Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика»."
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_i_sistematizatsiya_znaniy_po_teme_morfemika.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика».
(5 класс)
Цель: повторить и систематизировать сведения по морфемике и орфографии
формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения
развивать аналитическое мышление
Ход у рока.
- Сообщение темы, целей урока.
- Слово учителя.
При изучении темы «Морфемика» мы познакомились с терминами (1 слайд) Морфемика - раздел науки о языке, изучающий состав слова.
Морфема - значимая часть слова.
Орфография - правила написания слов и их форм.
Культура речи - правильная, красивая, образная речь.
Рассуждение - тип текста: есть тезис, аргументы, вывод.
Задание: составить предложение с одним из слов.
- Работа по теме урока.
- Работа с текстом ( 2 слайд)
Слово - великое дело! Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить людей. Словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.
- Определить тип текста (рассуждение).
- Определить главную мысль ( к слову нужно бережно относится и правильно его использовать).
- Выполнить синтаксический разбор предложения
Слово — великое дело
- Сколько букв и звуков в словах:
Служить,которое, людей.
- Устный диктант (работают 2 ряда, 3 ряд- тест «Морфемы слова» 3 слайд)
Вопросы:
- Что составляет основу слова ( приставка, корень, суффикс)
- Какие части слеша служат для образования новых слов (приставка, суффикс)
- Значимая главная часть слова, в которой содержится общее лексическое значение однокоренных слов9 (корень)
- Значимая часть слова, находится перед корнем? (приставка)
- Эта часть служит для связи слов в предложении и словосочетании (окончание)
- Какой частью слова похожи слова: соловушка, бабушка, дедушка (суффиксом)
- Какой частью слова похожи слова: весна, весенний, по-весеннему (корнем)
- Какой частью слова похожи слова: подсвечник, подоконник, подставка
(приставкой)
- В каких частях слова мы изучили правила о правописании гласных и согласных? (приставка, корень)
Тест «Морфемы»
- Что составляет основу слова
- приставка, корень, окончание
Б) корень, суффикс
- приставка, корень, суффикс, окончание
Г) приставка, корень, суффикс
- Какая часть слова служит для образования форм слова
- Окончание Б) приставка
- корень Г) суффикс
- Какой частью слова похожи слова: дубок, лесок, медок, теремок?
- приставкой Б)корнем
- суффиксом Г)окончанием
- В какой части слова есть орфограмма: -лаг-лож-, -рос-раст-ращ-?
- в окончании Б) в приставке
- в корне Г) в суффиксе
- Какой суффикс образует прошедшее время глагола?
- -и- Б) –а-
- -е- Г)-л-
Ответы (4 слайд): 1-г 2-а 3-в 4-в 5-г
- Разбор слов по составу с объяснением орфограмм (у доски)
Бесшумный, бесконечная, подрастешь, предложение, беззвучное.
- Чтение текста «Живое слово» Ф. Кривина
О какой орфограмме идет речь?
Вызвали Е из алфавита.
- Ну, как у Вас дела?
- На уровне. Каждый работает над своей темой.
- А над какой темой Вы работаете?
- «некоторые проблемы 6 места как места, находящегося между 5 и 7». Тема трудная, но интересная.
- Придется на время ее оставить. Думаем направить Вас в текст. Узнаете хоть живое слово, а то застоялись в своем алфавите.
- А в какое слово меня посылают?
- Слово хорошее: день Бодрое слово светлое. И не очень сложное: всего один слог
Вы там будете единственным гласным, так что решающий голос будет Ваш. Главное -хорошо организовать работу.
В слове день Е стоит на видном месте, ему удобно, спокойно, совсем так в алфавите. И в это время его начинают склонять!
Вот тебе и живое слово. В алфавите-то нас не склоняли. А здесь: день, дня, дню.
Куда девалась Е?
- Что такое чередование?
- Какие чередования в корне мы изучили?
Работа по «цепочке»: объяснить орфограмму
Предложить, положить, заросло, выращен, полагать, разрослись, отрастить, вырос, отрасль, пролагать, выложен, росточек.
- Объяснить написание, отгадать загадку (5 слайд)
- По чаще идет таежный хозяин. Валежник ломает, пч л разоряет, (медведь)
- Маленький, удаленький сквозь землю ирош...я, краену шапочку наш... л. (гриб)
- Ч.рненькая собачка, свернувшись, лежит, дом сторожит, (замок)
4. Ш... л долговяз, в сыру землю увяз, (дождь)
5. Ж...лтенькие комочки возле нашей квочки, (цыплята)
- Какая орфограмма встретилась в отгадке 5 загадки?
- Какая орфограмма пишется в слове, почему? (устная работа)
Станция, цыпочки, цитрус, циркач, сестрицын, дисциплина, цыган, гонцы, Греция, цифра, мотоцикл.
- Что поможет написать сложное слово? (орфографический словарь)
- Какие еще знаете словари? (толковый; синонимов, антонимов)
- Есть словарь, который поможет нам разобрать по составу сложные слова. Это «Школьный словарь строения слов русского языка».
- Обобщение по уроку, вывод.
- Домашнее задание: упр. 454
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение изученного по теме «Морфемика»»(Путешествие в страну «Морфемика»)
Итоговый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика" в форме урока- путешествия по стране Морфемика с героями сказки "Золушка". Вместе с героями ребятам предстоит выполнить задания по всем...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Обобщение знаний по теме "Наречие"
Цели, задачи урока, оборудование к уроку. Поэтапный ход урока со слайдовой презентацией....
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"
Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...
Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"
Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...
Методика проведения урока русского языка в 9 классе. Обобщение знаний по теме "Сложноподчиненные предложения"
Данное пособие предусматривает повышение грамотности и формирование ментальности школьника – носителя языка.Важность гуманитарных задач, стоящих перед учителем словесником – фо...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Систематизация знаний по теме"Глагол"
Конспект урока предполагает систематизацию знаний учащихся по теме "Глагол"....
Открытый урок русского языка "Обобщение и систематизация знанний по теме "Морфемика"
Открыитый урок русского языка по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...