Технологическая карта по русскому языку 5 кл "Личные окончания глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Салдаева Галина Васильевна

Разработка урока в соответствии с  требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekh._karta._5_klass_lich.okonch.gl_.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

УМК: учебный комплекс под редакцией  Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцевой.                                        

Тема урока:  личные окончания глаголов.        

Тип урока:  повторительно-обобщающий урок.

Цели:  Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Правописание личных окончаний глаголов».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся , проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

  -Выберите из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая ) ту , которая соответствует вашему настроению.

(На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета , которую выбрало большинство ребят)


Предлагает учащимся задание.

-Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на две группы: (запись в тетради)


Костёр, разгорается, слышится, шёпот, молотьба, учимся.

Проверка вслух

-По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (Имена существительные)

-Назовите орфограммы в словах.

-Назовите , к какой части речи относятся слова второй группы? (Глаголы)

-Как вы это определили?Докажите.

-Так чем же сегодня мы будем заниматься?


Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.










Фронтальная работа.  Учащиеся читают слова на слайде и работают индивидуально, распределяя слова на две группы. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. Выполняют задание, повторяют орфограммы.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.


Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.


Коммуникативные:общение и взаимодействие,планирование учебного процесса

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

-Запишите по памяти глаголы на   -ять.

(Словарная работа по « Считалке на  -ять» : Блеять, веять, чуять, лаять, реять, сеять, таять, чаять, кашлять, выменять, стоять — пишем строго через  ять.)

  • К какому спряжению относятся данные глаголы?
  • А что такое спряжение?
  • Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
  • Зачем нам всё это знать?


Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися. Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют цель урока.

 (Безударные личные окончания глагола зависят от того , к какому спряжению относится глагол.)

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

3.Постановка учебной задачи.

Цель:  обсуждение затруднений(почему возникли затруднения , чего мы ещё не знаем).


Учитель предлагает выявить условия написания гласной в окончании глагола. Вывод.

 Словарная работа. К диктуемым фразеологическим оборотам подобрать глагол-синоним.

 Вставляет палки в колёса( мешает), обведёт вокруг пальца (обманет), выбьетесь из сил (устанете), клюёте носом (засыпаете) , гладите по головке (хвалите) , сложишь голову (погибнешь), зарубит на носу (запомнит). 

-Какие  окончания глаголов называются личными? Почему?

Работа по учебнику ,упр.88-работа с таблицей личных окончаний глаголов.

-Как определить спряжение глагола , если его окончание безударное? (Определяем спряжение по начальной форме глагола)

Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.

Речевое проговаривание. Запись глаголов. Обозначение орфограммы.




Учащиеся в парах работают со словарём фразеологизмов.






Учащиеся отвечают на вопросы, работают с учебником.


Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую,поиск информации по словарю.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

4.Включение изученного в систему знаний.

Цель: построение и фиксация нового знания.

Учитель предлагает учащимся  работу с текстом. Запись с комментированием.

Учащиеся  выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – личные окончания глаголов.

 Задание дифференцированное: слабые учащиеся выделяют  грамматическую основу,  сильные  - выписывают по два словосочетания , используя слова с изучаемой орфограммой.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные:действия  оценивания усваиваемого содержания.

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Игра «Хлопок». Учитель диктует  глаголы 1 и 2 спряжения –( 1спр.- хлопок, 2спр.-два хлопка)

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5.Этап закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает выполнить упражнение  учебника.

1)Упр.91-устное составление предложений, запись лучших в тетради.

Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.

 Речевое проговаривание.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание .

-Спишите записанные на доске глаголы, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, отметьте орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы.


(Не)навид_ш_  лень, (не)упуст_м  возможность, они (не)смотр_т, (не)хоч_т_ся  занимат_ся , дело (не)дела_тся ,(не)догон_шь автобус , дети (не)купа_т_ся . .

Учащиеся выполняют задание.







  Учащиеся повторяют  правописание глаголов

 

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

7   Рефлексия.    

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.


Учитель задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовки обучающихся.


 

  Осуществляют  оценку урока и самооценку , соотносят цель и результаты , степень их соответствия. Отвечают на вопросы:

-Какую цель ставили?

 -Удалось достичь поставленной цели?

-Какие получили результаты?

-Что вызвало особые затруднения?

-Какие ошибки вы ещё делаете при написании глаголов?

-Что представляется вам лёгким и понятным в теме «Глагол»?

 

  • Называют ключевые слова темы.

Поднимают тучку (синюю или голубую ), тем самым показывают своё  настроение , изменилось ли оно на уроке.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Домашнее задание: Упр. Учебника 92 (стр.44)

Для сильных учащихся дополнительно – выполнить все разборы; слабые-один по выбору.

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов». 5 класс.

К технологической карте урока прилагается конспект урока, а также 2 слайда....

Технологические карты уроков русского языка в 5 классе ФГОС по теме: "Морфема", "Окончание и основа слова"

Материал содержит готовые задания для урока (в помощь молодым педагогам)...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Безударные окончания -Е и -И имен существительных"

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе "Безударные окончания -Е и -И имен существительных" и презентацию к уроку в формате PDF...

Технологическая карта по русскому языку 5 класс Глагол

Урок общеметодической направленности. Технология: развитие критического мышления через чтение-письмо. Цель урока: обеспечить формирование умения выделять глагол среди других частей речи по морфологиче...

Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия».  1.Предмет:  русский язык

                 Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе                Тема: &laqu...