Рабочая программа по чтению для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Черникова Анна Андреевна

 Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 6 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Количество часов в неделю – 4 ч, в год – 136 ч.

Цель уроков чтения – научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, т.е. человека, у которого есть стойкая привычка  к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1.Формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.

Совершенствование техники чтения является важным этапом, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность у разных групп умственно отсталых детей формируются не только медленно, но и асинхронно.

2. Введение детей через литературы в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

3. Развитие устной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

4. Развитие через предмет представлений о мире, способствующих успешной социальной обучающихся.

Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chten.6kl.12-13_uch.god_.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида РА»

 

РАССМОТРЕНА  И СОГЛАСОВАНА

на заседании МО

Протокол № ____

от«____»___________20___г.

Руководитель МО

_________Черникова А.А.

СОГЛАСОВАНО

на методическом совете

«_____»_______20___г.

заместитель директора КС(К)ОУ РА «СКОШИ VIII вида Республики Алтай»

_____________Л.Г.Трескина

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________ М.В.Смышляева

«____»___________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по чтению и развитию речи  в 6 – х классах

                                               

 

Составила учитель русского языка и чтения

Черникова Анна Андреевна.

г. Горно-Алтайск

2012 г.

2. Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках/ под ред. Воронковой В. В. – М: Гуманит. изд. центр Владос,2001.

Литературное  чтение  - один из основных предметов в обучении школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам  школы.

Знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое, содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация обучающихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

        На уроках чтения  продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания.

             Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

      На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

 Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 6 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Количество часов в неделю – 4 ч, в год – 136 ч.

Цель уроков чтения – научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, т.е. человека, у которого есть стойкая привычка  к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1.Формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.

Совершенствование техники чтения является важным этапом, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность у разных групп умственно отсталых детей формируются не только медленно, но и асинхронно.

2. Введение детей через литературы в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

3. Развитие устной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

4. Развитие через предмет представлений о мире, способствующих успешной социальной обучающихся.

Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны уметь:

- читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения;

- определять основные черты характера действующих лиц;

- пересказывать текст по плану и выборочно.

Обучающиеся должны знать:

- наизусть 8-10 стихотворений.

4. Содержание программы учебного курса.

1 четверть

1. Моя родина

Урок внеклассного чтения

В.Песков «Отечество»

М. Ножкин «Россия»

М. Пришвин «Моя Родина»

2.Золотая осень

В. Бианки «Сентябрь»

И. Бунин «Лес, точно терем расписной»

Ю. Качаев «Грабитель»

Б. Житков «Белый домик».

А. Белорусец «Звонкие ключи».

К. Паустовский «Заячьи лапы».

И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще»

Е. Носов «Хитрюга».  

В. Бианки «Октябрь»

Урок внеклассного чтения

Обобщающий урок

                                     3. Великая радость работа

С. Михалков «Будь человеком»

Б. Заходер «Петя мечтает»

По Д. Биссету «Слон и муравей»

По Д. Биссету «Кузнечик Денди»

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».

Дж. Родари «Пуговкин домик».

Урок внеклассного чтения

Обобщение пройденного

                                                    4. Страницы истории

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Ф. Глинка «Москва»

В. Бианки «Ноябрь»

Тестирование по пройденному материалу. Проверка техники чтения.

Литературные игры

2 четверть

По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря»

По А. Алексееву «Рассказы о русском подвиге».

Е. Холмогорова. «Великодушный русский воин»

Библиотечный урок

                                5. Что такое хорошо, что такое плохо

По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». Особенности героев.

Е. Пермяк «Тайна цены».  

По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте»

                              6. Здравствуй, гостья – Зима

В. Бианки «Декабрь»

Е. Благинина «Новогодние загадки»

А. Никитин «Встреча зимы»

А. Дорохов «Тёплый снег»

А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Д. Хармс «Пушкин».

В. Бианки «Январь»

Урок внеклассного чтения

Х.-К. Андерсен «Ель».  

3 четверть

А. Чехов «Ванька»

И. Никитин «Весело сияет» (отрывок)

И. Суриков «Белый снег пушистый»

М. Зощенко «Лёля и Минька» Ёлка.  

Ю. Рытхэу «Пурга».  Предостережения мамы.

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»

В. Бианки «Февраль»

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

Просмотр мультфильма по одноименной сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев»

По Х.-К. Андерсену «Снежная королева»

Просмотр мультфильма по одноименной сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

Урок внеклассного чтения.

7.Весна – красна

С. Смирнов «Первые приметы»

В. Бианки «Март»

По В. Песков. «Весна идёт»

М. Пришвин «Жаркий час»

Г. Скребицкий «Весенняя песня».

В. Жуковский «Жаворонок»

А. Толстой «Детство Никиты»

А. Твардовский «Как после мартовских метелей»

А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой»

В. Бианки «Апрель»

К. Паустовский «Стальное колечко».          

Просмотр одноименного мультфильма по сказке К.Паустовского «Стальное колечко.

Урок внеклассного чтения. Проверка техники чтения.

4 четверть

8.Рассказы о животных

По В. Астафьеву «Злодейка».

По Е. Барониной «Рассказы про зверей».

В. Драгунский «Кот в сапогах».

Д. Хармс «Заяц и Ёж».

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави».

Просмотр мультфильма «Рикки-Тикки-Тави»  по мотивам сказки Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»

Урок внеклассного чтения.

                        9.Рассказы, сказки, стихи для детей

В. Набоков «Дождь пролетел…»

В. Бианки «Май»

М. Дудин «Наши песни спеты о войне»

В. Медведев «Звездолёт «Брунька».  

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».

По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц».

Просмотр фильма «Маленький принц» по мотивам сказки

 А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

В. Астафьев «Зорькина песня»

Н. Рыленков «Нынче ветер…»

Урок внеклассного чтения.

Вспоминаем прочитанное.

Проверка техники чтения.

Тестирование по пройденному материалу.

Литературная викторина.

5. Учебно-методические средства обучения.

Учебник

 «Чтение для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Сост. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. - М.: «Просвещение», 2011г».

Методическая литература

1

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с.

2

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.:ВАКО, 2008. – 176с.

3

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 176с.

4

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 160с.

5

Калмыкова И.Р. Мы читаем и играем: Книга для учащихся младшего школьного возраста. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 72с.

6

Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 288с.

7

Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. Для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.

8

Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная педагогика»)

9

Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки: пособие для логопедов-практиков и внимательных родителей. – СПб.:КАРО, 2010. – 160с.

10

Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. -  224с.

11

Сказочная игротека: праздники, игры, викторины для детских коллективов от 6 до 12 лет/Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2009. – 221с.

12

Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 160с.

13

Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 192с.

Видео

1.  Мультфильмы по басням Крылова

  1. Мультфильм «Двенадцать месяцев»
  2. Мультфильм «Снежная королева»
  3. Мультфильм «Стальное колечко»
  4. Фильм «Маленький принц»
  5. Мультфильм «Рикки-Тикки-Тави»

                 

6. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование раздела и тем

Кол.

часов

Дата

6 «А»

6 «Б»

Примечание

I четверть

1.Моя родина ( 4 часа)

1

Урок внеклассного чтения. Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

2

По Пескову «Отечество».

1

3

М. Ножкин «Россия».

1

4

М. Пришвин «Моя родина».

1

2.Золотая осень (18ч.)

5

Б. Бианки «Сентябрь».

1

6

И. Бунин «Лес, точно терем расписной».

1

7

Ю. Качаев «Грабитель».

1

8-9

Б. Житков «Белый домик».

2

10-13

А. Белорусец «Звонкие ключи».

4

14-16

К. Паустовский «Заячьи лапы» .

3

17

И. Тургенев «Осенний день в березовой роще».

1

18-19

Е. Носов «Хитрюга».

2

20

В. Бианки «Октябрь».

1

21

Урок внеклассного чтения.  По В. Астафьеву «Белогрудка»

1

22

Обобщающий урок.

1

3.Великая радость -  работа (9ч.)

23

С. Михалков «Будь человеком».

1

24

Б. Заходер «Петя мечтает».

1

25

По Д. Биссету «Слон и муравей».

1

26

По Д. Биссету «Кузнечик Денди».

1

27

Дж. Рожари «Как один мальчик играл с палкой».

1

28-29

Дж. Родари «Пуговкин домик».

2

30

Урок внеклассного чтения. М.Пришвин «Лесной хозяин»

1

31

Обобщение пройденного.

1

                               4.Страницы истории (15ч.)

32

Отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей -разбойник».

1

33

Ф. Глинка «Москва».

1

34

В. Бианки «Ноябрь».

1

35

Тестирование по пройденному материалу. Проверка техники чтения.

1

36

Литературный ринг.

1

37

Литературные игры.

1

II четверть

38

По С.Алексееву «Без Нарвы не видать моря»

1

39

По С.Алексееву «На берегу Неву»

1

40

По С.Алексееву «Рассказы о русском подвиге» («Медаль»)

1

41

По С.Алексееву «Рассказы о русском подвиге» («Гришенька»)

1

42

По Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин» («Серебряный лебедь»)

1

43

По Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин» («Боевое крещение»)

1

44

По Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин» («День рождения Наполеона»)

1

45

По Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин» («В дни спокойные»)

1

46

Урок внеклассного чтения.

Библиотечный урок.

1

               5.Что такое хорошо, что такое плохо. (5ч.)

47-48

По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи»

2

49-50

Е. Пермяк «Тайна цены»

2

51

Д.Гальпериной (перевод) «Здравствуйте»

1

6. Здравствуй, гостья – Зима (33ч.)

52

В.Бианки «Декабрь»

Е.Благинина «Новогодние загадки»

1

53

А.Никитин «Встреча зимы»

1

54

А.Дорохов «Теплый снег»

1

55

А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

1

56

Д.Хармс «Пушкин»

1

57

В.Бианки «Январь»

1

58

Урок внеклассного чтения. В.Бианки «Голубые лягушки»

Проверка техники чтения

1

59-62

Х.-К.Андерсен «Ель»

4

III четверть

63

А. Чехов «Ванька».

1

64

И.Никитин «Весело сияет».

1

65

И.Суриков «Белый снег пушистый».

1

66-67

М.Зощенко «Елка».

2

68-69

Ю. Рытхэу «Пурга».

2

70

Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость».

1

71

В.Бианки «Февраль».

1

72-75

С.Маршак «Двенадцать месяцев».

4

76

Просмотр мультфильма по одноименной сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев»

1

77-82

По Х.-К.Андерсену «Снежная королева».

6

83

Просмотр мультфильма по одноименной сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

1

84

Урок внеклассного чтения. Е.Пермяк «Голубые белки»

1

7. Весна – красна (19ч.)

85

С.Смирнов «Первые приметы».

1

86

В. Бианки «Март».

1

87

По В.Пескову «Весна идет».

1

88

М. Пришвин «Жаркий час».

1

89-90

Г.Скребицкий «Весенняя песня».

2

91

В.Жуковский «Жаворонок».

1

92

А. Толстой «Детство Никиты».

1

93

А. Твардовский «Как после мартовских метелей».

1

94

А. Плещеев «А вот шатер свой голубой…»

1

95

В Бианки «Апрель».

1

96-100

К. Паустовский «Стальное колечко».

5

101

Просмотр мультфильма по одноименной сказке К.Паустовского «Стальное колечко»

1

102

Урок внеклассного чтения «Люби живое».

Проверка техники чтения.

1

103

Литературная викторина.

1

IV четверть

8. Рассказы о животных (14ч.)

104

По В.Астафьеву «Злодейка»

1

105-106

По Е.Барониной «Рассказы про зверей»

2

107

В.Драгунский «Кот в сапогах»

1

108

Д.Хармс «Заяц и ёж»

1

109

И.Крылов «Зеркало и обезьяна»

1

110-115

По Р.Киплингу «Рикки-Тикки-Тави»

6

116

Просмотр мультфильма «Рикки-Тикки-Тави»  по мотивам сказки Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»

1

117

Урок внеклассного чтения. Стихи о войне

1

9.Рассказы, сказки, стихи для детей (20 ч.)

118

В.Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…»

1

119

В.Бианки «Май»

1

120

М.Дудин «Наши песни спеты на войне»

1

121-123

В.Медведев «Звездолет Брунька»

3

124-126

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»

3

127-128

По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

2

129

Просмотр фильма «Маленький принц» по мотивам сказки

 А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

130

В.Астафьев «Зорькина песня»

1

131

Н.Рыленков «Нынче ветер…»

1

132

Урок внеклассного чтения. Современные детские журналы.

1

133

Вспоминаем прочитанное.

Проверка техники чтения.

1

134

Тестирование по пройденному материалу.

1

135

Обобщающий урок по литературным сказкам

1

136

Литературные игры.

1

137

Литературная викторина.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 6 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В....

Рабочая программа по изо 5-7 класс, коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы  под редакцией доктора педагогичес...

Рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под ре...

Рабочая программа по математике для 8 класса коррекционной школы VIII вида

Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная  программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...

Рабочая программа по математике для 9 класса коррекционной школы VIII вида

Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная  программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...

Рабочая программа по географии для 7 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по географии разработана на начало учебного года. Сейчас в классе установили интерактивную доску. Меняю дидактическое обеспечение, формы проверки знаний, виды КРУ, Вашему вниманию пр...

Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа составлена с учетом возростных и психофизических особенностей детей с ОВЗ...