Сложносокращенные слова
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Данный конспект урока неоднократно использую для уроков в 6 классе.Получается некий мини-проект в конце урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnosokrashchennye_slova.zip | 389.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 37 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Выборга
План-конспект урока русского языка в 6 классе
Составитель: Бусс Нина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Тема: «Сложносокращённые слова».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
- Цели урока: рассмотреть грамматический феномен «сложносокращённые слова» с точки зрения словообразования, орфоэпии, орфографии и лексики (повторить, узнать, применить)
Задачи
Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
- ознакомить учащихся со сложносокращёнными именами существительными; - научить определять род сложносокращённых имён существительных; - формировать навыки опознавания, правильного написания и употребления в речи сложносокращённых имён существительных; - закрепить полученные знания на практике. | - развивать речевую, мыслительную деятельность; умение рассуждать и применять данные знания на практике
| - воспитывать познавательную активность; -организация активной мыслительной деятельности учащихся; - воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку. |
Планируемые результаты обучения
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать, какие существительные в русском языке называются сложносокращёнными; как произносятся такие слова; как определить их род; что такое аббревиатура; понимать, зачем нужны в устной и письменной речи сложносокращённые слова и уметь использовать их. | Познавательные УУД: Умение работать с учебником, ставить и решать проблемы; развивать память и внимание; регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять сбор информации, владение разными формами речи. | Осознание значимости личности человека, его достоинств; воспитание нравственных качеств: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, способность слушать других, а также воспитывать интерес к изучению русского языка. |
Основные понятия: сложносокращённые имена существительные, аббревиатуры.
Необходимое оборудование и материалы | -компьютер, -мультимедийное оборудование, - презентация к уроку, - рабочий лист для каждого ученика по теме «Сложносокращённые имена существительные», -ватман |
Формы работы учащихся:
самостоятельная работа, фронтальная работа, , взаимопроверка, индивидуальная,
работа с учебником.
Методы работы: наглядный, словесный, поисковый.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1. Организационный момент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. (Рассаживание детей по группам с помощью цветных смайликов, которые раздаются при входе в кабинет) -Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбки, вместе настройтесь на успех и взаимопомощь | Личностные УУД ( создание психологического комфорта на уроке) |
2. Мотивация и целеполагание (Региональный компонент) | -Мне сказали, что вы все знаете по сложным словам. Гуляя по городу, я увидела вывески. Что они обозначают, как правильно говорить : ВТБ24 пригласил или пригласило? Поможете разобраться? -Что будем изучать? (образование новых слов) – Сформулируйте тему урока. (Сложносокращённые слова). - Каковы цели нашего урока? -повторить -узнать -применить -Запишите тему урока на рабочий лист. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему и цели урока. |
3. Постановка проблемы | ГДЕ? КАК? ЗАЧЕМ?
| Познавательные УУД Умение анализировать ситуацию и формулировать проблему (разрыв между знаниями) Коммуникативные УУД Формирование навыков речевой деятельности |
4.Открытие новых знаний (формулировка понятия) | Попробуйте сформулировать определение «сложносокращенные слова». Найдите его в учебнике и сравните. Какие из слов помещены у нас в учебнике перед определением? Учитель вводит термин аббревиатура для сложносокращённых слов. Чтение определения аббревиатуры на слайде (записать на карту) | Познавательные УУД 1.Коммуникативные 2.Работа с определением |
5.Работа с карточками. Составление кластера | Прочитайте правильно сложносокращенные слова и выберите из предложенных способ их образования _на магнитной доске их разместим в виде кластера Вывод: на какой вопрос мы можем ответить? Похлопали себе Мы молодцы | Познавательные УУД Умение выбирать вариант из предложенных и аргументировать, составление кластера |
6.Этап опробирования. | Образование сложносокращенных слов (вырезание и приклеивание) Защита проектов | Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, делать выводы. Личностные результаты 1. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция. |
7. Физкультминутка | Наши ручки Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. | |
8.Функция СС | Экономия времени Общедоступность Зашифровка Экономия места | |
9. Составоение алгоритма( новые знания) | Прочитайте статью в учебнике с. 122 и на плакате составьте алгоритм действий, как определяем род и число СС. Защита результатов( коллективное) | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 2. Пользоваться разными видами и приёмами чтения, вычитывать все виды текстовой информации. |
10. Работа со схемой (закрепление знаний) | Соедините стрелками СС и прилагательные, упр. 222 | |
11. Итог урока. Рефлексия. | 1. Вопросы: 1. Какую цель мы ставили в начале урока? 2. Достигли мы её? Работа со шкалой знаний 2. Оценки за урок. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
12. Домашнее задание. | Задание по группам: 1. Сочинить лингвистическую сказку о сложносокращённых именах существительных. 2. Понаблюдайте за окружающим миром. Найдите сложные и сложносокращённые слова, составьте с ними небольшой рассказ по теме «Сложные и сложносокращённые слова живут рядом». 3. Работа на сайте http://learningapps.org/display?v=pvxoxs4mc01 |
Так как урок давался в школе с английским уклоном, то ребятам было оставлено в классе задание расшифровать вот такие аббревиатуры.
- SMILES — англ. Simplified Molecular Input Line Entry Specification
- SMART — англ. Smiles ARbitrary Target Specification, System Management Arts
Самоанализ.
Считаю, что мой урок проведён в соответствии с критериями, предъявляемыми к урокам, где осуществляется системно-деятельностный подход, и в соответствии с ФГОС.
Цель урока достигнута, т.к функции учителя в открытии нового знания были переданы ученику. Главное на моём уроке – это способы действия. Расширена понятийная база. Об этом говорят предметные результаты, полученные на уроке. Дети хорошо справились с самостоятельной работой, усвоили тему «Сложносокращённые слова».
На уроке использовались задания репродуктивного (работа с учебником) и продуктивного характера. упражнение в чтении примеров аббревиатур (без транскрипции) – продуктивный характер.
Урок был построен так, чтобы дать детям возможность осуществить рефлексивное действие. Дети делали самооценку, самоконтроль, обнаруживали незнание, находили причины затруднений. Этапы урока – мотивация и целеполагание на основе регионального компонента, формулирование основных вопросов(проблема), открытие новых знаний (составление кластера),закрепление материала и образование слов (деф-ое задание), составление алгоритма правописания сложносокращённых слов, самостоятельная работа– всё это, вместе взятое, способствовало развитию регулятивных умений.
На протяжении всего урока обращалось внимание формированию коммуникативных умений. На это нацеливал этап мотивации, работа в парах, работа в команде, умение строить диалог с учителем.
Формы работы учащихся:
самостоятельная работа, фронтальная работа, , взаимопроверка, индивидуальная,
работа с учебником.
Методы работы: наглядный , прогблемно-поисковый, беседа, языковой анализ
Приложение
«Респу́блика ШКИД» — приключенческая, отчасти автобиографическая, детская повесть Григория Белых и Л. Пантелеева о жизни беспризорных детей в Школе социально-трудового воспитания имени Достоевского (ШкИД), написанная в 1926 и изданная в 1927 году. Персонажи, прототипами которых послужили сами авторы, носят в повести имена Григорий Черных (прозвище — Янкель) и Алексей Пантелеев (Лёнька).
Послушайте отрывок из произведения «Республика ШКИД» и скажите, как образовываются сложносокращенные слова.
– Как зовут заведующего?
– Виктор Николаевич.
– А почему же вы его не сократили? Уж сокращать так сокращать. Как его фамилия?
– Сорокин, – моргая глазами, ответил Воробышек.
– Ну вот – Вик. Ник. Сор. Звучно и хорошо.
– И правда, дельно получилось.
– Ай да Цыган!
– И в самом деле, надо будет Викниксором величать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложносокращенные слова.Презентация к уроку
Презентация к уроку в 5 классе "Сложносокращенные слова"...
"Сложные и сложносокращенные слова" (6 класс)
Урок русского языка в форме интеллектуального марафона...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема: "Сложносокращенные слова"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС для учебника под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Урок был проведен в кадетском классе, материал к уроку подобран с учетом специфики класса....
Открытый урок по русскому языку "Сложносокращенные слова" с использованием ЭОР. 6 класс
Открытый урок по русскому языку "Сложносокращенные слова" с использованием ЭОР. 6 класс...
Технологическая карта с учетом требований ФГОС урока русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова", учебник для 6 класса Ладыженской Т.А.
Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложносокращенные слова " в 6классе предназначена для уроков с учетом ФГОС. Это урок-исследование, где формируются универсальные учебные...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова"
Урок составлен в соответствии с ФГОС...
Сложносокращенные слова
Сложносокращенные слова...