Обобщение знаний по теме « Морфемика».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок для 5-6 классов по теме "Морфемика", повторяем материал играя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_znaniy_po_teme_morfemika.docx | 50.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Саттарова Е.И.,
учитель русского языка МБОУ «Лицей №1» г. Чистополя
Тема: Обобщение знаний по теме « Морфемика».
Цель: Обобщить знания по морфемике, подготовиться к контрольному диктанту
Задачи: 1) повторение основных терминов и понятий раздела;
2) формирование навыков анализа языкового материала;
3) отработка орфографических навыков
Круг рассматриваемых вопросов: - морфемика как раздел науки о языке;
- состав слова;
- слова и морфемы;
- суффиксы, способы их выделения в слове;
- сущность и порядок морфемного разбора слова.
Компетенции (языковая, коммуникативная – строить высказывание на грамматическую тему, культурологическая – работа с текстом)
Основные виды деятельности учащихся: самостоятельное определение темы и целей урока, морфемный разбор, орфографический диктант, работа с текстом, поиск информации, систематизация, рефлексия.
- Предметные: знание понятий раздела, умение производить морфемный разбор слова, умение применять изученные орфографические правила.
- Коммуникативные: соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.
- Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
- Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Оборудование урока: листы самооценки, раздаточный материал с заданиями (приложение 1)
Использованная литература: ФГОС. Русский язык. Тематический контроль. 5 класс. Рабочая тетрадь под ред. И.П. Цыбулько Изд. Национальное образование// Москва, 2012 -224с
Эпиграф
Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
Ход урока.
- Организационный момент.
Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что сегодня я пришла на урок с чемоданчиком. Он необычный. Там лежат сюрпризы от Незнайки. И получат их в конце урока те, кто будет очень активно работать
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
1 мин.
Приветствие учителя. (Мотивационный момент).
- Здравствуйте. А теперь посмотрите на доску, определите, что это знаки на доске? Это графическое обозначение морфем
А теперь обратим внимание на эпиграф
- Ребята, как вы думаете, о чём идёт речь в эпиграфе? (О морфемах)
О чём пойдёт речь на уроке? - В каком разделе науки о языке мы изучали части слова – морфемы? (Морфемика)
-С какой наукой нельзя путать морфемику? (с морфологией)
-Что изучает морфология? (части речи).
- Ребята, попробуйте сами сформулировать тему урока. (Обобщение изученного по теме «Морфемика».)
Итак, какие же задачи вы поставите сегодня перед собой?
- Повторить значимые части слова
- Закрепить правописание орфограмм, изученных в разделе «Морфемика
- Вспомнить морфемный разбор
Что необходимо знать, чтобы начать разговор по теме? ( Вспомнить понятия, то есть термины по теме «Морфемика»). Вопрос-помощник: Как мы их можем повторить? (Предлагаются варианты, принимается приемлемый, то есть терминологический диктант).
«Чтобы спорилось трудное дело, чтобы не было дальше преград, мы, друзья, отправляемся смело в мир теории: вопросов, правил и задач».
1.Название раздела науки о языке, в котором изучаются значимые части слова (морфемы) и состав слова. (Морфемика)
2.Общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения. (Корень)
3.Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. (Приставка)
4.Значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов. (Суффикс)
5. Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении. (Окончание)
6. Часть слова без окончания (Основа)
Проверка. Учащиеся оценивают свои знания терминов.
Проверь ответы: морфемика, корень, приставка, суффикс, окончание, основа
Вывод по диктанту делают учащиеся на основе вопросов: Что мы повторили? Известны ли нам эти знания? Нужны ли они в жизни? Пригодятся ли в будущем? Продолжаем строить урок. Какой будет следующий этап?
Девизом следующего этапа будут слова: « Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».
2. Ловушка»
Однажды Незнайка и Цветик поспорили, какое окончание в слове мармелад. Незнайка утверждает, что – ад, а Цветик считает, что окончания здесь вообще нет. Кто из них прав?
3. Игра «Не угоди в ловушку!»
- Распределите слова в три столбика.
Осенний, шиповник, день, сырой, вдруг, холодок, шипы, туманный, неожиданно, канавы, расцвёл, цветок, сегодня, шиповника.
С падежным окончанием | С нулевым окончанием | Без окончания (неизменяемые слова) |
Осенний | шиповник | вдруг |
сырой | день | неожиданно |
шипы | холодок | сегодня |
туманный | расцвел | |
канавы | цветок | |
шиповника |
Назовите слова, которые имеют форму одного и того же слова? (Шиповник, шиповника)
Назовите однокоренные слова? (Шипы, шиповник)
4. Однажды ученикам 5 класса на уроке русского языка учитель предложил подчеркнуть однокоренные слова в стихотворении Г. Комаровского. Вот как с эти заданием справилась Незнайка:
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Соня спит,
Катя катит, Тоня тонет,
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь.
Учительница, заглянув в тетрадь, сказала, что он неправильно выполнил задание, на что мальчик ответил: «Значит, в этом стихотворении нет совсем однокоренных слов».
- Согласны ли вы с ним?
- Почему она ошибся?
- Зачем изучать части слова?
5. «Если знаешь части слова, то напишешь их толково»
Выпишите слова с пропущенными гласными, вставьте орфограммы
Вишенка.
Посадили бережные руки р_сточек в землю и начала из него р_сти вишенка. Р_сла, подр_стала и в_росла в пышное деревце.
Стали на выр…щенной вишенке появляться ягодки. Мы любовались красотой этого деревца.
6. Почему в щёчке – ё, а в крыжовнике – о?
Игра «Покажи движением и мимикой».
Ё – показываем щёчки, О – жующего человека, лакомимся крыжовником. Жёлудь, чёлка, шов, ручонка, мячом крючок.
7. Замените развёрнутое определение словом-синонимом и запишите
Точная выдержка из какого-либо текста- цитата
Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой- цыкнуть
Инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах- циркуль
Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины- цитрусовые
Найдите лишнее!
8. Игра «Четвёртое лишнее».
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните
лишнее слово в каждой строке.
1. Бархатц.., ц…ркуль, принц..п, ц..фра.
2. Станц…я, ц…рк, ц..клон, ц..ган.
3. Лекц…я, квитанц..я, синиц…н, ц…трус.
4. Овц…, панц…рь, ц…пленок, ц…куть.
Ответ:
1. Бархатцы, циркуль, принцип, цифра.
2. Станция, цирк, циклон, цыган.
3. Лекция, квитанция, синицын, цитрус.
4. Овцы, панцирь, цыпленок, цыкнуть.
Физминутка
Присели столько раз, сколько в слове предрасположенность приставок?
Взмахнули столько раз, сколько в слове призадумались суффиксов?
Попрыгали столько, сколько в слове нефтегазопровод корней?
Произведите морфемный разбор слова ПРИЗАДУМАЛИСЬ
Зачем нужно уметь выполнять морфемный разбор? От умения правильно выделять морфемы зависит умение грамотно писать.
9. Исправьте ошибки, выделите корень с чередующимися гласными.
Уважаемые господа! Предлажение Незнайка интересно. Полагая,
что правила грамматики усугубляют незавидное его полажение в школе, он предлогает их отменить. Слогаемые его жизни – это велосипед, компьютер, мяч. Это наши грустные предположения, но он своей искренностью распологает нас к себе. Ему нужно помочь, объяснить, и он приложит усилия, чтобы одолеть трудности языка.
Взаимопроверка
10. Сигнальные карточки: буква з – синяя карточка, с – красная.
– Кто ошибся – вспоминает правило, объясняет правописание приставок.
Безвредный, безвкусный, вскрикнуть, взглянуть, изгиб, бесхарактерный, размер, рассмешить, испортить, здесь, сжать.
Игра «Просигналь!»
Карточки предлагаются и гостям.
Составь слово
Какое слово я загадала
В нём такое же окончание, как в слове конь
Такая же приставка, как в слове заблудился
В нём такие же суффиксы, как в слове читала
В нём такой же корень, как в слове перебежчик
Забежал
У него приставка, как у слова переждать,
Корень, как у слова раздумье,
У него два суффикса: первый, - как у слова брать, второй- суффикс, образующий прошедшее время глагола
Окончание, как у слова сын
Передумал
Тест
1. Чтобы выделить корень…
А) подбираем проверочные слова
Б) выделяем окончание
В) изменяем форму слова
Г) подбираем однокоренные слова
2. В какой из строчек все слова являются однокоренными?
А. Горка, гористый, горячий.
Б. Ужалить, жалко, жалоба.
В. Дом, домашний, домишко.
Г. Водить, вода, водяной.
3. В какой из строчек все слова имеют приставку по-?
А. Подумать, побежать, поезд.
Б. Потеплеть, поверх, полк.
В. Покатить, подержать, покой.
Г. Пока, поход, побег
12. Подведение итогов урока. Рефлексивный этап. 2 мин.
- Я узнал....
- Я запомнил…
- Я смог…
- Сегодняшний урок помог мне…
- Хочу задать вопрос…
Рефлексия
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вместе всё - стоит теперь в журнале
( оценка)
А сейчас по морфемам узнайте слово:
1.Корень тот же, что и в словах «обмен», «изменить», «меняла».
2.Приставка как и в слове «перебежать».
3.Суффикс тот же, что и в словах «травка», «шубка».
4.Окончание – первая буква алфавита. (ПЕРЕМЕНКА)
Домашнее задание : подготовиться к контрольному диктанту
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение изученного по теме «Морфемика»»(Путешествие в страну «Морфемика»)
Итоговый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика" в форме урока- путешествия по стране Морфемика с героями сказки "Золушка". Вместе с героями ребятам предстоит выполнить задания по всем...
«Систематизация и обобщение знаний по теме «Словообразование. Морфемика. Орфография»
Повторение и обобщение знаний по теме «Словообразование и орфография»...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"
Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...
Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография
конспект урока русского языка "Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография"...
Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика»."
Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика»....
Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"
Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...
Открытый урок русского языка "Обобщение и систематизация знанний по теме "Морфемика"
Открыитый урок русского языка по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...