Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ипатова Раиса Михайловна

конспект урока  русского языка "Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka.docx17.46 КБ
Файл konspekt_uroka.docx493.62 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

урока русского языка по теме

 «Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»  в 6 классе,  

разработанного  и проведённого

 учителем русского языка и литературы

Ипатовой Р. М.

Тема урока:

«Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»

Тип урока: обобщение и системацизация знаний, урок совершенствования ЗУН

Цели урока:

Образовательные:

1) обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»;

2) совершенствование навыков правильного правописания  чередующихся гласных в корне  слов,  гласных и согласных в приставках и других орфограмм, изученных в разделе «Морфемика и словообразование».

Развивающие:

1) развитие логического мышления обучающихся, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

2) развитие монологической речи школьников;

3) развитие внимания, зрительной памяти;

4) развитие умения анализировать свою деятельность.

Воспитательные:

1) воспитание уважительного отношения к родному языку;

2) воспитание нравственных и коммуникативных умений  и навыков;

3) воспитание умения видеть прекрасное.

Планируемые результаты:

Предметные

1) Осваивать содержание изучаемых  орфограмм  и алгоритм   их использования.

2)  Применять при письме данные орфографические правила.

Метапредметные

Регулятивные:  - выполнять учебное задание в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: - определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение.

- воспроизводить  по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные:- воспринимать текст с учётом  поставленной учебной задачи;

- находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Личностные

Проявлять познавательный интерес к новым знаниям

Оборудование:

- слайдовая презентация и средства для её демонстрации

-разноуровневые карточки

- маршрутный лист с заданиями.

Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифферентации, игровые технологии, использование здоровьесберегающих методик.

       Исходя из целей и задач урока, был спланирован тип урока - обобщение  изученного. Тип урока определяет его структуру, его соответствие требованиям ФГОС. Исходя из типа, урок строится по следующим этапам:

Организационный  момент: настрой на деловой лад и моцивация к деятельности.

Следующий этап.  Актуализация знаний  (Слайд № 2): стихотворный отрывок помогает  подвести учеников к формулировке темы урока и постановке целей урока, а также повторить определения части слова, раздела науки о языке, изучающего морфемы и способы образования новых слов. Тема и цели урока уточняются учителем (слайды №  3- 4).

Следующий этап работы – это закрепление изученного материала, практическая деятельность учащихся. Знание терминологии проверяется в игровой форме: разгадывание кроссворда. Затем идёт отработка навыка правильного написания орфограмм в корне слов: стихотворный отрывок В. Рождественского (Слайд № 5).

 Стихотворный отрывок помогает учителю перейти к следующим заданиям: индивидуальной работе учащихся у доски по карточкам (морфемный и словообразовательный разборы слов) и повторению однокоренных слов. Отрабатывается умение учащихся подбирать родственные слова и выделять части слова. Данные для работы слова помогают перейти к работе с текстом «Здравствуй, зима!» Отрабатывая навык правильного написания орфограмм, изученных в данном разделе, повторяются  способы образования слов, средства выразительности, развивается умение учащихся ассоциативно мыслить.

Для закрепления правил правописания изученных  орфограмм проводится небольшой словарный диктант, работа учащихся  у доски по карточкам.

Виды работы чередуюся, а также  дети то пишут в  тетрадях, то выполняют задания в маршрутном листе, то работают у доски, то используются ИКТ. Тематически урок посвящён наступлению зимы: используется текст М. Шолохова «Здравствуй, зима!», стихотворный отрывок о снежинке, слова на зимнюю тему.

В конце урока подведён итог и проведена рефлексия.

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата. При разработке данного урока  учитывались возрастные особенности детей   и  реальные возможности учеников этого класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, средний уровень развития аналитико - синтетического мышления, трудности в  запоминании и усвоении материала. Урок опирался на знания, умения  учеников, полученные ранее.

В течение всего урока создавалась комфортная  психологическая атмосфера, чтобы   снять  тревожность, мнительность, нерешительность.  В результате общение на уроке было продуктивным и качественным. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.

             Дети работали увлечённо, с интересом, давали частичные и полные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.                  

Урок цели достиг. Подбор заданий помог каждому ребёнку на уроке продвинуться в своём индивидуальном развитии.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

Смоленского района

Конспект

открытого урока русского языка

 в 6 классе

«Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»

Подготовила и провела:  Ипатова Р. М.,

учитель русского языка и литературы,

учитель высшей квалификационной категории

2017 год

Тема урока:

«Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»

Тип урока: обобщение и системацизация знаний, урок совершенствования ЗУН

Цели урока:

Образовательные:

1) обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»;

2) совершенствование навыков правильного правописания  чередующихся гласных в корне слова,  гласных и согласных в приставках и других орфограмм, изученных в разделе «Морфемика и словообразование».

Развивающие:

1) развитие логического мышления обучающихся, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

2) развитие монологической речи школьников;

3) развитие внимания, зрительной памяти;

4) развитие умения анализировать свою деятельность.

Воспитательные:

1) воспитание уважительного отношения к родному языку;

2) воспитание нравственных и коммуникативных умений  и навыков;

3) воспитание умения видеть прекрасное.

Планируемые результаты:

Предметные

1) Осваивать содержание изучаемых  орфограмм  и алгоритм   их использования.

2)  Применять при письме данные орфографические правила.

Метапредметные

Регулятивные:  - выполнять учебное задание в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: - определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение.

- воспроизводить  по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные:- воспринимать текст с учётом  поставленной учебной задачи;

- находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Личностные

Проявлять познавательный интерес к новым знаниям

Оборудование:

- слайдовая презентация и средства для её демонстрации

-разноуровневые карточки

- маршрутный лист с заданиями.

Этапы урока

I. Организационный  момент    (Слайд № 1)

C:\Users\1\Desktop\HorNastr20.jpg

-Какой сегодня день?

- Сегодня. Мой любимый день. 

Я надеюсь, что у вас все дни любимые. Сегодняшний тоже. К тому же вчера  выпал снег.  Пришла Зима. Разве может быть плохое настроение в такой день?

Так   хочется верить в то, что и на уроке  вы будете работать  дружно и весело, с прекрасным настроением.

 II. Актуализация знаний (Слайд № 2)

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

- Как называются  части, на которые делятся  слова? (Морфемы)

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются эти части слова? (Морфемика)

- Как называется раздел науки, который рассказывает нам, как образуются слова? (Словообразование)

III. Формулировка темы урока  (Слайд № 3). Постановка цели урока (Слайд № 4).

- Какова тема нашего сегодняшего  урока?

- Каковы цели нашего урока?

Сегодня нам предстоит обобщить изученный материал и закрепить полученные знания. 

IV. Закрепление изученного материала.

1. Разгадать кроссворд.

Кроссворд по теме «Морфемика»

1. Морфема, стоящая перед корнем и образующая новые слова.

2. Морфема, стоящая после корня и образующая новые слова.

3. Слова, имеющие одинаковый корень.

4. Главная  значимая часть слова.

5. Часть слова без окончания.

6. Изменяемая значимая часть слова, образующая формы слова.

7. Соединительная  гласная  между частями сложного слова

2.   Вставите орфограммы в слова, объясните правописание данных слов (текст на экране, слайд № 5)

Ж…вут сл…ва единою семьёй

И от родных к...рней б…рут начало.

Р…стёт    …зык  и(з,с)вечно молодой.

Так будет впредь, так и всегда бывало.

                           Вс. Рождественский

- Как вы понимаете эти строки из стихотворения  Вс. Рождественского?

- Выполните словообразовательный и морфемный разборы слова ИЗВЕЧНО

Извечно< извечный < вечный < век. Из-веч-н-о 

3. Самостоятельная работа учащихся у доски (по карточкам) и за партой (все остальные).

Учитель: сейчас  мы попробуем создать семьи  родственных слов.

3.1. Индивидуальная  работа по карточкам у доски:  словообразовательный и морфемный разбор слов.

Карточка № 1.

1.  Выполните словообразовательный и морфемный разборы слов:

Ледниковый,    снегопад,   запорошить

Карточка № 2

1.  Выполните словообразовательный и морфемный разборы слов:

Зимний,   снежность,  переморозить

3.1. ( Все остальные). Образуйте от данных слов с непроизводной основой наибольшее количество родственных слов (учитывая и сложные слова), укажите состав слов: снег, зима, лёд.

Снег - снежок,  снежинка, снеговой, снежный,  бесснежный, снегопад, подснежник, снегирь, снежность, снежно, белоснежка, бесснежность.

Зима – зимушка, зимний, по-зимнему,  предзимний, зимовать, зимовка, зимовщик, отзимовать, перезимовать, зазимовать,  зимостойкость, зимостойкий.

Лёд – ледок, ледочек, льдина, льдинка, ледышка, ледяшка,ледовый, ледяной,
ледник, ледниковый, наледь, подлёдный. Заледенеть, оледенеть, обледенеть, ледокол, ледорез, ледоруб, гололёд, гололедица.

4. Работа с текстом (Слайд № 7).

- Вставить орфограммы, объяснить правописание слов.

                             C:\Users\1\Desktop\images (10).jpg

Здравствуй, зима!

       Итак, она пр…шла, долг…жданная зима! Хорошо пр…бежаться по м…розцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь п…крыты белым снегом, и солнце перел…вается в нем слепяшим блеском. Пр…чудливый узор мороза лег на в…трины маг…зинов и наглухо закрытые окна домов, ин…й покрыл ветви т…полей. Глянешь ли вдоль улицы, выт…нувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. И…редка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч м…розец, он тоже пр…ятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чу…ством. Все живо, все ярко в пр…образившейся пр…роде, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»

Шолохов Михаил Александрович

- Вспомним правописание приставок: при- и пре-;  приставок на з-с.- Словообразовательный разбор слов:

пр…шла < шла

 пробежаться < пробежать < бежать

 свежесть < свежий

долгожданная < долго, ждать

- Какие способы  образования слов вы знаете? Приведите примеры бессуфиксального способа образования (синь, выход, тишь).

- О чём текст М.А. Шолохова «Здравствуй, зима!»? Какова тема?

- Какова основная мысль текста?

- Какие средства выразительности использует автор, чтобы показать нам красоту зимы? (олицетворение - «пришла зима», «снежинки  кружатся»; эпитетым - «нежные, мягкие снежинки», «бодрящая свежесть»)

- Какие ассоциации вызывает образ зимы?  (Слайд № 8)

                      C:\Users\1\Desktop\images (12).jpg

5. Повторим орфограммы, изученные в данном разделе: соединительные гласные в сложных словах, приставки при- и пре-,  буквы и-ы после приставок, корни с чередующимися гласными

5.1.Словарный диктант (все)

          Касаться рукой сугроба, загореться ярко,  застилать пушистым покрывалом, озарять окрестности, заснеженная растительность, проложить лыжню, холодное прикосновение, замирать от восторга, вечерняя заря, ослепительно блестит, прилагать усилия,  зима  набирает силу.

5.2. Карточка с индивидуальным заданием

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Снег…пад, бел…снежный, лед…руб, пеш..ход, пут…шествие,  гол…ледица, земл…трясение,  птиц…лов.

5.3. Карточка с индивидуальным  задание.

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Пр…алтайский, при…полярный, пр…мудрый, пр…обладать, пр…остановить, пр…шить, пр…плыть, пр…ступить закон, пр…гнать.

5.4. Карточка с индивидуальным заданием

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Сверх…нтересный, раз…скивать, меж…нститутский, пред…стория, раз…ыграть, без…скусственный, небез…звестный, под…тожить.

6.  Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом. Укажите морфемный состав данных слов (Слайд № 9).

C:\Users\1\Desktop\img8.jpg

Снежинка, льдинка, слезинка.

V. Итог.

Ребята, давайте  вернёмся к целям, которые мы сформулировали в начале урока. Достигли ли мы поставленных  в начале урока целей? Что мы сегодня с вами повторили и закрепили?

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: морфемика и словообразование - важнейшие разделы  русского языка. Они тесно связаны с орфографией и другими разделами языка. Знание материалов этих  разделов  поможет избежать многих ошибок и сделает  нашу речь правильной и грамотной.

        А ещё мы сегодня     встретили матушку-зиму, вспомнили, какой она бывает волшебной и сказочной, повторили художественные средства выразительности.

VI. Рефлексия. 

- На уроке я работал….

- Своей работой на уроке я…

- За урок я…

Моё настроение …

VII.  Домашнее задание: вопросы на стр. 126, упр. 238.

Маршрутный лист

ученика 6 класса _________________________________

1. Разгадать кроссворд.

Кроссворд по теме «Морфемика»

1. Морфема, стоящая перед корнем и образующая новые слова.

2. Морфема, стоящая после корня и образующая новые слова.

3. Слова, имеющие одинаковый корень.

4. Главная  значимая часть слова.

5. Часть слова без окончания.

6. Изменяемая значимая часть слова, образующая формы слова.

7. Соединительная  гласная  между частями сложного слова

4. Работа с текстом

- Вставить орфограммы, объяснить правописание слов.

Здравствуй, зима!

       Итак, она пр…шла, долг…жданная зима! Хорошо пр…бежаться по м…розцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь п…крыты белым снегом, и солнце перел…вается в нем слепяшим блеском. Пр…чудливый узор мороза лег на в…трины маг…зинов и наглухо закрытые окна домов, ин…й покрыл ветви т…полей. Глянешь ли вдоль улицы, выт…нувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. И…редка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч м…розец, он тоже пр…ятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чу…ством. Все живо, все ярко в пр…образившейся пр…роде, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»

Шолохов Михаил Александрович

- Какие ассоциации вызывает образ зимы?

Карточка № 1.

1.  Выполните словообразовательный и морфемный разборы слов:

Ледниковый,    снегопад,   запорошить.

Карточка № 2

1.  Выполните словообразовательный и морфемный разборы слов:

Зимний,   снежность,  переморозить

5.2. Карточка с индивидуальным заданием

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Снег…пад, бел…снежный, лед…руб, пеш…ход, пут…шествие,  гол…ледица, земл…трясение,  птиц…лов.

5.3. Карточка с индивидуальным заданием.

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Пр…порошить, при…полярный, пр…мудрый, пр…обладать, пр…остановить, пр…шить, пр…плыть, пр…ступить закон, пр…гнать.

5.4. Карточка с индивидуальным заданием

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Сверх…нтересный, раз…скивать, меж…нститутский, пред…стория, раз…грать, без…скусственный, небез…звестный, под…тожить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема? ТЕМА?

Слайд 4

ЦЕЛИ?

Слайд 5

Ж..вут сл..ва единою семьёй И от родных к..рней б..рут начало. Р..стёт ..зык извечно молодой. Так будет впредь, так и всегда бывало. Вс. Рождественский

Слайд 10

Бодрого зимнего настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография». С учетом ФГОС по программе Л.М.Рыбченковой

Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография».С учетом ФГОС по программе Л.М.РыбченковойЦ е л ь: определение уровня сформированности умений определять способ образования с...

Контрольный диктант по теме "Морфемика. Словообразование. Орфография"

Контрольная работа содержит текст диктанта и грамматическое задание...

Контрольная работа по русскому языку по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография». 6 класс (Рыбченкова)

Контрольная работа по русскому языку за 6 класс по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» включает в себя 2 части: тест с выбором правильных ответов и работу с текстом. Задействованы орфографи...

Контрольная работа по теме "Морфемика, словообразование, орфография" 6 класс

Текст контрольной работы по теме "Морфемика, словообразование, орфография", включающий в себя текст для проверки орфографических навыков и задания по данному тексту. Контрольная работа составлена по п...

Технологическая карта "Контрольный диктант по теме "«Морфемика. Словообразование. Орфография», 5 класс.

Технологическая карта урока русского языка для учащихся 5 класса. Контрольный диктант в качестве контроля после заершения изучения раздела «Морфемика. Словообразование. Орфография»....

Контрольная работа по теме "Морфемика. Словообразование. Орфография" в 6 классе

Цель контрольной работы - выявить уровень освоения изученного материала по разделу "Морфемика. Словообразование. Орфография"...

Проверочная работа по теме "Морфемика. Словообразование. Орфография"

Проверочная работа по теме "Морфемика. Словообразование. Орфография" для 6 класса по типу ОГЭ....