Статья. Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса русского языка в комплекте учебников под редакцией М.М. Разумовской.
статья по русскому языку по теме
Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов
курса русского языка в комплекте учебников под редакцией М.М. Разумовской.
В последнее десятилетие вопросы речевой культуры стоят в центре внимания как специалистов, так и общественности, обеспокоенных в том числе и недостатками языкового воспитания, несформированностью речевой культуры школьников, за которыми стоят духовная и нравственная деградация [Александрова: 1].
Во многих современных учебниках предусмотрена работа над речевыми умениями и навыками на уроках русского языка. В комплекте учебников «Русский язык» для 5 – 9 классов под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта [Разумовская: 3] разведены понятия речь и язык, но учитывается и их взаимосвязь в учебном процессе при проведении работы над речевым развитием ученика. Актуальная проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса успешно решается в этом комплекте учебников, речевой аспект отражён и в темах и в объёме речевого материала: это 65 параграфов из 298.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya__perepyolkinoy.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ Перепёлкиной
Н.А.Перепёлкина
(Г.Черноголовка)
Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов
курса русского языка в комплекте учебников под редакцией М.М. Разумовской.
В последнее десятилетие вопросы речевой культуры стоят в центре внимания как специалистов, так и общественности, обеспокоенных в том числе и недостатками языкового воспитания, несформированностью речевой культуры школьников, за которыми стоят духовная и нравственная деградация [Александрова: 1].
Во многих современных учебниках предусмотрена работа над речевыми умениями и навыками на уроках русского языка. В комплекте учебников «Русский язык» для 5 – 9 классов под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта [Разумовская: 3] разведены понятия речь и язык, но учитывается и их взаимосвязь в учебном процессе при проведении работы над речевым развитием ученика. Актуальная проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса успешно решается в этом комплекте учебников, речевой аспект отражён и в темах и в объёме речевого материала: это 65 параграфов из 298.
Как же осуществляется эта интеграция? Рассмотрим варианты решения этой проблемы на примере учебника для 5 класса как стартового, в котором, как и во всех других, отражена работа над рецептивными и продуктивными видами речевой деятельности обучаемых.
Уже в материале первого раздела с названием «О языке и речи»(§ 1»Зачем человеку нужен язык», §2 «Что мы знаем о русском языке», §3 «Что такое речь» - стр. 8 – дано определение речи, ставится задача – развивать свою речь, §4 - «Речь монологическая и диалогическая») прослеживается эта взаимосвязь. Сразу даётся понятие эпиграфа (речь) и лингвистики (язык) - стр. 3. Эту двойную задачу развития целенаправленно выполняют и все упражнения параграфа, в котором говорится о тесной связи языка и речи (текст о Маугли, высказывания писателей о языке, рассказ о Ломоносове).
Попутно полезно поработать над образностью высказываний: «Язык – инструмент…,, «Язык – орудие…» - предложить ученикам объяснить смысл метафор. При анализе слов Н. Карамзина нужно помочь детям увидеть красоту сравнения языка с рекой, эпитеты (гордая, величественная, нежный), выраженные прилагательными, отметить, что второе сравнение (журчит нежным ручейком) выражено с помощью творительного падежа и глагола, обратить внимание на восклицательность предложения (учим читать художественный текст). Интересное творческое задание возможно и к словам К. Паустовского: отметив, что многообразие «чудес» (метафора), которые можно «творить» с языком, выражается с помощью однородных членов, предложим ребятам самим сотворить эти чудеса. Как? Два варианта заданий: 1) составить красивые предложения, в которых отражены: а) звучание музыки, б) блеск красок, в) игра света, г) шум и тень садов, д) неясность сна, е) громыхание грозы, ё) детский шёпот, ж) шорох морского гравия – можно не обо всём, а по выбору. Можно предложить это сделать вдвоём с соседом по парте, затем обсудить в классе (это может стать и домашним заданием, в том числе и по желанию; семейным проектом : сочинить или подобрать цитаты, проиллюстрировать своими рисунками или репродукциями картин, провести как конкурс и т. д ).- Учим слушать и писать художественный текст. 2) Учитель на уроке может сам зачитать соответствующие примеры из прозы и стихов (интересно по типу викторины: какое задание иллюстрирует каждое предложение? – Ученики находят ответ по тексту). Так мы строим уроки языка и речи как интегрированные.
Речевой раздел «Текст». К упр. 12 полезно добавить задания: выписать определения – прилагательные и сравнения, которыми автор характеризует кота, объяснить, как это создаёт юмористический образ Иваныча (списать словосочетание «из-за хвоста» - трудный предлог). – Обучаем просмотровому чтению. Из упр. 39 предлагаем ученикам выписать глаголы, характеризующие действия дождя (не забудем объяснить запятые, обозначим окончания, спросим, в прямом или переносном смысле употреблены эти глаголы, сделав вывод, что пред нами олицетворение).
Из упр.41 в § 9 «Тема текста» предлагаем выписать слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами и подумать, почему автор не написал стебли, лампы, цветы, а также найти синонимы и антонимы, сказать, какой частью речи они выражены.
К упр. 43 (§ «Основная мысль текста») даём задание: выписать существительные – эпитеты, характеризующие воробья, напоминая о постановке запятой при однородных членах. Просим найти предложение с прямой речью, списываем его, сделав сжатие: Кричит: «Жив!» Из упр. 44 просим выписать сложные прилагательные, цветовые эпитеты, обратив внимание на дефис, а также найти сравнения (раскидывает веером, точно накалили на огне) - обращаем внимание на использование при них синонимичного союза точно. Находим также отрицательные сравнения, отмечаем явление однородности и повторяющуюся частицу не.
Работая над речевым разделом, мы имели возможность определить падеж существительного, назвать знаки в конце предложения - точку, восклицательный и вопросительный, увидели однородные члены, обратили внимание на оформление диалога (упр. 12, 14) и выделение запятыми обращений, вспомнили, что есть нарицательные и собственные имена существительные (дедушка, Чудо – юдо), определяли части речи. То есть при изучении темы по развитию речи мы работали, наряду с речевыми, и над языковыми умениями и навыками, они взаимодействовали, переплетались.
С первых уроков учебники помогают ученикам подготовиться к экзаменам по русскому языку - ГИА и ЕГЭ. Уже в 5 классе предложено взять на вооружение высказывание Л. Толстого о языке (упр. 4), Н. Карамзина и К. Паустовского – упр. 7. Регулярны задания: найти в тексте главную мысль, ответ – доказательство; дано понятие о микротеме, строении абзаца, орфоэпии и пр. Каждый речевой блок, включённый в учебники, направлен на развитие навыков самопроверки.
Содержание учебников и специальные задания направлены на формирование языка науки данной предметной области – этому способствуют образцы рассуждений (стр. 25), лингвистические тексты, предлагаемые для чтения (упр. 105), анализа (упр. 111), пересказа (упр.177); специальные задания по информационно – смысловой обработке текстов лингвистического содержания (упр. 182), таблиц (упр. 232). Учебники ориентированы также на развитие языкового чутья, на работу с обобщающими понятиями («язык» и «речь» - упр. 9). Таким образом, работа становится комплексной и многоуровневой.
Обучение направлено на формирование научного типа мышления и научных представлений у учащихся. В учебниках для 5 класса особое внимание уделено выработке осознанного, беглого, выразительного чтения, грамотного письма, осмысленного и точного понимания речи, правильного выражения собственных мыслей в устной и письменной речи (чтение, слушание, речь и письмо). Например, после выполнения упр. № 2 - 1 предложено, прочитав последний абзац, доказать справедливость этой мысли, ответив на вопрос: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?» - Ученики должны определить коммуникативную задачу, адекватно подобрать языковые и речевые средства [Леонтьев: 2]. Это мы учим писать научный текст.
Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в сотрудничестве с педагогами и сверстниками (происходит развитие устной речи). Формулировка заданий предлагает совместную деятельность (рубрики: «Учимся читать…», «Учимся проводить анализ…», «Учимся понимать…», «Создаём текст…», «Пробуем редактировать…», «Совершенствуем текст…»), работу в парах - ЗСП - 3, 4). В учебниках учтена ведущая деятельность, характерная для учеников 5 – 9 классов – общение: с учебником, с учителем, со сверстниками (даётся понятие о речевом этикете).
Учебники содержат упражнения на развитие способностей учеников и их использование в учебной, познавательной и социальной практике (задание найти на рисунке – схеме три условия речевого общения – упр. 11). В комплекте учебников усилено внимание к устной речи: систематически проверяется усвоение норм орфоэпии и формирование навыков выразительной устной речи (упражнения на интонацию, логическое ударение, темп и тембр речи; предлагается наблюдать за произношением дикторов телевидения).
Обучение направлено на развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей (упр. 579, 580). Три группы понятий составляют теоретическую основу обучения связной речи: текст, стили речи, типы речи. Ученикам предложены различные виды речевой деятельности: чтение (упр. 260), восприятие и анализ высказывания (упр. 261), его воспроизведение и создание (упр.273, 271-2 задание), а также совершенствование высказывания (упр. 785).
Работа по 16 цветным репродукциям учебников каждого класса – картины природы (Шишкин, Васнецов, Юон, Грабарь, Левитан, Герсимов и др.), дополнительные задания и задания повышенной сложности тоже помогают ученикам в постижении родного языка и речи.
Учебники содержат большой воспитательный потенциал, обладают социально – гуманитарной направленностью, что способствует утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика, его успешной социализации (предложено составить устный отзыв на фильм в разговоре с другом – упр. 15, обучение с помощью вопросов отзыву о фотографии – упр. 50, обучение оценке действительности - § 69).
Первый языковой раздел в учебнике - повторение изученного. Опять есть возможность вспомнить об эпиграфе (стр. 12) и попросить найти в нём 4 сравнения (1. яркого, как радуга вслед весеннему ливню, 2. меткого, как стрелы, 3. задушевного, как песня над колыбелью, 4. дивной вязью – тв. п.), выявив их роль и обратив внимание учеников на запятую перед как, эпитеты. Интересен эксперимент по превращению этого предложения А.Н. Толстого о языке и речи в нераспространённое: Народ плёл сеть. Это приводит к выяснению переносного смысла высказывания, его метафоричности. А узнать значение слова вязь полезно дать на дом. Так мы решаем сложные коммуникативные задачи.
Работа по учебникам способствует реализации деятельностного подхода: параграфы строятся так, чтобы учащиеся самостоятельно извлекали знания из учебного текста.
Учебники содержат задания, направленные на формирование и развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии (упр. 29); классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения («Объясните, как вы понимаете высказывание А. Толстого» – упр. 16, 2) и делать выводы (упр. 95, задание 2). Этому способствует и систематическое проведение разнообразных видов языкового анализа (упр. 260, зад 4). Ученик приобретает способность осуществлять разные виды деятельности и самостоятельно получать новые знания, применяя их в учебной работе (упр. 487).
Так организуется беспрерывный процесс по развитию речи, совершенствование речевых навыков в процессе обучения языковым разделам курса.
Учебники содержат задания, направленные на освоение обучающимися видов деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания. Особое внимание уделяется усвоению системы знаний о языке и речи, способов опрерирования ими (упр.180), формированию и совершенствованию основных видов компетенций: языковой (ЗСП), лингвистической (упр. 181), коммуникативной (упр.205) и культуроведческой (упр. 233).
Учебники учитывают возможность достижения межпредметных результатов обучения и универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных (в них использованы отрывки из произведений, изучаемых на уроках литературы в 5 классе: «Иван – крестьянский сын…» - упр. 14, «Васюткино озеро» В. Астафьева, загадки и т.д.).
Содержание и методика обучения по данным учебникам направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий в процессе изучения русского языка: по мультимедийным пособиям, на формирование экологического мышления: тексты о природе, репродукции картин и фотографии; тексты о природе и Родине
Работа по учебникам направлена на формирование ответственности учеников, способности к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, к потребности обращаться к словарно – справочной литературе (в том числе и к словарям учебников), Интернет – справочникам, мультимедийному приложению.
Содержание и методика обучения в учебниках направлены на формирование готовности и способности учеников к саморазвитию и личностному самоопределению, способствуют выработке способности в самооценке, развитию познавательных интересов, направлены на всестороннее развитие личности учеников средствами русского языка: развивают мышление и речь, эмоционально – волевую сферу, логическое мышление.
Интеграция языкового и речевого аспектов в обучении позволяет формировать социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Этому способствует формирование у учеников культуроведческой компетенции - с помощью сведений об истории языка, этимологии, анализа произведений искусства, текстов о национально - культурных традициях русского народа и о русских учёных - лингвистах (о М. Ломоносове, Гроте, Аванесове, В. Дале, В. Виноградове, Пешковском; даётся понятие о старославянизмах, изучаются устаревшие слова (текст о деревенской избе – упр. 335). Предложены темы для сочинений по картинам (упр. 336).
Всё это способствует выработке ценностных ориентаций и воспитанию любви к русскому языку и литературе. Обучение идёт на текстах Крылова, Пушкина, Лермонтова, Фета, Тургенева, Толстого, Бунина, Есенина, Чехова, Блока, Ахматовой, Пришвина, Рубцова, Друниной, Ошанина и др.
В основу методической системы учебников положена идея синтеза языкового и речевого развития учащихся, усиление коммуникативного аспекта в изучении русского языка.
Авторы учебников ставят целью курса русского языка усвоение системы знаний о языке и речи, способов оперирования ими и совершенствование на этой основе важнейших видов речевой деятельности. Прекрасным подспорьем являются справочные материалы с планами языкового разбора и мультимедийное пособие в приложении.
Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. Ученики приобретают опыт использования речевых средств в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Основы полноценного устного и письменного общения – это орудие «саморазвития (ученика)…, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное, личностное, художественно – ценностное развитие» [Леонтьев: 2] .
Литература.
1.Александрова О. проблема воспитания речевой (коммуникативной культуры) в обучении русскому языку. Материалы круглого стола на тему «Русский язык в общеобразовательной школе: программы и учебники» - М.: ЦРРЯ, 2002.
2. Леонтьев А.А. Виды речевой деятельности.//Начальная школа: плюс – минус. – 2000. - № 5.
3. Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Богданова Г.А., Тронина Т.С., Львов В.В., Сергеева Н.Н. Русский язык 5 класс. – М.: Дрофа, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку...
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 6 класс (УМК под редакцией М. М.Разумовской и П.А. Леканта)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе...
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» ФГОС (основной общий уровень) УМК М.М.Разумовская
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (Примерные программы основного общего образования).Русск...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс. Учебник под редакцией Л.М. Рыбченковой. 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс. УМК под редакцией М.М. Разумовской (5 часов в неделю).2018-2019 учебный год.
Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова,...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс. УМК под редакцией М.М. Разумовской (6 часов в неделю). 2018-2019 учебный год
Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова,...