Рабочая программа по чтению для учащихся 10 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
рабочая программа (10 класс) на тему

Гупалова Людмила Аркадьевна

Данная программа составлена  на  основе  программы  «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов  с  углублѐнной  трудовой  подготовкой  в  специальных  (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

«Специальная (коррекционная) школа № 482»

Юго-Восточного окружного управления образования

Департамента образования города Москвы

Согласовано:

Заместитель директора школы по учебной работе

_______________ Н.Н. Серышева

«___» _____________ 2015 г.

Утверждаю:

Директор ГБОУ С(К)Ш № 482  

____________________Е. В. Обухова

«___» _________________ 2015 г.

Рассмотрено:

на заседании Педагогического Совета

ГБОУ С(К)Ш № 482:

Протокол № ____ от _______2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЧТЕНИЮ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССОВ

СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ

Срок реализации программы: 1 год

Объём программы: 67 часов

 Разработчик: Гупалова Людмила Аркадьевна, учитель высшей квалификационной категории.

Пояснительная записка

        Данная программа составлена  на  основе  программы  «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов  с  углублѐнной  трудовой  подготовкой  в  специальных  (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год.  

        Литературное чтение и развитие устной речи в 10–12 классах школы VIII вида имеет целью подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни на основе усвоения социально ориентированных общеобразовательных предметов. Подчиняясь общей цели образования умственно отсталых учащихся юношеского возраста, такой предмет имеет и свою собственную цель: развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного им содержания и уровня сложности. Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах, полученные учащимися на уроках, помогут им в дальнейшем при

воспитании собственных детей.  

        Особенности восприятия умственно отсталых учащихся таковы, что они значительно успешнее воспринимают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за того или иного героя. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета. Чтобы поддерживать интерес учащихся к произведению целесообразно устанавливать соответствие между событиями личной жизни учащихся и теми событиями, которые являются предметом литературного или публицистического изложения. Известно, что умственно отсталые учащиеся затрудняются в выявлении смысловых связей, установлении причинно-следственных зависимостей. Это касается даже несложных текстов. С еще

большими проблемами старшеклассники сталкиваются, читая

неадаптированные литературные произведения.

        На первом этапе знакомства с произведением рекомендуется краткий пересказ учителем (чтение, если это небольшой объем текста) его содержания или целиком, или до того фрагмента, с которого начинается чтение самими учащимися, с тем, чтобы прочитанные в дальнейшем эпизоды понимались ими исходя из общего смыслового контекста.

        При обсуждении содержания прочитанного текста, характеристик образов продуктивно привлечение личного опыта старшеклассников, использование средств наглядности (иллюстрации, фотографии, фрагменты кино- и видеоматериалов), обращение к приему драматизации.

Юноши и девушки, знакомясь с доступными их осмыслению литературными текстами, которые вызывают у них непосредственный эмоциональный интерес и соотносятся с их личным опытом, получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской деятельности — самостоятельному чтению.

        Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию устной

речи. Этому процессу способствует обогащение пассивного и активного словаря учащихся в процессе работы над литературным произведением;

умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового или фразеологического словаря; участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающее у учащихся правильные

эмоциональные интонации в устной речи; участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога учащимися (не перебивать собеседника, продумывать свой ответ и строить его в зависимости от сказанного собеседником); заучивание стихотворных произведений, прозаических отрывков; использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных газетных заметок, журнальных статей и др.

         Целью программы является отбор литературных произведений, ознакомление с которыми наиболее способствует нравственному, психическому и социальному развитию умственно отсталых учащихся и вызывает у них эмоциональный отклик, а также отбор эффективных приемов и методов, помогающих ученикам совершенствовать свою речевую деятельность.  

Данная цель реализуется в ходе решения следующих задач:

- выявление интересов школьников, их литературных предпочтений;

- формирование общего интереса к чтению;

- совершенствование техники чтения;

- повышение способности понимать прочитанное;

- развитие у учеников старших классов  правильных речевых   потребностей.

В ходе освоения программы учащиеся должны овладеть следующими умениями:

 - читать вслух правильно, бегло, выразительно;

- осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты;

- выявлять идею (основную мысль) произведения (самостоятельно или с помощью учителя);

- называть главных и второстепенных действующих лиц, находить в тексте отрывки с описанием внешности героя, высказывать  собственное  отношение к герою и его поступкам;

- пересказывать текст по плану;

- находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя.

         Также учащиеся должны знать наизусть 5 стихотворений и 1 прозаический отрывок.

         Критериями оценки учащихся являются понимание прочитанного, что выясняется путем свободного пересказа учеником прочитанного незнакомого текста, ответов на поставленные вопросы, выделение главной мысли произведения; техника чтения, включающая в себя соблюдение пауз на знаках и синтаксических  пауз, позволяющих проверить выразительность чтения; деление текста на части и характеристика главных действующих лиц для  проверки сформированности аналитико-синтетического мышления.  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЧТЕНИЕ» (10 класс)

1 четверть 18 часов

раздел и тема

I полугодие

II полугодие

1

1 Введение.

1.1. Образное отражение жизни в литературе. Жанры литературы. О книге и чтении.

1

2

2 Устное народное творчество.

2.1. Песни, частушки, пословицы, поговорки, пестушки и потешки, считалочки, скороговорки, загадки.

1

3

3 Сказки.

3.1.  Народные сказки. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Литературные приемы.

1

4,5,6,7

3.2 -3.5 Литературные сказки (Г.Х. Андерсен, П.П. Бажов, А.С. Пушкин, Ю.К. Олеша)

4

8

4 Внеклассное чтение.

4.1 Чтение и обсуждение статьи из газеты

1

9

5 И.А. Крылов. Басни.

5.1. И. А. Крылов. Жизненный путь (основные этапы). Басни. Общая характеристика (содержание, мастерство диалога, мораль). Басня «Квартет»

1

10-11

5.2 И. А. Крылов басня «Стрекоза и муравей», «Обезьяна и очки». Проверка техники чтения

1

И. А. Крылов басня «Обезьяна и очки».

1

12

6 А.С. Пушкин. Лирика.

6.1.  А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества.

 «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

1

13

6.2. А.С. Пушкин. Лирика. «Я помню чудное мгновенье…»

1

14

7 Н.В. Гоголь.  «Ночь перед рождеством».

7.1. Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества».

1

15, 16, 17,18

7.2-7.5 Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством» (обзорное ознакомление с повестью)

4

2 четверть 14 часов

раздел и тема

I полугодие

II полугодие

1

1 М.Ю. Лермонтов. Лирика.

1.1. М.Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества.

1

2

1.2. М.Ю. Лермонтов. Лирика.

1

3

2 И.С. Тургенев. «Бежин луг».

2.1.И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Бежин луг»

1

4

2.2 И.С. Тургенев. «Бежин луг» (обзорное ознакомление).

1

5

3 М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь».

3.1 М.Е. Салтыков-Щедрин. Биографическая справка. «Премудрый пескарь».

1

6

4 А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

4.1 А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества.

1

7

4.2 А.П. Чехов «Пересолил»

1

8

4.3 А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

1

9

5 С.А. Есенин. Лирика (по выбору)

5.1 С.А. Есенин. Очерк жизни и творчества.

1

10

5.2 С. Есенин «Отговорила роща золотая…»

(наизусть)

1

11

5.3 С. Есенин «Задремали звѐзды золотые…» (наизусть)

1

12

5.4 С. Есенин

«Край любимый. Сердцу снятся…» (наизусть)

1

13

6 К.Г. Паустовский. «Парусный мастер»

6.1 К.Г. Паустовский. Очерк жизни и творчества. «Парусный мастер»

1

14

7 Внеклассное чтение.

7.1 Чтение и обсуждение статьи из журнала

1

3 четверть 22 часа

раздел и тема

I полугодие

II полугодие

1

1 М. Горький. «Челкаш».

1.1 М. Горький. Очерк жизни и творчества.

1

2

1.2 М. Горький «Челкаш». Историко-бытовой комментарий к рассказу

1

3

2 В.В. Маяковский. Лирика.

2.1 В.В. Маяковский. Слово о поэте: основные этапы жизненного пути. Историко-бытовой комментарий к произведениям.

1

4

2.2 В.В. Маяковский. Лирика.

1

5, 6, 7

3 М.А. Шолохов. «Судьба человека»

3.1-3.3 М.А. Шолохов. «Судьба человека» (Отрывки в сокращении)

3

8

3.4 М.А. Шолохов. «Судьба человека». Историко-бытовой комментарий к рассказу

1

9

4 Военная проза.

4.1. Обзорное ознакомление с произведениями о войне (К.М. Симонов, В.П. Астафьев).

1

10

5 В.М. Шукшин. Творчество.

5.1. Обзорное ознакомление с биографией и творчеством В.М. Шукшина.

1

11

6 Б.Ш. Окуджава. Творчество.

6.1. Обзорное ознакомление с биографией и творчеством Б.Ш. Окуджавы.

1

12-16

7 Зарубежная литература.

7.1-7.5 Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

5

17-21

7.6 -7.10Джек Лондон «Белый клык»

5

22

8 Внеклассное чтение.

8.1 Чтение и обсуждение статьи из газеты

1

4 четверть 14 часов

раздел и тема

I полугодие

II полугодие

1

1 Зарубежная литература (продолжение)

1.1 Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед» (В сокращении)

1

2, 3

1.2 -1.3 Э. Сетон-Тампсон «Снап» (Отрывок в сокращении)

2

4, 5

1.4-1.5 Д.Даррел «Живописный жираф» (Отрывок в сокращении)

2

6, 7, 8

2 Современная литература.

2.1-2.3 В.П. Астафьев. Очерк жизни и творчества.

«Васюткино озеро»

3

9, 10

2.4-2.5 Ю.П. Казаков. Очерк жизни и творчества. «Оленьи рога». Техника чтения

2

11, 12, 13

3 Фантастика в литературе.

3.1 Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» (обзорное ознакомление).

3

14

4 Внеклассное чтение.

4.1 Чтение и обсуждение справочной литературы

1

Учебно-методический материал

Учебная

программа

Учебники

Методический материал

Сборник «Программно – методическое обеспечение для 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год.

-

  • М.И. Шишкова. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога-дефектолога. Издательство: Владос, 2010
  • А. Ц. Цыбикова Система работы над литературными персонажами в старших классах специальной коррекционной школы VIII вида. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школыVIII вида....

Рабочая программа по математике для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры у детей. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию школьника, пониманию красоты и изящества математичес...

Рабочая программа по географии 6 - 9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа по географии для  6 - 9 классов  специальной (коррекционной) школы VIII вида создана исходя из образовательных потребностей с учётом психофизических возможностей учащихся, ...

Конспект урока чтения в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Звук и буква Н"

Конспект урока для учащихся с легкой степнью умственной отсталости...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс специальной коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по русскому языку    2 класс специальной коррекционной школы VIII вида( учебник русский язык 2 класс Э.В. Якубовская)...