Культурологический аспект изучения русского языка и его отражение в школьных учебниках
статья по русскому языку
Культурологический аспект изучения русского языка и его отражение в школьных учебниках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Культурологический аспект изучения русского языка и его отражение в школьных учебниках | 13.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурологический аспект изучения русского языка и его отражение в школьных учебниках
Одной из важнейших проблем нашей страны является возрождение духовности. Происходящие значительные сдвиги в обществе меняют социальные, психологические и педагогические подходы к образованию. В преподавании русского языка широкое распространение получает культурологический аспект.
Уроки русского языка должны быть не только уроками изучения языка как средства общения, изучения его грамматических, орфографических и семантических особенностей, но и уроками нравственности, добра, красоты, уроками приобщения к русской культуре. Все это приобретает особое значение в современных условиях, но многие вопросы этой важной проблемы до сих пор не решены: принципы построения уроков в культурологическом аспекте, содержание обучения, методы и приемы работы на подобных уроках.
Культурологический аспект в преподавании русского языка находит свое воплощение в постановке и решении задачи ознакомления школьников с культурой России, ее истоками, достижениями и воспитании у них чувства национальной гордости посредством изучения русского языка, поскольку язык- это хранитель знаний о культуре народа, живое свидетельство нашей истории.
Работу по использованию на уроке русского языка материала о русской культуре целесообразно строить с учетом принципов историзма, наглядности, развития познавательного интереса, текстовой основы урока.
Широкие возможности для приобщения к ценностям русской культуры предоставляют уроки развития связной речи. Так, работая над сочинениями по картинам русских художников, школьники откроют для себя мир русской живописи и русской жизни, а при работе над сочинением-описанием следует раскрывать перед учащимися идею о единении человека и природы- источнике духовности и культуры.
В культурологическое содержание уроков русского языка целесообразно включать также материал о художественных промыслах, в которых выражается единой представление народа о красоте. Учителю необходимо донести до школьников эту красоту, привить любовь к народному искусству.
Так, в учебнике для 5 класса М. Т. Баранова и др. содержатся тексты о хохломской росписи и дымковской игрушке; в учебнике М. М. Разумовской учащимся предлагается описание портрета Арсеньевой работы Боровиковского и картины Машкова «Клубника и белый кувшин»; приводится текст об именах людей как части истории народа; предлагается поработать над стихотворением В. Полторацкого «Россия». В учебнике А. Ю. Купаловой содержится небольшой текст о произведениях народно-декоративного искусства.
Таким образом, материала о русской культуре в школьных учебниках для 5 класса явно недостаточно, его использование носит эпизодический характер, и вопрос о культурологическом аспекте школьного учебника русского языка требует своего решения, так как привлечение культурно-исторического материала на уроки русского языка значительно углубляет межпредметные связи с литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой, что имеет немаловажное значение для формирования духовно богатой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса русского языка в комплекте учебников под редакцией М.М. Разумовской.
Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса русского языка в комплекте уче...
Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности
Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...
Инновационные образовательные технологи в аспекте изучения русского языка в школе
Инновационное обучение русскому языку помогает преодолеть авторитарный стиль преподавания, соответствует концепции гуманизации образования, развивает лингвистические и коммуникативные, инт...
Культурологический подход в изучении русского языка и литературы
Это интегрированный цикл уроков, который можно проводить в рамках 8-11 класов....
Культурологический аспект изучения литературы в школе
ФГОС по литературе среди предметных результатов освоения программы предполагает, что ребенок должен научиться осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне...
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ВАЖНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Данная статья помогает грамотно организовать работу по формированию орфографической зоркости. При переходе с начальной ступени образования на среднюю нужно учитывать индивидуальные особенности и...
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
В последние годы наиболее актуальной проблемой воспитания является развитие у детей чувства патриотизма. Мне представляется важным, используя на уроках русского языка тексты историко-патриот...