Технологическая карта с учетом требований ФГОС урока русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова", учебник для 6 класса Ладыженской Т.А.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложносокращенные слова " в 6классе предназначена для уроков с учетом ФГОС. Это урок-исследование, где формируются универсальные учебные действия учащихся. Формируемые УУД направлены на мобилизацию внимания, на сотрудничество в группах,на постановку темы и целей урока, на самоконторль и самооценку знаний. Есть дидактический материал к уроку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока с учетом требований ФГОС
Учитель: Сафиуллина Нурия Ахматовна, МБОУ «Осиновская гимназия им. С.К.Гиматдинова Зеленодольского муниципального района РТ»
Предмет: русский язык
Класс: 6
Автор УМК : М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженска, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.
Тема урока: Сложносокращенные слова. Дата проведения урока: 10.11.2014 г.
Тип урока: исследование.
Формируемые УУД: |
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение полно и чётко выражать свои мысли, умение слушать, принятие решения и его реализация. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование постановка и формулирование проблемы, применение методов информационного поиска; поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи; подведение итогов, Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний, постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия); контроль (сличение знаний с эталоном); саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы. |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Этапы урока | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые Действия | Формируемые способы деятельности | ||
1 этап. Организация начала занятия. 2 этап. Мотивация к учебной деятельности. 3 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Задания базового уровня 4 этап Самооценка 3-х этапов урока (на полях тетради). 5 этап. Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания) 6 этап. Физкультминутка 7.Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция неверных представлений уч-ся; Выполнение упр.№170 Взаимопроверка в парах. 8 этап. Самостоятельная работа- самопроверка по эталону. Эталон- -правило учебника стр.76-как определить род сложносокращенных слов. - Составление учащимися алгоритма определения рода сложносокращенных слов. 9этап. Выявление способов образования сложносокращенных слов. 10 этап. Закрепление. 11 этап. Рефлексия деятельности. Самооценка. Оценка учителя. 11 этап. Домашнее задание. | 1.Организация начала занятия. Включение детей в деятельность. «Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – пятерки, учителю – радость!». 2. Мотивация к учебной деятельности. .Постановка и формулирование проблемы. На доске написаны слова в 2 колонки:1)ГАИ,РФ, РТ, завуч, завхоз, универсам. 2) МЛН, абв. ПРСТ, завтек, ЭЮЯ. Посмотрите на 2 колонки, подумайте и скажите, что здесь написано? Почему люди используют в речи такие наборы букв? Имеет ли смысл поговорить о таких словах подробнее и почему? О чем мы будем говорить на уроке? Тема урока? Предположительная тема урока. Запись темы урока. 3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Спишите предложение и произведите синтаксический разбор предложения. Пешеход перешел улицу в неположенном месте, и работник ГАИ сделал ему замечание. Найдите связь между темой предыдущего и сегодняшнего урока.(4.Самооценка) 5. Подумаем, о чем будем говорить на уроке? Назовите тему урока. Работа с учебником. -Мы ознакомились с материалом учебника. Нам надо понять, зачем это нужно? Постановка цели деятельности. «Открытие» детьми нового знания. 6.Физкульминутка. 7.Первичное закрепление. -Выполнение упр.№170 8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону -правило учебника стр.76- род сложносокращенных слов. Уметь составить алгоритм- как определить род сложносокращенных слов. 9.–Какие существуют способы образования сложносокращенных слов? Какие части слова берутся для образования таких слов? 10.Закрепление. Задание а): восстановить полное значение. В 1 колонке даны аббревиатуры, во 2 колонке вперемешку их расшифровка. Задание б): определить род сложносокращенных слов. Задание в) Распределите слова в три группы по способу сокращения слов. 11.Рефлексия деятельности. Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. - Какие понятия мы разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? -- Где можно применить новые знания? -Что понравилось на уроке? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса. 11.Задание на выбор учащихся.1. упр.174 §34; 2. Подберите свои веселые аббревиатуры, составьте с ними 4-7 предложений. | 1. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи. 2.Пробное построение предложений в форме простых суждений об объекте (в 1 колонке буквы имеют смысл. А во 2 – нет. С помощью таких слов можно быстрее выразить свою мысль, сэкономить время). Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Слушают вопросы учителя и отвечают на них. 3.Извлечение необходимой информации и ее использование. Структурирование (повторение) знаний. 4.Самооценка. 5.Применение методов информационного поиска. Самостоятельная работа с учебником: теоретический материал на стр.75, 76.Проговаривание правил, обмен информацией в паре. Цели урока. 6.Физкульминутка 7.Самостоятельное создание способов решения проблем (выполнение упр. №170 расшифровка сложносокращенных слов -Взаимопроверка в парах. 8.Выдвижение гипотез и их обоснование. Составление алгоритма определения рода сложносокращенных слов. Проговаривание правил. Взаимопроверка. 9. Выдвижение гипотез и их обоснование. Взяты:1.МГУ-начальные буквы: «ЭМ», «ГЭ», «У» 2.НИИ –начальные звуки.3.рыбхоз-рыбное хозяйство- части слов. 10.Осознанная и произвольная расшифровка аббревиатур. 11.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самооценка; | 1.навык монологической речи. 2.Навык рассуждения о предмете урока. Выдвигать гипотезу- почему? Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, 3.Навык извлечения необходимой информации и ее использование: выполняют задание. Находят связь в выделенных словах. 4.Самооценка. 5. Навыки самостоятельной работы с учебником ( Навыки целеполагания. 6.Физкульминутка. 7. Навыки самостоятельного выполнения задания по учебнику. 8.Самопроверка по эталону -правило учебника стр.76- род сложносокращенных слов. Навыки создания алгоритма. 9.Анализ образования таких слов. Алгоритм образования слов. Устанавливают способы образования:1) при помощи начальных букв,2) начальных звуков 3) нескольких звуков. 10 этап. Навыки умения устанавливать причинно-следственные связи; 11. Навыки рефлексии. Самооценка и взаимооценка. | 1. Построение речевых высказываний о смысле девиза. 2.Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; 3.Взаимное сотрудничество в парах. 4.Самооценка. 5. Взаимное сотрудничество в парах. Взаимоконтроль полученных теоретических знаний . 6.Физкульминутк 7.Взаимное сотрудничество в парах. Взаимоконтроль. Уметь контролировать действия партнера. 8.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.Уметь формулировать собственное мнение и позицию; 9.Уметь строить высказывания 10.Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; 11. Выводы о смысле урока. | 1.Навык построения речевых высказываний своего мнения . 2.Навыкучебного сотрудничества с учителем, сверстниками-слушать. 3. Навыки взаимного сотрудничества в парах.Взаимопроверка. Проверка по эталону. 4.Самооценка. 5. навыки взаимного сотрудничества в парах. Понимать на слух ответы учеников. 6.Физкульминутка 7. Навыки взаимного сотрудничества в парах. 8.Навыки учета разных мнений и стремлений к координации различных позиций в сотрудничестве; 9. уметь находить общее решение с партнером. - 10.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 11. Рефлексия своих действий | 1.Принятие и сохранение учебной задачи. 2.Прогнозированиесвоего действия и действий одноклассников. Формулирование задач и целей урока; 3. Принимать и сохранять учебную задачу. Проверка по эталону. 4.Самооценка. 5. Коррекция-по мере необходимости исправляют или дополняют ответы учащихся. 6.Физкульминутк 7. Уметь оценивать правильность выполнения действия. 8.Различать способ и результат действия, строить монологическое высказывание. 9.По мере необходимости дополняют, уточняют. 10.Учитывать правило в планировании и контроле способа решения; 11.Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учении. | 1.сохранение учебной задачи во внутреннем плане. 2.Навык сравнения знакомых и незнакомых наборов букв. Навык формулирования задач и целей урока; дополнять и уточнять высказывания собеседника. 3.Выполнение в соответствии с поставленной задачей. Выявлять отклонения от эталона. Взаимоконтроль. 4.Самооценка. 5. Навыки коррекции первоначально озвученных ответов. Сохранение учебной цели и задачи почему, зачем? 6.Физкульминутка 7.Навыки оценивания правильности выполнения действий партнера. 8.Навыки применения новых знаний. 9.Находят отклонение от эталона. 10.Навыки использования игрового приема в решении задачи урока. 11.Навыки понимания адекватности оценки за урок, исходя из активности работы на уроке. |
Литература:
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1994
Дидактический материал к уроку.
2 этап.
ГАИ | МЛН |
РФ | абв |
РТ | ПРСТ |
завуч | затек |
универсам | ЭЮЯ |
НИИ | деёж |
3 этап. Спишите предложение и произведите синтаксический разбор предложения.
Пешеход перешел улицу в неположенном месте, и работник ГАИ сделал ему замечание.
9 этап.
0пределите, как образованы сложносокращённые слова.
- завуч — заведующий учебной частью;
- завхоз — заведующий хозяйством;
- МГУ- Московский государственный университет
- рыбхоз- рыбное хозяйство
- филфак — филологический факультет;
- юннат — юный натуралист
9 этап. Определите способы образования сложносокращенных слов.
МГУ НИИ рыбхоз
10 этап. А)
ТЮЗ | Профессионально-техническое училище |
КГУ | Республика Башкортостан |
РБ | Детская республиканская клиническая больница |
ДРКБ | Театр юного зрителя |
ПФР | Казанский государственный университет |
ПТУ | Пенсионный фонд России |
10 этап. Б)
ГАИ (проверил, проверила, проверило). ТЮЗ (показал, показала, показало).
Эталон: ГАИ проверила. ТЮЗ показал.
10 этап. В) Прочитайте данные слова. Распределите их в три группы по способу сокращения слов.
Универмаг, канцтовары, промтовары, химчистка, Сбербанк, детсад, ЖЭК, военкомат, НИИ, шиномонтаж, ТЮЗ, ДК.
Составьте предложение с одним из этих слов.
Эталон: 1.Начальные буквы: ДК.
2. Начальные звуки: ЖЭК, НИИ, ТЮЗ.
3. Части слов: универмаг, канцтовары, промтовары, химчистка, Сбербанк, детсад, военкомат, шиномонтаж.
10 этап. Г) Подберите сложносокращенные слова. Напишите род этих сложносокращенных слов. Устно расшифруйте.
11 этап. Д/З. Инструктаж. Задание на выбор учащихся.
1. упр.174 §34;
2. Подберите свои веселые сложносокращенные слова, составьте с ними 4-7 предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.
Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта в формате требований ФГОС. Первая мировая война. 9 класс.
Технологическая карта урока по теме "Первая мировая война". Тип урока:комбинированный. Урок-проект. Педагогическая технология: проектная деятельность, технология критического мышления....
Проектирование технологической карты с учетом требований ФГОС
Проектирование технологической карты с учетом требований ФГОС...
Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Правописание гласных в корнях слов" в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы...
Технологическая карта в соответствии требований ФГОС по биологии (7 класс) .Тема "Тип Членистоногие. Класс паукообразные".
Автор,разработчик -Хобракова Норсон ВладимировнаПредмет -биологияКласс -7Тип урока- урок усвоения новых знанийТема урока -Класс паукообразные...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).
Этот урок открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает новые термины: согласование, управление...