Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"
статья

 Кожевникова Елена Владимировна

         В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учителя – дефектолога  выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленным целям развития личности. Современные педагогические технологии в школьном образовании направлены на реализацию государственных стандартов школьного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»

Доклад на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе

учителя-дефектолога»

Подготовила: Кожевникова

Елена Владимировна

Инсар 2021г.

  В настоящее время состояние здоровья детей является  одной из наиболее актуальных проблем. Полноценное физическое развитие – это основа формирования личности ребенка. Основная задача взрослых состоит в том, чтобы помочь детям сохранить здоровье всего организма на долгие годы. Поэтому с самых ранних лет нужно приучать детей к определенным манипуляциям, которые помогут им поддерживать оптимальное состояние органов и систем в дальнейшей жизни.

Здоровьесберегающие технологии – это система, направленная  на сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. При этом необходимо выполнение как минимум 4 требований:

  1. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  2. Организация учебной деятельности.
  3. Создание комфортных условий на занятии.
  4. Индивидуально – дифференцированный подход.

       

В своей дефектологической   деятельности мною  используются  разные методы и средства работы с детьми, имеющими особенности в развитии, что в свою очередь помогает максимально достичь возможных успехов и результатов не только психолого - педагогического, но и общего развития ребенка в целом.

 При применении в коррекционной работе с детьми здоровьесберегающих технологий  учитывает следующие принципы:

- принцип доступности;

- принцип соответствия возрастным нормам;

- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

- принцип чередования нагрузок и отдыха;

- принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;

 

В своей практической деятельности  я учитываю  индивидуальные особенности развития детей, сложность диагнозов. Но при этом, все занятия  стараюсь  разнообразить, не превращая их в скучную рутину ради достижения результатов и активно использую следующие здоровьесберегающие компоненты:

  1. Развитие мелкой моторики. 

Развитию мелкой моторики уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует не только речевому развитию, но и учит вырабатывать основные элементарные умения, формирует графические навыки.

 Играя в пальчиковые игры, ребенок учится подражать взрослому, вслушивается в обращенную речь, запоминает и проговаривает стихотворения, концентрирует и правильно распределяет внимание, развивает фантазию, воображение. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи, поэтому это отличное упражнение для развития памяти. К тому же создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

Также, в своей работе, использую  дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики: «Веселые прищепки», «Бусы», «Разноцветная мозаика», «Сухой бассейн»  и т.д.; обводку шаблонов и штриховку изображений, графические диктанты.

 

  1. Су – джок терапия.

Су – джок терапия - это одно из направлений  медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Направлена на стимуляцию  высокоактивных  точек соответствующих всем органам и системам организма, расположенных на кистях рук и стоп.

На занятиях  используются  Су-Джок шарики, колечки, массажные мячики-ежики.

  1. Массаж и самомассаж.

Я  активно использую  в своей работе массаж и самомассаж кистей и пальцев рук

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему педагог.

  1. Логоритмика.

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Цель  занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:

-снятие фактора тревожности;

-стимуляция двигательных функций;

-развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;

-растормаживание речевой функции;

-развитие чувства ритма, темпа, времени;

-развитие мыслительных способностей и фантазии;

-развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

-нормализация просодической стороны речи.

  1. Песочная терапия.

Песочная терапия становится все более популярным. Это способ  общения с миром, с самим собой посредством игры с песком.

От других форм арт – терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Также песок развивает мелкую моторику; развивает творческое воображение; формирует развитие всех форм мышления.

      

 Использование мною, вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка развивающей среды способствует решению задач гармоничного развития обучающихся более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.

 На основании вышеизложенного, результатом  использования приемов здоровьесберегающих технологий в дефектологии является:

- развитие умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;

- улучшение психических процессов (памяти, внимания, мышления);

- обогащение  положительной эмоциональной сферы;

- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

- снимается эмоциональное напряжение, страхи, агрессивность и  тревожность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья."

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков,...

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....

Выступление на МО учителей начальной школы "Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе", 15.02.2018г.

В данном материале раскрывается актуальность здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Задача школы сохранить здоровье детей на протяжении всего процесса обучения и коррегировать уже имеющие...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов аспекты реализации требований ФГОС.

Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. П...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"

Функциональная читательская грамотность на уроке немецкого языка в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Биоэнеггопластика."

Мастер-класс для педагогов  «Здоровьесберегающие технологии в  работе учителя-логопеда. Биоэнеггопластика."...