Рабочая программа по чтению для учащихся 10 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
рабочая программа (10 класс) на тему
Данная программа составлена на основе программы «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов с углублѐнной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Специальная (коррекционная) школа № 482»
Юго-Восточного окружного управления образования
Департамента образования города Москвы
Согласовано: Заместитель директора школы по учебной работе _______________ Н.Н. Серышева «___» _____________ 2015 г. | Утверждаю: Директор ГБОУ С(К)Ш № 482 ____________________Е. В. Обухова «___» _________________ 2015 г. |
Рассмотрено: на заседании Педагогического Совета ГБОУ С(К)Ш № 482: Протокол № ____ от _______2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЧТЕНИЮ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССОВ
СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ
Срок реализации программы: 1 год
Объём программы: 67 часов
Разработчик: Гупалова Людмила Аркадьевна, учитель высшей квалификационной категории.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программы «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов с углублѐнной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год.
Литературное чтение и развитие устной речи в 10–12 классах школы VIII вида имеет целью подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни на основе усвоения социально ориентированных общеобразовательных предметов. Подчиняясь общей цели образования умственно отсталых учащихся юношеского возраста, такой предмет имеет и свою собственную цель: развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного им содержания и уровня сложности. Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах, полученные учащимися на уроках, помогут им в дальнейшем при
воспитании собственных детей.
Особенности восприятия умственно отсталых учащихся таковы, что они значительно успешнее воспринимают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за того или иного героя. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета. Чтобы поддерживать интерес учащихся к произведению целесообразно устанавливать соответствие между событиями личной жизни учащихся и теми событиями, которые являются предметом литературного или публицистического изложения. Известно, что умственно отсталые учащиеся затрудняются в выявлении смысловых связей, установлении причинно-следственных зависимостей. Это касается даже несложных текстов. С еще
большими проблемами старшеклассники сталкиваются, читая
неадаптированные литературные произведения.
На первом этапе знакомства с произведением рекомендуется краткий пересказ учителем (чтение, если это небольшой объем текста) его содержания или целиком, или до того фрагмента, с которого начинается чтение самими учащимися, с тем, чтобы прочитанные в дальнейшем эпизоды понимались ими исходя из общего смыслового контекста.
При обсуждении содержания прочитанного текста, характеристик образов продуктивно привлечение личного опыта старшеклассников, использование средств наглядности (иллюстрации, фотографии, фрагменты кино- и видеоматериалов), обращение к приему драматизации.
Юноши и девушки, знакомясь с доступными их осмыслению литературными текстами, которые вызывают у них непосредственный эмоциональный интерес и соотносятся с их личным опытом, получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской деятельности — самостоятельному чтению.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию устной
речи. Этому процессу способствует обогащение пассивного и активного словаря учащихся в процессе работы над литературным произведением;
умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового или фразеологического словаря; участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающее у учащихся правильные
эмоциональные интонации в устной речи; участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога учащимися (не перебивать собеседника, продумывать свой ответ и строить его в зависимости от сказанного собеседником); заучивание стихотворных произведений, прозаических отрывков; использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных газетных заметок, журнальных статей и др.
Целью программы является отбор литературных произведений, ознакомление с которыми наиболее способствует нравственному, психическому и социальному развитию умственно отсталых учащихся и вызывает у них эмоциональный отклик, а также отбор эффективных приемов и методов, помогающих ученикам совершенствовать свою речевую деятельность.
Данная цель реализуется в ходе решения следующих задач:
- выявление интересов школьников, их литературных предпочтений;
- формирование общего интереса к чтению;
- совершенствование техники чтения;
- повышение способности понимать прочитанное;
- развитие у учеников старших классов правильных речевых потребностей.
В ходе освоения программы учащиеся должны овладеть следующими умениями:
- читать вслух правильно, бегло, выразительно;
- осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты;
- выявлять идею (основную мысль) произведения (самостоятельно или с помощью учителя);
- называть главных и второстепенных действующих лиц, находить в тексте отрывки с описанием внешности героя, высказывать собственное отношение к герою и его поступкам;
- пересказывать текст по плану;
- находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя.
Также учащиеся должны знать наизусть 5 стихотворений и 1 прозаический отрывок.
Критериями оценки учащихся являются понимание прочитанного, что выясняется путем свободного пересказа учеником прочитанного незнакомого текста, ответов на поставленные вопросы, выделение главной мысли произведения; техника чтения, включающая в себя соблюдение пауз на знаках и синтаксических пауз, позволяющих проверить выразительность чтения; деление текста на части и характеристика главных действующих лиц для проверки сформированности аналитико-синтетического мышления.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЧТЕНИЕ» (10 класс)
1 четверть 18 часов
№ | раздел и тема | I полугодие | II полугодие |
1 | 1 Введение. 1.1. Образное отражение жизни в литературе. Жанры литературы. О книге и чтении. | 1 | |
2 | 2 Устное народное творчество. 2.1. Песни, частушки, пословицы, поговорки, пестушки и потешки, считалочки, скороговорки, загадки. | 1 | |
3 | 3 Сказки. 3.1. Народные сказки. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Литературные приемы. | 1 | |
4,5,6,7 | 3.2 -3.5 Литературные сказки (Г.Х. Андерсен, П.П. Бажов, А.С. Пушкин, Ю.К. Олеша) | 4 | |
8 | 4 Внеклассное чтение. 4.1 Чтение и обсуждение статьи из газеты | 1 | |
9 | 5 И.А. Крылов. Басни. 5.1. И. А. Крылов. Жизненный путь (основные этапы). Басни. Общая характеристика (содержание, мастерство диалога, мораль). Басня «Квартет» | 1 | |
10-11 | 5.2 И. А. Крылов басня «Стрекоза и муравей», «Обезьяна и очки». Проверка техники чтения | 1 | |
И. А. Крылов басня «Обезьяна и очки». | 1 | ||
12 | 6 А.С. Пушкин. Лирика. 6.1. А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный… | 1 | |
13 | 6.2. А.С. Пушкин. Лирика. «Я помню чудное мгновенье…» | 1 | |
14 | 7 Н.В. Гоголь. «Ночь перед рождеством». 7.1. Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества». | 1 | |
15, 16, 17,18 | 7.2-7.5 Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством» (обзорное ознакомление с повестью) | 4 |
2 четверть 14 часов
№ | раздел и тема | I полугодие | II полугодие |
1 | 1 М.Ю. Лермонтов. Лирика. 1.1. М.Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества. | 1 | |
2 | 1.2. М.Ю. Лермонтов. Лирика. | 1 | |
3 | 2 И.С. Тургенев. «Бежин луг». 2.1.И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Бежин луг» | 1 | |
4 | 2.2 И.С. Тургенев. «Бежин луг» (обзорное ознакомление). | 1 | |
5 | 3 М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь». 3.1 М.Е. Салтыков-Щедрин. Биографическая справка. «Премудрый пескарь». | 1 | |
6 | 4 А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». 4.1 А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. | 1 | |
7 | 4.2 А.П. Чехов «Пересолил» | 1 | |
8 | 4.3 А.П. Чехов «Толстый и тонкий» | 1 | |
9 | 5 С.А. Есенин. Лирика (по выбору) 5.1 С.А. Есенин. Очерк жизни и творчества. | 1 | |
10 | 5.2 С. Есенин «Отговорила роща золотая…» (наизусть) | 1 | |
11 | 5.3 С. Есенин «Задремали звѐзды золотые…» (наизусть) | 1 | |
12 | 5.4 С. Есенин «Край любимый. Сердцу снятся…» (наизусть) | 1 | |
13 | 6 К.Г. Паустовский. «Парусный мастер» 6.1 К.Г. Паустовский. Очерк жизни и творчества. «Парусный мастер» | 1 | |
14 | 7 Внеклассное чтение. 7.1 Чтение и обсуждение статьи из журнала | 1 |
3 четверть 22 часа
№ | раздел и тема | I полугодие | II полугодие |
1 | 1 М. Горький. «Челкаш». 1.1 М. Горький. Очерк жизни и творчества. | 1 | |
2 | 1.2 М. Горький «Челкаш». Историко-бытовой комментарий к рассказу | 1 | |
3 | 2 В.В. Маяковский. Лирика. 2.1 В.В. Маяковский. Слово о поэте: основные этапы жизненного пути. Историко-бытовой комментарий к произведениям. | 1 | |
4 | 2.2 В.В. Маяковский. Лирика. | 1 | |
5, 6, 7 | 3 М.А. Шолохов. «Судьба человека» 3.1-3.3 М.А. Шолохов. «Судьба человека» (Отрывки в сокращении) | 3 | |
8 | 3.4 М.А. Шолохов. «Судьба человека». Историко-бытовой комментарий к рассказу | 1 | |
9 | 4 Военная проза. 4.1. Обзорное ознакомление с произведениями о войне (К.М. Симонов, В.П. Астафьев). | 1 | |
10 | 5 В.М. Шукшин. Творчество. 5.1. Обзорное ознакомление с биографией и творчеством В.М. Шукшина. | 1 | |
11 | 6 Б.Ш. Окуджава. Творчество. 6.1. Обзорное ознакомление с биографией и творчеством Б.Ш. Окуджавы. | 1 | |
12-16 | 7 Зарубежная литература. 7.1-7.5 Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | 5 | |
17-21 | 7.6 -7.10Джек Лондон «Белый клык» | 5 | |
22 | 8 Внеклассное чтение. 8.1 Чтение и обсуждение статьи из газеты | 1 |
4 четверть 14 часов
№ | раздел и тема | I полугодие | II полугодие |
1 | 1 Зарубежная литература (продолжение) 1.1 Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед» (В сокращении) | 1 | |
2, 3 | 1.2 -1.3 Э. Сетон-Тампсон «Снап» (Отрывок в сокращении) | 2 | |
4, 5 | 1.4-1.5 Д.Даррел «Живописный жираф» (Отрывок в сокращении) | 2 | |
6, 7, 8 | 2 Современная литература. 2.1-2.3 В.П. Астафьев. Очерк жизни и творчества. «Васюткино озеро» | 3 | |
9, 10 | 2.4-2.5 Ю.П. Казаков. Очерк жизни и творчества. «Оленьи рога». Техника чтения | 2 | |
11, 12, 13 | 3 Фантастика в литературе. 3.1 Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» (обзорное ознакомление). | 3 | |
14 | 4 Внеклассное чтение. 4.1 Чтение и обсуждение справочной литературы | 1 |
Учебно-методический материал
Учебная программа | Учебники | Методический материал |
Сборник «Программно – методическое обеспечение для 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год. | - |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школыVIII вида....
Рабочая программа по математике для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры у детей. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию школьника, пониманию красоты и изящества математичес...
Рабочая программа по географии 6 - 9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа по географии для 6 - 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида создана исходя из образовательных потребностей с учётом психофизических возможностей учащихся, ...
Конспект урока чтения в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Звук и буква Н"
Конспект урока для учащихся с легкой степнью умственной отсталости...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс специальной коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по русскому языку 2 класс специальной коррекционной школы VIII вида( учебник русский язык 2 класс Э.В. Якубовская)...