II. Этап мотивации. | Прочитайте отрывок из стиха Р.Рождественского Я, ты, он, она, Вместе- целая страна. Вместе- дружная семья В слове «мы»- сто тысяч «я»… - Кто представляет дружную семью нашей Родины? Какую часть речи представляют эти слова? 2.Вопросы классу -Что называется местоимением? -Назовите личные местоимения. -Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н? - Как пишутся местоимения с предлогами? 3. Составьте пословицы из частей, записанных на карточках. На доске:
Скажи мне, кто твой друг, С кем поведешься, На друга надейся – Не хвали себя сам, | от того и наберешься. пусть тебя другие похвалят. и я скажу, кто ты. сам не плошай. |
|
Дети выполняют задание. – Какой темой объединены пословицы? Д. Темой дружбы. У. Выпишите те пословицы, в которых есть личные местоимения. Подчеркните их. Дети выполняют задание. – Объясните смысл пословиц. Дети отвечают. 3.Отгадай загадки. О каких местоимениях идет речь ? -В каком местоимении два звука, но буква одна? -Сколько личных местоимений в слове семья? -Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте. -Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. Постановка целей урока. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
ТОУУ
|
III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
| Актуализация знаний. СЕГОДНЯ НАС ОЖИДАЕТ ЗНАКОМСТВО С ОДНИМ УНИКАЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ. Это себялюбивое местоимение живет в гордом одиночестве в роскошном особняке на улице Местоимение. Одно одинешенько составляет целый разряд у этого местоимения нет никаких других родственников. Оно единственный представитель старинного аристократического рода возвратных местоимений. 1.Запись на доске Умываюсь Извиняюсь СЕБЯ Улыбаюсь Стираюсь
-Что общего и чем отличаются данные слова? Вывод: В первый столбик записаны слова-глаголы возвратные- обозначают возврат действия. Во второй столбик записаны слова-глаголы, употребление которых с возвратным суффиксом –сь, -ся невозможно.В третьем столбике возвратное местоимение. - В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.
В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное). 2.Склонение местоимения СЕБЯ Работает один обучающийся у доски. 3. Слово учителя. Запомните - Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.
Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый И.п. - - - | Мужской род | Женский род | Множественное число | Р.п. (кого?) себя | самого себя | самой себя | самих себя | Д.п. (кому?) себе | самому себе | самой себе | самим себе | В.п. (кого?) себя | самого себя | саму себя | самих себя | Т.п. (кем?) собой (-ою) | самим собой | самой собой | самими собой (-ою) | П.п. (о ком?) о себе | о самом себе | о самой себе | о самих себе |
| Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.
Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
| Закрепление изученного материала. Чтение правила по учебнику. 4. Выполнение упр.446. Морфологический разбор слова шутки. -О чем пословица (4 предложение)? 5. Словарная работа Эгоист, эгоизм 6 Релаксация. «На поляне» Представьте себе лесную поляну, на которой растет мягкая травка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук… Лучики гладят …(имя, и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и насчет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули. ручейку. | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. |
V. Этап включения изученного в систему знаний. | Выполнение упр.449. Проверка. Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы? Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. - Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов? Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Например: Мне не по себе. Задача: замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя, подчеркните их как члены предложения. - Какой из фразеологизмов отрцательно характеризует человека? | Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
| Составление синквейна «Местоимение» Подведение итогов. – Давайте подведём итоги. Чем мы занимались сегодня на уроке? - Какие умения отрабатывали? - Что понравилось на уроке? -Что вы сегодня на уроке узнали нового? -Чем отличается местоимение себя от личных местоимений? - Оцените свою работу на уроке. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |