Открытый урок русского языка "Обобщение и систематизация знанний по теме "Морфемика"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Открыитый урок русского языка по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 321.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"
Класс: 5 Дата:
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели урока:
образовательная: обобщить знания учащихся по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи", систематизировать знания учащихся по теме.
развивающая: развивать умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость, отрабатывать орфографическую и пунктуационную грамотность.
воспитательная: воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, развитие речи, внимание; умение работать в паре; воспитывать чувство дружбы, товарищества, доброты, взаимопомощи.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) Осваивать содержание изучаемых орфограмм и алгоритм их использования.
2) Применять при письме данные орфографические правила.
Метапредметные:
Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: - определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение.
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные:- воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи;
- находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Личностные:
Проявлять познавательный интерес к новым знаниям.
Этапы урока
I. Организационный момент.
- Какой сегодня день?
- Сегодня. Мой любимый день.
Я надеюсь, что у вас все дни любимые. Сегодняшний тоже. Разве может быть плохое настроение в такой день?
Так хочется верить в то, что и на уроке вы будете работать дружно и весело, с прекрасным настроением.
II. Актуализация знаний.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
- Как называются части, на которые делятся слова? (Морфемы)
- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются эти части слова? (Морфемика)
III. Формулировка темы урока. Постановка цели урока.
- Какова тема нашего сегодняшего урока?
- Каковы цели нашего урока?
Сегодня нам предстоит обобщить изученный материал и закрепить полученные знания.
IV. Закрепление изученного материала.
- Разгадать кроссворд (листы раздаются).
- Работа со «словесным деревом»
- Сердцевиной слова, основной его частью является корень. От него растут слова, как ветви на дереве. Чем сильнее корень, тем он жизнеспособнее и употребительнее, тем больше у него ветвей, тем величественнее возвышается "словесное дерево".
- Вот одно из таких деревьев, но здесь есть веточки, которые ветер занёс с других деревьев, их надо отделить.
- Оставьте слова только с этого дерева.
(Работа выполняется парами по заданию: 1 пара однокоренные слова; 2 пара неоднокоренные слова) с последующей проверкой и комментарием.
Однокоренные слова: подводный, водичка, обезводить, водолаз, водопад, водоросль, водоём.
Неоднокоренные слова: водитель, заводить, завод, провод, проводник.
- КАРТОЧКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Какие слова являются однокоренными к слову, обозначающему предмет на картинке. Зачеркните лишние слова.
Слова: хлебопёк, хлебороб, выхлебал, хлебушек, хлебозавод, хлебнуть, хлебный, похлебать, хлебница.
- Объясните значение слов, которые не вычеркнули.
- Коллективная работа
- Отгадайте загадку, запишите отгадку в тетрадь. Выделите в слове морфемы.
Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла –
И пропала… (СНЕЖИНКА)
- Запишите под диктовку предложение, выполните его синтаксический разбор.
Зимой в лесу стоят заснеженные деревья.
- Назовите однокоренное слово к слову СНЕЖИНКА. Выполним морфемный разбор этого слова. (ЗАСНЕЖЕННЫЕ)
- Физминутка. Давайте сделаем короткую остановку в работе и проведем физминутку. Я буду называть однокоренные слова к словам ЛЕС и САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово будет с корнем САД, вы встаете. Если рядом два однокоренных слова, вы хлопаете в ладоши.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
- Комментированное письмо
- Записать слова, объяснив выбор нужной буквы, обозначив графически условия выбора орфограммы. На доске по два слова.
Бе...шумный, ра…дать, бе…дельник, и…править, бе…брежный, ра…сказ, ра…писание, и…бежать, …дать
- Чередующиеся гласные в корнях –лаг-лож и –раст-ращ-рос.
- Узнайте слова по их лексическому значению: УСТНО
- Число, которое складывается с одним или несколькими другими при сложении – слагаемое.
- Количество лет от рождения – возраст.
- Письменный пересказ чего-либо своими словами с учебной целью – изложение.
- Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос какой? Какая? Какие? – прилагательное.
- Отдельная область знаний, производства - отрасль.
- Недавно появившийся из семени стебелёк - росток.
С какими орфограммами записанные слова?
Вспомним правило «Чередующиеся гласные в корнях –лаг-лож и –раст-ращ-рос». Кто может рассказать?
О чём мы никогда не должны забывать?
- Отгадайте, о каком герое идёт речь.
В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Почта-дом стоит у речки.
Почтальон в ней — дядя … (Печкин)
Так вот… Почтальон Печкин написал Дяде Фёдору тревожное письмо. Но в былые годы Печкин смог получить только начальное образование… Давайте попытаемся найти эти ошибки, исправить их. Иначе письмо до адресата не дойдет.
- (Работа в парах) КАРТОЧКА
Найти ошибки, исправить их.
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
- Орфограмма О-Ё в корне после шипящих.
Замените словосочетание одним словом с орфограммой
Цвет, противоположный белому цвету - чЁрный
Плод дуба - _____________
Цвет одуванчика - _______________________
Разговор тихим голосом - _________________________
Головной убор, присоединенный к куртке (рубашке и т.д.) - _______________
Негромкий шуршащий звук - _______________
Делящийся на два – чётный
- Назовите слова с буквой О. (капюшон, шорох)
- Орфограмма И-Ы после Ц.
- Какую ещё орфограмму, изученную в разделе «Морфемика», мы не вспомнили?
- Я сейчас назову алгоритм работы с этой орфограммой, а вы слушайте внимательно.
В существительных на –ция
Мы всегда напишем –ия.
Ну и в корне, посмотри,
Тоже пишем букву и.
А в концовке –цын, -цый, -цы
Пишем только букву ы.
- О чем я ещё забыла сказать. ( Об исключениях) Назовите их.
- Поднять сигнальную карточку Ы или И в словах:
Циркуль, циферблат, цирк, циклоп, цыпленок, цитрусовый, цыган, авиация, на цыпочках, птицы, куницын, традиция, пальцы.
- Выставление оценок. Рефлексия.
Задание: разгадайте шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же я – в дневнике или в журнале.
- Какое получилось слово? А это значит, пора оценить себя. Я и наши гости хотим увидеть, как каждый из вас оценивает свою работу на уроке. Если вы считаете, что поработали сегодня на уроке отлично и всё вспомнили, со всеми заданиями справились, поставьте себе 5 в тетради. Если вы что-то недопоняли или не вспомнили и оцениваете себя на «4», то поставьте 4.
- А теперь оцените меня. Если вам понравился урок – похлопайте, а если не понравился – потопайте.
7. Домашнее задание. Выполнить задание по карточке.
Домашнее задание
Кругом тиш... на. Изд..лека (до)нос..тся песенка. Кто п..ёт в такой хол..(д/т) А вот и сама в..сёлая певун..я. Это синица – самая в..сёлая зимн.. птица. (Во)дв..ре (в)саду (в)л..су звучит её радос..ная песенка. Синицу ле(г/х)ко узнать (по)жёлтой гру(д/т)к.. (с)чёрн..м галстуч..ком. (У)неё белые щёч..ки. (На)г..ло(в/ф)к.. бархатная шапоч..ка чёрного цвета. З..мой синица подл..та..т (к)жил..ю человека. Ведь (под)снегом трудно найти пищ... (На)к..рмите синицу Птица (по)друж..тся (с)вами и (не)ул..тит. Стан..т стуч..ть остр..м клювом (в)окошко. Будет в..сёлой песенкой вас приветствовать.
Зернышко, загадка, повар, обед, побегут, осенний, умная, отъезд, бескрайний |
(Работа в парах) Найти ошибки, исправить их.
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
(Работа в парах) Найти ошибки, исправить их.
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
(Работа в парах) Найти ошибки, исправить их.
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
(Работа в парах) Найти ошибки, исправить их.
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
Домашнее задание
- Перепишите текст, раскройте скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и обозначьте орфограммы. Расставьте знаки препинания.
Кругом тиш... на. Изд..лека (до)нос..тся песенка. Кто п..ёт в такой хол..(д/т)? А вот и сама в..сёлая певун..я. Это синица – самая в..сёлая зимн.. птица. (Во)дв..ре (в)саду (в)л..су звучит её радос..ная песенка.
Синицу ле(г/х)ко узнать (по)жёлтой гру(д/т)к.. (с)чёрн..м галстуч..ком. (У)неё белые щёч..ки. (На)г..ло(в/ф)к.. бархатная шапоч..ка чёрного цвета. З..мой синица подл..та..т (к)жил..ю человека. Ведь (под)снегом трудно найти пищ... (На)к..рмите синицу Птица (по)друж..тся (с)вами и (не)ул..тит. Стан..т стуч..ть остр..м клювом (в)окошко. Будет в..сёлой песенкой вас приветствовать.
- Запишите слова, выделите морфемы.
Зернышко, загадка, повар, обед, побегут, осенний, умная, отъезд, бескрайний
Домашнее задание
- Перепишите текст, раскройте скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и обозначьте орфограммы. Расставьте знаки препинания.
Кругом тиш... на. Изд..лека (до)нос..тся песенка. Кто п..ёт в такой хол..(д/т)? А вот и сама в..сёлая певун..я. Это синица – самая в..сёлая зимн.. птица. (Во)дв..ре (в)саду (в)л..су звучит её радос..ная песенка.
Синицу ле(г/х)ко узнать (по)жёлтой гру(д/т)к.. (с)чёрн..м галстуч..ком. (У)неё белые щёч..ки. (На)г..ло(в/ф)к.. бархатная шапоч..ка чёрного цвета. З..мой синица подл..та..т (к)жил..ю человека. Ведь (под)снегом трудно найти пищ... (На)к..рмите синицу Птица (по)друж..тся (с)вами и (не)ул..тит. Стан..т стуч..ть остр..м клювом (в)окошко. Будет в..сёлой песенкой вас приветствовать.
- Запишите слова, выделите морфемы.
Зернышко, загадка, повар, обед, побегут, осенний, умная, отъезд, бескрайний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по математике в 9 кл. " Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по математике в 9 классе по теме " Арифметическая и геометрическая прогрессии" направлен на обобщение и систематизацию знаний ...
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Урок-игра «Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» - 5 класс
В игровой форме обобщается и систематизируется материал по теме "Синтаксис и пунктуация". Задания носят творческий характер, развивают логическое мышление, умение работать в группе. На протяжении урок...
Урок-игра « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок – закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Цели урока:1.Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся, полученные в 5 классе.2.Развивать логическое и образное мышление учащихся, исследовательские и творческие навыки, форми...
Конспект урока химии: Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»
9 класс Конспект урока химии: Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»...
Интегрированное открытое внеклассное мероприятие обобщения и систематизации знаний (на основе проектной методики ). «Заимствования в английском и русском языках».
Интегрированное открытое внеклассное мероприятие обобщения и систематизации знаний (на основе проектной методики ).«Заимствования в английском и русском языках»....
Урок-игра в 5 классе « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок –закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Материал разработан на основе деятельностного подхода к обучению...