Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Возвратное местоимение-существительное себя".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок открытия новых знаний. Тема "Возвратное местоимение-существительное себя". УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык". (Образовательная система "Школа 2100").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.otkrytyy_urok_5b_kl._vozvr.mestoimenie.docx | 44.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Выполнила: Прокопенко Валентина Степановна
учитель русского языка и литературы
МОУ - СОШ № 3 города Аткарска Саратовской области.
Учебный предмет: русский язык.
Класс: 5
Автор УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др.. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.:Баласс, 2014. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
Тема урока: «Возвратное местоимение-существительное себя».
Урок «открытия» нового знания.
Цели урока.
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,
развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные: сформировать понятие о возвратном местоимении-существительном как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель этапа: Повторение изученного материала для «открытия нового знания»; подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. 3.Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации. 4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися основных особенностей возвратного местоимения-существительного себя. Физкультминутка. Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. 5. Реализация построенного проекта. Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, тук и при решении задач такого же типа. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: развитие умения решать учебно-познавательные задачи. 7. Ссамостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: развитие умения решать учебно-познавательные задачи. 8. Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа: закрепить полученные знания. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: сформировать личную ответственность за результаты деятельности. Домашнее задание. | Проверка готовности рабочих мест к началу урока. Приветствие-речёвка: - Посмотрите на себя: в этом классе все друзья? - Я, ты, он, она – вместе дружная семья! - Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева! В этом классе все друзья? - Я, ты, он, она – вместе дружная семья! - Я думаю, что эти задорные слова приветствия подняли нам настроение и мы продуктивно поработаем на уроке. - А какое отношение к нашему уроку имеет эта речёвка? - Что называется местоимением-существительным? - Какие местоимения-существительные называются личными? - Знаем ли мы личные местоимения-существительные, проверим, выполнив занимательное задание на листах. ЗАДАНИЕ (выполните в паре): Отгадайте загадки: о каких местоимениях идёт речь? 1.В каком местоимении два звука, но буква одна? 2.Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? 3.Сколько личных местоимений в слове семья? 4.Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. 5.Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. Индивидуальное задание. Закрепление навыка культуры речи – правильного употребления в речи местоимений мы, вы в сочетании с глаголами скучаю, грущу, тоскую. Задание 1: Поставь местоимения в нужном падеже. Я грущу по (вы)… Ты тоскуешь по (мы)… Мы скучаем по (вы)… Задание 2: Составь и запиши предложение с прямой речью, используя в нём одно из выражений. - Следующее задание: орфографический диктант. - Какую орфографическую задачу нам предстоит решить? Появился у него Летит надо мной Проносится над вами Заботится обо мне Думает о ней Приехал ко мне Дружит со мной Объясняется с тобой Сожалеть о нём Рассказал о себе - Что общего во всех записанных словосочетаниях? - Какую орфографическую задачу решали при написании этих местоимений? - Где возникали трудности? С чем это связано? _ Укажите начальную форму местоимений-существительных. - У всех ли местоимений получилось образовать начальную форму? - Выпишите это местоимение. - На кого (что) оно указывает? - На какой вопрос отвечает? - Как называется это местоимение? - Сформулируйте тему урока. - Определим проблему урока. Просклоняем письменно местоимения ты и себя. (Упражнение 484). И.п. кто? ты ----- Р.п. (нет кого?) тебя себя Д.п. (дать кому?) тебе себе В.п. (вижу кого?) тебя себя Т.п. (доволен кем?) тобой собой П.п. (думаю о ком?) о тебе о себе - Сравни падежные формы этих местоимений. - Что общего вы заметили? - Сформулируйте самостоятельно, на какие вопросы нужно найти ответы. - Проверьте себя, прочитав ключевые слова темы в конце параграфа 57, стр.95. (Сформулированные вопросы зафиксированы на доске (слайде) и остаются записанными до конца урока). Физкультминутка. -Решение проблемы урока начнём с выполнения упражнения 485. Задание: Составьте и запишите словосочетания с местоимением себя в разных формах. Взять (для кого?) для себя (Р.п.). Позвать (к кому?) к себе (Д.п.). Вижу (перед кем?) перед собой (Т.п.). Думаю (о ком?) о себе (П.п.). - На какие вопросы мы ответили, выполнив упражнения 484, 485? - Проверим ответы, прочитав правило на странице 93. - Нетрудно догадаться, каким членом предложения не может быть возвратное местоимение-существительное? - Проанализируем пример и сделаем вывод, каким членом предложения (если не подлежащим) может быть возвратное местоимение-существительное? Предложение возьмём из стихотворения поэта 19 века А.К. Толстого «Благовест». -Что такое «благовест»? (Значение слова в толковом словаре С.И. Ожегова узнал заранее подготовленный ученик). - Послушаем отрывок из стихотворения. Среди дубравы блестит крестами Храм пятиглавый с колоколами. Их звон призывный через могилы Гудит так дивно и так уныло! К себе он тянет неодолимо. Зовёт и манит он в край родимый… ЗАДАНИЕ: выпишите предложение, в котором есть возвратное местоимение себя. Определите его синтаксическую роль. - При знакомстве с возвратными местоимениями-существительными возникают и другие вопросы: - Почему возвратное местоимение-существительное себя так называется? - Почему одно возвратное местоимение составляет целый разряд? - Где употребляется возвратное местоимение себя? Ответы на эти вопросы искали учащиеся, которые работали над проектом «Себялюбивое местоимение». - Выполним упражнение 487. Прочитайте пословицы (краткое, мудрое, поучительное выражение). Подумайте, как вы понимаете их смысл. Выберите и выпишите ту пословицу, которая значима именно для вас. Найдите возвратное местоимение-существительное, укажите его грамматические признаки. Когда хочешь себе (Д.п.) добра, то никому не делай худа. Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости. - А теперь повторим, что мы узнали о возвратном местоимении-существительном себя. - Если нас попросят составить лингвистический паспорт возвратного местоимения-существительного себя, то какие его анкетные (биографические) данные туда внесём? Возвратное местоимение-существительное себя - указывает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо; - не имеет формы И.п.; - изменяется по падежам (по типу местоимения ты); - не имеет формы рода и числа; - в предложении чаще всего бывает дополнением. - Что нового узнали на уроке? - Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить? Проверьте себя, ответив на вопросы, поставленные в начале урока (они записаны на доске). - Какие ещё появились вопросы? - Что оказалось трудным? - Что было интересным? Для того чтобы проверить свои знания, вы можете пройти тест. - Довольны ли вы своей работой на уроке? - Оцените свою работу на уроке. Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.
| Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. Называют изучаемую тему урока: личные местоимения-существительные. Многие слова речёвки являются личными местоимениями-существительными. Отвечают на вопросы. Дают определение. Приводят примеры. Работают в парах. Ответы на вопросы записывают в правую колонку:
Осуществляют самопроверку, сравнивают с ответами на слайде, подсчитывают количество правильных ответов. Оценивают выполненную работу. Один ученик выполняет на доске. Строит устный ответ. Оценивает свою работу. Оформляют тетради – записывают число, классная работа. Местоимения с предлогами записывают в колонку, объясняя правописание, обозначают орфограмму-пробел. Отвечают на вопрос: зависимое слово – личное местоимение. Отвечают: написание местоимений с предлогами. Отвечают: у предлогов есть варианты об/обо, над/ надо, под/подо, с/со). Записывают в колонку справа. Отвечают на вопрос. Выписывают местоимение о себе. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока: Возвратное местоимение-существительное себя. Записывают тему в тетради. Работают с учебником. Выполняют упражнение. Формулируют цели урока: - В чём особенность возвратного местоимения-существительного себя? - Почему возвратное местоимение так называется? - Как оно изменяется? - Где употребляется возвратное местоимение-существительное себя? Учащийся проводит физкультминутку. Выполняют упражнение: составляют словосочетания, обозначают главное слово в словосочетании, стрелками показывают грамматическую связь, указывают, в каком падеже употреблено местоимение. Отвечают на вопрос: возвратное местоимение изменяется по падежам, но не имеет формы И.п. Читают правило. Отвечают на вопрос: подлежащим, т.к. в русском языке подлежащими бывают имена существительные или местоимения в форме только И.п. Чтение учеником словарной статьи. БЛАГОВЕСТ, -а, м. Колокольный звон перед началом церковной службы, а также перед началом важнейшей части литургии. (Пасхальный благовест). Подготовленный ученик читает стихотворение А.К. Толстого «Благовест». Выписывают предложение: К себе он тянет неодолимо. Определяют члены предложения. Делают вывод: В предложении местоимение себя является дополнением, т.к. отвечает на вопрос косвенного (дательного) падежа. Правильность выполнения задания проверяют по эталону. Отвечают. 1. Прочитаю предложение. 2. Спишу в тетрадь. 3. Выделю грамматическую основу. 4. Задам вопрос от грамматической основы к второстепенным членам предложения. 5. Определю, каким членом предложения оно является. 6.Подчеркну. Выступают с защитой проекта. Демонстрируют подготовленную презентацию. Самостоятельно выполняют задания, указанные в упражнении и предложенные учителем. Отвечают на вопросы. Отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся отвечают. Задают возникшие вопросы. Выполняют тест. Осуществляют самопроверку, сверяя с ответами на слайде. Оценивают работу на уроке. Записывают домашнее задание в дневники.
| Личностные - настрой на позитивное начало урока. Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные – планирование урока. Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа. Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Коммуникативные – умение сотрудничать. Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе. Личностные - формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные – понимание и осмысление полученной информации. Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли. Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи. Регулятивные – контроль, оценка, коррекция. Личностные – формирование критического мышления. Познавательные – умение анализировать информацию. Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе. Познавательные – поиск и выделение информации; синтез как сопоставление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; создание способа решения проблемы поискового характера. Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка. Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок. Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации. Познавательные - умение извлекать информацию из разных источников, адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию. Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм. Познавательные - умение извлекать информацию из разных источников, адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию. Коммуникативные – умение договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль, выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями. Регулятивные – контроль, оценка, коррекция. Личностные – формирование критического мышления. Регулятивные – понимание цели этого этапа работы. Коммуникативные – умение сотрудничать. Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм. Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы. Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других.
Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы. Регулятивные – контроль, оценка, коррекция. Личностные – формирование критического мышления. Регулятивные – понимание цели этого этапа работы. Личностные - формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...