Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранов и др. по теме "Указательные местоимения"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Сироткина Людмила Валентиновна

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по УМК М и др..Т.Баранов и др. по теме "Указательные местоимения" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка в 6 классе

Учитель: Сироткина Л.В., учитель  русского языка и литературы высшей кв.категории МБОУ «Стародрожжановская СОШ № 2» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

Тема урока: Указательные местоимения

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Дата урока: 6 апреля 2015г.

Образовательные ресурсы 

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация к уроку.
  • Учебник « Русский язык»: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2012.
  • Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы.-М.: Просвещение, 2012г.

Цель урока:  Формирование учебных умений по построению нового понятия «указательные местоимения».

Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности

Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ученика

Задачи урока:

 1. Формировать умение находить указательные местоимения в тексте.

2. Развивать орфографическую зоркость, мыслительные и речевые способности обучающихся, умение анализировать, сравнивать.

3. Воспитывать культуру умственного труда, самостоятельность, активность, любовь к чтению, внимательное отношение к слову.

План урока представляет собой технологическую карту (согласно требованиям ФГОС). На данном уроке учащиеся поставлены в позицию «добытчиков» знаний, а учитель выполняет роль консультанта.

Методы обучения: 

Словесный, проблемный, наглядный, коммуникативный, частично-поисковый 

Формы обучения: Фронтальная, групповая,  парная, индивидуальная

Приемы работы учителя: Организация частично-поисковой работы в группах, самостоятельной работы обучающихся; оценка работы обучающихся и коррекция

Основные термины и понятия: указательные местоимения

Планируемые образовательные результаты:  предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, определять признаки указательных местоимений, особенности изменения указательных местоимений, значение указательных местоимений.

 Метапредметные результаты:

Коммуникативные:

  • Развивать умение слушать и понимать других;
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в группе и в паре;
  • Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка

Регулятивные:

  • Развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;
  • Развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Осознавать познавательную и личностную рефлексию;
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план/алгоритм); проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

  • Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма.

Личностные:

  • Формирование устойчивой мотивации к познавательной деятельности;
  • Формирование умения выражать свои мысли в группе и в паре

План - конспект урока

Прогнозируемые результаты

Структурный компонент урока

Время

(мин.)

Действия учителя

Действия учеников

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1.Оргмомент

 (цель: мобилизировать внимание школьников, создать мотивацию, актуализировать  знания) 

5

1. Приветствие учащихся. Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрасный весенний день. А солнышко куда-то исчезло. Вы не знаете, где оно? «Солнышко заглянуло к нам в класс со своими хитрушками-ловушками»

2.Учитель создает ситуацию успеха для формирования и повышения учебной мотивации: 

организует «Орфографическую  разминку» , дает задание: записать словосочетания, спроецированные на экране, избежав «ловушки» - слайд № 1

Задание + (на отметку «5»):                                 определить разряд и падеж местоимений.

3. Демонстрирует слайд  № 2 для взаимопроверки и оценивания самостоятельной работы.

Учащиеся переписывают словосочетания, исправляя ошибки при написании местоимений.

С помощью слайда № 2 учащиеся выполняют взаимопроверку и  выставляют отметки на полях карандашом, руководствуясь критериями оценивания

Умение видеть  и исправлятьошибки в употреблении местоимений

Регулятивные УУД: 

- волевая саморегуляция; Познавательные УУД: 

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД:

- смыслообразование

(Я должен  посмотреть…)

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2.Подготовка к изучению новой темы – комплексный анализ текста.

(цель: создать мотив к решению проблемной ситуации)

8

1.Учитель проецирует на экране и раздает на парты печатный текст с заданиями:  

  1. объяснить лексическое значение слов: «облагораживать», «нравственность»;      
  2. определить тип речи, основную мысль текста;
  3. выявить средства связи предложений в тексте;
  4. выделить в тексте и записать  местоимения, разряды которых уже известны (разряды указать).                                      

2.Учитель предлагает сравнить лексические значения слов со словарными статьями из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

3.Организует фронтальную работу по проверке заданий 2 и 3.

4.Организует самопроверку, совмещённую с физминуткой, задания 4, демонстрируя на слайде ответы.

Один из учеников выразительно читает текст.

Учащиеся озвучивают лексическое значение  слов: «облагораживать», «нравственность»,- данных в качестве опережающего домашнего задания.

Самостоятельная работа над заданиями 2-3 (устно), обсуждение ответов.

Осуществляют самопроверку задания 4:

Знать типы речи, средства связи в тексте, уметь определять разряды и падеж местоимений

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

3. Физминутка

1

Включает музыку, инструктирует учащихся

Если запись верна (каждая) - учащийся  встаёт и делает хлопок в ладоши, в случае ошибки – сидит на месте.

4. Выход на тему урока

 (цель: помочь учащимся самостоятельно сформулировать тему и задачи урока; выделить существенные признаки понятия при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов )

3

1.Учитель создаёт проблемную ситуацию, задав вопросы:

-Какие местоимения остались без внимания? Выпишите их. (Эти, такие.)

- Что вы можете о них сказать? Определите их значение.

- Как бы вы назвали разряд таких местоимений?

- Какие ещё местоимения с этим значением вы могли бы перечислить?

- Сформулируйте тему и задачи урока.

 

Ученики выписывают местоимения: эти, такие,

обсуждают поставленный вопрос в парах и приходят к выводу, что эти слова указывают на предметы и признаки, т.к. ключевым является слово «указывают», поэтому делают предположение, что они могут быть объединены в разряд указательных местоимений, перечисляют другие «указательные слова».

Формулируют тему и задачи урока, тему записывают в тетради.

Уметь находить проблемную зону – область неизвестного

2) Познавательные:

  Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

5. Изучение нового материала.

(цель: обобщить  семантические признаки понятия «указательные местоимения», научить обобщать, делать выводы)

10

1. Учитель организует частично-поисковую работу в группах, дает задание ученикам: заполнить таблицу «Указательные местоимения» (таблица проецируется на слайде)

2. Учитель участвует в обсуждении результатов групповой работы, корректируя выступления представителей групп.

3. Предлагает сопоставить материал таблицы, составленной учащимися, с таблицей на слайде и материалом учебника § 84 стр. 88 и создаёт ситуацию успеха: самостоятельно пришли к выводам, которые есть в параграфе учебника.

Ученики в группах работают над заполнением таблицы «Указательные местоимения».

Результаты работы в группах представляются классу, учащиеся обсуждают, обобщают и составляют окончательный вариант таблицы по теме урока, корректируя  индивидуальную таблицу.

Работают по материалу § 84 учебника и слайда № 10 , демонстрируемого учителем, сопоставляя его с материалом индивидуальной таблицы и делают вывод: в процессе работы пришли к тем выводам, которые содержатся в материале учебника.

Знать общие сведения о местоимениях

1)1) Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

2)Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

3)Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

6. Применение

понятия на новом языковом материале

 (цель: закрепить понимание нового понятия)

11

1.Учитель  обращает  внимание детей на рабочий текст, демонстрируемый в начале урока для комплексного анализа и дает задание: объяснить постановку тире в первом предложении.

2. Задаёт вопросы:

-Является слово «это» в первом предложении указательным местоимением? Обоснуйте своё мнение.

-К какому выводу вы пришли?

 3.Даёт задание по учебнику на отработку понимания темы урока (упр. 484, стр.89 ):

Задание: выписать из текста упражнения словосочетания с указательными местоимениями  Задание+ (на отметку «5»):

определить синтаксическую роль указательных местоимений.

4.В конце работы демонстрирует слайд  № 11 для взаимопроверки

-Ученики определяют, что слово «это» в данном предложении не является указательным местоимением, т.к. не соответствует его признакам, а является служебной частью речи – частицей, приходят к выводу, что каждое слово требует к себе внимательного отношения.

-Один учащийся выполняет работу на обратной стороне  доски.

-Выполняют взаимопроверку и оценивание (за каждый правильный ответ получает 1 балл)

Уметь определять значение слова в контексте. Уметь определять синтаксическую роль слова в предложении

1) Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

2) Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания 

7. Итог урока

(цель: проверить усвоение темы, рефлексия)

2

1.Учитель проводит «Цифровой диктант» (задание: выписать номера словосочетаний с указательными местоимениями)

2.Демонстрирует слайд для самопроверки и оценивания работы.

3.Рефлексия:

  • Что знал?
  • Что узнал?
  • Чему научился?
  • В чём испытывал трудность?

-Оцените результаты своей работы, сложив отметки, полученные на уроке, и разделив на 5

-Записывают в тетради номера словосочетаний   с указательными местоимениями.

-Выполняют самопроверку и оценивание работ                                             (за каждый правильный ответ получают 1 балл)

-Ученики  формулируют связный ответ на поставленные вопросы.

Оценивают работу за урок на Листке самооценки.

Определять круг сведений о языке, полученных на уроке

1)Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

2) Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

8. Домашнее задание

(цель: дать установку на отработку определенных умений)

1

Учитель предлагает дифференцированное домашнее задание, демонстрируя его на слайде.

Выставляет обучающимся отметки за работу на уроке в журнал.

Ученики должны сами сделать выбор, какое задание выполнить,  получают его на   ярких листочках  

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

9.  Уборка рабочих мест

1

Просит собрать в файл маршрутный лист, рабочий лист, написать на бирке ФИ и сдать учителю

Учащиеся наводят порядок на рабочем столе, рабочие листы сдают учителю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...