Технологическая карта урока русского языка "Лексика" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Валеева Любовь Григорьевна

Технологическая карта по теме "Лексика.Лексическое значение слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«___»________________2024 г.                                                                                                                                    

Ф.И.О. учителя: Валеева Любовь Григорьевна

Тема урока: «Слово и его лексическое значение»

Класс: 5

Деятельностная цель: формирование умения определять значение слова и его лексическое значение;

Содержательная цель: знакомство с понятием «слово», и его лексическим значением.

Задачи фрагмента урока:

Дидактические:

-обеспечить усвоение терминов лексика, лексическое значение слова;

-продолжить формирование умений и навыков работы с толковым словарем, поиска и отбора информации.

Развивающие:

развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения (обобщать, работать с учебником, общаться друг с другом); развитие памяти, речи, мышления.

Воспитательные:

воспитывать положительный интерес к изучаемому предмету, желание углублять знания в изучаемом разделе, аккуратность в работе.

Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Деятельность учителя

Деятельность

Обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

1.Этап мотивации и самоопределение к учебной деятельности

- Здравствуйте! Садитесь. За окном прекрасная зимняя погода, осталось совсем немножко до долгожданных новогодних праздников.

- У вас на столах лежат смайлики, покажите тот, который соответствует вашему настроению.

Молодцы! Спасибо!

И моё настроение соответствует вашему. Я дарю вам свою улыбку.

Хочу пожелатьвам удачи! Формула удачи складывается из таких слов: улыбка, настроение, вера в себя и результат.

Приветствуют учителя.

Показывают свое настроение к уроку.

Строить цепочки логических рассуждений

П - поиск и выделение необходимой информации; Р – понимать, принимать и сохранять учебную задачу; К – строить речевое высказывание в устной форме

Мотивация к учебно-познавательной деятельности

2.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения  в пробном действии

- На прошлых уроках мы с вами изучали различные разделы русского языка. Давайте вспомним какие это разделы и коротко их охарактеризуем.

(Актуализация)

Откройте тетради, запишите число.

Ответы детей.

Записывают число.

анализ объектов с

целью выделения

признаков

П – применять полученные знания

Р - принимать, сохранять учебную задачу и решать ее

К – строить речевое высказывание в устной форме

Умение проведения самоконтроля своей учебной деятельности, умение самостоятельного выполнения работ

3.Этап выявления места и причины затруднения

- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока я подготовила для вас две подсказки. (учитель зачитывает стихотворение).

О чём данное стихотворение? Какова основная тема этого стихотворения?

Вторая подсказка. Я подготовила для вас пары слов, в которых пропущена буква, но в корнях разные буквы. Как вы думаете правильно ли вставила пропущенные буквы?

От чего зависит выбор буквы?

Правильно!

Про слова.

От лексического значения слова.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

П:- учатся анализировать, делать выводы,

Р – оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи

К – строить речевое высказывание в устной форме

Определяют уровень своих знаний,

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

- Исходя из двух подсказок, какая же тема нашего урока?

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова К.Г.Паустовского «Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество 

 хороших слов и названий”

- Какую же цель мы поставим?

Хорошо!

- Слово и лексическое значение.

 

- узнать, что такое лексическое значение слова,

- понять в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова,

- научиться определять лексическое значение слова по толковому словарю,  

- расширять свой словарный запас.

Установление причинно- следственных связей.

П – определять закономерность изучения темы

Р – составлять план действия для решения учебных задач

К – строить речевое высказывание в устной форме

Проявление личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний

5.Этап реализации построенного проекта

Ребята, кто помнит какой раздел русского языка изучает слово?

Дай определение слова «лексика»

Хорошо, лексика – это раздел русского языка изучающий словарный запас. Запишите себе в тетрадь.

Ребята, а как вы думаете сколько слов в русском языке?

Есть такое мнение, что слов в русском языке столько, сколько звёзд на небе. Вы согласны с этим утверждением?

(Научная информация учителя о количестве слов в русском языке)

Лексика.

(Записывают в тетрадь).

Нет!

Структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме

П – представлять собранную информацию

Р – выполнять план действий для решения учебных задач

К – принимать активное участие при работе в группе

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование  личностного смысла учения

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

А теперь откроем учебник параграф 55, страница 217.

Возьмите пожалуйста карандаш, и использую приём Инсерт самостоятельно прочитайте параграф.

(Комментирование изученной информации)

Первое задание, на слайде даны слова. Разделите их на три группы (названия предметов, признаки предметов, действие предметов)

Первый ряд выписывает слова предметы, второй – признаки и третий – действие предметов.

У вас в учебнике есть толковый словарь на странице 269. Откройте, просмотрите пожалуйста. Поработаем над упражнением 314.

Проверка с комментированием

Алина и Маша приготовили для вас презентацию, и сейчас расскажут, какие бывают словари.

Что интересного вы запомнили из выступления девочек?

Ребята, давайте немного отдохнём.

(ФИЗМИНУТКА)

(работают с учебником)

(Три ученика работают у доски)

(Выполняют)

(Выступление уч-ся)

Ответы детей.

выдвижение гипотез и

их обоснование

К: умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

П: доказательство

Р – выполнять план действий для решения учебных задач

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование  личностного смысла учения

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Продолжаем. Ребята как вы думаете, что важнее лексическое или грамматическое значение слова?

Для того, чтобы это понять я подготовила для вас

Лингвистическую сказку написанная Ларисой Петрушевской.

(Внимательно слушают)

Переведите сказку на русский язык. (самостоятельная работа).

Ответы детей.

(Выполняют задание, комментируют)

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

П – представлять собранную информацию

Р – выполнять план действий для решения учебных задач

К – умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

Проявление личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Ребята, сделайте кластер на тему «Слово и его лексическое значение»

(3 человека работают у доски)

А сейчас предлагаю вам сделать синквейн по теме нашего урока.

 Учащиеся выполняют самостоятельно)

Анализ объектов с

целью выделения

признаков

П – применять полученные знания

Р - принимать, сохранять учебную задачу и решать ее

К – строить речевое высказывание в устной форме

Умение проведения самоконтроля своей учебной деятельности, умение самостоятельного выполнения работ

9.Этап рефлексии

-Вы большие молодцы! Итак, что же сегодня мы с вами узнали на уроке? Давайте сделаем вывод. Продолжите фразу.

(Сегодня на уроке я научился…

Своей работой на уроке я… и т д)

Домашнее задание на выбор:

1)  прочитать параграф 55 Слово и его лексическое значение;

2) Наути и записать 5-7 пословиц или поговорок о слове, о богатстве русского языка.

Сегодня на уроке вы хорошо поработали!

Спасибо за урок!

Оценка собственных достижений

Ответы учащихся.

Структурирование знаний

П - описывать результаты учебной деятельности

Р – выполнять самооценку результатов своей учебной деятельности

К - строить речевое высказывание в устной форме

Формирование самоидентификации,

адекватной позитивной самооценки, самоуважения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

Технологическая карта урока русского родного языка “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс.

Технологическая карта урока “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс....