Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема: "Сложносокращенные слова"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Лобанова Анна Игоревна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС для учебника под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Урок был проведен в кадетском классе, материал к уроку подобран с учетом специфики класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx16.94 КБ
Файл slozhnosokrashchennye_slova.pptx112.45 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:

"Сложносокращенные слова"

Тема: Сложные и сложносокращенные слова

Методическая цель урока: Методика организации обратной связи с учащимися на уроке

Цели урока:

Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, стимулировать интерес к чтению

Образовательная: на основе сотрудничества формировать у учащихся навыки  нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;

Развивающая: развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся;

Тип урока: изучение нового материала, отработка умений и навыков

Методы и приёмы: объяснение учителя, беседа, работа с учебником, иллюстративный метод, выполнение письменных упражнений.

Оборудование и материалы: проектор и экран, доска, учебник «Русский язык 6 класс» под ред. Ладыженской Т.Л. и др.

Ход урока

I Организационная часть                                                 1 - 2 минуты

(проверка  присутствующих, подготовка рабочих мест)

Открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа. Тема.

II Сообщение  темы и целей занятий                                1-2 минуты

  1. Слово учителя

Тема нашего урока – сложносокращенные слова. Сегодня вы узнаете, что же означает этот термин, какие виды сложносокращенных слов существуют, как они появляются в языке. Мы научимся правильно писать эти слова и правильно употреблять их в речи. В конце урока мы выполним небольшой тест и проверим, как была понята тема.

III  Актуализация опорных знаний учащихся                5-7 минут

  1. Проверка домашнего задания.

- Какие слова называются сложными? (Это слова, состоящие из двух корней)

-Приведите примеры сложных слов.

IV Начальная мотивация учебной деятельности                2 - 3 минуты

  1. Слово учителя. Многие из вас сегодня пришли в синей форме. На кителе у вас есть аббревиатура – МЧС. Это сложносокращенное слово. А вы знаете, когда оно появилось?

Ответ: 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС) . Эта дата считается основанием МЧС России. А само название МЧС России (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) появилось 10 января 1994 года.

- Сколько лет прошло с момента появления этого слова?

- 20 лет

- Многие сложносокращенные слова появились совсем недавно. Большинству из них нет и ста лет. Как вы думаете, это много или мало?

- ответы учащихся.

- Для слова это очень маленький срок. Сложносокращенные слова по большей части называют современные нам предметы и явления: МЧС, ЦСКА, Сбербанк, комроты, запчасти. Иногда эти слова приходят из других языков. Например, слово интернет произошло от Internet, сокращение от Interconnected Networks — объединённые сети.

V Изучение нового материала.                        15 - 20 минут

1. Презентация. Итак, давайте познакомимся с темой. Посмотрите на экран.

1) Определение

2) История сложносокращенных слов

3) Виды сложносокращенных слов по способу образования

4) Правило

2. Выполнение упражнений. Давайте обратимся к учебнику.

Упр 172 – устно, упр 174 письменно, у доски

VI Обобщение и систематизация изученного материала

5) Тест «Проверь себя!

5 - 6 минут

(выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения, составления таблицы и т.д)

VII Итоговая  часть занятия                                                 3 - 5 минут

Вывод формулируют ученики по формуле ПОПС (Положение-обоснование-пример-следствие)

Пример вывода: Сегодня мы узнали, что такое сложносокращенные слова. Это слова, состоящие из сокращений нескольких слов. Я могу показать это на примере слов:……

Пример вывода 2: У сложносокращенных слов трудно определить род. Потому что они состоят из частей нескольких слов. Я могу показать это на примере слов… Я делаю вывод, что для определения рода слова нужно расшифровать его и определить род главного слова.

- Какие у вас остались вопросы по сегодняшней теме?

Вопросы учащихся

VIII Сообщение домашнего задания                                1- 2 минуты

Упр 175


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Учитель: Лобанова А.И Сложносокращенные слова

Слайд 2

Определение Сложносокращённые слова - это вид сложных слов, состоящих из сокращенных основ слова: МЧС – М инистерство ч резвычайных с итуаций Сбербанк – Сбер егательный банк Мопед - мо тоцикл-велоси пед Интернет - Inter connected Net works , Комвзвода – ком андир взвода

Слайд 3

История сложносокращенных слов ВОПРОС: А в древние времена люди сокращали слова?

Слайд 4

История сложносокращенных слов ОТВЕТ: Сокращения издавна применялись на письме у всех народов, обладающих письменным языком. Были они и в Древней Руси. Например, названия букв древнерусского алфавита были еще и сокращениями. Сокращались и отдельные буквы в словах: д̎. д е ло доброе дело

Слайд 5

История сложносокращенных слов ВОПРОС: А зачем люди сокращают слова? Ответ: В древние времена слова сокращали, чтобы сэкономить место на бумаге, ведь она была очень дорогой. В наши дни – для экономии времени; чтобы слова можно было быстрее произнести и написать.

Слайд 6

Виды сложносокращенных слов 1. образованные из начальных звуков или названий начальных букв слов: вуз – в ысшее у чебное з аведение; ЦСКА – Ц ентральный с тадион К расной А рмии. Такой вид называется А ББ РЕВИАТУРА 2. образованные из начальных частей слов: продмаг – прод овольственный маг азин

Слайд 7

Виды сложносокращенных слов 3. образованные сочетанием начала первого слова с началом и концом (или только концом) второго: мопед - мо тоцикл-велоси пед , эсминец - эс кадренный мин онос ец 4. образованные сочетанием начальной части слова (или слов) с целым словом: запчасти - зап асные части , роддом – род ильный дом , комроты – ком андир роты .

Слайд 8

Орфографическое правило Все сложносокращенные слова пишутся слитно!

Слайд 9

Род сложносокращенных слов Чтобы определить род сложносокращенного слова, нужно его расшифровать: МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций. Слово «министерство» главное, оно среднего рода, значит, пишем в среднем роде: МЧС объявил о об угрозе лесных пожаров.

Слайд 10

Проверьте себя! 1 В слове «аббревиатура» нужно писать две «Б» 2 Водомет – сложносокращенное слово 3 Запчасти – сложносокращенное слово 4 Все сложносокращенные слова пишутся слитно! 5 АЭС начал свою работу 6 ДК объявил о плане концертов на декабрь

Слайд 11

Домашнее задание Параграф 34, упражнение 176


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

Конспект урока по русскому языку "Чередование гласных в корне слова"

Чередование гласных в корне слова. Материал даётся блочно. Удобен для применения на уроках русского языка в любов параллели как для изучения новой темы, так и для повторения...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по русскому языку "Составление предложений из данных слов." для 3 класса коррекционной школы.

Конспект  проедставляет собой разработку урока по русскому языку для 3 класса коррекционной школы 8 вида....