УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЕ СЛОВА. АББРЕВИАЦИЯ»»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Технологическая карта учебного занятия
Класс: 6.
Предмет: русский язык.
Тема: «Сложносокращенные слова. Аббревиация»
Тип урока: исследование
Цели урока:
1. Создание условий для актуализации знаний обучающихся о сложносокращенных словах.
2. Развитие познавательных психических процессов.
3. Воспитание уважительного отношения к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abbreviatsiya.docx | 42.05 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
«СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЕ СЛОВА. АББРЕВИАЦИЯ»»
Номинация: технологическая карта
Дисциплина: «Русский язык»
Класс: 6
Автор: Масленникова Елена Петровна,
учитель русского языка и литературы
2023 г.
Технологическая карта учебного занятия
Класс: 6.
Предмет: русский язык.
Тема: «Сложносокращенные слова. Аббревиация»
Тип урока: исследование
Цели урока:
1. Создание условий для актуализации знаний обучающихся о сложносокращенных словах.
2. Развитие познавательных психических процессов.
3. Воспитание уважительного отношения к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Знание способов образования сложносокращённых слов.
2. Умение определять род сложносокращённых слов.
3. Умение объяснять языковые явления, умение грамотно использовать сложносокращённые слова в речи.
Метапредметные:
1. Развитие мотивации к аналитической деятельности.
2. Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий.
3. Формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.
4. Смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.
Личностные:
1. Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности русского языка.
2. Развитие творческих способностей.
3. Умение объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Средства обучения: учебник, ПК, презентация, таблица, доска
Формы работы на уроке: фронтальная работа, работа в группе, индивидуальная работа с учебником, беседа
Характеристика этапов урока:
Название, содержание и цель этапа урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствие учащихся. Я рада нашей новой встрече, | Приветствие, настрой на работу. Самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности).
|
Проверка домашнего задания | Взаимопроверка упр. 262 - Встретились ли вам в тетради вашего соседа по парте слова, которых нет у вас? - Поняли ли вы во время взаимопроверки, читая составленные дома предложения, значение сложных слов? - Зачитайте несколько предложений. -Назовите способы образования новых слов. Презентация (слайд 2) | Анализ учебной деятельности одноклассников. Самоконтроль и коррекция. Работа с таблицей |
Проектирование нового знания | - Выполняя домашнее задание, вы работали со сложными словами. Презентация (слайд 3) На слайде написано предложение: «Рядом с пешеходным переходом находится ТЮЗ». - Прочитайте предложение. Есть ли в нём сложное слово? (пешеходный) - Как оно образовано? Понятно ли вам его значение? Все ли слова в данном предложении вам понятны? - Какое необычное слово вам встретилось? (ТЮЗ) - Что оно обозначает? (Театр юного зрителя) - Это слово тоже сложное, но оно не похоже на ранее изученные сложные слова. Презентация (слайд 4): сравните ТЮЗ - Театр юного зрителя - Здесь мы говорим подробно, а здесь коротко, сокращаем слово. - С какими словами мы будем знакомиться сегодня? Внимание на экран. Презентация (слайд 5) (https://youtu.be/u4tbKp3PxPc) - Итак, какова же тема нашего урока сегодня? Сложносокращённые слова или аббревиатура. (Тема записывается на доске и в тетради) (слайд 1) - Как вы понимаете термин «сложносокращенные слова»? Презентация (слайд 6) Чему мы можем научиться сегодня на уроке? | Учащиеся вспоминают изученный ранее материал. Диалог с учителем. Анализ языкового материала, построение умозаключения на основе анализа языкового материала. Учащиеся внимательно смотрят видеоурок, определяют тему урока Учащиеся говорят о том, что научатся правильно сокращать и произносить такие слова |
Исследование (изучение новых знаний) | Аббревиатура – это способ образования сложносокращенных слов путем сложения усеченных основ. Обратимся к учебнику (п. 42). - Что обозначают подчёркнутые слова? (завуч, завхоз) - Из каких частей они образованы? - Почему эти слова приходится расшифровывать? - Почему подчёркнутые сложные слова называются сложносокращёнными? - Сравните свой ответ с правилом в учебнике. - Общим в значении сложных слов является то, что обычно они обозначают название учреждений, должностей, профессий, часто употребляемых в речи и понятных большинству людей. Чтобы их расшифровать требуется время, и поэтому язык приспособился к таким кратким вариантам. Устное выполнение упр.263. - Как образовано слово универсам? Почему оно сложносокращённое? Устное выполнение упр.264. - Сделаем вывод, как образованы сложносокращённые слова, с которыми мы работали? (Взяли части у сокращаемых слов – получили сложносокращённое слово). Словарная работа. Презентация (слайд 7): - Посмотрите на слайд, прочитайте лексическое значение слова «корреспондент». Это слово многозначное. - Запишите в словарики это слово, составьте с ним словосочетания. - Одно из значений этого слова – выездной сотрудник СМИ. Презентация (слайд 8): как вы думаете, как образованы слова СМИ, ТЮЗ? СМИ Средства массовой информации ТЮЗ Театр юного зрителя – Можно ли отнести данный способ к сложению? Работа с таблицей (слайд 9). - Какой способ образования сложносокращённого слова мы не назвали? (Учащиеся отвечают: «При образовании сложносокращённого слова у сокращаемых слов берутся начальные буквы »). | Работают с разными источниками информации. Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике. Вступают в диалог.
Анализируют языковой материал, устанавливают причинно-следственные связи. Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. Учащиеся отвечают, что при образовании этого слова взяли начальные звуки у сокращаемых слов. |
Первичная проверка понимания изученного | Работа с учебником. Устное выполнение упр. 266. 1 группа – правильно прочитайте данные слова, 2 группа – правильно прочитайте данные слова и определите, как они образовались. - Чему мы научились, выполняя это упражнение? - Сколько типов аббревиатур вы смогли выделить? - Что такое аббревиатура? - Обратите внимание на главное слово в словосочетаниях, представленных в упр. 266. - Сделайте вывод, как же мы определяем род сложносокращённого слова. Проверьте себя. Прочитайте в учебнике алгоритм определения рода таких слов. Минута релаксации (звучит музыка Ф.Шопена «Весенний вальс») Выполнение гимнастики для глаз. Бабочка Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки). И вдруг проснулся (поморгать глазами). Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки). Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох). Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево). | Формирование умения правильно произносить сложносокращённые слова и определять способ их образования. Произносить сложносокращённые слова и определять способ их образования. Построение умозаключений на основе наблюдений. Выполнение известных упражнений. |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация | Самостоятельное выполнение упр. 267 с последующей проверкой по образцу. Презентация (слайд 10). - Какие способы образования сложносокращённых слов вы знаете? - Как определить род сложносокращённого слова? Презентация (слайд 11) Поработаем в парах, выполним мини-проект. Презентация (слайд 12): СМС Госбанк РФ Спецназ ВПР НЛО Медсестра ЦСКА ГЭС АЭС ВУЗ НТВ Универмаг ВВС Газпром ВДВ - Сделайте модель сложносокращённого слова так, чтобы было понятно, что оно обозначает. (Задание паре даёт учитель). Определите способ аббревиатур. Оформите свою работу, используйте рисунки, символы. Презентация мини-проекта (ответ нескольких учеников). | Самоконтроль, самооценка и коррекция Сотрудничество в парах. Проводят презентацию результатов работы пары. Оценивают работу других пар. |
Контроль и самоконтроль, коррекция | Диагностика уровня усвоения знаний: Презентация (слайд 13) https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/6-klass/slozhnosokrashhennyie-slova.html Проверка теста онлайн | Самоконтроль, самооценка и коррекция. |
Подведение итогов урока, рефлексия | - Ребята, у вас на партах лежат оценочные листы «Светофор». Презентация (слайд 14) - Назовите, что обозначают цвета светофора? - И вы себя оцените, кто все усвоил – вперед –зеленый, кому кажется, что еще нужно повторить – подожди – желтый , а кто ничего не понял – стоп – красный. - Пишите рядом с выбранным цветом своё имя. Комментирование работы учащихся на уроке и выставление оценок. | Анализ собственной учебной деятельности и самооценка. Взаимооценка. |
Домашнее задание |
| Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложносокращенные слова.Презентация к уроку
Презентация к уроку в 5 классе "Сложносокращенные слова"...
"Сложные и сложносокращенные слова" (6 класс)
Урок русского языка в форме интеллектуального марафона...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема: "Сложносокращенные слова"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС для учебника под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Урок был проведен в кадетском классе, материал к уроку подобран с учетом специфики класса....
Открытый урок по русскому языку "Сложносокращенные слова" с использованием ЭОР. 6 класс
Открытый урок по русскому языку "Сложносокращенные слова" с использованием ЭОР. 6 класс...
Технологическая карта с учетом требований ФГОС урока русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова", учебник для 6 класса Ладыженской Т.А.
Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложносокращенные слова " в 6классе предназначена для уроков с учетом ФГОС. Это урок-исследование, где формируются универсальные учебные...
Сложносокращенные слова
Данный конспект урока неоднократно использую для уроков в 6 классе.Получается некий мини-проект в конце урока....
Урок русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова"
Урок составлен в соответствии с ФГОС...