Выступление на Методическом объединении учителей-логопедов и учителей- дефектологов Северного округа г. Оренбурга
учебно-методический материал
В последнее время в ДОУ увеличивается количество обучающихся с особыми образовательными потребностями, увеличивается количество детей, включающие в себя сочетанные нарушения развития, что оказывает серьезное влияние на развитие ребенка и жизнь его семьи.
По результатам проведенного мониторинга детей, прошедших комплексное обследование на территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, количество детей в Оренбургской области с задержкой психического развития (ЗПР) увеличилось за 3 года в 2 раза, с расстройством аутистического спектра (РАС) – в 2 раза, а также повышение просвещенности родителей (законных представителей) в вопросах получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью, которые отстаивают свое желание на посещение ребенком образовательной организации, расположенной в непосредственной близости к месту жительства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 21.42 КБ |
vystuplenie_na_mo.pdf | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение
«Детский сад № 197»
Совершенствование профессиональной компетентности учителя-логопеда, учителя-дефектолога в условиях, обучающихся с ОВЗ
Автор^ учитель-дефектолог
Ананьева З.А
г. Оренбург, 2023 г.
2 слайд: В последнее время в ДОУ увеличивается количество обучающихся с особыми образовательными потребностями, увеличивается количество детей, включающие в себя сочетанные нарушения развития, что оказывает серьезное влияние на развитие ребенка и жизнь его семьи.
По результатам проведенного мониторинга детей, прошедших комплексное обследование на территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, количество детей в Оренбургской области с задержкой психического развития (ЗПР) увеличилось за 3 года в 2 раза, с расстройством аутистического спектра (РАС) – в 2 раза, а также повышение просвещенности родителей (законных представителей) в вопросах получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью, которые отстаивают свое желание на посещение ребенком образовательной организации, расположенной в непосредственной близости к месту жительства.
3 слайд: Таким образом, изменение контингента обучающихся в дошкольных образовательных организациях требует качественной и доступной организации образовательного процесса для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и требует формирования педагога «нового типа», способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их нарушения, потребностей и возможностей, обеспечивать коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка с ОВЗ.
4 слайд: Важнейшими компетенциями специалиста, является умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что обеспечивает качество и доступность образования.
5 слайд: Так какими же компетенциями должен обладать учитель-дефектолог и учитель-логопед?
Давайте разберемся по порядку, начнем с того, что такое компетенция.
На слайде вы видите различные подходы к трактовке данного определения. (на слайде 5 и 6, я не читаю).
Появилось новое понятие «профессиональная компетентность», которая проявляется в способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, основанную на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности.
Слайд 7. Сегодня возникла необходимость в качественной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем.
В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе.
Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей: профессионализм, квалификация.!!
Слайд 8. (Определение на слайде)
Деятельность учителя-логопеда направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют постоянного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах (включая ситуации, когда ребенок получал продолжительную специализированную помощь в раннем возрасте).
Слайд 9.
Профессиональные компетенции учителя-логопеда и учителя-дефектолога делятся на две группы:
1. Общепрофессиональные – общепедагогические, необходимые педагогам всех направлений: учебные, исследовательские, коммуникативные, методологические, компьютерные, инструментальные, личностно- адаптивные, социально-личностные.
Слайд 10
2. Профессионально-специализированные – специфические, характерные для логопедической и дефектологической практики, то чем мы с вами занимаемся постоянно:
- диагностическая компетенция специалиста, требующая глубокого изучения речевых, ВПФ, коммуникативных, моторных навыков ребенка с ОВЗ и анализ данных беседы, анкеты, медицинских карт и заключения других специалистов, умение вынести точное речевое заключение;
- маршрутная к. (или план коррекционно-развивающей работы) – позволяет выстроить маршрут комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения человека с несовершенствами речевого и психического развития, которое часто сочетается с различными отклонениями в развитии, что предполагает знание специфики всех этих трудностей;
- инструментальная к. (т.е. какими методами, приемами, средствами мы достигаем цели)– умение в подборе приемов и методов коррекции, диагностики и профилактики речевых нарушений, требует владения дифференцированным логопедическим массажем, способами постановки звуков, методами АВА терапии и др.
- коммуникативная к. –подразумевает общение с большим кругом участников коррекционно-педагогического процесса: дети с ОВЗ, имеющие особенности психофизического развития, их родители, смежные специалисты и руководящие работники.
- компьютерная к. – владение офисными программами и Интернетом, также активное использование их в коррекционно-развивающем процессе.
Слайд 11 Сферы профессиональной компетенции учителя-логопеда и учителя-дефектолога:
• профилактическая (абилитационная) работа,
- педагогическая диагностика и консультирование (стараться вовлечь родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс по преодолению речевых и неречевых нарушений, повысить компетентность родителей в области речевого и психического развития детей; познакомить родителей со способами и приёмами совершенствования речевых навыков детей и ВПФ; создать условия для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей)
• специальное педагогическое просвещение,
• психологическая и психотерапевтическая помощь,
• образовательная и социально-педагогическая деятельность,
• организация психолого-медико-педагогической службы сопровождения,
• методическая деятельность в рамках наставничества, научно-исследовательская деятельность в области специальной коррекционной педагогики и логопедии.
Слайд 12. Так какими же способами можно повысить свою компетентность?
Самообразование
• Самообразование осуществляется добровольно;
• осуществляется сознательно;
• планируется, управляется и контролируется самим человеком;
• необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя-логопеда и учителя-дефектолога
• повышение качества профессиональных компетенций,
• готовность к педагогическому творчеству,
• профессиональный рост,
• создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника,
• соответствие учителя-логопеда и учителя- дефектолога требованиям и запросам общества и государства.
Слайд 13-18 Также одним из наиболее распространенных способов повышения профессиональной компетентности является повышение квалификации, цель которого – оптимизация педагогического процесса, профессиональный рост и самосовершенствование учителя-логопеда и учителя- дефектолога.
Вот примерные сайты, курсы, где можно набраться опыта, повысить свою компетентность. Многим уже эти сайты известны, если вы знаете, где можно получить полезную информацию делитесь со своими коллегами.
Слайд 19:
Квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных педагогических ситуациях, быть коммуникабельным.
Слайд 20: Новые требования к подготовке учителя-логопеда и учителя-дефектолога с учетом реализации ФГОС .
Учитель-логопед должен соответствовать следующим требованиям:????
1. Необходимо быть знакомым с новейшей специальной литературой; свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения; дифференцированными и индивидуальными формами работы.
2. Кроме педагогических знаний учитель-логопед должен хорошо знать общую и возрастную психологию.
3.Необходимы знания в вопросах медицинского и клинического характера, понимания физиологических закономерностей.
4. Серьезные требования предъявляются к личности педагога.
5. Педагог должен знать особенности развития каждого своего воспитанника.
В завершении хочу сказать, что работа педагога с детьми с ОВЗ всегда связана с большой отдачей сил, энергии. Она невозможна без наличия глубоких, разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами. Поэтому необходима профессиональная поддержка учителя-логопеда и дефектолога, грамотное профессиональное методическое сопровождение и самообразование. У современных педагогов должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.
Слайд 21:
Список, использованной литературы:
1.Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. «Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. –М.: Генезис, 2012г.
2. Карынбаева О. В., Шкляр Н. В. Повышение компетентности педагогов-дефектологов в условиях дополнительного профессионального образования. Педагогика и психология, 2016 г.№ IV-1.
3.Корякина, Н. В. Педагоги-дефектологи о необходимости повышения профессиональной компетентности в процессе методической работы / Н. В. Корякина // Постулат. – 2016. – № 4
4. Наговицына О.В., Ленкина Л.Г., Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности учителя-дефектолога в общеобразовательной организации. Педагогика и психология, 2016 г.№ IV-1.
5.Усанина Н.С., Бугайчук Т.В. Профессиональная компетентность педагогов ДОО, реализующих инклюзивное образование / под ред. Н.С. Усаниной – Ярославль 2015 г.
6.Федеральный Закон от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городское методическое объединение учителей-логопедов ( конкурсная работа)
Данная работа была представлена на городской конкурс методических объединений, где получила диплом 3 степени. Мы попытались кратко изложить формы и методы своей работы....
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов и дефектологов. Тема: «Интеграция образовательных областей «Социализация» и «Познание»
В этой работе раскрыты основные направления развития детей и образовательных областей. Широко представлена интеграция образовательных областей «Социализация» и «Познание» с другими образовательн...
Доклад на районном методическом объединении учителей - логопедов.
Арт - терапия как средство познавательно - речевого и личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
- ПЛАН РАБОТЫ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ г. Армавира на 2017-2018 учебный год.
ИНформация для учителей-логопедов и учителей-дефектологов государственных, казенных и бюджетных образовательных учреждений....
Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов "Методы и приемы работы по развитию речи детей с РАС
описаны этапы работы по развитию речи детей с расстройством аутистического спектра...
Протокол № 3 от 12.04.2019 г Заседание городского методического объединения учителей - логопедов, дефектологов. Тема: "Миофункциональная и орофациальная терапия. Междисциплинарный подход специалистов в логопедической практике"
Выступала на городском методическом объединения учителей -логопедов. Тема: "Миофункциональная и орофациальная терапия. Междисциплинарный подход специалистов в логопедической практике"...
План работы районного методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов муниципальных образовательных учреждений Белоярского района на 2021-2022 учебный год
Цель: Повышение профессиональной компетентности и активности участников РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов....