Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности
тест (русский язык, 9 класс) по теме
Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.
(Подготовка к ГИА)
Пояснительная записка.
Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника.
Важной особенностью предлагаемой работы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 9 классах.
На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной работы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Подготовка к итоговой аттестации является многоаспектной языковой работой, которая позволяет не только совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки и речевые умения, но воспитывать любовь к русскому языку, литературе и истории России, реализуя на практике межпредметные связи школьного курса гуманитарных предметов в общеобразовательной школе.
Владение знаниями по русскому языку, литературе, истории, умение добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности , которые во многом определяют достижения выпускника основной школы практически во всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Часть 1
ГРОЗНЫЙ ЦАРЬ
Внимательно прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
В конце 1547 года сыну Василия третьего исполнилось семнадцать лет, а значит, по понятиям того времени, царевич Иван стал совершеннолетним и мог занять царский престол. Началось правление Ивана IV, который позже получит прозвище «Грозный». Говорят, Иван Грозный имел плохой характер; может, это случилось потому, что никто не учил его совершать добрые дела. Бояре, которые захватили власть в стране после неожиданной смерти его матери, часто обижали царевича, даже не давали ему еды, и радовались только тогда, когда он жестоко обращался с животными или бил товарищей по играм. Позже многие из злых бояр горько пожалеют об обидах, которые нанесли юному царевичу.
Иван был одаренным ребенком. Он рано пристрастился к чтению. В юные годы Иван не получил систематического образования, зато в зрелом возрасте он поражал знавших его людей своими познаниями. Царь был хорошим оратором. Любил ссылаться в своих речах на произведения древних авторов и примеры из римской истории. У него была одна из крупнейших в Европе библиотек. В ней хранились редчайшие древние и византийские сочинения. Иван увлекался сочинительством церковной музыки, хорошо играл в шахматы. И все это сочеталось в нем с беспощадной жестокостью, болезненной подозрительностью и мстительностью.
Имена создателей храма Василия Блаженного со временем забылись, и только в конце XIXвека были обнаружены старинные рукописи с рассказом о многих подробностях сооружения собора. Легенда гласит, что после окончания строительства Иван Грозный спросил зодчих, смогут ли они построить еще один точно такой храм. Те ответили, что смогут. И тогда царь приказал ослепить их, чтобы не могло возникнуть соперника его храму.
Часть 2
Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1—А7.
(1)Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
(2)Позади его стоят стольники,
Супротив его все бояре да князья,
И пирует царь во славу божию,
В удовольствие свое и веселие.
(3)Улыбаясь, царь повелел тогда
Вина сладкого заморского
Нацедить в свой золоченый ковш
И поднесть его опричникам.
(4)- И все пили, царя славили.
(5)Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
в золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи темные,
Опустил головушку на широку грудь -
А в груди его была дума крепкая.
(6)Вот нахмурил царь брови черные
И навел на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого, -
Да не поднял глаз молодой боец.
(7)Вот об землю царь стукнул палкою,
и дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником -
Да не вздрогнул и тут молодой боец.
(8)Вот промолвил царь слово грозное -
И очнулся тогда добрый молодец.
(9)"Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,
Аль ты думу затаил нечестивую?
Али славе нашей завидуешь?
Али служба тебе честная прискучила?
Когда входит месяц — звезды радуются,
Что светлей им гулять по поднебесью;
А которая в тучу прячется,
Та стремглав на землю падает...
(10)Неприлично же тебе, Кирибеевич,
Царской радостью гнушатися;
А из роду ты ведь Скуратовых,
И семьею ты вскормлен Малютиной!.."
(11)Отвечает так Кирибеевич,
Царю грозному в пояс кланяясь:
"Государь ты наш, Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного:
Сердца жаркого не залить вином,
Думу черную — не запотчевать!
А прогневал тебя — воля царская;
Прикажи казнить, рубить голову,
Тяготит она плечи богатырские,
И сама к сырой земле она клонится".
(12)И сказал ему Царь Иван Васильевич:
"Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?
Не истерся ли твой парчевый кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закаленная?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?"
(13)Отвечает так Кирибеевич,
Покачав головою кудрявою:
"Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом;
Аргамак мой степной ходит весело;
Как стекло горит сабля вострая;
А на праздничный день твоею милостью
Мы не хуже другого нарядимся.
(14)Как я сяду поеду на лихом коне
За Моску-реку покатитися,
Кушачком подтянуся шелковым,
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную, -
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешептываясь;
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается...
(15)На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно — будто лебедушка;
Смотрит сладко — как голубушка;
Молвит слово — соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются.
(16)Во семье родилась она купеческой,
Прозывается Аленой Дмитревной.
(17)Как увижу ее, я сам не свой,
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи буйные;
Скучно, грустно мне, православный царь,
Одному по свету маяться
Опостыли мне кони легкие,
Опостыли наряды парчовые,
И не надо мне золотой казны:
С кем казною своей поделюсь теперь?
Перед кем покажу удальство свое?
Перед кем я нарядом похвастаюсь?
Отпусти меня в степи приволжские,
На житье на вольное, на казацкое,
Уж сложу я там буйную головушку
И сложу на копье бусурманское;
И разделят по себе злы татаровья
Коня доброго, саблю острую
И седельце бранное черкасское.
(18)Мои очи слезные коршун выклюет,
Мои кости сирые дождик вымоет,
И без похорон горемычный прах
На четыре стороны развеется!.."
(19)И сказал, смеясь, Иван Васильевич:
"Ну, мой верный слуга! я твоей беде,
Твоему горю пособить постараюся.
(20)Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное.
(21)Прежде свахе смышленой покланяйся
И пошли дары драгоценные
Ты своей Алене Дмитревне:
Как полюбишься — празднуй свадебку,
Не полюбишься — не прогневайся".
(22)Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому…
(По М.Ю. Лермонтову)
Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Укажите правильный ответ.
А1 |
Какое из предложений подтверждает данное высказывание :
«Ничто не может ускользнуть от зоркого взгляда царя Ивана Грозного» ?
1)№3 2)№6 3)№7 4)№8
А2 |
Какое высказывание противоречит содержанию отрывка?
1)Иван Грозный обещает пособить горю Кирибеевича.
2)Лишь один опричник не мочил усов в золотом ковше.
3)Не сказал Лукавый раб царю правды истинной об Алене Дмитревне.
4)Да и вздрогнул тут молодой опричник, испугавшись взгляда царского.
А3 |
Какую черту характера отражают строки:
«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,
Аль ты думу затаил нечестивую?»
1)скрытность 2)человеколюбие 3)подозрительность 4)жестокость
А4 |
В каком предложении употребляются контекстные антонимы?
1)№8 2)№4 3)№10 4)№18
А5 |
Какое из приведенных ниже слов является современным синонимом к слову «гнушатися» (предложение №10) ?
1)пугать 2)пользоваться 3)довольствоваться 4)брезговать
А6 |
Какое значение имеет слово «ковш» в прочитанном тексте (предложение №3)?
1)округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости, сыпучих.
2)созвездие Малой и Большой медведицы.
3)металлический черпак экскаватора, используемый в строительстве.
4)золоченый сосуд, используемый знатными особами в праздничных застольях.
Задания В1—В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами.
В1 |
Замените слово «кручиниться» из предложения №12 стилистически нейтральным синонимом.
В2 |
Из предложения №15 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
В3 |
Из предложения №12 выпишите слова, в которых правописание НН-Н зависит от наличия или отсутствия приставки
и зависимых слов.
В4 |
Из предложения №9 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Правописание приставки
зависит от лексического значения слова».
В5 |
В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве:
И сказал,(1) смеясь,(2) Иван Васильевич:
«Ну,(3) мой верный слуга! Я твоей беде,(4)
Твоему горю пособить постараюся.
В6 |
Выпишите из ниже приведенного предложения цифру(ы), обозначающие запятую(ые) между частями
сложносочиненного предложения:
«А прогневал я тебя – воля царская;
Прикажи казнить,(1) рубить голову,(2)
Тяготит она плечи богатырские,(3)
И сама к сырой земле она клонится.
В7 |
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения:
Обманул тебя твой лукавый раб,(1)
Не сказал тебе правды истинной,(2)
Не поведал тебе,(3) что красавица
В церкви божией перевенчана,(4)
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому.
В8 |
Замените словосочетание, построенное на основе согласования синонимичным со связью управление:
соболиная шапка
В9 |
Выпишите грамматическую основу из предложения №16.
В10 |
Среди предложений 17-20 выпишите предложение с обращением.
В11 |
Среди предложений 11-13 найдите предложение, в котором есть уточняющее приложение.
В12 |
Укажите количество грамматических основ в предложении №13.
В13 |
Среди предложений 1-4 найдите бессоюзное сложное.
В14 |
Среди предложений 18-20 найдите сложное предложение с союзной и бессоюзной связью.
Часть 3
С1 |
Какова роль архаизмов в речи на примере отрывка М.Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова»?
С2 |
Как в произведении М.Ю. Лермонтова изображается эпоха правления царя Ивана Грозного?
Литература
1. Данилов А. А. , Косулина Л. Г., История России. 6кл. Изд-во «Просвещение», 2008г.
2. Пименова И. К., Гапей А. Н., История человечества. Пособие для развивающего обучения. П 32 «Россия Молодая».
3. Бархударов С. Г., Крючков С.Е. Русский язык 8 класс. Изд-во «Просвещение», 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные образовательные технологи в аспекте изучения русского языка в школе
Инновационное обучение русскому языку помогает преодолеть авторитарный стиль преподавания, соответствует концепции гуманизации образования, развивает лингвистические и коммуникативные, инт...
Духовно – нравственное воспитание в системе организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе (педагогическое исследование)
Несомненно, большее внимание необходимо уделять усилению духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определению системных связе...
«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».
Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образ...
Доклад. ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Наверное, все согласятся с тем, что основным стимулом деятельности ребёнка, его развития и обучения является именно интерес. Заинтересованность предметом помогает привести у...
Образовательный проект "Организация проектно-исследовательской деятельности при изучении русского языка и литературы"
Проектно-исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразован...
Доклад. Проектная деятельность в изучении русского языка и литературы
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения. Во-вторых, вл...
реализация проектов по русскому языку и литературе средствами урочной и внеурочной деятельности
реализация проектов по русскому языку и литературе средствами урочной и внеурочной деятельности...