Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl.doc | 997.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Урок русского языка в 5 «В» классе.
"Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика".
Учитель: Айдемирова Татьяна Романовна
Образовательная программа: Баранова, Ладыженская
Тип урока: закрепление и обобщение изученного
Форма урока: урок-путешествие
Цели: -обобщение знаний о морфемах слова;
- совершенствование навыков морфемного разбора слова;
Задачи :
Обучающие:
- углубить знания по морфемике;
- закрепить умение производить морфемный разбор слова;
Развивающие:
- развивать речь, логическое мышление, внимание и память,
- самостоятельность в учебной деятельности;
- развитие эмоций учащихся путем привлечения наглядности и средств ТСО (компьютер).
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за членов классного коллектива, формировать умение сопереживать, сочувствовать товарищам, ответственно относиться к дружбе.
Тип урока: закрепление и обобщение изученного.
Вид урока: урок-путешествие.
Технология урока: на игровой основе, с использованием средств ИКТ.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийная презентация, толковый словарь С.И. Ожегова.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
- Вступительное слово учителя.
- Работа с текстом.
- Лексическая работа.
- Беседа по теме урока.
- Словарная работа.
- Сообщение о корне.
- Орфографическая работа
- Сообщение о приставке
- Сообщение о суффиксе
- Сообщение об окончании
- Физкультминутка.
- Морфемный разбор слов.
- Творческое задание: расшифровать телеграмму.
III. Выставление оценок за работу..
V. Подведение итогов урока.
Ход урока
1.Организационный момент урока.
1. Мобилизация внимания учащихся
- Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наше общение с небольшой разминки. Повторяйте за мной слова и движения.
2. Психологический аутотренинг.
(Дети кладут руки на грудь и вместе с учителем произносят слова.)
Прекрасно всё на свете,
Прекрасно на Земле,
Прекрасно всё вокруг,
Прекрасно всё во мне
1 слайд
-Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на группы. На столах стоят солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Вы будете брать один лучик и садится за тот стол, где солнышко того же цвета, что и твой лучик.
Вы разбились на 2 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Я вижу, что вы меня хорошо встретили, у вас хорошее настроение. Я хочу передать вам свое тепло, а вы передайте его друг другу по цепочке.
2. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.
-Чтобы узнать тему нашего занятия надо отгадать ребус. У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на обратной стороне.
м | о | р | ф | е | м | и | к | а |
41-40 | 15-13 | 33-30 | 20-16 | 17-12 | 12-6 | 3+4 | 2+6 | 7+2 |
Прочитайте, какое слово получилось?
I. По ходу урока демонстрируется презентация (Приложение 1).
Запись числа.
II. 1. Вступительное слово учителя.
Бывает так: ребята мечтают посвятить свою жизнь служению человечеству. Хотят изобрести лекарство от всех болезней, научиться предсказывать землетрясения, предотвращать войны, совершать кругосветные путешествия и открывать новые земли. Это прекрасные мечты. А ведь многое можно сделать прямо сейчас. И ничего, если ваши дела будут не для человечества, а просто для людей. Для тех, кто живет в вашем доме. Или даже для одного человека – кто учится в вашем классе.
Поэт Кайсын Кулиев заметил: “Легко любить все человечество – соседа полюбить сумей!” А как думаете вы?
Давайте мы начнем с малого: будем внимательны друг к другу, научимся взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию, соучастию.
2. Лексическая работа.
- Ребята, а что обозначают эти слова?
В словаре учащимися находятся значения слов: взаимопонимание, сочувствие, сопереживание, соучастие.
- Верно, это совместное переживание, общее участие. И указывает на это приставка со-.
И вам, дети, именно сейчас и пригодится умение сопереживать, соучаствовать, делать все вместе и дружно. У вас в классе случилась неприятность: пираты похитили вашего учителя О.В, и отвезли на необитаемый остров. Если вы хотите вернуть ее, нам всем вместе нужно отправиться в плавание к этому острову и освободить ее. Но спасти О.В.мы сможем, если правильно выполним все задания. Выручая ее, мы проверим, углубим, а при необходимости и откорректируем знания по морфемике; закрепим умения морфемного разбора, что поможет в дальнейшем решать орфографические задачи. Отправляемся в путешествие!
4. Беседа по теме урока.
- Наш корабль называется “Морфемика”. А что это такое?
- Какие морфемы вам известны?
- На какие две группы делятся морфемы?
- Для чего служат словообразовательные морфемы?
- Для чего служат формообразующие морфемы?
- Приведите примеры.
- Хорошо, ребята! Но что это? На нашем пути препятствие: мне кажется, что это коралловые рифы. Давайте познакомимся с новым словом.
5. Словарная работа.
Запись слов коралл, коралловый. Орфографический разбор слов. Работа с толковым словарем: чтение словарной статьи, запись прямого и переносного лексического значения слова коралловый. Подбор синонимов к переносному значению слова коралловый. Демонстрация фотографий коралловых рифов.
- Ребята, впереди не коралловые рифы! А что же это? Демонстрируется изображение предметов,которые ассоциируются с корнем.
6. Сообщение учащихся о корне.
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
7. Орфографическая работа: группа группе показывает карточки со словами где пропущена орфограмма в корне, друга группа должна назвать проверочное слово (игра «Словесный мяч)- А теперь я вижу какой-то мыс. Как бы нам не разбиться! Чтобы обогнуть его, нужно рассказать о такой морфеме –
8. Сообщение учащихся о приставке.
Внимание, впереди Бермудский треугольник –
- Здесь бесследно исчезло множество кораблей, видимо, члены их экипажа плохо учились в школе и не были дружны. ( сильная группа отправляет послание другой группе с ребусом)
РЕБУС
1. приставка от слова слева
2. первая гласная слова удочка
3. фф
4. х
( суффикс)
Сможем ли мы благополучно миновать это место?
- Да!
- Тогда расскажите о суффиксе.
9. Сообщение о суффиксе.
- Теперь обогнем подводную скалу –
10. Сообщение об окончании.
11. Физкультурная пауза.
- Ребята, видите ли вы остров?
Встаньте, посмотрите в иллюминаторы далеко-далеко, теперь ближе, еще раз посмотрите вдаль, снова ближе. Потянитесь вверх.
- Нет, острова не видно. Придется матросам влезть на мачту корабля и оттуда определить, где находится необитаемый остров.
12. Морфемный разбор слов.
- Да, не зря говорится: “Ученье – свет, а неученье – тьма”. Мы смогли увидеть остров и уже подплываем к нему. Нас уже увидели пираты. Нам нужно объяснить им цель визита. Давайте пошлем им телеграмму. Но у них особый язык – они смогут прочитать текст, если в словах будут выделены морфемы. Но, помните, нам нельзя допустить ошибку! Вспомните порядок и правила морфемного разбора. Для этого вы должны выполнить задание – тест “Состав слова”.
Одна группа учащихся работает за компьютером, другая – на рабочих местах.
Тест “Состав слова” (Приложение 3)
Вопрос 1
Общая часть родственных слов – это:
- Корень;
- Основа;
- Окончание;
- Приставка;
- Суффикс.
Вопрос 2
Изменяемая часть слова – это:
- Корень;
- Основа;
- Окончание;
- Приставка;
- Суффикс.
Вопрос 3
Часть слова, которая стоит перед корнем – это:
- Корень;
- Основа;
- Окончание;
- Приставка;
- Суффикс.
Вопрос 4
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это:
- Корень;
- Основа;
- Окончание;
- Приставка;
- Суффикс.
Вопрос 5
Всё слово без окончания – это:
- Корень;
- Основа;
- Окончание;
- Приставка;
- Суффикс.
Вопрос 6
Приставка служит:
- Для связи слов в предложении;
- Для образования новых слов.
Вопрос 7
Суффикс служит:
- Для связи слов в предложении;
- Для образования новых слов.
Вопрос 8
Окончание служит:
- Для связи слов в предложении;
- Для образования новых слов.
Вопрос 9
Выбери слово с приставкой:
- Поём;
- Пошёл;
- Польза;
- Порог.
Вопрос 10
Выбери слово, строение которого соответствует схеме:
- корень суффикс окончание;
- книжка;
- дом;
- книга;
- повар.
Вопрос 11
Найди “лишнее” слово:
- Дым;
- Книга;
- Стол;
- Друг.
Вопрос 12
Найди “лишнее” слово:
- Дело;
- Разделить;
- Деловой;
- Поделки.
Вопрос 13
Найди “лишнее” слово:
- Лес;
- Лесник;
- Лесом;
- Лесок.
Мы повторили с вами изученные морфемы, теперь мы можем посылать телеграмму пиратам.
Текст телеграммы:
Жителей2 острова приветствуют ученики2 5 “Б” класса.
Мы совершаем2 трудное кругосветное путешествие.
На острове наша “классная мама”.
Хотим выручить любимую2 учительницу2.
Над словами ЖИТЕЛЕЙ, УЧЕНИКИ, СОВЕРШАЕМ, ЛЮБИМУЮ, УЧИТЕЛЬНИЦУ надо произвести морфемный разбор. Демонстрируется образец разбора.
разбор слова по составу
ПОРЯДОК РАЗБОРА
1. Определить, к какой части речи относится слово: указать, изменяется данное слово или
не изменяется
2 У изменяемых слов выделить окончание и основу, у неизменяемых все слово обозна-
чить как основу.
3. Выделить корень, подобрать однокоренные слова.
4. Выделить приставку (если есть).
5. Выделить суффикс (если есть)
6. Графически обозначить выделенные части слова.
образец разбора
разыгрался — глагол, изменяемая часть речи
разыгрался (однокоренные слова — игра, играть, игровой)
После выполнения, демонстрируется правильный морфемный разбор нужных слов.
-Мы выполнили все задания.
- Ура! Наша учительница свободна. А пираты прислали нам ответную телеграмму. Расшифруйте ее.
13. Творческое задание: расшифровать телеграмму, составив из морфем слова
Вы – …
- приставка как в слове прехорошенькая,
- корень как в слове красавица,
- суффикс как в слове вольный,
- окончание как в слове счастливые;
- корень как в слове ученый,
- суффикс как последний
- суффикс в слове певуче,
- суффикс как в слове водник,
- окончание как в слове рыбаки.
- корень как в слове поверье,
- суффикс как в слове проходная,
- окончание как в слове любимые,
- корень как в слове подружка (ж/з),
- окончание как в слове семья.
Ответная телеграмма пиратов:
ВЫ ПРЕКРАСНЫЕ УЧЕНИКИ И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
III. Выставление оценок за работу. Учащиеся, которые выполняли задание на ПК, сразу получают оценки за работу (предусмотрено в программе). Учащимся, которые работали на рабочих местах, выставляет оценки учитель русского языка.
Учащиеся получают домашнее задание (задание комментируется).
1. Подберите однокоренные слова к слову УЧЕНЬЕ по данным схемам:
2. Записать 5 пословиц или поговорок о дружбе.
IV. Подведение итогов урока:
Позади все моря-океаны,
И пираты, и штормы, и зной.
Повидали мы разные страны.
И опять возвратились домой.
Но поверьте матросскому слову:
Стоит лишь капитану моргнуть –
Мы отправиться снова готовы
В дальний путь!
В дальний путь!
В дальний путь!
- Что же, ребята, наше путешествие подходит к концу. Со всеми заданиями мы справились, любимого учителя вернули в нашу школу.
- А какие знания и умения нам помогли выполнить все задания?
- Какие личные качества нужны в трудном и опасном путешествии?
- Вы показали себя умными, умелыми. Как настоящие друзья приходили на помощь одноклассникам и классному руководителю. Прилепите мне к рулю корабля ваши впечатления от урока, т.е.мордашки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге». Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.Цели: 1)...
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...