Рабочая программа по чтению для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 6 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Количество часов в неделю – 4 ч, в год – 136 ч.
Цель уроков чтения – научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, т.е. человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1.Формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
Совершенствование техники чтения является важным этапом, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность у разных групп умственно отсталых детей формируются не только медленно, но и асинхронно.
2. Введение детей через литературы в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
3. Развитие устной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
4. Развитие через предмет представлений о мире, способствующих успешной социальной обучающихся.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chten.6kl.12-13_uch.god_.doc | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида РА»
РАССМОТРЕНА И СОГЛАСОВАНА на заседании МО Протокол № ____ от«____»___________20___г. Руководитель МО _________Черникова А.А. | СОГЛАСОВАНО на методическом совете «_____»_______20___г. заместитель директора КС(К)ОУ РА «СКОШИ VIII вида Республики Алтай» _____________Л.Г.Трескина | УТВЕРЖДЕНО Директор ________ М.В.Смышляева «____»___________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению и развитию речи в 6 – х классах
Составила учитель русского языка и чтения
Черникова Анна Андреевна.
г. Горно-Алтайск
2012 г.
2. Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках/ под ред. Воронковой В. В. – М: Гуманит. изд. центр Владос,2001.
Литературное чтение - один из основных предметов в обучении школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам школы.
Знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое, содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация обучающихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
На уроках чтения продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 6 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Количество часов в неделю – 4 ч, в год – 136 ч.
Цель уроков чтения – научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, т.е. человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1.Формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
Совершенствование техники чтения является важным этапом, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность у разных групп умственно отсталых детей формируются не только медленно, но и асинхронно.
2. Введение детей через литературы в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
3. Развитие устной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
4. Развитие через предмет представлений о мире, способствующих успешной социальной обучающихся.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны уметь:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану и выборочно.
Обучающиеся должны знать:
- наизусть 8-10 стихотворений.
4. Содержание программы учебного курса.
1 четверть |
1. Моя родина |
Урок внеклассного чтения |
В.Песков «Отечество» |
М. Ножкин «Россия» |
М. Пришвин «Моя Родина» |
2.Золотая осень |
В. Бианки «Сентябрь» |
И. Бунин «Лес, точно терем расписной» |
Ю. Качаев «Грабитель» |
Б. Житков «Белый домик». |
А. Белорусец «Звонкие ключи». |
К. Паустовский «Заячьи лапы». |
И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще» |
Е. Носов «Хитрюга». |
В. Бианки «Октябрь» |
Урок внеклассного чтения |
Обобщающий урок |
3. Великая радость работа |
С. Михалков «Будь человеком» |
Б. Заходер «Петя мечтает» |
По Д. Биссету «Слон и муравей» |
По Д. Биссету «Кузнечик Денди» |
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». |
Дж. Родари «Пуговкин домик». |
Урок внеклассного чтения |
Обобщение пройденного |
4. Страницы истории |
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» |
Ф. Глинка «Москва» |
В. Бианки «Ноябрь» |
Тестирование по пройденному материалу. Проверка техники чтения. |
Литературные игры |
2 четверть |
По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря» |
По А. Алексееву «Рассказы о русском подвиге». |
Е. Холмогорова. «Великодушный русский воин» |
Библиотечный урок |
5. Что такое хорошо, что такое плохо |
По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». Особенности героев. |
Е. Пермяк «Тайна цены». |
По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте» |
6. Здравствуй, гостья – Зима |
В. Бианки «Декабрь» |
Е. Благинина «Новогодние загадки» |
А. Никитин «Встреча зимы» |
А. Дорохов «Тёплый снег» |
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» |
Д. Хармс «Пушкин». |
В. Бианки «Январь» |
Урок внеклассного чтения |
Х.-К. Андерсен «Ель». |
3 четверть |
А. Чехов «Ванька» |
И. Никитин «Весело сияет» (отрывок) |
И. Суриков «Белый снег пушистый» |
М. Зощенко «Лёля и Минька» Ёлка. |
Ю. Рытхэу «Пурга». Предостережения мамы. |
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость» |
В. Бианки «Февраль» |
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». |
Просмотр мультфильма по одноименной сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев» |
По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» |
Просмотр мультфильма по одноименной сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» |
Урок внеклассного чтения. |
7.Весна – красна |
С. Смирнов «Первые приметы» |
В. Бианки «Март» |
По В. Песков. «Весна идёт» |
М. Пришвин «Жаркий час» |
Г. Скребицкий «Весенняя песня». |
В. Жуковский «Жаворонок» |
А. Толстой «Детство Никиты» |
А. Твардовский «Как после мартовских метелей» |
А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой» |
В. Бианки «Апрель» |
К. Паустовский «Стальное колечко». |
Просмотр одноименного мультфильма по сказке К.Паустовского «Стальное колечко. |
Урок внеклассного чтения. Проверка техники чтения. |
4 четверть |
8.Рассказы о животных |
По В. Астафьеву «Злодейка». |
По Е. Барониной «Рассказы про зверей». |
В. Драгунский «Кот в сапогах». |
Д. Хармс «Заяц и Ёж». |
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна» |
По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». |
Просмотр мультфильма «Рикки-Тикки-Тави» по мотивам сказки Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» |
Урок внеклассного чтения. |
9.Рассказы, сказки, стихи для детей |
В. Набоков «Дождь пролетел…» |
В. Бианки «Май» |
М. Дудин «Наши песни спеты о войне» |
В. Медведев «Звездолёт «Брунька». |
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». |
По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». |
Просмотр фильма «Маленький принц» по мотивам сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
В. Астафьев «Зорькина песня» |
Н. Рыленков «Нынче ветер…» |
Урок внеклассного чтения. |
Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения. |
Тестирование по пройденному материалу. |
Литературная викторина. |
5. Учебно-методические средства обучения.
Учебник
«Чтение для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Сост. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. - М.: «Просвещение», 2011г».
Методическая литература
1 | Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с. |
2 | Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.:ВАКО, 2008. – 176с. |
3 | Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 176с. |
4 | Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 160с. |
5 | Калмыкова И.Р. Мы читаем и играем: Книга для учащихся младшего школьного возраста. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 72с. |
6 | Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 288с. |
7 | Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. Для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с. |
8 | Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная педагогика») |
9 | Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки: пособие для логопедов-практиков и внимательных родителей. – СПб.:КАРО, 2010. – 160с. |
10 | Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с. |
11 | Сказочная игротека: праздники, игры, викторины для детских коллективов от 6 до 12 лет/Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2009. – 221с. |
12 | Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 160с. |
13 | Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 192с. |
Видео
1. Мультфильмы по басням Крылова
- Мультфильм «Двенадцать месяцев»
- Мультфильм «Снежная королева»
- Мультфильм «Стальное колечко»
- Фильм «Маленький принц»
- Мультфильм «Рикки-Тикки-Тави»
6. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол. часов | Дата 6 «А» | 6 «Б» | Примечание |
I четверть | |||||
1.Моя родина ( 4 часа) | |||||
1 | Урок внеклассного чтения. Самые интересные книги, прочитанные летом. | 1 | |||
2 | По Пескову «Отечество». | 1 | |||
3 | М. Ножкин «Россия». | 1 | |||
4 | М. Пришвин «Моя родина». | 1 | |||
2.Золотая осень (18ч.) | |||||
5 | Б. Бианки «Сентябрь». | 1 | |||
6 | И. Бунин «Лес, точно терем расписной». | 1 | |||
7 | Ю. Качаев «Грабитель». | 1 | |||
8-9 | Б. Житков «Белый домик». | 2 | |||
10-13 | А. Белорусец «Звонкие ключи». | 4 | |||
14-16 | К. Паустовский «Заячьи лапы» . | 3 | |||
17 | И. Тургенев «Осенний день в березовой роще». | 1 | |||
18-19 | Е. Носов «Хитрюга». | 2 | |||
20 | В. Бианки «Октябрь». | 1 | |||
21 | Урок внеклассного чтения. По В. Астафьеву «Белогрудка» | 1 | |||
22 | Обобщающий урок. | 1 | |||
3.Великая радость - работа (9ч.) | |||||
23 | С. Михалков «Будь человеком». | 1 | |||
24 | Б. Заходер «Петя мечтает». | 1 | |||
25 | По Д. Биссету «Слон и муравей». | 1 | |||
26 | По Д. Биссету «Кузнечик Денди». | 1 | |||
27 | Дж. Рожари «Как один мальчик играл с палкой». | 1 | |||
28-29 | Дж. Родари «Пуговкин домик». | 2 | |||
30 | Урок внеклассного чтения. М.Пришвин «Лесной хозяин» | 1 | |||
31 | Обобщение пройденного. | 1 | |||
4.Страницы истории (15ч.) | |||||
32 | Отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей -разбойник». | 1 | |||
33 | Ф. Глинка «Москва». | 1 | |||
34 | В. Бианки «Ноябрь». | 1 | |||
35 | Тестирование по пройденному материалу. Проверка техники чтения. | 1 | |||
36 | Литературный ринг. | 1 | |||
37 | Литературные игры. | 1 | |||
II четверть | |||||
38 | По С.Алексееву «Без Нарвы не видать моря» | 1 | |||
39 | По С.Алексееву «На берегу Неву» | 1 | |||
40 | По С.Алексееву «Рассказы о русском подвиге» («Медаль») | 1 | |||
41 | По С.Алексееву «Рассказы о русском подвиге» («Гришенька») | 1 | |||
42 | По Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин» («Серебряный лебедь») | 1 | |||
43 | По Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин» («Боевое крещение») | 1 | |||
44 | По Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин» («День рождения Наполеона») | 1 | |||
45 | По Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин» («В дни спокойные») | 1 | |||
46 | Урок внеклассного чтения. Библиотечный урок. | 1 | |||
5.Что такое хорошо, что такое плохо. (5ч.) | |||||
47-48 | По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи» | 2 | |||
49-50 | Е. Пермяк «Тайна цены» | 2 | |||
51 | Д.Гальпериной (перевод) «Здравствуйте» | 1 | |||
6. Здравствуй, гостья – Зима (33ч.) | |||||
52 | В.Бианки «Декабрь» Е.Благинина «Новогодние загадки» | 1 | |||
53 | А.Никитин «Встреча зимы» | 1 | |||
54 | А.Дорохов «Теплый снег» | 1 | |||
55 | А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» | 1 | |||
56 | Д.Хармс «Пушкин» | 1 | |||
57 | В.Бианки «Январь» | 1 | |||
58 | Урок внеклассного чтения. В.Бианки «Голубые лягушки» Проверка техники чтения | 1 | |||
59-62 | Х.-К.Андерсен «Ель» | 4 | |||
III четверть | |||||
63 | А. Чехов «Ванька». | 1 | |||
64 | И.Никитин «Весело сияет». | 1 | |||
65 | И.Суриков «Белый снег пушистый». | 1 | |||
66-67 | М.Зощенко «Елка». | 2 | |||
68-69 | Ю. Рытхэу «Пурга». | 2 | |||
70 | Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость». | 1 | |||
71 | В.Бианки «Февраль». | 1 | |||
72-75 | С.Маршак «Двенадцать месяцев». | 4 | |||
76 | Просмотр мультфильма по одноименной сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | |||
77-82 | По Х.-К.Андерсену «Снежная королева». | 6 | |||
83 | Просмотр мультфильма по одноименной сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» | 1 | |||
84 | Урок внеклассного чтения. Е.Пермяк «Голубые белки» | 1 | |||
7. Весна – красна (19ч.) | |||||
85 | С.Смирнов «Первые приметы». | 1 | |||
86 | В. Бианки «Март». | 1 | |||
87 | По В.Пескову «Весна идет». | 1 | |||
88 | М. Пришвин «Жаркий час». | 1 | |||
89-90 | Г.Скребицкий «Весенняя песня». | 2 | |||
91 | В.Жуковский «Жаворонок». | 1 | |||
92 | А. Толстой «Детство Никиты». | 1 | |||
93 | А. Твардовский «Как после мартовских метелей». | 1 | |||
94 | А. Плещеев «А вот шатер свой голубой…» | 1 | |||
95 | В Бианки «Апрель». | 1 | |||
96-100 | К. Паустовский «Стальное колечко». | 5 | |||
101 | Просмотр мультфильма по одноименной сказке К.Паустовского «Стальное колечко» | 1 | |||
102 | Урок внеклассного чтения «Люби живое». Проверка техники чтения. | 1 | |||
103 | Литературная викторина. | 1 | |||
IV четверть | |||||
8. Рассказы о животных (14ч.) | |||||
104 | По В.Астафьеву «Злодейка» | 1 | |||
105-106 | По Е.Барониной «Рассказы про зверей» | 2 | |||
107 | В.Драгунский «Кот в сапогах» | 1 | |||
108 | Д.Хармс «Заяц и ёж» | 1 | |||
109 | И.Крылов «Зеркало и обезьяна» | 1 | |||
110-115 | По Р.Киплингу «Рикки-Тикки-Тави» | 6 | |||
116 | Просмотр мультфильма «Рикки-Тикки-Тави» по мотивам сказки Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» | 1 | |||
117 | Урок внеклассного чтения. Стихи о войне | 1 | |||
9.Рассказы, сказки, стихи для детей (20 ч.) | |||||
118 | В.Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…» | 1 | |||
119 | В.Бианки «Май» | 1 | |||
120 | М.Дудин «Наши песни спеты на войне» | 1 | |||
121-123 | В.Медведев «Звездолет Брунька» | 3 | |||
124-126 | По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками» | 3 | |||
127-128 | По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 2 | |||
129 | Просмотр фильма «Маленький принц» по мотивам сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 1 | |||
130 | В.Астафьев «Зорькина песня» | 1 | |||
131 | Н.Рыленков «Нынче ветер…» | 1 | |||
132 | Урок внеклассного чтения. Современные детские журналы. | 1 | |||
133 | Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения. | 1 | |||
134 | Тестирование по пройденному материалу. | 1 | |||
135 | Обобщающий урок по литературным сказкам | 1 | |||
136 | Литературные игры. | 1 | |||
137 | Литературная викторина. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 6 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В....
Рабочая программа по изо 5-7 класс, коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы под редакцией доктора педагогичес...
Рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ре...
Рабочая программа по математике для 8 класса коррекционной школы VIII вида
Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...
Рабочая программа по математике для 9 класса коррекционной школы VIII вида
Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...
Рабочая программа по географии для 7 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по географии разработана на начало учебного года. Сейчас в классе установили интерактивную доску. Меняю дидактическое обеспечение, формы проверки знаний, виды КРУ, Вашему вниманию пр...
Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа составлена с учетом возростных и психофизических особенностей детей с ОВЗ...