Рабочая программа курса "Смысловое чтение. Работа с текстом" 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
программа предназначена для учащихся 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_smyslovoe_chtenie._rabota_s_tekstom.docx | 38.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский»
СОГЛАСОВАНО ______________ Т.В. Дидич «___»_______ 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом от «____»______________2023г. №______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Смысловое чтение. Работа с текстом»
для 8в,г классов основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
Учитель: Михайленко Ольга Виталиевна
Квалификационная категория: первая
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № ____ от «____» ___________ 2023г.
Советский, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО 2021 г.), в соответствии с Программой воспитания основного общего образования.
Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.
Данный курс способствует формированию у обучающихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.
Цель курса:
- Формирование осмысленного и глубокого чтения;
- формирование читательской культуры и умения находить способы проявления авторской позиции;
- формирование восприятия произведения как художественного целого, осмысление его в этой целостности, видение авторского замысла;
- формирование стремления размышлять над прочитанным, умения выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения.
Задачи:
- обучать стратегии, приёмам смыслового чтения;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- находить в тексте требуемую информацию
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.
- формировать умения работать в сотрудничестве, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
Формы работы: лекции и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.
Методы и приемы.
Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:
∙ беседа;
∙ объяснение учителя;
∙ исследование;
∙ наблюдение;
∙ сопоставление и анализ;
∙ учебные дискуссии;
∙ творческие задания;
∙ постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
∙ создание и редактирование текстов;
∙ использование разных каналов поиска информации;
Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные результаты)
Личностные результаты:
∙ осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;
∙ умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
∙ интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
∙ способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
∙ адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);
∙ пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
∙ владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);
∙ умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);
∙ умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;
∙ умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой;
∙ умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
∙ умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
∙ уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
∙ слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Удерживать цель деятельности до получения её результата.
-Учиться анализу достижения цели.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
- извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
- Планировать учебное исследование;
- ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования;
Предметные результаты:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Восьмиклассник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы,);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Восьмиклассник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Восьмиклассник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: таблицы;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— делать выводы;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Восьмиклассник получит возможность научиться:
• выявлять информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Восьмиклассник научится:
• откликаться на содержание текста:
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Восьмиклассник получит возможность научиться:
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Основное содержание курса
Раздел I: Работа с текстом: Поиск информации и понимание прочитанного. Содержание текста, его смысл. Главная тема, подтемы текста, назначение текста. Заголовок. Виды планов. Текстовые и внетекстовые компоненты. Приёмы нахождения требуемой информации в тексте. Система аргументов. Авторская позиция.
РАЗДЕЛ II. Работа с текстом: Преобразование и интерпретация информации. Структура текста (нумерация страниц, сноски, ссылки, оглавление, преобразование текста в таблицу). Интерпретация текста. Сравнение и противопоставление информации. Вывод, авторская позиция.
РАЗДЕЛ III. Работа с текстом: Оценка информации. Оценка содержания текста. Оценка достоверности информации. Оценочные суждения.
Календарно-тематическое планирование
№ | дата | тема | форма контроля |
1 | Типология текстов. | Работа с текстом | |
2 | Рассуждение-размышление. | Практикум | |
3 | Рассуждение-объяснение. | Практикум | |
4 | Рассуждение-доказательство. | Практикум | |
5 | Языковые средства текста. | Анализ языковых средств | |
6 | Языковые средства текста. | Анализ языковых средств | |
7 | Тема текста, идея, основная мысль. | Работа с текстом | |
8 | Текст, микротемы текста. | Практикум | |
9 | Вычленение информации из текста. | Практикум | |
10 | Структура и композиция текста. | Практикум | |
11 | Разные способы представления информации. | Конспект | |
12 | Разные способы представления информации. | Конспект | |
13 | Источники информации. | Практикум | |
14 | Источники информации. | Практикум | |
15 | Подробный и сжатый пересказ. | Практикум | |
16 | Приемы сжатия текста. | Работа с текстом | |
17 | Приемы сжатия текста. | Работа с текстом | |
18 | Формулирование тезисов и выводов на основе текста. | Беседа по теме | |
19 | Аргументы, подтверждающие вывод. | Беседа по теме | |
20 | Соотнесение фактов с общей идеей текста. | Практикум | |
21 | Композиция текста-рассуждения. | Практикум | |
22 | Формулирование тезисов, аргументов, выводов. | Практикум | |
23 | Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости. | Письменная работа (изложение) | |
24 | Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости. | Письменная работа (изложение) | |
25 | Формулирование точных ответов на поставленный вопрос. | Беседа по вопросам | |
26 | Оценка содержания и структуры текста. | Практикум | |
27 | Оценка языковых особенностей текста. | Практикум | |
28 | Выражение собственного мнения, его аргументация. | Практикум | |
29 | Участие в учебном диалоге. | Учебный диалог | |
30 | Позиция автора в тексте. | Практикум | |
31 | Соотнесения разных точек зрения на информацию. | Беседа по теме | |
32 | Нахождение в тексте необходимой информации | Практикум | |
33 | Интерпретация необходимой информации. | Учебный диалог | |
34 | Критическое отношение к информации. | Учебный диалог |
Лист корректировки рабочей программы внеурочной деятельности
№ урока (по КТП) | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Причина | Способ |
Актированный день. тема | Актированный день. Приказ № ….. от …….. «Об актированном дне». | Применение дистанционных форм обучения. |
8 класс
*Например: Карантин, Актированный день, Праздничный день 00.00.0000 и т.п.
** Например: Применение дистанционных форм обучения, Применение форм внеурочной деятельности, Уплотнение учебного материала и т.п.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Русский язык, 8 класс/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова, Издательство "Просвещение"
2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»
3. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.
4. Дьяченко Л.В. Тексты и задания для аудирования по русскому языку в 5-11 классах – Донецк: ПКФ «БАО», 2002.
5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- И.П. Цыбулько. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва, «Просвещение», 2014г• Т. Шклярова: Письмо по памяти. Методика. Рекомендации. Тексты. Издательство «Грамотей», 2017г.
- Н Русова: Пишем грамотно. 100 важнейших правил. Учебное пособие. Издательство «Владос», 2018г.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
- 3.Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. доработанное – М.: Просвещение, 2011.- 223 с. 4. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011. 5. Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М.: 1997.
- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
- Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. - М.- 1977.
- Запятая О. Коммуникативные умения как компонент содержания образования. Сельская школа.- 2006.-№ 6.
- Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности. Школьные технологии.- 2005.-№ 1.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
- www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикой».
- www.slovari.ru Электронные словари.
- www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
- www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
- http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
- http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
- http://www.fipi.ru сайт ФИПИ
- https://rus-oge.sdamgia.ru/ решу ОГЭ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное обучение.Рабочая программа по чтению (8 вид) 6 класс
Рабочая программа по чтению и развитию речи представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; учебно-тематический п...
Рабочая программа по чтению для учащихся 7 классов коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.ЦЕЛЬ: ...
Рабочая программа по чтению для учащихся 8 классов коррекционной школы VIII вида
В школе для умственно отсталых детей в старших (5 – 9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.Учащиеся должны:...
Рабочая программа по чтению для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 6 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Количество часов в неделю – 4 ч, в год – 136 ч.Цель уроков чт...
Рабочая программа по чтению для учащихся 10 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Данная программа составлена на основе программы «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов с у...
Рабочая программа по чтению для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Рабочая программа по чтению для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....
Рабочая программа по чтению для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Рабочая программа по чтению для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....