Разработка урока по теме "Причастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке интересны и разнообразны. Они позволяют не только формировать предметные знания, умения, навыки, но и создают условия для освоения обучающимися универсальных учебных действий в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание детей, развивать интерес и самостоятельность - учиться самим добывать знания, делать выводы (исследования в группах, самостоятельная работа с текстом), доступно преподнести изучаемый материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastnyy_oborot.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока Причастный оборот
Класс 7
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: дать понятие о причастном обороте, познакомить учащихся с графическим обозначением причастного оборота в предложении
Задачи урока:
Образовательные: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, формировать навыки грамотного письма.
Развивающие: развивать внимание, память, орфографическую зоркость, умение самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации.
Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию, развивать эстетический вкус учащихся, прививать любовь к искусству слова.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста;
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.
Предметные: знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, понимать отличие зависимого слова от определяемого, уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.
- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья..
- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать….
- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать…
– Встаньте те, кто доволен своей домашней работой.
– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…
- Поднимите руку те, кто готов к получению знаний….
2. Актуализация и пробное учебное действие
Работа с высказыванием
В.И.Даль говорил о причастии: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного». Как понять это высказывание?
(причастие объединяет в себе свойства прилагательного и глагола).
Распределите признаки причастий
(учащиеся сами определяют принципы распределения)
Совершенный/несовершенный вид, определение, признак предмета по действию, род, настоящее и прошедшее время, число, возвратность, падеж.
Обобщение задания: правило о причастии
.Игра «Крестики-нолики»(проверка умений определять причастия)
Обменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку.
Критерии оценки: 0 ошибок – 5; от 1 до 4 ошибок – 4; от 4 до 6 ошибок – 3; более 6 ошибок – 2.
Поднимите руки, кто получил 5, 4, 3! Молодцы!
3. Выявление места и причины затруднения
Выпишите словосочетания причастие + сущ., сделайте разбор
Наблюдение :
Чем отличаются словосочетания в ваших тетрадях от словосочетаний на доске
Розовеющий от лучей, краснеющий вечером, похорошевшая от похвалы, заросший кувшинками, движущийся в темноте, стелющийся по полю
(Эталон ответа: в тетрадях главное слово существительное, в записанных на доске главное слово причастие)
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Сегодня мы познакомимся с причастным оборотом.
Определим цели урока по опорным словам:
Осмыслить….
Усвоить…..
Научиться…
Ученики:
Осмыслить, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота); как употребляются предложения с причастным оборотом в речи.
Усвоить терминологию «определяемое слово», «причастный оборот» (смысловой блок причастного оборота).
Научиться находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота
5. Реализация построенного проекта.
Распределительный диктант.
– А сейчас задание посложнее. Распределите данные словосочетания на две группы:
X |
| X |
а) прич. | +сущ., б) прич. + | сущ. |
Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья, падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей.
– Какие из них можем назвать причастным оборотом?
-Какие можно назвать одиночным причастием?
-Найдите информацию в учебнике
-Составление алгоритма нахождения причастного оборота (коллективно)
Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении
Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:
#1053;айти в предложении причастие ( и подписать над ним : прич.).
2. Найти главное ( определяемое) слово , от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ? (и поставить над ним крестик Х).
3. Найти все слова, которые зависят от причастия ( если они есть), задавая к ним вопрос от причастия.
4. выделить вертикальными черточками с двух сторон причастные обороты
Физминутка
Учитель называет слова разных частей речи. Только при причастии дети встают.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Работа в парах
Прочитать предложения, найти причастные обороты по алгоритму
1. Берёзы, окружавшие площадку, создавали густую тень.
2. Солнечные лучи освещали опадавшие с деревьев листья.
3. В лицо брызнули капли росы, упавшие с задетого колесом куста.
4. Я увидел острый гребень скалы, поднимающийся к самым облакам.
#1057;амостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выделить вертикальными черточками с двух сторон причастные обороты
1. Все грибы, собранные в лесу, мы сложили в одну большую корзину.
2. В саду дети собирали яблоки, упавшие на землю.
3. Груша, растущая в нашем саду, давала плоды один раз в два года.
4. Первым загорелся стоящий возле бани сарай.
#1057;права от меня простиралась равнина, освещенная яркой луной.
Самопроверка по эталону
1. Все грибы, /собранные в лесу /,мы сложили в одну большую корзину.
2. В саду дети собирали яблоки, /упавшие на землю/.
3. Груша, /растущая в нашем саду/, давала плоды один раз в два года.
4. Первым загорелся /стоящий возле бани/ сарай.
#1057;права от меня простиралась равнина , /освещенная яркой луной/.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Нахождение причастных оборотов в предложениях
Костёр, разожженный мальчиками, был виден издалека.
Катя одела новое пальто, сшитое из плотной чёрной ткани.
В честь праздника мама поставила на стол салат, приготовленный из экзотических фруктов
Туго заплетенные косички торчали в разные стороны.
Бабушка, очень обиженная моими словами ,стала запирать двери.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
-Что узнали на уроке?
-Как определить причастный оборот?
-Что заметили в пунктуационном оформлении предложений?
(тема следующего урока)
Домашнее задание
Одно по выбору
1. Составить синквейн на тему «Причастный оборот»
#1057;оставить текст из 5-7 предложений на тему «Осенние зарисовки» с использованием причастий и причастных оборотов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Деепричастный оборот" (ПТТМСО)
Разработка урока русского языка по ПТТМСО по теме "Деепричастный оборот" , проведённого в 7 классе с казахским языком обучения...
Разработка урока "Причастный оборот"
Цели урока:дать определение причастного оборотаразвивать умение находить причастный оборот в предложенияхобучить алгоритму выделения причастного оборота запятыми...
Разработка урока "Причастный оборот"
Цели урока:дать определение причастного оборотаразвивать умение находить причастный оборот в предложенияхобучить алгоритму выделения причастного оборота запятыми...
Разработка урока по теме "Оборот There is/are. Предлоги места"
Это урок по теме "Оборот There is/are. Предлоги места" по УМК М.З. Биболетовой, 4 класс. Урок содержит активные формы работы" Создай идеальный дом", презентацию "Предлоги места", текст оригинальн...
Разработка урока по русскому языку для 7 класса "Деепричастный оборот"
Повторительно-обобщающий урок по теме "Деепричастный оборот" в виде путешествия во времени. Ключевые слова урока: машина времени, мода, молодежь....
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Методическая разработка урока "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе по изучению темы "Деепричастие". Конспект урока представлен в виде технологической карты ....