1. Организационный момент - 2. Актуализация знаний
7.
- 3. «Открытие нового знания»
- 4. Физкультминутка
- 5. Закрепление нового материала
6. Подведение итогов урока
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
| Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Проверьте, готовы ли вы к уроку. Можете садиться.
Прочитайте отрывок из стихотворения Роберта Рождественского: Я, ты, он, она. Вместе – целая страна. Вместе – дружная семья. В слове «мы» сто тысяч «я».
- В стихотворении вы видите выделенные слова: я, ты, он, она, мы. Какой частью речи являются эти слова? - Верно, это личные местоимения. Что называется местоимением? -Как вы думаете, почему в науке о языке местоимения я, ты, он, она называются личными? - Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в разговоре. Местоимение я указывает на говорящего. Это личное местоимение первого лица единственного числа. Местоимение ты указывает на того, с кем говорят. Ты обозначает слушателя или собеседника. Это личное местоимение второго лица единственного числа. И, наконец, местоимения он, она указывают на лицо, не участвующее в разговоре. Это личные местоимения третьего лица единственного числа.
Вы самостоятельно сможете назвать другие личные местоимения, если правильно ответите на следующий шуточный вопрос: Вспомните, когда руки бывают местоимениями? Наши руки бывают местоимениями, когда ОНИ ВЫ-МЫ-ТЫ.
Местоимения мы, вы, а также они являются личными. Местоимение мы указывает сразу на нескольких говорящих, вы – на нескольких слушателей, а они – на нескольких лиц, о которых идет речь в разговоре.
Посмотрите на таблицу и сделайте вывод, как могут изменяться местоимения? А давайте попробуем сами сформулировать тему нашего урока. О чём мы будем сегодня говорить?
- Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями поближе, узнаем особенности их склонения и будем учиться правильно употреблять эти личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
- Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Личные местоимения».
-Посмотрите на доску. Послушайте стихотворение. Моя грамматика Я талантлив от рождения! Не дурак и не простак! И мое местоимение Все вокруг склоняют так, Перво-наперво решительно Скажет вам семья моя, Что, конечно, Именительный – Это Я и только Я! Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня. И не зря. Падеж Родительный Для кого? А для Меня; Все заботятся старательно И заслуженно вполне И дают подарки. | Дательный – Это значит – только Мне! Не смотрите подозрительно, У меня родня – броня! И запомните: Винительный Не касается Меня! Жизнь легка и упоительна За родительской спиной!.. Нет, друзья, падеж Творительный Сотворен совсем не Мной! Ждете, видимо, Предложного? Новых данных обо Мне? Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне. |
- Выпишите личное местоимение Я вместе с падежом. - Что у вас получилось? Как называется изменение местоимений по падежам? - Какую особенность при склонении местоимения Я вы заметили? - Поставьте местоимения Я во множественное число и просклоняйте его, записывая рядом. Напомните мне, что значит просклонять? - Мы просклоняли местоимения 1 лица. - Самостоятельно просклоняйте местоимения 2-го и 3-го лица.
| Местоимения 1 лица | Местоимения 2 лица | Местоимения 3 лица | И.п. | Я, мы | Ты, вы | Он, она, оно, они | Р.п. | Меня, нас | Тебя, вас | Его, её, их | Д.п. | Мне, нам | Тебе, вам | Ему, ей, им | В.п. | Меня, нас | Тебя, вас | Его, её, их | Т.п. | Мной (-ю), нами | Тобой (-ю), вами | Им, ей (ею), ими | П.п. | (обо) мне, (о) нас | (о) тебе, (о) вас | (о) нём, (о) ней, (о) них |
- Как вы видите, все эти местоимения разделяются на три лица: первое, второе и третье. И в этой таблице записаны местоимения, которые вы просклоняли. А теперь давайте попробуем проанализировать таблицу и ответить на два вопроса: - Что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении?
- Что появляется у местоимений 3-го лица, если они употребляются с предлогом?
Откроем учебник и проверим свой анализ. Прочитаем теоретический материал на стр. 69
- Молодцы! Давайте сделаем вывод, что мы узнали на данный момент о личных местоимениях.
- Какие местоимения относятся к разряду личных? - Что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении?
- Что появляется у местоимений 3-го лица, если они употребляются с предлогом?
- Хочу вам напомнить. Когда в речи употребляются местоимения ТЫ или ВЫ, то эти местоимения могут обозначать как любого человека, так и определённого человека. К этому следует добавить, а вам запомнить, что если обращаешься к одному человеку незнакомому или к старшему по возрасту, то по правилам этикета (правил поведения в обществе), вы должны обращаться к нему на «ВЫ». Раньше на «ВЫ» называли родителей, эта старинная традиция сохранилась и по сей день в некоторых сельских местностях. И ещё, если вы обращаетесь в письменной форме к какому-то незнакомому человеку или руководителю, например, к директору школы, то вы обязаны написать местоимение ВЫ с большой буквы: «прошу Вас…».
Физкультминутка
Садитесь. Давайте попробуем применить знания на практике. Работать будем в парах.
Карточка №1. Поставьте местоимения в нужную форму и определите падеж местоимения. 1. Взяли у (ОН)_________________ 2. Видели (ОН) _________________ 3. Записали (ОНИ) в книгу ____________________ 4. Смеялись над (ОНИ) _____________________ 5. Говорить о (ОНА) _________________________ 6. Писать о (ОНИ) ___________________________ 7. Ждал (ОН)________________________ 8. Играл с (ОНА) ____________________________ 9. Позвал (ОНИ) _______________________ Карточка №2. Поставьте местоимения в нужную форму и определите падеж местоимения. 1. Рассказал о (ОН) _____________________ 2. Подошёл к (ОН) ______________________ 3. Заметил (ОНА) _______________________ 4. Беспокоился о (ОНА) ______________________ 5. Увидел (ОНА) _________________________ 6. Писал о (ОНА) ___________________________ 7. Шёл с (ОНИ) ____________________________ 8. Писал (ОНИ) ______________________________ 9. Ждал (ОНИ) ____________________________
- Молодцы! А теперь проверим выполненное задание. У кого нет ошибок? У кого работа выполнена с ошибками? Сделаем вывод о выполненной работе и продолжим тренироваться. Выполним упражнение 487. Проверка Ребята, давайте вспомним цели, которые нами были поставлены в начале урока и удалось ли нам их достигнуть? - Какие местоимения относятся к разряду личных? - Что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении? - Что появляется у местоимений 3-го лица, если они употребляются с предлогом? - Какая роль у местоимений ТЫ и ВЫ? Как их нужно употреблять в речи?
- Запишите домашнее задание: изучить теоретический материал параграф 80, - повторить таблицу склонения личных местоимений, упражнение 488. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
Читают стихотворение.
Ответы детей: - Местоимение. - Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признаки и количество, но не называет их. Высказывают свои предположения. Верно ответивший выходит к доске. На доске таблица. Во время рассказа ученик помещает местоимения в нужные окошки.
Личные местоимения
Ответы детей: - По числам.
- О личных местоимениях.
Записывают в тетради число и тему урока.
Слушают и читают стихотворение на слайде.
Записывают в тетради: И.п. – Я Р.п. – Меня Д.п. – Мне В.п. – Меня Т.п. – Мной П.п. – Мне
Ответы детей: - Склонение.
- При склонении личных местоимений иногда меняется все слово; иногда в корне происходит чередование меня-мне.
- Изменить по падежам. Записывают в тетради: И.п. – Я, мы Р.п. – Меня, нас Д.п. – Мне, нам Местоимения 1 лица В.п. – Меня, нас Т.п. – Мной, нами П.п. – Мне, нас
Ребята самостоятельно изменяют по падежам местоимения 2-го и 3-го лица.
Ответы детей: - Слово меняется целиком (я, меня) а иногда происходит чередование (тебя, тобой).
- Добавляется буква Н вначале слова, кроме предлога «благодаря».
Читают правило.
Ответы детей: - Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они - Меняется целиком или происходит чередование.
- Появляется буква Н, кроме предлога «благодаря».
Выполняют разминку.
Работают в парах.
Самопроверка: Карточка №1 1. Взяли у (ОН) – у него (р.п.) 2. Видели (ОН) – его (в.п.) 3. Записали (ОНИ) в книгу – их (в.п.) 4. Смеялись над (ОНИ) – над ними (т.п.) 5. Говорить о (ОНА) –о ней (п.п.) 6. Писать о (ОНИ) – о них (п.п.) 7. Ждал (ОН)- его (р.п.) 8. Играл с (ОНА) – с ней (т.п.) 9. Позвал (ОНИ)- их (в.п.) Карточка №2. 1. Рассказал о (ОН) – нём (п.п.) 2. Подошёл к (ОН) – к нему (д.п.) 3. Заметил (ОНА)- её (в.п.) 4. Беспокоился о (ОНА) – о ней (п.п.) 5. Увидел (ОНА) – её (в.п.) 6. Писал о (ОНА) – о ней (п.п.) 7. Шёл с (ОНИ) - с ними (т.п.) 8. Писал (ОНИ) – им (д.п.) 9. Ждал (ОНИ) – их (в.п.)
Выполняют упражнение.
Самопроверка.
Ответы детей: - Мы познакомились с личными местоимениями, узнали особенности их склонения, учились правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
Записывают задание на дом. |