Обобщение знаний по теме « Морфемика».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Саттарова Елена Ивановна

Урок для 5-6 классов по теме "Морфемика", повторяем материал играя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_znaniy_po_teme_morfemika.docx50.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Саттарова Е.И.,

       учитель русского языка МБОУ «Лицей №1» г. Чистополя

Тема: Обобщение знаний по теме « Морфемика».

Цель: Обобщить знания по морфемике, подготовиться к контрольному диктанту

Задачи:                1) повторение основных терминов и понятий раздела;

                              2) формирование навыков анализа языкового материала;

                              3) отработка орфографических навыков

Круг рассматриваемых вопросов:     - морфемика как раздел науки о языке;

                                                                     - состав слова;

                                                                    - слова и морфемы;

                                                        - суффиксы, способы их выделения в                     слове;

                                                              - сущность и порядок морфемного   разбора слова.

Компетенции (языковая, коммуникативная – строить высказывание на грамматическую тему, культурологическая – работа с текстом)

Основные виды деятельности учащихся: самостоятельное определение темы и целей урока, морфемный разбор, орфографический диктант, работа с текстом, поиск информации, систематизация, рефлексия.

  • Предметные: знание понятий раздела, умение производить морфемный разбор слова, умение применять изученные орфографические правила.
  • Коммуникативные: соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.
  • Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
  • Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оборудование урока: листы самооценки, раздаточный материал с заданиями (приложение 1)

Использованная литература: ФГОС. Русский язык. Тематический контроль. 5 класс. Рабочая тетрадь под ред. И.П. Цыбулько Изд. Национальное образование// Москва, 2012 -224с

Эпиграф

Слово делится на части,                                                                                                                           Ах, какое это счастье!                                                                                                                       Может каждый грамотей                                                                                                                            Делать слово из частей!

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ребята,  вы, наверное, обратили внимание, что сегодня я пришла на урок с чемоданчиком. Он необычный. Там лежат сюрпризы  от Незнайки. И получат их  в конце урока те, кто будет очень активно работать

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

                                                                                       1 мин.

    Приветствие учителя. (Мотивационный момент).                                                  

    - Здравствуйте. А теперь посмотрите на доску, определите, что это знаки на доске?  Это графическое обозначение морфем

А теперь обратим внимание на эпиграф

- Ребята, как вы думаете, о чём идёт речь в эпиграфе?  (О морфемах)

О чём пойдёт речь на уроке?      - В каком разделе науки о языке мы изучали части слова – морфемы? (Морфемика)

 -С какой наукой нельзя путать морфемику? (с морфологией)

-Что изучает морфология? (части речи).

- Ребята,  попробуйте сами сформулировать тему  урока.  (Обобщение  изученного по теме «Морфемика».)

Итак,  какие же задачи  вы поставите сегодня перед собой?

- Повторить значимые части слова

-  Закрепить правописание орфограмм, изученных в разделе «Морфемика

-  Вспомнить морфемный разбор

Что необходимо знать, чтобы начать разговор по теме? ( Вспомнить понятия, то есть термины по теме «Морфемика»). Вопрос-помощник: Как мы их можем повторить? (Предлагаются варианты, принимается приемлемый, то есть терминологический диктант).  

«Чтобы спорилось трудное дело, чтобы не было дальше преград, мы, друзья, отправляемся смело в мир теории:  вопросов, правил и задач».

1.Название раздела науки о языке, в котором изучаются значимые части слова  (морфемы) и состав слова. (Морфемика)

2.Общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения.  (Корень)

3.Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.  (Приставка)

4.Значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов.  (Суффикс)

5. Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении.  (Окончание)

6. Часть слова без окончания (Основа)

Проверка. Учащиеся оценивают свои знания терминов.

 Проверь ответы: морфемика,  корень, приставка, суффикс, окончание, основа

Вывод по диктанту делают учащиеся на основе вопросов: Что мы повторили? Известны ли нам эти знания? Нужны ли они в жизни? Пригодятся ли в будущем? Продолжаем строить урок. Какой будет следующий этап?

        Девизом следующего этапа будут слова:  « Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».

2. Ловушка»

Однажды Незнайка и Цветик поспорили, какое окончание в слове мармелад. Незнайка  утверждает, что – ад, а  Цветик считает, что окончания здесь вообще нет. Кто из них прав?

3. Игра «Не угоди в ловушку!»

- Распределите слова в три столбика.

Осенний, шиповник,  день, сырой, вдруг, холодок, шипы, туманный, неожиданно, канавы, расцвёл, цветок, сегодня, шиповника.

С падежным

окончанием

С нулевым

окончанием

Без окончания

(неизменяемые

слова)

Осенний

шиповник

вдруг

сырой

день

неожиданно

шипы

 холодок

сегодня

туманный

расцвел

канавы

 цветок

шиповника

Назовите слова, которые имеют форму одного и того же слова?  (Шиповник, шиповника)

Назовите однокоренные слова?  (Шипы, шиповник)

4. Однажды ученикам 5 класса на уроке русского языка учитель предложил подчеркнуть однокоренные слова в стихотворении Г.  Комаровского.  Вот как с эти заданием справилась Незнайка:

 

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Соня спит,

Катя катит, Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что-нибудь.

 

Учительница, заглянув в тетрадь, сказала, что он неправильно выполнил задание, на что мальчик  ответил: «Значит, в этом стихотворении нет совсем однокоренных слов».

- Согласны ли вы с ним?

- Почему она ошибся?

- Зачем изучать части слова?

5. «Если знаешь части слова, то напишешь их  толково»

  Выпишите слова с пропущенными гласными, вставьте орфограммы

Вишенка.

   Посадили бережные руки р_сточек в землю и начала из него р_сти вишенка. Р_сла, подр_стала и в_росла в пышное деревце.

Стали на выр…щенной вишенке появляться ягодки. Мы любовались красотой этого деревца.

6.  Почему в щёчке – ё, а в крыжовнике – о?

Игра «Покажи движением и мимикой».

Ё – показываем щёчки, О – жующего человека, лакомимся крыжовником. Жёлудь,  чёлка, шов, ручонка, мячом крючок.

7. Замените развёрнутое определение  словом-синонимом и запишите

Точная выдержка из какого-либо текста- цитата

Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой- цыкнуть

Инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах- циркуль

Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины- цитрусовые

Найдите лишнее!

8. Игра «Четвёртое лишнее». 

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните

лишнее слово в каждой строке.

1. Бархатц.., ц…ркуль, принц..п, ц..фра.

2. Станц…я, ц…рк, ц..клон, ц..ган.

3. Лекц…я,  квитанц..я, синиц…н, ц…трус.

4. Овц…, панц…рь,  ц…пленок, ц…куть.

Ответ:

1. Бархатцы, циркуль, принцип, цифра.

2. Станция, цирк, циклон, цыган.

3. Лекция,  квитанция, синицын, цитрус.

4. Овцы, панцирь,  цыпленок, цыкнуть.

Физминутка

Присели столько раз, сколько в слове  предрасположенность      приставок?

Взмахнули столько раз, сколько в слове  призадумались            суффиксов?

 Попрыгали столько, сколько в слове    нефтегазопровод            корней?

Произведите морфемный разбор слова ПРИЗАДУМАЛИСЬ

Зачем нужно уметь выполнять морфемный разбор? От умения правильно выделять морфемы зависит умение грамотно писать.

9. Исправьте ошибки, выделите корень с чередующимися гласными.

Уважаемые господа!  Предлажение  Незнайка интересно. Полагая,

что правила грамматики усугубляют незавидное его полажение в школе, он предлогает их отменить. Слогаемые его жизни – это велосипед, компьютер, мяч. Это наши грустные предположения, но он своей искренностью распологает нас к себе. Ему нужно помочь, объяснить, и он приложит усилия, чтобы одолеть трудности языка.

Взаимопроверка

10. Сигнальные карточки: буква з – синяя карточка, с – красная.
– Кто ошибся –  вспоминает правило, объясняет правописание приставок.
 Безвредный, безвкусный, вскрикнуть, взглянуть,  изгиб,  бесхарактерный, размер, рассмешить, испортить, здесь, сжать.

Игра «Просигналь!»

Карточки предлагаются и гостям.

Составь  слово

       Какое слово я загадала

В нём такое же окончание, как в слове конь

Такая же приставка, как в слове заблудился

В нём такие же суффиксы, как в слове читала

В нём такой же корень, как в слове перебежчик

Забежал

 У него приставка, как у слова переждать,

Корень, как у слова раздумье,

У него два суффикса: первый, - как у слова брать, второй- суффикс, образующий прошедшее время глагола

Окончание, как  у слова сын

Передумал

Тест

1. Чтобы выделить корень…

А)  подбираем проверочные слова

Б)  выделяем окончание  

В)  изменяем форму слова

Г)  подбираем однокоренные слова

2. В какой из строчек все слова являются однокоренными?

А. Горка, гористый, горячий.

Б. Ужалить, жалко, жалоба.

В. Дом, домашний, домишко.

Г. Водить, вода, водяной.

3. В какой из строчек все слова имеют приставку по-?

А. Подумать, побежать, поезд.

Б. Потеплеть, поверх, полк.

В. Покатить, подержать, покой.

Г. Пока, поход, побег

12. Подведение итогов урока. Рефлексивный этап.                                                2 мин.

      -  Я узнал....

      -  Я запомнил…

      -  Я смог…

      -  Сегодняшний урок помог мне…

      -  Хочу задать вопрос…

     

Рефлексия        

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вместе всё - стоит  теперь в журнале

( оценка)

А сейчас по морфемам узнайте слово:

1.Корень тот же, что и в словах «обмен», «изменить», «меняла».

2.Приставка как и в слове «перебежать».

3.Суффикс тот же, что и в словах «травка», «шубка».

4.Окончание – первая буква алфавита. (ПЕРЕМЕНКА)

Домашнее задание : подготовиться к контрольному диктанту

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение изученного по теме «Морфемика»»(Путешествие в страну «Морфемика»)

Итоговый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика" в форме урока- путешествия по стране Морфемика с героями сказки "Золушка". Вместе с героями ребятам предстоит выполнить задания по всем...

«Систематизация и обобщение знаний по теме «Словообразование. Морфемика. Орфография»

Повторение и обобщение знаний по теме «Словообразование и орфография»...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"

Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...

Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография

конспект урока  русского языка "Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография"...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...

Открытый урок русского языка "Обобщение и систематизация знанний по теме "Морфемика"

Открыитый урок русского языка по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...