Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"
статья
В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учителя – дефектолога выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленным целям развития личности. Современные педагогические технологии в школьном образовании направлены на реализацию государственных стандартов школьного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»
Доклад на тему:
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе
учителя-дефектолога»
Подготовила: Кожевникова
Елена Владимировна
Инсар 2021г.
В настоящее время состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем. Полноценное физическое развитие – это основа формирования личности ребенка. Основная задача взрослых состоит в том, чтобы помочь детям сохранить здоровье всего организма на долгие годы. Поэтому с самых ранних лет нужно приучать детей к определенным манипуляциям, которые помогут им поддерживать оптимальное состояние органов и систем в дальнейшей жизни.
Здоровьесберегающие технологии – это система, направленная на сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. При этом необходимо выполнение как минимум 4 требований:
- Учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Организация учебной деятельности.
- Создание комфортных условий на занятии.
- Индивидуально – дифференцированный подход.
В своей дефектологической деятельности мною используются разные методы и средства работы с детьми, имеющими особенности в развитии, что в свою очередь помогает максимально достичь возможных успехов и результатов не только психолого - педагогического, но и общего развития ребенка в целом.
При применении в коррекционной работе с детьми здоровьесберегающих технологий учитывает следующие принципы:
- принцип доступности;
- принцип соответствия возрастным нормам;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
- принцип чередования нагрузок и отдыха;
- принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;
В своей практической деятельности я учитываю индивидуальные особенности развития детей, сложность диагнозов. Но при этом, все занятия стараюсь разнообразить, не превращая их в скучную рутину ради достижения результатов и активно использую следующие здоровьесберегающие компоненты:
- Развитие мелкой моторики.
Развитию мелкой моторики уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует не только речевому развитию, но и учит вырабатывать основные элементарные умения, формирует графические навыки.
Играя в пальчиковые игры, ребенок учится подражать взрослому, вслушивается в обращенную речь, запоминает и проговаривает стихотворения, концентрирует и правильно распределяет внимание, развивает фантазию, воображение. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи, поэтому это отличное упражнение для развития памяти. К тому же создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Также, в своей работе, использую дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики: «Веселые прищепки», «Бусы», «Разноцветная мозаика», «Сухой бассейн» и т.д.; обводку шаблонов и штриховку изображений, графические диктанты.
- Су – джок терапия.
Су – джок терапия - это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам организма, расположенных на кистях рук и стоп.
На занятиях используются Су-Джок шарики, колечки, массажные мячики-ежики.
- Массаж и самомассаж.
Я активно использую в своей работе массаж и самомассаж кистей и пальцев рук
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему педагог.
- Логоритмика.
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Цель занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:
-снятие фактора тревожности;
-стимуляция двигательных функций;
-развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
-растормаживание речевой функции;
-развитие чувства ритма, темпа, времени;
-развитие мыслительных способностей и фантазии;
-развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
-нормализация просодической стороны речи.
- Песочная терапия.
Песочная терапия становится все более популярным. Это способ общения с миром, с самим собой посредством игры с песком.
От других форм арт – терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Также песок развивает мелкую моторику; развивает творческое воображение; формирует развитие всех форм мышления.
Использование мною, вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка развивающей среды способствует решению задач гармоничного развития обучающихся более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.
На основании вышеизложенного, результатом использования приемов здоровьесберегающих технологий в дефектологии является:
- развитие умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;
- улучшение психических процессов (памяти, внимания, мышления);
- обогащение положительной эмоциональной сферы;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
- снимается эмоциональное напряжение, страхи, агрессивность и тревожность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья."
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков,...
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"
Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....
Выступление на МО учителей начальной школы "Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе", 15.02.2018г.
В данном материале раскрывается актуальность здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Задача школы сохранить здоровье детей на протяжении всего процесса обучения и коррегировать уже имеющие...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов аспекты реализации требований ФГОС.
Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. П...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"
Функциональная читательская грамотность на уроке немецкого языка в условиях реализации ФГОС нового поколения....
Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Биоэнеггопластика."
Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Биоэнеггопластика."...