«Систематизация и обобщение знаний по теме «Словообразование. Морфемика. Орфография»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Харисова Галина Михайловна

Повторение и обобщение знаний по теме «Словообразование и орфография»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_idu_na_urok_po_singapurski.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Я иду на урок по - сингапурски

Учитель.     Харисова Галина Михайловна

Учебное заведение         МБОУ «Сатышевская  СОШ  Сабинского муниципального района Республики Татарстан им. Ш.З.Зиннурова»

Предмет         русский язык

Класс               6

Тема.  «Систематизация и обобщение знаний по теме «Словообразование. Морфемика.  Орфография»

Цель: повторение и обобщение знаний по теме «Словообразование и орфография»

Задачи.  Образовательная – проверить умение учащихся производить морфемный и словообразовательный разбор;

  Развивающая – развивать умение учащихся формулировать цели и задачи, устные высказывания;

 Воспитательная – воспитывать творческую и познавательную активность, уважительное отношение к языку, а также любовь к спорту.

Тип урока: обобщение знаний, практикум 

Личностные результаты. Способность к самооценке.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, работа со словарем, самостоятельная работа, выразительное чтение.

Технологии: проблемное обучение, уровневой дифференциации, игровые, компьютерные, интеграционные 

Методы и формы работы: Основная форма работы на уроке – групповая (учащиеся работают в группе по 4 человека, за каждым из учащихся закреплен номер) прием «Round Robin», Структура МИКС  ПЭА ШЭА

Урок проводится по учебнику: Ф.Ю.Ахмадуллина.  Русский язык. Учебник для 6 класса татарской средней общеобразовательной школы.- Казань: Магариф, 2010.

 Ход    урока

I. Оргмомент.

Учитель. Слайд 1.Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Как ваши дела? Вы улыбаетесь, значит у вас все в порядке, и наш урок будет интересным и полезным.

 А вы знаете, что XXII Олимпийские зимние игры пройдут в Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года. Вслед за ними – с 7 по 16 марта – состоятся XI Паралимпийские  зимние игры. Игры в Сочи пройдут в уникальной климатической зоне: здесь теплое море соседствует со снежными вершинами, склоны которых давно стали популярным местом отдыха для любителей зимних видов спорта

В проведении Олимпиады  также примут участие более 20000 волонтеров из Российской Федерации и зарубежных стран.  Что такое волонтёрство?  Кто такие волонтеры?

Словарная работа. Слайд 2.  

Волонтерство – это неоплачиваемая, добровольная деятельность на благо других.

Волонтер – это тот, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других.  

Учитель. Возможность стать волонтерами  Зимней Олимпиады в Сочи  есть у всех граждан России. Но к ним предъявляются определенные требования: первое требование – это знание русского языка. Вы хотели бы стать волонтерами?

Ученики. Да, хотели бы. 

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель. Какова же цель и задачи нашего урока?

Ученик. Повторить и обобщить знания по теме «Словообразование. Морфемика. Орфография».

Учитель. Да, сегодня мы проверим ваши знания по русскому языку

 

III. Актуализация знаний.

Класс делится на три группы. Группам предлагается составить сообщение в форме презентации из четырех слайдов ( по количеству учеников в группе).Каждый ученик представляет один слайд.

Задание первой группе. Составить сообщение по теме «Морфемика».

Задание второй группе. Составить сообщение по теме «Словообразование» Задание третьей  группе. Составить сообщение по теме «Орфография».

Учитель. Итак, сначала отвечает группа  1, а затем -3. Ребята. А эти разделы как-то связаны между собой?

Ученик. Эти разделы тесно связаны между собой. Чтобы правильно написать слово, нам надо  знать, в какой морфеме орфограмма: подбирать ли проверочное слово, или написание будет зависеть от других грамматических значений.

 Слайд 3.Орфографическая работа.  Распределите слова на три группы. Гласные буквы в корне слова: (прием «Round Robin»).

1 – проверяемые ударением;

2 -  чередующиеся;

3 – не проверяемые правилами.

Сг…реть, прик…сновение, к…саюсь,  выб…рает, соб…рем, возр…ст, ср…слись, предл…гаю, изл…жжение, раст…рать.

Составьте предложения с выделенными словами. Как они образованы?

Учитель. Отвечает ученик под номером 3.

 IV. Этап закрепления знаний, умений и навыков. (прием «Round Robin»)

Задание. Найдите «лишнее», выпишите это слово в тетрадь, обозначьте орфограмму

1.Без..скусный , от..скать,  сверх..нтересный , с..грать       

2.Пр..двинуть,  непр..ступный, пр..чудливый, пр..вращение         

3.Во..ход, ра..бить, бе..конечный, и..правление   

Учитель. Составьте с одним из слов предложение. Разберите по членам. Отвечает ученик под номером 4.

Учитель. Проверим, как вы умеете определять способы образования новых слов в языке. Но сначала слово дадим второй группе, которая  «приготовила»  нам презентацию по теме «Словообразование».(Ученики по очереди рассказывают о своем слайде, еще раз проговаривая теоретическую часть этого раздела).

Учитель. Наши знания по русскому языку становятся все лучше и лучше, а желание стать волонтером - все ближе и ближе.

Задание. Выпишите слова образованные: 1 группа – морфемными способами; 2 – образованные способом сложения; 3- способом перехода одной части речи в другую.

 Слайд 4. Спортплощадка, прыжок, футболист,  драмкружок, пешеход, полтетради, музей-квартира, учительская, лётчик, булочная, птицефабрика, , мороженое, выход, , подоконник, , столовая, , ванная, облачный, городок, пылесос, землемер.

Учитель. Отвечает ученик под номером 1.

Физкультминутка.

Структура МИКС  ПЭА ШЭА ( ученики под музыку перемешиваются в классе. Учитель останавливает музыку и дает команду «В пары». Ученики встают в пары. Учитель задает вопрос и дает время подумать. Ученики отвечают, используя РЕЛЛИ РОБИН. Учитель включает музыку, и процесс продолжается. (Двигаясь по классу, дети отдыхают с пользой для дела)

1.Назовите значимые части слова.

2.Назовите главную значимую часть слова.

3. Что такое приставка?

4.Что такое суффикс?

Учитель. Молодцы, ребята. Следующая наша игра называется «У кого хвост длиннее». Составьте с любым из слов самую длинную цепочку словообразования: солнце, вода, воздух.

Ученик. Вода, водичка, водяной, водный, водоворот, подводник, водопад  и т. д

Учитель. А теперь, составьте предложение ,используя все три слова. Объясните знаки препинания.

Ученик. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Учитель. И с этим заданием вы справились прекрасно. Следующее наше задание  - это работа с текстом.

  Слайд 5. Работа с текстом.  Прочитайте сказку.

Утка плавала посреди пруда, а лиса сидела на берегу.

-Эй, утка! – крикнула лиса. – А ты брассом можешь плавать?

-Кря-кря, могу,- сказала утка и продемонстрировала такой великолепный брасс, что ни один, даже самый взыскательный тренер не смог бы к ней придраться.

-Молодец! – похвалила лиса. – А  баттерфляем можешь?

-Кря-кря, это я делаю запросто, - ответила утка. И показала отличный баттерфляй.

-Ты просто талант, - восхитилась лиса, - и рождена для рекордов. А сможешь ли у того берега нырнуть, а у этого вынырнуть?

Не говоря ни слова, утка ушла под воду и вынырнула перед самым носом лисицы. Плотно позавтракав и очищая мордочку от утиных перьев, лиса мудро заметила:

-Зазнайство в спорте еще никого не доводило до добра.

                                                              (По М. Семенову.)

Слайд 6.Словарная работа:

Брасс – стиль плавания с синхронными симметричными движениями рук и ног без выноса их на поверхность воды.

Баттерфляй – стиль плавания на груди, при котором движения рук напоминают взмах крыльев бабочки.

 Взыскательный – требовательный, строгий.

Задания по тексту.

1.Озаглавьте текст.  Определите тему текста.  Найдите предложение, в котором  сформулирована основная мысль текста?

2.Определите, каким стилем написан текст. Докажите. Какие морфемы выполняют функцию стилистической окраски? (-очк-).

3. К какому типу речи можно отнести данный отрывок? Докажите.  

3.Найдите в тексте слова, соответствующие схемам: 1) приставка+корень+ два суффикса + окончание; 2) корень+суффикс+ окончание.

V.Рефлексия. Выставление оценок

Учитель. Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? Действительно ли – язык становится богаче благодаря появлению новых слов?

Ученик. Мы неплохо справились со всеми заданиями. Значит цели, которые мы поставили в начале урока, достигнуты.

Учитель. Я очень рада за вас, вы неплохо знаете эти разделы русского языка, значит, в будущем у нас есть возможность стать волонтером.

VI. Домашнее задание .1.Составить словарный диктант на изученные орфограммы. (25слов)

2. Сочинение на тему «Спорт – это здоровье».

3. Сочинение на тему «Мой друг- волонтер».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс

Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие"

Данный урок является уроком систематизации и обощения знаний и умений в 7 классе по теме "Деепричастие". Материал урока соответствует содержанию программы по русскому языку, дает возможность системати...

Систематизация и обобщение изученного по теме "Словообразование"

Урок обобщения по теме "Словообразование" 6 класс...

Урок русского языка по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Наречие"

Разработка включает в себя конспект урока, презентация и ЭОР...

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Частицы»

Цели  урока: Систематизировать  знания  учащихся  о  частицах;  обобщить  материал,  изученный  на  уроках  по  теме «Разряды  час...

Урок по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Глагол."

Урок проводится после изучения темы "Глагол"  с использованием игровых технологий. Цель урока - повторение  и систематизация  узученного  материала по теме, отработка  основны...