Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»
материал на тему
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на методическом объединении учителей начальных классов
«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_korrektsionnoy_raboty.docx | 39.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Азовский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Самарская средняя школа №1 имени П.А.Половинко
Протокол №___ _от «__» ____ 2016г
«______» ______ 2016г.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на методическом объединении учителей начальных классов
«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»
Подготовила:
учитель-логопед
Кириленко Н.Б
с.Самарское
2016 г.
« Новое содержание работы учителя-логопеда школы
с введением ФГОС»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно-деятельностный подход, который заключается в комплексной диагностике всех учащихся начальной школы, осуществлении коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, консультирование родителей обучающихся, педагогов, самих детей, участие в профилактически-просветительской работе.
В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат:
- коммуникативные действия: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие.
- познавательные действия: обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах.
Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных действий обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.
В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы.
В прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности - уровень сформированности этих умений и навыков детей. Сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирования деятельности в личностных, регулятивных, и, конечно, в познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных и предметных результатов. Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения предметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных действий). Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками. Предметная область «Филология» в ФГОС предполагает следующие результаты:
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- обогащение словарного запаса.
В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка системы их коррекции. Также в Стандарте особое значение придается предупреждающей логокоррекционной работе с детьми группы риска. ФГОС указывает и на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Всё большее количество современных детей попадают в категорию группы риска: часто болеющие дети (соматически ослабленные), педагогически запущенные, без предшкольной подготовки, с нерезко выраженными отклонениями в развитии, дети из неблагополучных семей и др. Повышенная уязвимость организации специальной компенсации трудностей развития. Требования Стандарта к условиям реализации образовательной программы определяет и новый подход к организации логопедической работы – подход с позиции педагогического менеджмента. Новые условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации собственно профессиональной деятельности учителя-логопеда – организации его направлений работы с учетом самоменеджмента.
Усложнение дефектов речи
Давно практикующие логопеды замечают, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:
1) дефицит внимания;
2) низкий уровень развития самоконтроля;
3) низкий уровень познавательной активности;
4) быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность;
5) особенности зрительно-пространственного восприятия;
6) низкий уровень мотивации к обучению.
Цель работы:
оказание помощи, направленной на преодоление нарушений устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Задачи логопеда:
- осуществлять диагностику речевого развития детей;
- определять уровень сформированности компонентов речи детей;
- наметить подгрупповые и индивидуальные планы коррекции и компенсации речевых дефектов с учётом их структуры и степени тяжести;
- способствовать развитию детей для успешного освоения ими образовательной программы;
- предупреждать нарушения устной и письменной речи;
- взаимодействовать с ПМПк и ПМПК;
- распространять логопедические знания среди педагогов и родителей.
Итог логопедического воздействия:
формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.
В практической деятельности учителей-логопедов сложилась определённая система работы в этом направлении. Разработаны методические рекомендации по устранению фонематического недоразвития и лексико-грамматического нарушения, имеется достаточное количество практического материала по работе над связной речью, но информационные технологии пока ещё слабо используются в этом направлении, хотя дают множество возможностей:
• доставлять обучающимся необходимый практический материал в доли секунды;
• активизировать и сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания;
• задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает воспитанникам лучше понять и усвоить материал;
• оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;
• увеличить объем выполнения тренировочных упражнений;
• а так же при подготовке к занятиям компьютер дает возможность сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий.
Работа учителя – логопеда строится по четырём направлениям: организационному, диагностическому, коррекционно-развивающему и просветительско-профилактическому. И в каждом из этих направлений можно использовать ИКТ.
Для формирования мотивации воспитанников к речевой деятельности на логопедических занятиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у ребёнка познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений, с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий, создаёт ситуацию занимательности и заинтересованности, вызывает желание трудиться на занятии и осуществляется по следующим направлениям:
• развитие слухового внимания;
• активизация артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения;
• коррекция просодической стороны речи;
• развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа;
• уточнение, обогащение и активизация словаря;
• коррекция и развитие грамматического строя речи;
• развитие связной речи.
Практика показывает, что трудности современных детей с ОВЗ в освоении образовательной программы непосредственно связаны с недостаточно сформированным и развитым процессом произвольного внимания и недостаточностью развития слухового внимания. Умение слушать окружающие нас звуки, вычленять их из огромного потока, узнавать и называть очень важно для дальнейшей успешной коррекционной работы логопеда при любых формах нарушения речи. Упражнения, направленные на развитие слухового внимания проводится практически на каждом занятии.
Для этого подобраны файлы по следующим темам:
• Звуки дома
• Звуки деятельности человека
• Звуки, которые издают животные и птицы
• Чей это звук?
Чтобы задействовать не только аудиальный канал, но и визуальный канал восприятия информации детьми почти все звуки сопровождаются яркими, красочными картинками. Это позволяет создать определенный эмоциональный настрой.
Для активизации артикуляционного аппарата и организации минуток-отдыха и релаксации подобраны мультимедийные презентации и звуковые файлы.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Также у школьников, имеющих недоразвитие речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм, и недостаточность объема словаря. Поэтому подбор игр и игровых упражнений, направленных на развитие этих компонентов речи, существенно облегчают коррекцию, особенно если они представлены в виде красочных и интересных по содержанию дидактических мультимедийных презентаций.
Кроме того, в настоящее время появляется большое количество компьютерных игр-тренажеров, которые являются обучающими программами по различной деятельности. Благодаря таким тренажерам, ребёнок может пополнить знания и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий.
Компьютерные программы для коррекции нарушений устной речи у детей встречаются редко, и, чаще всего, рассчитаны на использование родителями, а не специалистом по коррекции речевых нарушений. Следует также отметить, что программы для коррекции речи оказываются, как правило, дороже обучающих программ по какой-либо другой деятельности в 5–7 раз.
Наиболее приемлемы в работе с детьми-логопатами следующие программы:
Логопедический тренажер «Дельфа – 142»
В нашей школе в коррекционной работе с детьми используем огопедический тренажер «Дельфа – 142». Этот тренажер - предназначен для коррекции произношения и отработки дифференциации парных глухих и звонких согласных в письменной речи учащихся младших классов и детей с недостатками интеллектуального развития, детей-инвалидов, детей с нарушениями речи, а также детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в развитии.
Тренажер состоит из персонального компьютера, цветного монитора, стандартной клавиатуры, звуковой карты, блока обработки речевого сигнала, микрофона и трех программ, установленных на жестком диске. Программы компьютера защищены от несанкционированного копирования и предназначены для использования только на компьютере, в котором установлен блок обработки речевого сигнала.
Тренажер позволяет:
- внести игровые моменты в процесс коррекции произношения;
- отработать дифференциацию парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи;
- в игровой форме закреплять навык дифференциации парных согласных в устной и письменной форме;
- подбирать словарный материал для упражнений на письменную речь с учетом индивидуальных особенностей ученика, использовать в работе тематические словари.
В программах заложена максимально возможная унификация операций, набор звуковых и визуальных сигналов, а также несколько уровней помощи и подсказок. Для облегчения процесса овладения компьютером в программах используется минимально необходимый набор клавишей.
Использование тренажера на логопедических занятиях в специальной школе позволяет решить ряд задач. Упражнения, включенные в программу, позволяют работать над речевым дыханием, голосом, темпом и плавностью речи. Над звукопроизношением, звукослоговой структурой слов, помогают отрабатывать навыки зрительного контроля за правильностью речи, развивать фонематическое восприятие и умение контролировать речь при помощи слуха, развивать технику чтения, формировать навыки восприятия графического образа буквы, звукобуквенного анализа и синтеза слов, соотнесения звука и буквы, печатной и прописной и др.
Как известно, коррекция устной речи позволяет вести пропедевтическую работу по предупреждению нарушений в письменной речи. В связи с этим в состав тренажера «Дельфа – 142» включены специальные упражнения, которые позволяют завершать работу по развитию фонематического восприятия на материале письменной речи, а также непосредственно направленные на коррекцию недостатков самой письменной речи.
Нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей значительно чаще, чем у нормальных сверстников, приводят к нарушениям чтения и письма. У учащихся начальных классов встречаются нарушения звукослоговой структуры слова, выражающиеся как в пропуске или замене согласных в стечении, так и в пропуске, уподоблении и перестановке слогов, частые замены букв при чтении и на письме. Очень часты замены гласных первого и второго ряда. Часто встречаются замены звонких и глухих согласных. Такие замены в сильной позиции обусловлены недостаточной сформированностью фонематического восприятия. Количество таких замен увеличивается после того, как учащиеся на уроках русского языка изучают правила употребления парных звонких и глухих согласных в слабых позициях. Поэтому перед логопедом стоит задача: развивать фонематическое восприятие детей и учить их различать парные звонкие и глухие согласные в сильной позиции, а затем учить определять в какой позиции стоит звук, то есть, когда его надо писать так, как он слышится, а когда его надо проверять. Данная работа строится из нескольких этапов:
- Различение парных глухих и звонких согласных в сильной позиции;
- Нахождение парных глухих и звонких согласных в слабой позиции в слове;
- Проверка правописания парных глухих и звонких согласных в слабой позиции;
- Дифференциация навыков правописания глухих и звонких согласных в слабой и сильной позиции.
Полноценное осуществление этой работы невозможно без тщательной отработки навыка различения парных глухих и звонких согласных в сильной позиции.
В большинстве упражнений логопедического тренажера «Дельфа – 142» отрабатываются пары согласных в твердом и мягком звучании. Во всех упражнениях соблюдается единый принцип: работа только с одной парой звуков. Отрабатываемые буквы находятся в начале слова в сильной позиции перед гласными первого и второго ряда или сонорами. Также включены словари, содержащие слова с парными глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова. Часть упражнений построены в виде учебных заданий, а часть – в форме игры.
Логопедическая работа по дифференциации парных глухих и звонких согласных букв включает следующие этапы:
- Дифференциация парных глухих и звонких согласных звуков в слогах, словах, фразах, связной речи;
- Дифференциация парных глухих и звонких согласных букв при чтении слогов, слов, фраз, связных текстов;
- Дифференциация парных глухих и звонких согласных букв при письме.
Упражнение «Картинки» способствует формированию навыка выделения первого звука в слове, различению артикуляторно сходных звуков (парных глухих и звонких согласных). Используется на этапе дифференциации согласных звуков, представляющей первый этап логопедической работы. На втором этапе, который заключается в дифференциации парных согласных букв при чтении, используется упражнение «Железная дорога». Также используются упражнения «Слова с пропущенной буквой», «Сортировка слов с пропущенными буквами». Для автоматизации навыка, отрабатываемого при помощи этих упражнений можно включить игры «Цирк» и «Конструктор».
На заключительном этапе логопедической работы по устранению замен парных глухих и звонких согласных букв при чтении и на письме используется упражнение «Слова с пропущенными слогами», а затем предлагается игра «Грузовик».
Следует помнить, что логопедическая работа, проводимая с использованием компьютера, значительно отличается от традиционных методов коррекции недостатков речи. В значительной мере эти различия определяются тем, что материал, предлагаемый для работы, воспринимается детьми с экрана, а не с привычных картинок, упражнений в учебнике. Именно поэтому ребенок должен пройти этап знакомства с компьютером, используя материал подготовительных упражнений. Упражнения «Воздушный шар», «Перекресток» предназначены для обучения ребенка работе с клавиатурой. Для обучения работе с мышью используется упражнение «Наши животные». Звуковые эффекты позволяют ребенку воспринимать компьютер как «живое» существо, фактически вести с ним диалог, что делает процесс обучения более увлекательным.
Работа с тренажером планируется как этап логопедического занятия. На разных этапах логопедической работы по коррекции письменной речи перед педагогом стоят различные задачи. Для решения этих задач в тренажере существуют различные режимы: обучение, контроль и повтор.
Целесообразно включать в одно занятие выполнение на тренажере не более двух-трех упражнений. Логопедические занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. На мой взгляд, наиболее высока эффективность использования тренажера на индивидуальных занятиях, поскольку их специфика позволяет уделить больше внимания отработке требуемых навыков у данного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности. С другой стороны, отсутствие на таких занятиях других учеников дает ребенку лучше сосредоточиться на достижении успехов в собственной работе с тренажером. Впрочем, нецелесообразно отказываться то применения тренажера и на групповых занятиях. Хороший эффект может дать работа, проводимая в виде соревнования. При применении упражнений тренажера на групповых занятиях, помимо решения учебных и коррекционных воспитательных задач, происходит воспитание лидерских качеств у детей, не имеющих их.
Использование тренажера на логопедических занятиях не может заменить традиционные методы и приемы коррекционной работы. В то же время занятия на компьютере существенно дополняют логопедическую работу, вносят в нее разнообразие, позволяют более эффективно отрабатывать речевые навыки. Некоторые задания тренажера являются модификациями традиционных логопедических упражнений, однако, компьютер позволяет использовать более обширный речевой материал, делает форму его представления отвечающей современным требованиям.
Особо следует сказать о том, что работа с компьютером является хорошим средством вовлечения детей в обсуждение и общение, позволяет в реальной обстановке использовать приобретенные на занятиях речевые навыки. Обмен мнениями и высказываниями по поводу обсуждаемого предмета или явления позволит лучше усвоить смысл выполняемых упражнений, будет полезным и для развития понимания причинно – следственных, временных и пространственных отношений.
Целенаправленная работа по преодолению нарушений звукопроизношения, функций фонематического слуха и фонематического восприятия с применением элементов программы логопедического тренажера положительно влияла на развитие письменной речи и личности ребенка в целом. Однако надо отметить, что умственно отсталым детям необходимо значительно больше времени для усвоения любого учебного материала. Результаты обучения показали эффективность использованной системы обучения
Динамика обучения показала, что предлагаемая система преодоления нарушений письменной речи путем использования традиционных методов и приемов коррекционного воздействия и элементов программы логопедического тренажера «Дельфа-142» у учащихся начальных классов является эффективной.
Логопедическая работа с детьми, несомненно, является творческим процессом и работа с компьютерным тренажером «Дельфа – 142» представляет для этого широкие возможности.
Бесспорно, проектирование и создание подобных рекомендаций стало возможным благодаря ряду факторов:
- развитию информационных технологий;
- выявлению, обоснованию и описанию преимуществ компьютера как средства обучения и дальнейшей социализации детей с различными отклонениями в развитии;
- разработке методологического подхода к определению роли, функций и места информационных технологий в системе работы учителя-логопеда в области специального образования.
Проблема совершенствования приемов и методов коррекции нарушений письменной речи умственно отсталых школьников продолжает оставаться предметом дальнейшей работы исследователей.
Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008)
Представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи. На диске имеется также раздел «Развитие связной речи», где ребёнку предлагается алгоритм создания описательного рассказа и рассказа по серии картинок. В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа научит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.
Создание коррекционно – развивающей среды в кабинете учителя-логопеда
Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.
Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.
Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.
Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.
Принципы создания коррекционно-развивающей среды
1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»).
2. Принцип активности – возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.
3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т.е. эстетическая организация среды.
6. Принцип свободы достижения ребенком своего права.
7. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.
Основные зоны кабинета учителя-логопеда
Многие коллеги согласятся, что большинство логопедических кабинетов располагаются в устаревших типовых зданиях, малогабаритных неприспособленных помещениях (бывших кладовых, коридорах и т. д.). При планировании коррекционной среды необходимо учитывать комфортность и эстетичность, компактность размещения всех компонентов, максимально задействовать стены кабинета, создавая в основном настенные игровые панно и пособия.
• Учебная зона для проведения фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий, включающая в себя рабочие места детей, настенные панно и демонстрационные поверхности.
Для учебной зоны по обучению грамоте в логопедическом кабинете - настенный «Город звуков и букв» - игровое панно со схемами артикуляции гласных звуков, условными обозначениями цветом согласных и окошками-карманчиками для «заселения» букв.
• Звукокоррекционная зона или зона для индивидуальной работы предполагает наличие настенного зеркала, стеллажа для инструментов, игр и пособий, приспособлений для дыхательной гимнастики, массажа и т. д.
В этой зоне - настенное коррекционно-игровое панно «Волшебный куст». "Вырос" волшебный куст на стене, рядом с зеркалом. Сделан из плитки, обтянутой тканью. Для отделки можно использовать разные материалы: крупные бусины, крышки от упаковки для бахил, пуговицы, колючая часть ленты-"липучки", фетровая ткань, "вертушки" от детских пистолетов. Игровое панно многофункционально.
С его помощью учитель-логопед может:
1. Автоматизировать и закреплять правильное произношение поставленных звуков (передвигаем бусинки и проговариваем звуки, слоги, слова; "шагаем" пальцами по разным дорожкам и автоматизируем звук; закрепляем или собираем "иголки"- прищепки у ёжика с правильным проговариванием речевого материала).
2. Формировать навыки правильного речевого дыхания с помощью волшебных цветов-вертушек.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, стимулировать речевое развитие с помощью массажа пальчиков (колючие дорожки из "липучки"- следы ёжика).
4. Работать над просодической стороной речи ("шагаем" и проговариваем тихо-громко, грубо и ласково; медведь и мышка по крупным и мелким пуговичкам).
По зеркалу "ползёт" весёлая гусеничка, которая в карманчиках приносит детям разные задания. В кабинете логопеда дети отправляются в увлекательное путешествие со Смешариками. Оформление зеркала в виде домиков уже надоело, поэтому по морям и волнам (из сетки-упаковки для цветов) поплыл корабль с капитаном Карычем на борту. На парусах в пластиковых кармашках – схемы согласных звуков и звуковые модели гласных. На флажках - артикуляционная гимнастика со Смешариками.
• Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, принтером, сканером, магнитофоном с аудиозаписями, сиди - дисками, обучающими программами, компьютером.
• Консультативная зона включает в себя различные стенды с материалами для родителей учеников.
Такие зоны также предусмотрены в обоих кабинетах: в кабинете «Смешарики» всезнающая Нюша даёт советы и рекомендации родителям, а в «Городе» в углу растёт "Дуб мудрости" с полезными советами, буклетами и памятками, визитками специалистов и другой нужной информацией.
В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры), наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.
Карта самонаблюдений. Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведется самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учебе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.
Образец карты самонаблюдения
Дата Я на занятии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Старался писать без ошибок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверял свою работу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Следил за осанкой и правильной посадкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работал внимательно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Писал аккуратно, разборчиво |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдал чистоту и порядок в тетради |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдал дисциплину |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работал активно, поднимал руку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
ТЕМА: « РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
ТЕМА: « РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ...
Выступление на методическом объединении. учителей начальных классов ТНР. Тема: «Модель организации внеурочной деятельности»
Сценарий деловой игры Для заместителей директоров по ВР и педагогов организаторов, учителей начальных классов. «Модель организации внеурочной деятельности». Цели игры: Методические: найти опт...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"
В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"
Функциональная читательская грамотность на уроке немецкого языка в условиях реализации ФГОС нового поколения....
Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов»
Очень часто учитель-логопед сталкивается с тем, что учителя, встречают его появление в классе настороженно. Происходит это от того что, учителя особенно старшего поколения неправильн...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью».
Выступление на методическом обьеденение учителей начальных классов....