Культурологический подход в изучении русского языка и литературы
методическая разработка (11 класс) на тему
Это интегрированный цикл уроков, который можно проводить в рамках 8-11 класов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturologicheskiy_podhod.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ВСОШ ФКУ при ИК-1 ГУФСИН РОССИИ по Нижегородской области
Проект урока
Культурологический подход в изучении литературы и русского языка в 8-10 классах
Направление: Создание условий для становления культуры личности
Проект выполнила: учитель русского языка и литературы высшей категории
Беледина Лидия Николаевна
2012 г.
Психолого-методическое обоснование проекта
«Культурологический подход в изучении литературы и языка в 8-10 классах»
Художественная литература есть один из способов духовного освоения мира... Человек познает этот «мир» через художественные Образы, Картины, Модели. Они есть средоточие самых различных миров: реальных, ушедших, грядущих, эмоциональных, духовных... И эти непостижимо прекрасные «миры» «живут» в художественном тексте, поэтическом или прозаическом, в большом или совсем маленьком, загадочном или не трудном для восприятия. Но все они «Живут...» и ждут «разгадки», ждут наших совместных интеллектуальных усилий - учителя и учащихся.
Реализуя проект культурологического подхода в обучении языку, литературе, истории, я определила для себя направление - символ - Образ Смутного времени в русской культуре XX - XXI вв. Мы должны были ощутить дух этого времени, его нюансы, брожение идей и их воплощение в идеологии, политике, в литературе и искусстве вообще. Образ (модель) этого мира на удивленье эмоционально-динамичен, ярок, и, как следствие, несет информацию - народнопоэтическую, религиозную, эстетическую, этическую, культурную, историческую, патриотическую. Этому способствовал как отбор исторического материала, так и художественно-публицистического, иллюстративного. Для меня очень важно, что выше упомянутый проект интеллектуально доступен для учащихся и 8, и 9, и 10 классов. Это, на мой взгляд, такой «духовный» мостик, который «соединит» и подготовит учащихся к восприятию литературы XX - XXI века, поэзии Серебряного века в 11 классе.
Мы читаем стихи и публицистику и учимся «расшифровывать» художественные метафоры и «коды», постигать Смыслы и «выходить» на глубинные ассоциации Времени. Уловить тонко-изящную мысль, постичь смыслы, выйти на новые ассоциации через художественные тексты дается нелегко!
Упорный поиск требует и требует прочтения, осмысления, прочувствования. И когда мы научим пытливого Читателя вчитываться, а не «скользить» по текстам, тогда «закодированная речь как «сундук скупого рыцаря» откроет нам Великие тайны - Духовные тайны Смутного времени XX - XXI века.
ПРОЕКТ УРОКА 1,2.
- Эмоциональная идея урока № 1: «Что если страна эта - истинно Родина мне?»
- Идея проекта уроков
1. Актуальность замысла.
Главная цель системы уроков эстетического цикла - это умелая и тонкая организация практической деятельности, направленной непосредственно на предмет освоения - в данном случае это народнопоэтическое творчество, мир народной культуры и литературы. «...Главным средством воспитания должно быть интеллектуальное - и эмоциональное «вхождение» в саму конкретную жизнь, в само конкретное содержание национального творчества; как оно выразилось в религии, истории, в языке, литературе, вообще в культуре народа - так утверждал Н.Лосский, крупный отечественный философ.
Необходимость «эмоционально-волевого вхождения в конкретную жизнь» как основной педагогический принцип в системе национального воспитания, гражданина.
2. Цели проекта.
Дидактическая цель: изучать культуру народа вне его истории, нравов, быта, верований - невозможно. Поэтому помимо поэтического и публицистического материала, этот цикл включает этнографические, географические, языковые и иные сведения. Такой системный подход позволяет полнее представить образ Времени, особенности нравственной жизни наших предков и народов вообще.
Воспитательная цель: приобщение к родной культуре позволяет понять самих себя, свой психофизический склад, свои возможности; а также пройти вслед за своими предками путь культурного и нравственного развития.
III. Концепция проекта уроков (общее представление о проблеме и возможностях ее реализации в практике)
- Общее представление проекта.
- В систему урока входят четыре урока, обозначенные в плане.
План эстетического цикла уроков в 8-10 классах
1.«Что если страна эта - истинно Родина мне?» Н.С.Гумилев.
- Земля «оттич и дедич».
- Жанровое многообразие народных песен.
- Место и роль фольклора в развитии русской литературы.
- Предлагаю сценарий двух уроков:
- «Что если страна эта — истинно Родина мне?
- Земля «оттич и дедич»
2.Теоретическое обоснование проблемы.
- Нравственно-эстетическая задача: на своеобразном материале (выборки из книги Льва Николаевича Гумилева «Этногенез и биосфера Земли») показать учащимся, как зарождаются и растворяются в веках языки и народы.
- Образовательная задача: через эвристическую беседу преподавателя с детьми выявить их знания о культурном древе народа, традициях, его духовности.
IV. Инновационный опыт (сценарий урока: проектируется результативная деятельность учащихся и учителя по обозначенной теме)
Как бы ни был могуч национальный характер, бывают в историческом процессе тяжелые годы для народа, и в такие периоды может развиться недоверие к себе и опасная подражательность.
Н.Лосский, русский философ
• Учителю надлежит выразительно прочитать эпиграф и выяснить, как учащиеся поняли его содержание.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Как вы понимает выражение «национальный характер?»
- Какие ассоциации вызывают у вас фраза «Внешние и внутренние потрясения?»
- В чем опасность подражательности?
- Запись на доске. Национальный.- 2. Принадлежащий, свойственный данной нации, выражающий ее характер.
- Диалог учителя с учащимися:
- Ребята, как называется время, когда идет речь о.. .потрясениях, истощающих силы народа?
Обычно учащиеся верно определяют:
- Такое время называется «Смутное время».
- Что характерно для этого периода?
• Как правило, ребята видят формальную сторону явления и затрудняются ответить, что:
- Синдром нелюбви Себя как народа.
• Здесь, на мой взгляд, очень важно дать качественную характеристику времени:
- Это время, полное страхов, сомнений и разочарований.
• Предлагаю учащимся по Толковому словарю определить значение слова «Смута»; обращаю внимание на образование прилагательного «смутный» <— смута, указывая непременно на его стилистическую окраску, обозначенную в словарной статье как (книж.).
• Запись на доске и в тетради.
Смута. - 2. (книж.). Раздоры, ссоры, беспорядок. Смутный - 3. Беспокойный, тревожный.
- Для какого стиля речи это слово характерно?
- Его книжность указывает на публицистический стиль.
• Разбираем ключевые понятия, определяющие содержание темы уроков?
№ 1: № 2: этнос, этнография, Родина, Отечество, историческая память как память поколений; типы народной памяти:
а) индивидуальная, семейно-родовая, народная
Формы памяти: словесная, музыкальная, словесно-музыкальная,
хореографическая, игровая, предметно-бытовая.
• Уточняем по словарю значение слова «этнос», «этнография»:
- Народ.
- Этнография - 1. Наука, изучающая материальную и духовную культуру народа (народов), особенности быта, традиций, религии какого-либо народа.
- По прошествии веков, что, по-вашему, удерживает (бережет) память народа? Что уходит?
• С помощью учителя, выстраивая свои суждения, дети приходят к выводу:
- Происходит отсеивание всего наносного («ненужного»). Память удерживает, с любовью оберегает то, что важно, значительно и спасительно для народа.
- Какие «законы» действуют, на ваш взгляд, во имя спасения народного искусства и родного языка?
- Конечно же, коллективность.
• Но дети называют это как передача информации «из уст в уста», «из поколения в поколение»: былины, исторические песни, сказки, легенды, мифы.
- Не обходится и без традиционности.
• Приемы клиширования, теория «бродячих сюжетов», устойчивость образной системы через представления наших предков о добре, зле, красоте, любви, смысле жизни, о смерти. Учащиеся приводят свои примеры. Подвожу итог беседы и делаем коллективный вывод.
Историческая память народа пронзает столетия и всплывает в сознании людей в виде образов, подчас смутных, неосознанных, пугающих и вдохновляющих (вывод записываем в тетради).
• Н.С.Гумилев вопрошает:
Не здесь ли любил я? И умер не здесь ли?
В зеленой и солнечной этой стране?
И понял, что я заблудился навеки
В пустых переходах пространств и времен.
А где-то струятся родимые реки,
К которым мне путь навсегда запрещен!
• Стихотворение звучит в исполнении учителя или подготовленного ученика.
V. Форма контроля эффективности деятельности учащихся на уроке и дома.
• В качестве домашнего задания предлагаю учащимся дать развернутый ответ на один из предлагаемых вопросов:
- Как остаться собой и гордиться своим народом, Отечеством?
- Ваш взгляд на народную систему ценностей. Отличается ли она от современной?
- Почему так важно не позволить материальному (временному) взять верх над духовным (вечным)?
- Дискуссия
- • По этому поводу неплохо было бы и подискутировать. Толчком к интересной беседе могут стать слова из стихотворения Н. С.Рериха « Украшай» из цикла «Цветы Мории»
- Мальчик, вещей берегися. Часто предмет, которым владеем, Полон козней и злоумышлении, Опаснее всех мятежей.
- • Предлагаю учащимся растолковать значение вышеуказанных слов в контексте стихотворения.
- ( Стихотворение читает заранее подготовленный ученик или учитель.)
- Эмоциональная идея урока № 2: «Земля оттич и дедич...»
Жить трудно, мой мальчик,
Помни приказ:
Жить, не бояться и верить.
Остаться свободным и
сильным.
Н.Рерих
- Слово учителя: остаться свободным и сильным вопреки всему... Вопреки всему творить красоту, пестовать свой народ, язык, блюсти чистоту нравов и созидать, устремившись к Красоте.
- • Заранее подготовленные ученики инсценируют рассказ Геродота о походе перидского царя Дария на скифов.
- С бесчисленным войском двинулся Дарий в степь, надеясь скоро обуздать скифов. Скифы не вступали в бой, уходя в глубь своих степей. Дарий, наконец, потерял терпение и послал к скифскому царю гонца с такими словами:
Дарий.
- Если ты силен, остановись и сразись со мною; если чувствуешь слабость свою, то все-таки не бегай, а дай мне, как владыке своему, земли свои... Скифский царь.
- Никогда ни перед кем не бегал я от страху: ни прежде, ни теперь... Если же непременно хочешь битвы, то у нас есть отцовские могилы, - найди их и попробуй тронуть, тогда вы узнаете, будем ли мы готовы на битву. И узнаешь силу моего меча!
• Чтобы разбудить творческую мысль учащихся, предлагаю вступить в полемику с Л.Н.Гумилевым. (Примечание: Л.Н.Гумилев, ученый, публицист. Сын Н.С.Гумилева, русского поэта, казненного в 1921 году, и поэтессы А.А. Ахматовой).
Учащиеся заранее готовят сообщение.
- Современная наука упускает главное: соотношение людей с окружающей средой. А ведь у человеческих коллективов (племен, родов, народов) есть необходимая связь с «кормящим ландшафтом». Вот это и есть ...Родина! Земля « оттич и дедич». Ни одним поколением идет приспособление. Таким образом усваивается и передается «набор традиций» для благополучного существования этноса. Вот тогда Родина превращается ... в Отечество.
• Вот такое, несколько прозаическое, определение дает Гумилев понятиям Родина и Отечество. Принимаете ли вы точку зрения Гумилева. Готовим подборку поэтических откровений русского народа (стихи, проза, публицистика). Категоричность умозаключений учащихся принципиального значения не имеет.
- Для того чтобы стать членом этноса, мало иметь какие-то черты национального характера. Нужно войти в состав этноса, а это делается довольно долго. Во всяком случае, ребенок в чреве матери - не этничен. Лишь в течение пяти лет на базе общения «с народом» складывается этническая принадлежность. И он никак не может ее изменить. Она ему кажется единственно возможной.
Учитель.
- Что, на ваш взгляд, является проводником в эту среду? Что держит человека в этой среде?
• Учащиеся старательно « пробираются» к истине, утверждая, что такой магнетической силой является культура, которая складывалась веками, и генетическая память народа.
- Гумилев подошел к мысли, что это - биополе. Биополе - это продолжение за его пределами, то есть колебания, которые окружают каждого из нас. Если колебания настроены в данном ритме, человек чувствует себя «среди своих». Ну а если звучат иначе, - он чувствует себя среди чужих.
• Обсуждая данную точку зрения, учащиеся выводят парадоксальную мысль: ведь люди (члены одного этноса) могут являться носителями самых различных идей и воззрений. Люди могут враждовать, даже воевать. Вспомним гражданскую войну 1918 - 1921 годов: белые -красные, расцениваем это как трагедию народа. (Здесь звучат строки из стихов поэтов Серебряного века: Н.Гумилева, М.Цветаевой, И.Бунина, А.Ахматовой, Г.Адамовича).Смотри приложения.
- Этносы зарождаются, живут и умирают. Каждый этнос возникает в определенном историческом времени под воздействием некоего импульса -так утверждает Гумилев Лев Николаевич - и существуют около тысячи пятисот лет. А потом распадаются. Если бы энергия не рассеивалась, этносы существовали бы вечно. Мы бы сейчас видели этрусков, шумеров, славян. Учитель.
- Существует точка зрения, что когда-то все народы сольются и будет Единый Народ. Плохо это или хорошо?!
• Точки зрения ребят неординарны. Решали и языковой, и территориальный вопросы. Каково же удивление было, когда я, основываясь на точку зрения Гумилева Л.Н., сделала такой вывод.
- Если все люди сольются и станут «одинаковыми», то тогда и никакого движения, никакого развития культуры и жизни не будет. Будет медленное угасание. И хорошо, если медленное!
• Такой вывод очень озадачил ребят. Нужно творить свою культуру, беречь и любить свой народ и гордиться своей непохожестью. В качестве домашнего задания предлагаю учащимся варианты творческих заданий на тему: «Благими вещами жизнь свою украшай!», мини-исследование «Почему «благими», а не добрыми?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Культурологический подход к изучению английского языка"
В пособии представлен алгоритм работы по раскрытию культурологической составляющей на уроках иностранного языка ( формирование метапредметных действий, организация культуротворческого, учебно-познават...
Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы
quot;Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы" - выступление на окружном семинаре "Подготовка педагогов к реализации ...
«Компетентностный подход на уроках русского языка и литературы» М.А.Пирожкова преподаватель русского язык и литературы МОУ «СОШ № 111»г.Перми
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную ...
"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка"
Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...
Проектная технология на уроке как способ организации деятельностного подхода в изучении русского языка и литературы
Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности обучающихся. Поэтому в настоящее время актуальным является использование в обучении проектного метод...
Статья «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)
Доклад «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)...
Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".
Выступление излагает основные принципы современных подходов к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО в школьное образование и в...