Разработка урока по теме "Причастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Салахова Галина Ахтямовна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке интересны и разнообразны. Они позволяют не только формировать предметные знания, умения, навыки, но и создают условия для освоения обучающимися универсальных учебных действий в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание детей, развивать интерес и самостоятельность - учиться самим добывать знания, делать выводы (исследования в группах, самостоятельная работа с текстом), доступно преподнести изучаемый материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichastnyy_oborot.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока Причастный оборот

Класс 7

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: дать понятие о причастном обороте, познакомить учащихся с графическим обозначением причастного оборота в предложении

Задачи урока:

Образовательные: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, формировать навыки грамотного письма.

Развивающие: развивать внимание, память, орфографическую зоркость, умение самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации.

Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию, развивать эстетический вкус учащихся, прививать любовь к искусству слова.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста;

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.

Предметные: знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, понимать отличие зависимого слова от определяемого, уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.

- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья..

- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать….

- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать…

– Встаньте те, кто доволен своей домашней работой.

– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

- Поднимите руку те, кто готов к получению знаний….

2. Актуализация и пробное учебное действие

Работа с высказыванием

В.И.Даль говорил о причастии: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного». Как понять это высказывание?

(причастие объединяет в себе свойства прилагательного и глагола).

Распределите признаки причастий

(учащиеся сами определяют принципы распределения)

Совершенный/несовершенный вид, определение, признак предмета по действию, род, настоящее и прошедшее время, число, возвратность, падеж.

Обобщение задания: правило о причастии

.Игра «Крестики-нолики»(проверка умений определять причастия)

Розовеющий закат

Красные пуговицы

Хорошие отметки

Краснеющий закат

Похорошевшая девушка

Весенний день

Заросший пруд

Дорожный чемодан

Белый платок

Движущийся объект

Горячее молоко

Тёмная ткань

Стелющийся туман

Готовая таблица:

№ п/п

Прилагательное

Причастие

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

Обменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку.

Критерии оценки: 0 ошибок – 5; от 1 до 4 ошибок – 4; от 4 до 6 ошибок – 3; более 6 ошибок – 2.

Поднимите руки, кто получил 5, 4, 3! Молодцы!

3. Выявление места и причины затруднения

Выпишите словосочетания причастие + сущ., сделайте разбор

Наблюдение :

Чем отличаются словосочетания в ваших тетрадях от словосочетаний на доске

Розовеющий от лучей, краснеющий вечером, похорошевшая от похвалы, заросший кувшинками, движущийся в темноте, стелющийся по полю

(Эталон ответа: в тетрадях главное слово существительное, в записанных на доске главное слово причастие)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Сегодня мы познакомимся с причастным оборотом.

Определим цели урока по опорным словам:

Осмыслить….

Усвоить…..

Научиться…

Ученики:

Осмыслить, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота); как употребляются предложения с причастным оборотом в речи.

Усвоить терминологию «определяемое слово», «причастный оборот» (смысловой блок причастного оборота).

Научиться находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота

5. Реализация построенного проекта.

Распределительный диктант.

– А сейчас задание посложнее. Распределите данные словосочетания на две группы:

X

X

а) прич.

+сущ., б) прич. +

сущ.

Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья, падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей.

– Какие из них можем назвать причастным оборотом?

-Какие можно назвать одиночным причастием?

-Найдите информацию в учебнике

-Составление алгоритма нахождения причастного оборота (коллективно)

Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении

Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:

#1053;айти в предложении причастие ( и подписать над ним : прич.).

2. Найти главное ( определяемое) слово , от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ? (и поставить над ним крестик Х).

3. Найти все слова, которые зависят от причастия ( если они есть), задавая к ним вопрос от причастия.

4. выделить вертикальными черточками с двух сторон причастные обороты

Физминутка

Учитель называет слова разных частей речи. Только при причастии дети встают.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Работа в парах

Прочитать предложения, найти причастные обороты по алгоритму

1. Берёзы, окружавшие площадку, создавали густую тень.

2. Солнечные лучи освещали опадавшие с деревьев листья.

3. В лицо брызнули капли росы, упавшие с задетого колесом куста.

4. Я увидел острый гребень скалы, поднимающийся к самым облакам.

#1057;амостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выделить вертикальными черточками с двух сторон причастные обороты

1. Все грибы, собранные в лесу, мы сложили в одну большую корзину.

2. В саду дети собирали яблоки, упавшие на землю.

3. Груша, растущая в нашем саду, давала плоды один раз в два года.

4. Первым загорелся стоящий возле бани сарай.

#1057;права от меня простиралась равнина, освещенная яркой луной.

Самопроверка по эталону

1. Все грибы, /собранные в лесу /,мы сложили в одну большую корзину.

2. В саду дети собирали яблоки, /упавшие на землю/.

3. Груша, /растущая в нашем саду/, давала плоды один раз в два года.

4. Первым загорелся /стоящий возле бани/ сарай.

#1057;права от меня простиралась равнина , /освещенная яркой луной/.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Нахождение причастных оборотов в предложениях

Костёр, разожженный мальчиками, был виден издалека.

Катя одела новое пальто, сшитое из плотной чёрной ткани.

В честь праздника мама поставила на стол салат, приготовленный из экзотических фруктов

Туго заплетенные косички торчали в разные стороны.

Бабушка, очень обиженная моими словами ,стала запирать двери.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

-Что узнали на уроке?

-Как определить причастный оборот?

-Что заметили в пунктуационном оформлении предложений?

(тема следующего урока)

Домашнее задание

Одно по выбору

1. Составить синквейн на тему «Причастный оборот»

#1057;оставить текст из 5-7 предложений на тему «Осенние зарисовки» с использованием причастий и причастных оборотов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Деепричастный оборот" (ПТТМСО)

Разработка урока русского языка по ПТТМСО  по теме "Деепричастный оборот"  , проведённого в 7 классе с казахским языком обучения...

Разработка урока "Причастный оборот"

Цели урока:дать определение причастного оборотаразвивать умение находить причастный оборот в предложенияхобучить алгоритму выделения причастного оборота запятыми...

Разработка урока "Причастный оборот"

Цели урока:дать определение причастного оборотаразвивать умение находить причастный оборот в предложенияхобучить алгоритму выделения причастного оборота запятыми...

Разработка урока по теме "Оборот There is/are. Предлоги места"

Это урок по теме "Оборот There is/are. Предлоги места" по УМК М.З. Биболетовой, 4 класс. Урок содержит активные формы работы" Создай идеальный дом", презентацию "Предлоги места", текст оригинальн...

Разработка урока по русскому языку для 7 класса "Деепричастный оборот"

Повторительно-обобщающий урок по теме "Деепричастный оборот" в виде путешествия во времени. Ключевые слова урока: машина времени, мода, молодежь....

Методическая разработка урока "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе по изучению темы "Деепричастие". Конспект урока представлен в виде технологической карты ....