Технологическая карта с учетом требований ФГОС урока русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова", учебник для 6 класса Ладыженской Т.А.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Сафиуллина Нурия Ахматовна

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложносокращенные слова " в 6классе  предназначена для уроков с учетом ФГОС.  Это урок-исследование, где формируются универсальные учебные действия учащихся. Формируемые УУД направлены на мобилизацию внимания, на сотрудничество в группах,на постановку темы и целей урока, на самоконторль и самооценку знаний. Есть дидактический материал к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с учетом требований ФГОС

Учитель: Сафиуллина Нурия Ахматовна, МБОУ «Осиновская гимназия им. С.К.Гиматдинова Зеленодольского муниципального района РТ»

Предмет:  русский язык

Класс:  6

Автор УМК : М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженска, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.

Тема урока: Сложносокращенные слова. Дата проведения урока: 10.11.2014 г.

Тип урока: исследование.

Формируемые УУД:

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

 определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации,

владение монологической и диалогической формой речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 умение полно и чётко выражать свои мысли, умение слушать, принятие решения и его реализация.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование

 постановка и формулирование проблемы, применение методов информационного поиска;

поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи;  подведение итогов,

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний, постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока;  коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия);  контроль (сличение знаний с эталоном);  саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этапы урока

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые

Действия

Формируемые способы деятельности

1 этап. Организация начала занятия.

2 этап.

Мотивация к учебной деятельности.

3 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Задания базового уровня

4 этап Самооценка  3-х этапов урока (на полях тетради).

5 этап. Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания)

6 этап. Физкультминутка

7.Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция неверных представлений уч-ся; Выполнение упр.№170 Взаимопроверка в парах.

8 этап. Самостоятельная работа- самопроверка по эталону. Эталон-

-правило учебника стр.76-как определить род сложносокращенных слов.

- Составление  учащимися алгоритма определения  рода сложносокращенных слов.

9этап.

Выявление способов образования сложносокращенных слов.

10 этап.  Закрепление.

11 этап. Рефлексия деятельности.

Самооценка. Оценка учителя.

11 этап. Домашнее задание.

1.Организация начала занятия. Включение детей в деятельность. «Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – пятерки, учителю – радость!».

2. Мотивация к учебной деятельности.

.Постановка и формулирование проблемы.   На доске написаны слова в 2 колонки:1)ГАИ,РФ, РТ, завуч, завхоз, универсам. 2) МЛН, абв. ПРСТ, завтек, ЭЮЯ. Посмотрите на 2 колонки, подумайте и скажите, что здесь написано? Почему люди используют в речи такие наборы букв? Имеет ли смысл поговорить о таких словах подробнее и почему? О чем мы будем говорить на уроке? Тема урока? Предположительная  тема урока. Запись темы урока.

3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Спишите предложение и произведите синтаксический разбор предложения. Пешеход перешел улицу в неположенном месте, и работник ГАИ сделал ему замечание.

Найдите связь между темой     предыдущего и сегодняшнего урока.(4.Самооценка)

5.   Подумаем, о чем будем говорить на уроке? Назовите тему урока.  Работа с учебником.

-Мы ознакомились с материалом учебника. Нам надо понять, зачем это нужно?

Постановка цели деятельности. «Открытие» детьми нового знания.

6.Физкульминутка.

7.Первичное закрепление.

-Выполнение упр.№170

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону -правило учебника стр.76- род сложносокращенных слов. Уметь составить алгоритм- как определить род сложносокращенных слов.

9.–Какие существуют способы образования сложносокращенных слов? Какие части слова берутся для образования таких слов?

10.Закрепление.

Задание а): восстановить полное значение.  В 1 колонке даны аббревиатуры, во 2 колонке вперемешку их расшифровка.  

Задание б): определить род сложносокращенных слов.

Задание в) Распределите слова в три группы по способу сокращения слов.

11.Рефлексия деятельности.

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Какие понятия мы разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

-- Где можно применить новые знания?

-Что понравилось на уроке?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

11.Задание на выбор учащихся.1. упр.174 §34;  2. Подберите свои веселые  аббревиатуры, составьте с ними 4-7 предложений.

1. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.

2.Пробное построение предложений  в форме  простых суждений об объекте  (в 1 колонке буквы имеют смысл. А во 2 – нет. С помощью таких слов можно быстрее выразить свою мысль, сэкономить время).

Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Слушают вопросы учителя и отвечают на них.

3.Извлечение необходимой информации и ее использование.

Структурирование (повторение) знаний.

4.Самооценка.

5.Применение методов информационного поиска. Самостоятельная работа с учебником: теоретический материал на стр.75, 76.Проговаривание правил, обмен информацией в паре. Цели урока.

6.Физкульминутка        

7.Самостоятельное создание способов решения проблем (выполнение упр. №170 расшифровка сложносокращенных слов

-Взаимопроверка в парах.

8.Выдвижение гипотез и их обоснование. Составление алгоритма определения  рода сложносокращенных слов. Проговаривание правил. Взаимопроверка.

9. Выдвижение гипотез и их обоснование. Взяты:1.МГУ-начальные буквы: «ЭМ», «ГЭ», «У» 2.НИИ –начальные звуки.3.рыбхоз-рыбное хозяйство- части слов. 10.Осознанная и произвольная расшифровка аббревиатур.

11.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Самооценка;

1.навык монологической речи.

2.Навык рассуждения о предмете урока.

Выдвигать гипотезу- почему? Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,

3.Навык извлечения необходимой информации и ее использование: выполняют задание. Находят связь в выделенных словах.

4.Самооценка.

5. Навыки самостоятельной

работы с учебником (

Навыки целеполагания.

6.Физкульминутка.

7. Навыки самостоятельного выполнения задания по учебнику.

8.Самопроверка по эталону -правило учебника стр.76- род сложносокращенных слов. Навыки создания алгоритма.

9.Анализ образования таких слов. Алгоритм образования слов.

Устанавливают способы образования:1) при помощи начальных букв,2) начальных звуков 3) нескольких звуков.

10 этап. Навыки умения устанавливать причинно-следственные связи;

11. Навыки рефлексии. Самооценка и взаимооценка.

1. Построение речевых высказываний о смысле девиза.

2.Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

3.Взаимное сотрудничество в парах.

4.Самооценка.

5. Взаимное сотрудничество в парах. Взаимоконтроль полученных теоретических знаний .

6.Физкульминутк

7.Взаимное сотрудничество в парах. Взаимоконтроль.        Уметь контролировать действия партнера.

8.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.Уметь формулировать собственное мнение и позицию;

9.Уметь строить высказывания

10.Уметь  в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

11. Выводы о смысле урока.

1.Навык построения речевых высказываний своего мнения .

2.Навыкучебного сотрудничества с учителем, сверстниками-слушать.

3. Навыки взаимного сотрудничества в парах.Взаимопроверка. Проверка по эталону.

4.Самооценка.

5. навыки взаимного сотрудничества в парах. Понимать на слух ответы учеников.

6.Физкульминутка

7. Навыки взаимного сотрудничества в парах.

8.Навыки учета разных мнений и стремлений  к координации различных позиций в сотрудничестве;

9. уметь находить общее решение с партнером.

-

10.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

11. Рефлексия своих действий

1.Принятие и сохранение учебной задачи.

2.Прогнозированиесвоего действия и действий одноклассников.

Формулирование

задач и целей урока;

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

Проверка по эталону.

4.Самооценка.

5. Коррекция-по мере необходимости исправляют или дополняют ответы учащихся.

6.Физкульминутк

7. Уметь оценивать правильность выполнения действия.

8.Различать способ и результат действия, строить монологическое высказывание.

9.По мере необходимости дополняют, уточняют.

10.Учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

11.Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учении.

1.сохранение учебной задачи во внутреннем плане.

2.Навык  сравнения знакомых и незнакомых наборов букв.

Навык формулирования задач и целей урока; дополнять и уточнять высказывания собеседника.

3.Выполнение в соответствии с поставленной задачей. Выявлять отклонения от эталона. Взаимоконтроль.

4.Самооценка.

5. Навыки коррекции первоначально озвученных ответов. Сохранение учебной цели и  задачи почему, зачем?

6.Физкульминутка

7.Навыки  оценивания  правильности выполнения действий партнера.

8.Навыки применения новых знаний.

9.Находят  отклонение от эталона.

10.Навыки использования игрового приема в решении задачи урока.

11.Навыки понимания адекватности оценки за урок, исходя из активности работы на уроке.

Литература:

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1994

Дидактический материал к уроку.

2 этап.

ГАИ

МЛН

РФ

абв

РТ

ПРСТ

завуч

затек

универсам

ЭЮЯ

НИИ

деёж

3 этап. Спишите предложение и произведите синтаксический разбор предложения.

Пешеход перешел улицу в неположенном месте, и работник ГАИ сделал ему замечание.

9 этап.

0пределите, как образованы сложносокращённые слова.

  1. завуч — заведующий учебной частью;
  2. завхоз — заведующий хозяйством;
  3. МГУ- Московский  государственный университет
  4. рыбхоз- рыбное хозяйство
  5. филфак — филологический факультет;
  6. юннат — юный натуралист

9 этап. Определите способы образования сложносокращенных слов.

МГУ                   НИИ                            рыбхоз

10 этап. А)

ТЮЗ

Профессионально-техническое училище

КГУ

Республика Башкортостан

РБ

Детская республиканская клиническая больница

ДРКБ

Театр юного зрителя

ПФР

Казанский  государственный университет

ПТУ

Пенсионный фонд России

10 этап. Б)

ГАИ (проверил, проверила, проверило). ТЮЗ (показал, показала, показало).

Эталон: ГАИ проверила.      ТЮЗ показал.

 10 этап. В) Прочитайте данные слова. Распределите их в три группы по способу сокращения слов.

Универмаг, канцтовары, промтовары, химчистка, Сбербанк, детсад, ЖЭК, военкомат, НИИ, шиномонтаж, ТЮЗ, ДК.

Составьте  предложение с одним из этих слов.

Эталон:           1.Начальные буквы: ДК.

2. Начальные звуки: ЖЭК, НИИ, ТЮЗ.

3. Части слов: универмаг, канцтовары, промтовары, химчистка, Сбербанк, детсад, военкомат, шиномонтаж.

10 этап. Г) Подберите сложносокращенные слова. Напишите род этих сложносокращенных слов. Устно расшифруйте.

11 этап. Д/З. Инструктаж.  Задание на выбор учащихся.

1. упр.174 §34;

 2. Подберите свои веселые  сложносокращенные слова, составьте с ними 4-7 предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

Технологическая карта в формате требований ФГОС. Первая мировая война. 9 класс.

Технологическая карта урока по теме "Первая мировая война". Тип урока:комбинированный. Урок-проект. Педагогическая технология: проектная деятельность, технология критического мышления....

Проектирование технологической карты с учетом требований ФГОС

Проектирование технологической карты с учетом требований ФГОС...

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Правописание гласных в корнях слов" в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы...

Технологическая карта в соответствии требований ФГОС по биологии (7 класс) .Тема "Тип Членистоногие. Класс паукообразные".

Автор,разработчик -Хобракова Норсон ВладимировнаПредмет -биологияКласс -7Тип урока- урок усвоения новых знанийТема урока -Класс паукообразные...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).

Этот урок  открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает  новые термины: согласование, управление...