текста.
С помощью антиципации (предвосхищение последующего содержания) — догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения — читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается — по логике развития мысли автора,—о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение.
Строя гипотезу, читатель привлекает запас своих знаний по данному вопросу. Благодаря этому он заранее входит в круг обсуждаемых проблем, а затем активно сравнивает то, что высказано в тексте, с тем, что он знает из прошлого своего опыта.
Итог — высокая интеллектуальная активность; текст осмысливается глубоко и критически, что, собственно, и требовалось.
Стратегия «Прогноз по заголовку». «Рассечение вопроса»
Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.
Ход работы:
- Прочитайте заглавие текста.
- Подумайте, о чем может идти речь в тексте?
– Попробуйте спрогнозировать содержание по первой строчке произведения.
Стратегия «Мозговой штурм» («Корзина идей»).
Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Задание: ответьте на вопросы перед чтением текста
– Как вы думаете, о чем будет текст? Кто может быть главным героем? Какое событие в тексте может быть описано?
II. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и тд).
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовой деятельности – диалог с автором, комментированное чтение.
Стратегия «Чтение в кружок»
Цель стратегии: проверка понимания читаемого вслух текста.
Ход работы:
1. Каждый «член кружка» читает по абзацу текст. Наша задача - читать с пониманием, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу. (Если имеются копии текста у других членов группы, их нужно отложить в сторону.)
2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. Первым всегда читает учитель, он передаёт первому ученику, затем второму и т.д.
«Чтение про себя с вопросами»
Цель стратегии - научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
Ход работы:
Мы будем учиться читать с вопросами информационный текст. Прочитайте первый абзац и задайте вопросы. Остальные члены группы отвечают на них.
2. Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой - отвечает.
3. Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте вопросы и отвечайте на них.
Так школьники учатся задавать вопросы разного уровня сложности.
Стратегия «Чтение с остановками» по результатам исследования Международной ассоциации чтения признана учителями многих стран одной из самых эффективных в работе со слабоуспевающими учащимися, так как её цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая её с реальным содержанием текста.
Эту стратегию лучше использовать для повествовательного текста или текста-рассуждения. Скорее всего, вопросы к тексту будут «открытыми», требующими рассуждения, формулирования своей точки зрения: почему? зачем? каким образом?
Эта стратегия уместна при подготовке к итоговому сочинению по литературе.
Текст разбивается на смысловые фрагменты, готовятся вопросы.
Чтение вслух.
Обучающиеся читают и отвечают на вопросы к нему до перехода к чтению следующей части текста.
Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания следующего.
Задача учителя в этой стратегии: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
III этап. Работа с текстом после чтения. Стратегии послетекстовой деятельности.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла.
Стратегия «Отношения между вопросом и ответом» - одна из самых эффективных послетекстовых стратегий. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял - не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.
Цель стратегии - обучение пониманию текста.
Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста или в нескольких его частях. Чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их.
Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора.
(1)Богатырь духа, А. С. Пушкин в своём пламенном любопытстве, полный звуков и смятения, объемлет всё, всех видит и слышит, каждому отвечает. (2)Он сам сказал, что душа неразделима и вечна, и он оправдал это на себе. (З)Ему — дело до всего. (4)Как бы не зная границ и пределов, не ощущая далёкого и прошлого, вечно настоящий, всюду сущий, всегда и всем современный, он в этой сверхпространственности и сверхвременности переносится из страны в страну, из века в век, и нет для него ничего иноземного и чужого.
- Как вы понимаете выражения «Богатырь духа», «в этой сверхпространственности и сверхвременности»?
-Найдите в тексте примеры, подтверждающие слова автора «Пушкин – самое драгоценное, что есть у России»
Стратегия «Кубик Блума»
На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик. Ученик бросает кубик и отвечает на вопрос, начинающийся со слова, которое выпало на грани. Если ответ дается не полный, то другие дети могут дополнить его или исправить.
Вопрос «Назови» нацелен на уровень репродукции, т.е. на простое воспроизведение знаний.
Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти причинно – следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением.
- Почему гости отказались танцевать и есть торт?
Вопрос «Объясни» – ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.
Попытки «выразить содержание иначе» являются одним из средств понимания. В ходе этого приема (цепи рассуждений, переформулирований мысли автора) нередко удается развить и более содержательно определить мысль автора
Задание сопоставить свою работу с работой других обучающихся. При этом происходит речевое развитие учащегося.
Проверка своей работы или чужой по критериям («Цветик-семицветик»)
Создание банка аргументов
Подбор афоризмов, цитат
Составление кластеров по проблематике произведения
Если использовать различные приёмы смыслового чтения с 5 класса, то при подготовке к ВПР, изложению в 9 классе и сочинению в 11 классе учащиеся смогут найти ключевые слова в текстах, выделить главную мысль, извлечь информацию из текста для осознанного построения речевого высказывания. Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся.
Смысловое чтение формирует познавательный интерес, умение сопоставлять факты и делать умозаключения, активизирует воображение, развивает речь, мышление, также учит работать с информацией.
Изложенные стратегии универсальны и могут применяться всеми учителями – предметниками. Активное внедрение стратегий смыслового чтения, технологий всеми учителями различных учебных дисциплин позволит выпускникам успешно решить задания ВПР, сдать государственную итоговую аттестацию и стать полноценными членами информационного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
ТЕМА: « РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
ТЕМА: « РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме "Воспитание толерантности в общении с учащимися на уроке литературы".
о воспитании толерантности учащихся...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»
ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Презентация к выступлению на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"
Презентация к выступлению на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"...

Выступление на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"
Выступление на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"
В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...