Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранов и др. по теме "Указательные местоимения"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по УМК М и др..Т.Баранов и др. по теме "Указательные местоимения" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnlogicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx (35.96 КБ) | 35.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Учитель: Сироткина Л.В., учитель русского языка и литературы высшей кв.категории МБОУ «Стародрожжановская СОШ № 2» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан |
Тема урока: Указательные местоимения |
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний |
Дата урока: 6 апреля 2015г. |
Образовательные ресурсы
|
Цель урока: Формирование учебных умений по построению нового понятия «указательные местоимения». Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ученика |
Задачи урока: 1. Формировать умение находить указательные местоимения в тексте. 2. Развивать орфографическую зоркость, мыслительные и речевые способности обучающихся, умение анализировать, сравнивать. 3. Воспитывать культуру умственного труда, самостоятельность, активность, любовь к чтению, внимательное отношение к слову. |
План урока представляет собой технологическую карту (согласно требованиям ФГОС). На данном уроке учащиеся поставлены в позицию «добытчиков» знаний, а учитель выполняет роль консультанта. |
Методы обучения: Словесный, проблемный, наглядный, коммуникативный, частично-поисковый |
Формы обучения: Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная |
Приемы работы учителя: Организация частично-поисковой работы в группах, самостоятельной работы обучающихся; оценка работы обучающихся и коррекция |
Основные термины и понятия: указательные местоимения |
Планируемые образовательные результаты: предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, определять признаки указательных местоимений, особенности изменения указательных местоимений, значение указательных местоимений. |
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
- Развивать умение слушать и понимать других;
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в группе и в паре;
- Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка
Регулятивные:
- Развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;
- Развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Осознавать познавательную и личностную рефлексию;
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план/алгоритм); проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные:
- Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма.
Личностные:
- Формирование устойчивой мотивации к познавательной деятельности;
- Формирование умения выражать свои мысли в группе и в паре
План - конспект урока | Прогнозируемые результаты | ||||
Структурный компонент урока | Время (мин.) | Действия учителя | Действия учеников | Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1.Оргмомент (цель: мобилизировать внимание школьников, создать мотивацию, актуализировать знания) | 5 | 1. Приветствие учащихся. Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрасный весенний день. А солнышко куда-то исчезло. Вы не знаете, где оно? «Солнышко заглянуло к нам в класс со своими хитрушками-ловушками» 2.Учитель создает ситуацию успеха для формирования и повышения учебной мотивации: организует «Орфографическую разминку» , дает задание: записать словосочетания, спроецированные на экране, избежав «ловушки» - слайд № 1 Задание + (на отметку «5»): определить разряд и падеж местоимений. 3. Демонстрирует слайд № 2 для взаимопроверки и оценивания самостоятельной работы. | Учащиеся переписывают словосочетания, исправляя ошибки при написании местоимений. С помощью слайда № 2 учащиеся выполняют взаимопроверку и выставляют отметки на полях карандашом, руководствуясь критериями оценивания | Умение видеть и исправлятьошибки в употреблении местоимений | Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция; Познавательные УУД: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД: - смыслообразование (Я должен посмотреть…) Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
2.Подготовка к изучению новой темы – комплексный анализ текста. (цель: создать мотив к решению проблемной ситуации) | 8 | 1.Учитель проецирует на экране и раздает на парты печатный текст с заданиями:
2.Учитель предлагает сравнить лексические значения слов со словарными статьями из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. 3.Организует фронтальную работу по проверке заданий 2 и 3. 4.Организует самопроверку, совмещённую с физминуткой, задания 4, демонстрируя на слайде ответы. | Один из учеников выразительно читает текст. Учащиеся озвучивают лексическое значение слов: «облагораживать», «нравственность»,- данных в качестве опережающего домашнего задания. Самостоятельная работа над заданиями 2-3 (устно), обсуждение ответов. Осуществляют самопроверку задания 4: | Знать типы речи, средства связи в тексте, уметь определять разряды и падеж местоимений | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
3. Физминутка | 1 | Включает музыку, инструктирует учащихся | Если запись верна (каждая) - учащийся встаёт и делает хлопок в ладоши, в случае ошибки – сидит на месте. | ||
4. Выход на тему урока (цель: помочь учащимся самостоятельно сформулировать тему и задачи урока; выделить существенные признаки понятия при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов ) | 3 | 1.Учитель создаёт проблемную ситуацию, задав вопросы: -Какие местоимения остались без внимания? Выпишите их. (Эти, такие.) - Что вы можете о них сказать? Определите их значение. - Как бы вы назвали разряд таких местоимений? - Какие ещё местоимения с этим значением вы могли бы перечислить? - Сформулируйте тему и задачи урока.
| Ученики выписывают местоимения: эти, такие, обсуждают поставленный вопрос в парах и приходят к выводу, что эти слова указывают на предметы и признаки, т.к. ключевым является слово «указывают», поэтому делают предположение, что они могут быть объединены в разряд указательных местоимений, перечисляют другие «указательные слова». Формулируют тему и задачи урока, тему записывают в тетради. | Уметь находить проблемную зону – область неизвестного | 2) Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
5. Изучение нового материала. (цель: обобщить семантические признаки понятия «указательные местоимения», научить обобщать, делать выводы) | 10 | 1. Учитель организует частично-поисковую работу в группах, дает задание ученикам: заполнить таблицу «Указательные местоимения» (таблица проецируется на слайде) 2. Учитель участвует в обсуждении результатов групповой работы, корректируя выступления представителей групп. 3. Предлагает сопоставить материал таблицы, составленной учащимися, с таблицей на слайде и материалом учебника § 84 стр. 88 и создаёт ситуацию успеха: самостоятельно пришли к выводам, которые есть в параграфе учебника. | Ученики в группах работают над заполнением таблицы «Указательные местоимения». Результаты работы в группах представляются классу, учащиеся обсуждают, обобщают и составляют окончательный вариант таблицы по теме урока, корректируя индивидуальную таблицу. Работают по материалу § 84 учебника и слайда № 10 , демонстрируемого учителем, сопоставляя его с материалом индивидуальной таблицы и делают вывод: в процессе работы пришли к тем выводам, которые содержатся в материале учебника. | Знать общие сведения о местоимениях | 1)1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2)Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 3)Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
6. Применение понятия на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия) | 11 | 1.Учитель обращает внимание детей на рабочий текст, демонстрируемый в начале урока для комплексного анализа и дает задание: объяснить постановку тире в первом предложении. 2. Задаёт вопросы: -Является слово «это» в первом предложении указательным местоимением? Обоснуйте своё мнение. -К какому выводу вы пришли? 3.Даёт задание по учебнику на отработку понимания темы урока (упр. 484, стр.89 ): Задание: выписать из текста упражнения словосочетания с указательными местоимениями Задание+ (на отметку «5»): определить синтаксическую роль указательных местоимений. 4.В конце работы демонстрирует слайд № 11 для взаимопроверки | -Ученики определяют, что слово «это» в данном предложении не является указательным местоимением, т.к. не соответствует его признакам, а является служебной частью речи – частицей, приходят к выводу, что каждое слово требует к себе внимательного отношения. -Один учащийся выполняет работу на обратной стороне доски. -Выполняют взаимопроверку и оценивание (за каждый правильный ответ получает 1 балл) | Уметь определять значение слова в контексте. Уметь определять синтаксическую роль слова в предложении | 1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания |
7. Итог урока (цель: проверить усвоение темы, рефлексия) | 2 | 1.Учитель проводит «Цифровой диктант» (задание: выписать номера словосочетаний с указательными местоимениями) 2.Демонстрирует слайд для самопроверки и оценивания работы. 3.Рефлексия:
-Оцените результаты своей работы, сложив отметки, полученные на уроке, и разделив на 5 | -Записывают в тетради номера словосочетаний с указательными местоимениями. -Выполняют самопроверку и оценивание работ (за каждый правильный ответ получают 1 балл) -Ученики формулируют связный ответ на поставленные вопросы. Оценивают работу за урок на Листке самооценки. | Определять круг сведений о языке, полученных на уроке | 1)Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности 2) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
8. Домашнее задание (цель: дать установку на отработку определенных умений) | 1 | Учитель предлагает дифференцированное домашнее задание, демонстрируя его на слайде. Выставляет обучающимся отметки за работу на уроке в журнал. | Ученики должны сами сделать выбор, какое задание выполнить, получают его на ярких листочках | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | |
9. Уборка рабочих мест | 1 | Просит собрать в файл маршрутный лист, рабочий лист, написать на бирке ФИ и сдать учителю | Учащиеся наводят порядок на рабочем столе, рабочие листы сдают учителю |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...