Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение себя"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

технологическая карта урокка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozvratnoe_mestoimenie.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Тема: Возвратные местоимения.  

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели :

Метапредметные:

М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее), строить рассуждения.

Предметные:

ЛР: познакомить учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ; выработать навыки, умения употреблять местоимение себя в устной и письменной речи учащихся

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, таблица на доске, пословицы.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Этап мотивации.

Прочитайте  отрывок из стиха Р.Рождественского

Я, ты, он, она,

Вместе- целая страна.

Вместе- дружная семья

В слове «мы»- сто тысяч «я»…

- Кто представляет дружную семью нашей Родины?

Какую часть речи представляют эти слова?

   2.Вопросы классу

-Что называется местоимением?

-Назовите личные местоимения.

-Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н?

-    Как пишутся местоимения с предлогами?

3. Составьте пословицы из частей, записанных на карточках.

На доске:

Скажи мне, кто твой друг,
С кем поведешься, 
На друга надейся – 
Не хвали себя сам,

от того и наберешься.
пусть тебя другие похвалят.
и я скажу, кто ты.
сам не плошай.

Дети выполняют задание.

– Какой темой объединены пословицы?

Д. Темой дружбы.

У. Выпишите те пословицы, в которых есть личные местоимения. Подчеркните их.

Дети выполняют задание.

– Объясните смысл пословиц.

Дети отвечают.

 3.Отгадай загадки. О каких местоимениях идет речь ?

-В каком местоимении два звука, но буква одна?

       -Сколько личных местоимений в слове семья?

                           -Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.

-Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

Постановка целей урока.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

ТОУУ

III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация знаний.

СЕГОДНЯ НАС ОЖИДАЕТ ЗНАКОМСТВО С ОДНИМ УНИКАЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ. Это себялюбивое местоимение живет в гордом одиночестве в роскошном особняке на улице Местоимение. Одно одинешенько составляет целый разряд у этого местоимения нет никаких других родственников. Оно единственный представитель старинного аристократического рода возвратных местоимений.

1.Запись на доске

Умываюсь            Извиняюсь                         СЕБЯ

Улыбаюсь             Стираюсь

 -Что общего и чем отличаются данные слова?

Вывод: В первый столбик записаны слова-глаголы возвратные- обозначают возврат действия. Во второй столбик записаны слова-глаголы, употребление которых с возвратным суффиксом –сь, -ся невозможно.В третьем столбике возвратное местоимение.

  • В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.

В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).

2.Склонение местоимения СЕБЯ

Работает один обучающийся у доски.

3. Слово учителя.

                       Запомните

  • Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.

Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый

И.п. - - - 

Мужской род

Женский род

Множественное число

Р.п. (кого?) себя

самого себя 

самой себя 

самих себя

Д.п. (кому?) себе

самому себе

самой себе

самим себе

В.п. (кого?) себя

самого себя 

саму себя 

самих себя

Т.п. (кем?) собой            (-ою)

самим собой 

самой собой 

самими собой (-ою)

П.п. (о ком?) о себе

о самом себе 

о самой себе 

о самих себе

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Закрепление изученного материала. Чтение правила по учебнику.

4. Выполнение упр.446. Морфологический разбор слова  шутки.

-О чем пословица (4 предложение)?

5. Словарная работа

Эгоист, эгоизм

6 Релаксация. «На поляне»

Представьте себе лесную поляну, на которой растет мягкая травка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук…  Лучики гладят …(имя, и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно…  А теперь потянитесь и насчет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

ручейку.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

V. Этап включения изученного в систему знаний.

Выполнение упр.449. Проверка.

 Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы?

            Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов?

                Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Например: Мне не по себе.

            Задача: замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя, подчеркните их как члены предложения.

- Какой из фразеологизмов отрцательно характеризует человека?

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Составление синквейна «Местоимение»

Подведение итогов.

– Давайте подведём итоги. Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Какие умения отрабатывали?

- Что понравилось на уроке?

-Что вы сегодня на уроке узнали нового?

-Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?

- Оцените свою работу на уроке.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

п. 78, упр. 447.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Неопределенные местоимения".

Данный урок русского языка относится к комбинированному уроку, который построен в системно-деятельностном подходе. Этот урок построен по учебному комплексу В.В.Бабайцевой....

технологическая карта урока русского языка в 5 классе местоимение

технологическая карта урока русского языка в 5 классе местоимения...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранов и др. по теме "Указательные местоимения"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по УМК М и др..Т.Баранов и др. по теме "Указательные местоимения" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Сопровождается презентацией....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Возвратное местоимение-существительное себя".

Урок открытия новых знаний. Тема "Возвратное местоимение-существительное себя". УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык". (Образовательная система "Школа 2100")....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. "Местоимение"

Технологическая карта урока по теме "Местоимение" в 5 классе.В карте представлены тренировочные задания. + приложение (текст)...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"

Технологическая карта урока изучения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе

Технологическая карта урока по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе...