Культурологический подход в изучении русского языка и литературы
методическая разработка (11 класс) на тему

Беледина Лидия Николаевна

Это интегрированный цикл уроков, который можно проводить в рамках 8-11 класов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulturologicheskiy_podhod.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ВСОШ ФКУ при  ИК-1 ГУФСИН РОССИИ по Нижегородской области

Проект урока

Культурологический подход в изучении литературы и русского языка в 8-10 классах

Направление: Создание условий для становления культуры личности

Проект выполнила: учитель русского языка и литературы высшей категории

 Беледина Лидия Николаевна

2012 г.

Психолого-методическое обоснование проекта

«Культурологический подход в изучении литературы и языка в 8-10 классах»

Художественная литература есть один из способов духовного освоения мира... Человек познает этот «мир» через художественные Образы, Картины, Модели. Они есть средоточие самых различных миров: реальных, ушедших, грядущих, эмоциональных, духовных... И эти непостижимо прекрасные «миры» «живут» в художественном тексте, поэтическом или прозаическом, в большом или совсем маленьком, загадочном или не трудном для восприятия. Но все они «Живут...» и ждут «разгадки», ждут наших совместных интеллектуальных усилий - учителя и учащихся.

Реализуя проект культурологического подхода в обучении языку, литературе, истории, я определила для себя направление - символ - Образ Смутного времени в русской культуре XX - XXI вв. Мы должны были ощутить дух этого времени, его нюансы, брожение идей и их воплощение в идеологии, политике, в литературе и искусстве вообще. Образ (модель) этого мира на удивленье эмоционально-динамичен, ярок, и, как следствие, несет информацию - народнопоэтическую, религиозную, эстетическую, этическую, культурную, историческую, патриотическую. Этому способствовал как отбор исторического материала, так и художественно-публицистического, иллюстративного. Для меня очень важно, что выше упомянутый проект интеллектуально доступен для учащихся и 8, и 9, и 10 классов. Это, на мой взгляд, такой «духовный» мостик, который «соединит» и подготовит учащихся к восприятию литературы XX - XXI века, поэзии  Серебряного века  в 11 классе.

Мы читаем стихи и публицистику и учимся «расшифровывать» художественные метафоры и «коды», постигать Смыслы и «выходить» на глубинные ассоциации Времени. Уловить тонко-изящную мысль, постичь смыслы, выйти на новые ассоциации через художественные тексты дается нелегко!

Упорный поиск требует и требует прочтения, осмысления, прочувствования. И когда мы научим пытливого Читателя вчитываться, а не «скользить» по текстам, тогда «закодированная речь как «сундук скупого рыцаря» откроет нам Великие тайны - Духовные тайны Смутного времени XX - XXI века.

                    ПРОЕКТ УРОКА 1,2.

  1. Эмоциональная идея урока № 1: «Что если страна эта - истинно Родина мне?»
  2. Идея проекта уроков

         1.        Актуальность замысла.

Главная цель системы уроков эстетического цикла - это умелая и тонкая организация практической деятельности, направленной непосредственно на предмет освоения - в данном случае это народнопоэтическое творчество, мир народной культуры и литературы. «...Главным средством воспитания должно быть интеллектуальное - и эмоциональное «вхождение» в саму конкретную жизнь, в само конкретное содержание национального творчества; как оно выразилось в религии, истории, в языке, литературе, вообще в культуре народа - так утверждал Н.Лосский, крупный отечественный философ.

Необходимость «эмоционально-волевого вхождения в конкретную жизнь» как основной педагогический принцип в системе национального воспитания, гражданина.

          2.        Цели проекта.

Дидактическая цель: изучать культуру народа вне его истории, нравов, быта, верований - невозможно. Поэтому помимо поэтического и публицистического материала, этот цикл включает этнографические, географические, языковые и иные сведения. Такой системный подход позволяет полнее представить образ Времени, особенности нравственной жизни наших предков и народов вообще.

Воспитательная цель: приобщение к родной культуре позволяет понять самих себя, свой психофизический склад, свои возможности; а также пройти вслед за своими предками путь культурного и нравственного развития.

III. Концепция проекта уроков (общее представление о проблеме и возможностях ее реализации в практике)

  1. Общее представление проекта.
  2.  В систему урока входят четыре урока, обозначенные в плане.

План эстетического цикла уроков в 8-10 классах

1.«Что если страна эта - истинно Родина мне?» Н.С.Гумилев.

  • Земля «оттич и дедич».
  • Жанровое многообразие народных песен.
  • Место и роль фольклора в развитии русской литературы.
  • Предлагаю сценарий двух уроков:
  • «Что если страна эта — истинно Родина мне?
  • Земля «оттич и дедич»

2.Теоретическое обоснование проблемы.

  • Нравственно-эстетическая задача: на своеобразном материале (выборки из книги Льва Николаевича Гумилева «Этногенез и биосфера Земли») показать учащимся, как зарождаются и растворяются в веках языки и народы.
  • Образовательная задача: через эвристическую беседу преподавателя с детьми выявить их знания о культурном древе народа, традициях, его духовности.

IV. Инновационный опыт (сценарий урока: проектируется результативная деятельность учащихся и учителя по обозначенной теме)

Как бы ни был могуч национальный характер, бывают в историческом процессе тяжелые годы для народа, и в такие периоды может развиться недоверие к себе и опасная подражательность.

Н.Лосский, русский философ

•        Учителю надлежит выразительно прочитать эпиграф и выяснить, как учащиеся поняли его содержание.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Как вы понимает выражение «национальный характер?»
  2. Какие ассоциации вызывают у вас фраза «Внешние и внутренние потрясения?»
  3. В чем опасность подражательности?

  • Запись на доске. Национальный.- 2. Принадлежащий, свойственный данной нации, выражающий ее характер.
  • Диалог учителя с учащимися:

-        Ребята, как называется время, когда идет речь о.. .потрясениях, истощающих силы народа?

Обычно учащиеся верно определяют:

  • Такое время называется «Смутное время».
  • Что характерно для этого периода?

•        Как правило, ребята видят формальную сторону явления и затрудняются ответить, что:

-        Синдром нелюбви Себя как народа.

•        Здесь, на мой взгляд, очень важно дать качественную характеристику времени:

-        Это время, полное страхов, сомнений и разочарований.

•        Предлагаю учащимся по Толковому словарю определить значение слова «Смута»; обращаю внимание на образование прилагательного «смутный» <— смута, указывая непременно на его стилистическую окраску, обозначенную в словарной статье как (книж.).

•        Запись на доске и в тетради.

Смута. - 2. (книж.). Раздоры, ссоры, беспорядок. Смутный - 3. Беспокойный, тревожный.

  • Для какого стиля речи это слово характерно?
  • Его книжность указывает на публицистический стиль.

•        Разбираем ключевые понятия, определяющие содержание темы уроков?

№ 1: № 2: этнос, этнография, Родина, Отечество, историческая память как память поколений; типы народной памяти:

а) индивидуальная, семейно-родовая, народная

Формы памяти: словесная, музыкальная, словесно-музыкальная,

хореографическая, игровая, предметно-бытовая.

•        Уточняем по словарю значение слова «этнос», «этнография»:

  • Народ.
  • Этнография - 1. Наука, изучающая материальную и духовную культуру народа (народов), особенности быта, традиций, религии какого-либо народа.
  • По прошествии веков, что, по-вашему, удерживает (бережет) память народа? Что уходит?

•        С помощью учителя, выстраивая свои суждения, дети приходят к выводу:

  • Происходит отсеивание всего наносного («ненужного»). Память удерживает, с любовью оберегает то, что важно, значительно и спасительно для народа.
  • Какие «законы» действуют, на ваш взгляд, во имя спасения народного искусства и родного языка?
  • Конечно же, коллективность.

•        Но дети называют это как передача информации «из уст в уста», «из поколения в поколение»: былины, исторические песни, сказки, легенды, мифы.

-        Не обходится и без традиционности.

•        Приемы клиширования, теория «бродячих сюжетов», устойчивость образной системы через представления наших предков о добре, зле, красоте, любви, смысле жизни, о смерти. Учащиеся приводят свои примеры. Подвожу итог беседы и делаем коллективный вывод.

Историческая память народа пронзает столетия и всплывает в сознании людей в виде образов, подчас смутных, неосознанных, пугающих и вдохновляющих (вывод записываем в тетради).

•        Н.С.Гумилев вопрошает:

Не здесь ли любил я? И умер не здесь ли?

В зеленой и солнечной этой стране?

И понял, что я заблудился навеки

В пустых переходах пространств и времен.

А где-то струятся родимые реки,

К которым мне путь навсегда запрещен!

•        Стихотворение звучит в исполнении учителя или подготовленного ученика.

V. Форма контроля эффективности деятельности учащихся на уроке и дома.

•        В качестве домашнего задания предлагаю учащимся дать развернутый ответ на один из предлагаемых вопросов:

  1. Как остаться собой и гордиться своим народом, Отечеством?
  2. Ваш взгляд на народную систему ценностей. Отличается ли она от современной?
  3. Почему так важно не позволить материальному (временному) взять верх над духовным (вечным)?
  4. Дискуссия
  5. • По этому поводу неплохо было бы и подискутировать. Толчком к интересной беседе могут стать слова из стихотворения Н. С.Рериха « Украшай» из цикла «Цветы Мории»

  1. Мальчик, вещей берегися. Часто предмет, которым владеем, Полон козней и злоумышлении, Опаснее всех мятежей.
  2. •        Предлагаю учащимся растолковать значение вышеуказанных слов в контексте стихотворения.
  3. ( Стихотворение читает заранее подготовленный ученик или учитель.)

  1. Эмоциональная идея урока № 2: «Земля оттич и дедич...»

Жить трудно, мой мальчик,

Помни приказ:

Жить, не бояться и верить.

Остаться свободным и

сильным.

                 Н.Рерих

  1. Слово учителя: остаться свободным и сильным вопреки всему... Вопреки всему творить красоту, пестовать свой народ, язык, блюсти чистоту нравов и созидать, устремившись к Красоте.
  2. •        Заранее подготовленные ученики инсценируют рассказ Геродота о походе перидского царя Дария на скифов.
  3. С бесчисленным войском двинулся Дарий в степь, надеясь скоро обуздать скифов. Скифы не вступали в бой, уходя в глубь своих степей. Дарий, наконец, потерял терпение и послал к скифскому царю гонца с такими словами:

Дарий.

  • Если ты силен, остановись и сразись со мною; если чувствуешь слабость свою, то все-таки не бегай, а дай мне, как владыке своему, земли свои... Скифский царь.
  • Никогда ни перед кем не бегал я от страху: ни прежде, ни теперь... Если же непременно хочешь битвы, то у нас есть отцовские могилы, - найди их и попробуй тронуть, тогда вы узнаете, будем ли мы готовы на битву. И узнаешь силу моего меча!

•        Чтобы разбудить творческую мысль учащихся, предлагаю вступить в полемику с Л.Н.Гумилевым. (Примечание: Л.Н.Гумилев, ученый, публицист. Сын Н.С.Гумилева, русского поэта, казненного в 1921 году, и поэтессы А.А. Ахматовой).

Учащиеся заранее готовят сообщение.

-        Современная наука упускает главное: соотношение людей с окружающей средой. А ведь у человеческих коллективов (племен, родов, народов) есть необходимая связь с «кормящим ландшафтом». Вот это и есть ...Родина! Земля « оттич и дедич». Ни одним поколением идет приспособление. Таким образом усваивается и передается «набор традиций» для благополучного существования этноса. Вот тогда Родина превращается ... в Отечество.

•        Вот такое, несколько прозаическое, определение дает Гумилев понятиям Родина и Отечество. Принимаете ли вы точку зрения Гумилева. Готовим подборку поэтических откровений русского народа (стихи, проза, публицистика). Категоричность умозаключений учащихся принципиального значения не имеет.

-        Для того чтобы стать членом этноса, мало иметь какие-то черты национального характера. Нужно войти в состав этноса, а это делается довольно долго. Во всяком случае, ребенок в чреве матери - не этничен. Лишь в течение пяти лет на базе общения «с народом» складывается этническая принадлежность. И он никак не может ее изменить. Она ему кажется единственно возможной.

Учитель.

-        Что, на ваш взгляд, является проводником в эту среду? Что держит человека в этой среде?

•        Учащиеся старательно « пробираются» к истине, утверждая, что такой магнетической силой является культура, которая складывалась веками, и генетическая память народа.

-        Гумилев подошел к мысли, что это - биополе. Биополе - это продолжение за его пределами, то есть колебания, которые окружают каждого из нас. Если колебания настроены в данном ритме, человек чувствует себя «среди своих». Ну а если звучат иначе, - он чувствует себя среди чужих.

•        Обсуждая данную точку зрения, учащиеся выводят парадоксальную мысль: ведь люди (члены одного этноса) могут являться носителями самых различных идей и воззрений. Люди могут враждовать, даже воевать. Вспомним гражданскую войну 1918 - 1921 годов: белые -красные, расцениваем это как трагедию народа. (Здесь звучат строки из стихов поэтов Серебряного века: Н.Гумилева, М.Цветаевой, И.Бунина, А.Ахматовой, Г.Адамовича).Смотри приложения.

  • Этносы зарождаются, живут и умирают. Каждый этнос возникает в определенном историческом времени под воздействием некоего импульса -так утверждает Гумилев Лев Николаевич - и существуют около тысячи пятисот лет. А потом распадаются. Если бы энергия не рассеивалась, этносы существовали бы вечно. Мы бы сейчас видели этрусков, шумеров, славян. Учитель.
  • Существует точка зрения, что когда-то все народы сольются и будет Единый Народ. Плохо это или хорошо?!

•        Точки зрения ребят неординарны. Решали и языковой, и территориальный вопросы. Каково же удивление было, когда я, основываясь на точку зрения Гумилева Л.Н., сделала такой вывод.

- Если все люди сольются и станут «одинаковыми», то тогда и никакого движения, никакого развития культуры и жизни не будет. Будет медленное угасание. И хорошо, если медленное!

•   Такой вывод очень озадачил ребят. Нужно творить свою культуру, беречь и любить свой народ и гордиться своей непохожестью. В качестве домашнего задания предлагаю учащимся варианты творческих заданий на тему: «Благими вещами жизнь свою украшай!», мини-исследование «Почему «благими», а не добрыми?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Культурологический подход к изучению английского языка"

В пособии представлен алгоритм работы по раскрытию культурологической составляющей на уроках иностранного языка ( формирование метапредметных действий, организация культуротворческого, учебно-познават...

Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы

quot;Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы" - выступление на окружном семинаре "Подготовка педагогов к реализации ...

"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка"

Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...

Проектная технология на уроке как способ организации деятельностного подхода в изучении русского языка и литературы

Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности обучающихся. Поэтому в настоящее время актуальным является использование в обучении проектного метод...

Статья «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)

Доклад «Метод  проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы»  (из опыта работы)...

Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".

Выступление   излагает основные принципы  современных  подходов  к преподаванию русского языка и литературы  в условиях введения ФГОС ООО  в школьное образование и в...