Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема: "Сложносокращенные слова"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС для учебника под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Урок был проведен в кадетском классе, материал к уроку подобран с учетом специфики класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 16.94 КБ |
slozhnosokrashchennye_slova.pptx | 112.45 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:
"Сложносокращенные слова"
Тема: Сложные и сложносокращенные слова
Методическая цель урока: Методика организации обратной связи с учащимися на уроке
Цели урока:
Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, стимулировать интерес к чтению
Образовательная: на основе сотрудничества формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;
Развивающая: развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся;
Тип урока: изучение нового материала, отработка умений и навыков
Методы и приёмы: объяснение учителя, беседа, работа с учебником, иллюстративный метод, выполнение письменных упражнений.
Оборудование и материалы: проектор и экран, доска, учебник «Русский язык 6 класс» под ред. Ладыженской Т.Л. и др.
Ход урока
I Организационная часть 1 - 2 минуты
(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест)
Открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа. Тема.
II Сообщение темы и целей занятий 1-2 минуты
- Слово учителя
Тема нашего урока – сложносокращенные слова. Сегодня вы узнаете, что же означает этот термин, какие виды сложносокращенных слов существуют, как они появляются в языке. Мы научимся правильно писать эти слова и правильно употреблять их в речи. В конце урока мы выполним небольшой тест и проверим, как была понята тема.
III Актуализация опорных знаний учащихся 5-7 минут
- Проверка домашнего задания.
- Какие слова называются сложными? (Это слова, состоящие из двух корней)
-Приведите примеры сложных слов.
IV Начальная мотивация учебной деятельности 2 - 3 минуты
- Слово учителя. Многие из вас сегодня пришли в синей форме. На кителе у вас есть аббревиатура – МЧС. Это сложносокращенное слово. А вы знаете, когда оно появилось?
Ответ: 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС) . Эта дата считается основанием МЧС России. А само название МЧС России (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) появилось 10 января 1994 года.
- Сколько лет прошло с момента появления этого слова?
- 20 лет
- Многие сложносокращенные слова появились совсем недавно. Большинству из них нет и ста лет. Как вы думаете, это много или мало?
- ответы учащихся.
- Для слова это очень маленький срок. Сложносокращенные слова по большей части называют современные нам предметы и явления: МЧС, ЦСКА, Сбербанк, комроты, запчасти. Иногда эти слова приходят из других языков. Например, слово интернет произошло от Internet, сокращение от Interconnected Networks — объединённые сети.
V Изучение нового материала. 15 - 20 минут
1. Презентация. Итак, давайте познакомимся с темой. Посмотрите на экран.
1) Определение
2) История сложносокращенных слов
3) Виды сложносокращенных слов по способу образования
4) Правило
2. Выполнение упражнений. Давайте обратимся к учебнику.
Упр 172 – устно, упр 174 письменно, у доски
VI Обобщение и систематизация изученного материала
5) Тест «Проверь себя!
5 - 6 минут
(выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения, составления таблицы и т.д)
VII Итоговая часть занятия 3 - 5 минут
Вывод формулируют ученики по формуле ПОПС (Положение-обоснование-пример-следствие)
Пример вывода: Сегодня мы узнали, что такое сложносокращенные слова. Это слова, состоящие из сокращений нескольких слов. Я могу показать это на примере слов:……
Пример вывода 2: У сложносокращенных слов трудно определить род. Потому что они состоят из частей нескольких слов. Я могу показать это на примере слов… Я делаю вывод, что для определения рода слова нужно расшифровать его и определить род главного слова.
- Какие у вас остались вопросы по сегодняшней теме?
Вопросы учащихся
VIII Сообщение домашнего задания 1- 2 минуты
Упр 175
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение Сложносокращённые слова - это вид сложных слов, состоящих из сокращенных основ слова: МЧС – М инистерство ч резвычайных с итуаций Сбербанк – Сбер егательный банк Мопед - мо тоцикл-велоси пед Интернет - Inter connected Net works , Комвзвода – ком андир взвода
История сложносокращенных слов ВОПРОС: А в древние времена люди сокращали слова?
История сложносокращенных слов ОТВЕТ: Сокращения издавна применялись на письме у всех народов, обладающих письменным языком. Были они и в Древней Руси. Например, названия букв древнерусского алфавита были еще и сокращениями. Сокращались и отдельные буквы в словах: д̎. д е ло доброе дело
История сложносокращенных слов ВОПРОС: А зачем люди сокращают слова? Ответ: В древние времена слова сокращали, чтобы сэкономить место на бумаге, ведь она была очень дорогой. В наши дни – для экономии времени; чтобы слова можно было быстрее произнести и написать.
Виды сложносокращенных слов 1. образованные из начальных звуков или названий начальных букв слов: вуз – в ысшее у чебное з аведение; ЦСКА – Ц ентральный с тадион К расной А рмии. Такой вид называется А ББ РЕВИАТУРА 2. образованные из начальных частей слов: продмаг – прод овольственный маг азин
Виды сложносокращенных слов 3. образованные сочетанием начала первого слова с началом и концом (или только концом) второго: мопед - мо тоцикл-велоси пед , эсминец - эс кадренный мин онос ец 4. образованные сочетанием начальной части слова (или слов) с целым словом: запчасти - зап асные части , роддом – род ильный дом , комроты – ком андир роты .
Орфографическое правило Все сложносокращенные слова пишутся слитно!
Род сложносокращенных слов Чтобы определить род сложносокращенного слова, нужно его расшифровать: МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций. Слово «министерство» главное, оно среднего рода, значит, пишем в среднем роде: МЧС объявил о об угрозе лесных пожаров.
Проверьте себя! 1 В слове «аббревиатура» нужно писать две «Б» 2 Водомет – сложносокращенное слово 3 Запчасти – сложносокращенное слово 4 Все сложносокращенные слова пишутся слитно! 5 АЭС начал свою работу 6 ДК объявил о плане концертов на декабрь
Домашнее задание Параграф 34, упражнение 176
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"
Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных".
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 5 КЛАСС ФГОС ПО УЧЕБНИКУ С.И.ЛЬВОВОЙ...
Конспект урока по русскому языку "Чередование гласных в корне слова"
Чередование гласных в корне слова. Материал даётся блочно. Удобен для применения на уроках русского языка в любов параллели как для изучения новой темы, так и для повторения...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по русскому языку 6 класс " Склонение имен прилагательных женского рода. Знакомство со словарным словом – "Ярмарка."
Конспект урока содержит интересные приемы работы со словарным словом....
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку "Составление предложений из данных слов." для 3 класса коррекционной школы.
Конспект проедставляет собой разработку урока по русскому языку для 3 класса коррекционной школы 8 вида....